Расширенный поиск
20 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Бек анасы джыламаз.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Ат басханны джер билед.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.

04.01.2019 11:49:35

Причина суровости и терпимости в разногласиях по вопросам вероубеждения между учеными прошлого

0
Суть вопроса
Кто уделит достаточное внимание истории взглядов представителей исламской мысли в вопросах вероубеждения, тот, оставив предвзятость, сможет заметить два

непреложных обстоятельства:
1. Существует большое количество вариантов детализации убеждений
Так что даже у ученых одного направления при уточнении может быть выявлено немало различий в окончательных вариантах выбранных ими комплексов мнений. Кто-то допускает больший тафвид, кто-то меньший, кто-то в большем количестве вопросов, кто-то в меньшем, кто-то допускает больше тауилей, кто-то меньше. Кто-то подтверждает определенные качества в большей степени, кто-то в меньшей. И так с остальными тонкими вопросами, касающимися столпов веры.
2. Отношение у ученых к инакомыслящим в вопросах убеждений разнится
Если есть некий инакомыслящий ученый, то среди несогласных с ним могут быть такие, которые обвинят его в неверии, могут быть такие, которые обвинят его в нововведенчестве и непричастности к ахлю ас-сунна, и могут быть такие которые скажут, что его позиция на их взгляд ошибочна, но он для них является приверженцем сунны.
И если в каком-то вопросе убеждений разногласят двое ученых, то один может обвинить другого в нововведенчестве, а второй, считая позицию первого ошибочной, не перестанет считать его следующим допустимому пути.
Как бывает и изменение во времени: к одним и тем же взглядам ученые одной школы в некий период времени могут относиться с радикальным неприятием, а в другой временной этап ученые этой же школы обнаружат понимание и признание.
В чем же причина таких различий в отношении к сторонникам иных взглядов?
Ответ
Ответ на этот вопрос дает выдающийся ханбалитский ученый со спорными эпизодами в биографии, современник и ученик имама Такыюддина ибн Таймии, обладатель обширных познаний и острого ума, шейх Наджмуддин Сулейман ибн Абдулькауи ат-Туфи. Его ответ - это, должно быть, лучшее и самое ёмкое, что можно встретить по затронутому вопросу.
В книге "Халляль аль-'укад фи ахкам аль-му'такад" он писал:
"Положения шариата бывают двух видов:
  1. Категоричные. Это такие, довод которых дает категоричность.
  2. Иджтихадские. Это такие, довод которых содержит вероятность из-за того, что возможна разная его оценка.
И это то, в чем сложились разногласия по причине разницы в оценке исследователей. Бывает так, что одни считают некие положения категоричными, в то время как другие считают их иджтихадскими. И наоборот. По этой причине некоторые люди обвиняют в неверии своего противника за некую его позицию, а этот же противник не обвиняет их в неверии за обратные взгляды. Это только потому, что тот, кто обвиняет в неверии, считает положение категоричным в отличие от его противника.
После того, как ты узнал это, мы скажем: положения шариата в действительности бывают трех видов:
  1. Категоричное.
  2. Иджтихадское.
  3. Среднее, которое колеблется между этими двумя.
Примеры категоричного:
  • предвечность Творца,
  • Его уединение (таухид),
  • наличие у Него качеств совершенства,
  • отсутствие у Него качеств несовершенства,
  • появление мира (вселенной) после того, как его не существовало,
  • подтверждение существования пророчеств в общем и в частности в виде признания их возможности или как свершившегося факта,
  • отрицание смешения и единения Аллаха с творениями,
  • неподражаемость и чудо Корана,
  • обязанность выполнения пяти ежедневных молитв,
  • остальные из пяти столпов Ислама
и подобное этому.
Иджтихадские - это положения ответвлений (фикха), которые рассматривают правоведы, начиная с раздела очищения, заканчивая разделом судейства. Сюда же относятся некоторые вопросы усуль аль-фикха и подобное этому.
А средние, которые колеблются между тем и этим - это вопросы, в которых разногласят ашариты, му'тазилиты, ханбалиты и подобные им (направления в области убеждений). Вроде вопроса о Коране, о направлении (джиха), вопрос отношения к аятам с описанием Аллаха, вопрос о предопределении и подобное этому. Этот вид может быть отнесен к категоричным положениям, а может к иджтихадским, поскольку колеблется между ними. И это (существование такого вида положений) - то мнение, которое следует избрать. Таково положение всякого вопроса, находящегося между двумя сторонами (первая сторона - категоричность, вторая - иджтихад), насчет которого есть вероятность правоты другой стороны, поскольку каждая сторона притягивает его к себе".
Связь этого объяснения с историей отношения ученых к обозначенным разногласиям
Это объяснение дает понимание того, почему одни ученые обвинили в неверии глав му'тазилитов, а другие сочли их только нововведенцами. Почему одни ученые-ашариты были суровы к имаму Ибн Таймие, а другие считали его достойным имамом из имамов мусульман. Почему в определенный период времени ученые-ханбалиты считали ашаритов нововведенцами, а затем вернулись к тому, что они относятся к ахлю ас-сунна. И почему имам Ибн Таймия, исписав тома в опровержение ашаритам, и считая некоторые их взгляды ошибочным нововведением, относился к находившимся рядом с ним их ученым с дружбой, поддержкой и почтением. - Не всё, но многое из этого прямым образом зависело от того, насколько категорично подтвержденной или насколько иджтихадско-вероятностной видели эти ученые свою позицию или вопрос разногласия в целом.

Источник и другие материалы об Исламе

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают