Расширенный поиск
22 Августа  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Тилчиден кери бол.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Баланы адам этген анады.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ана къолу ачытмаз.

13.07.2019 06:27:11

Проблема понимания запретов в шариатских текстах

0
Лексическая форма запрета в шариатских текстах и в словах ученых может быть выражена разными словоформами, и каждая из них может иметь по несколько значений в зависимости от контекста и других доказательств по вопросу. В общем, положение с выражениями, содержащими запрет (нахью), подобно положению выражений, которые приходят в приказной форме (амр). А их значения уже рассматривались в отдельной публикации, см.: https://muntaqa.info/prikaz


Разнообразие смыслового наполнения выражений в запретительной форме хранит в себе не меньшую опасность для неподготовленного человека, чем разнообразие в значениях приказных словоформ. Эта опасность касается как тех, кто берет на себя дело донесения другим мусульманам значений Корана, сунны и высказываний ученых, так и обычных мусульман, которые берут религию из переводов на русском языке.


Ведь при переводе смысловая гамма текста нередко теряется: переводчик делает многозначительные выражения с запретом однозначными, и, возможно, сам понимает их лишь в одном ключе. Это приводит к тому, что и переводчик, и читатель из выражений, которые могут указывать как на шариатское положение запрета (харам), так и на многие другие шариатские положения, понимают только запрет (харам). В результате они могут начать запрещать то, что не является запрещенным в шариате. Утверждать грех за то, что не является грехом. Дозволять обвинение в нечестии тех, кто не совершил нечестия.

Особенность слова «заджара», которым передается описание запрета

Среди примеров таких выражений можно упомянуть слово «заджара» — удержал, пресёк, одёрнул. Если у захиритского имама Ибн Хазма это выражение означает лишь «сделал харамом», то у большинства ученых оно может означать воспитательную работу, чтобы приучить к воздержанию от нежелательного (макрух) дела. См. практический пример: https://muntaqa.info/koshki

Особенность выражения «ля яджуз», которым передается описание запрета

Также среди примеров таких выражений слова «ля яджуз» — не разрешено. Кто-то его понимает только как «харам», тогда как оно может нести смысл «не является мубахом», а значит, может быть нежелательным (макрух), а может быть запрещенным (харам). И в конкретных вопросах ученые определяют наиболее вероятное и подходящее из значений этого выражения в зависимости от дополнительных данных. Практический пример уже рассматривался со словами имама аш-Шафии: https://muntaqa.info/shbor

Выражение запрета словами «не делай так-то» и передача запрета словом «наха»

При работе с шариатскими текстами чаще всего дело приходится иметь с запрещающими выражениями в повелительной форме «не делайте так-то», и со словами, передающими описание запрета: «наха / янха / манхиюн анху» — запретил / запрещает / это запрещено. Такие выражения, а также их переводы на русский язык вызывают больше всего проблем у читателей.


Так как выражения из Корана и сунны с запретом в повелительной форме — «не делайте так-то», воспринимаются как приказ что-то оставить, а многие слышали, что «приказ означает уаджиб», а значит не соблюсти его — харам. Однако, и приказ очень часто по многим причинам означает не уаджиб, как было рассмотрено в публикации о значениях приказов, и подобные выражения в науке усуль аль-фикх относятся не к приказам, а к запретам, и лексическая форма запрета с точки зрения шариата может указывать на более чем десять значений, лишь одно из которых — «харам».


Подобным образом воспринимается и слово наха / янха / нахью, обозначающее запрет с лексической точки зрения. Оно встречается в переводе выражений, вроде «пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил (наха) то-то и то». — Читатель понимает из них только то, что пророк сделал что-то харамом, ведь обычный иноязычный мусульманин не знает, что в хадисе или аяте на арабском языке слово «запретил» выражено не словом «харам», а словом «наха», которое само по себе обозначает запрет в общем смысле. А харам оно в шариате или не харам — это в каждом отдельном случае нужно возвращать на решение знатоков исламского права.


См.: Значения запретов в Коране, сунне и иных шариатских текстах


Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info


Наши страницы в социальных сетях:


twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают