Расширенный поиск
15 Сентября  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Ачны эсинде – аш.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Тилчиден кери бол.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.

23.05.2019 04:41:22

Особенности, связанные с временем сухура (принятие пищи перед дневным постом)

0
1. Начало времени сухура

Пишет имам Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (1033 г.х.): "Его начало - с половины ночи".
См. "Гая аль-мунтаха" 1/357.

Это положение особенно важно для постящихся в зимнее время, когда ночь длинная, а день короткий. Если прошла половина ночи, то можно поесть с намерением, что это сухур, и затем лечь спать до самого утреннего намаза. Так получится выполнить сунну и найти больше времени для сна, если есть сложность в том, чтобы встать в более раннее время.

2. Желательно откладывать сухур поближе к началу поста, но не на время сомнения (шакк) в наступлении фаджра

В шариатских науках есть своя градация объективной уверенности в каком-либо положении. На практике она встречается довольно часто и представлена четырьмя категориями:
  1. "Уахм" - допущение, наименее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с небольшой вероятностью, меньше 50%.
  2. "Шакк" - сомнение. Это состояние, когда наличие и отсутствие чего-либо допускают с одинаковой вероятностью, т.е. 50/50.
  3. "Занн" или "галяба аз-занн" - наиболее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с большой вероятностью, более 50%.
  4. "Якын" - убежденность, очевидное знание. Это состояние, когда есть сформированная на основе категоричного знания полная уверенность в чем-либо, т.е. 100%.
В правилах, касающихся сухура и ифтара, эта градация применяется в том числе.

Так, что касается сухура, то его желательно откладывать только до тех пор, пока есть "занн", что все еще продолжается время ночи.

Пишет имам поздних ученых-ханбалитов, шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути (ум. 1051 г.х.): "Сунной является откладывать сухур, если нет опасения наступления второго (истинного) рассвета, согласно хадисам, среди которых переданный Зейдом ибн Сабитом, который сказал: "Мы провели сухур с пророком, мир ему и благословение Аллаха, затем встали для молитвы (намаза фаджр)". Я спросил: "Сколько времени было между ними (между окончанием сухура и началом фаджра)?" Он ответил: "По размеру прочтения пятидесяти аятов". В передаче хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим. И потому что это больше укрепляет для поста, к тому же постящийся оберегается от ошибки и выходит из разногласия».
См. "Кашшаф аль-кына'" 2/331.

Разногласие, о котором идет речь, заключается в том, можно ли принимать пищу, когда "занн" о том, что все еще ночь, переходит в "шакк". Некоторые ученые не разрешили продолжать прием пищи в это время. И если постящийся ограничится временем "занна", прекратив есть и пить до наступления "шакка", то тем самым избежит попадания в ситуацию о которой разногласят ученые: действителен пост такого человека или нет.

3. Принимать пищу и питье во время сомнения (шакк) в наступлении фаджра разрешено

Когда заканчивается "занн" и начинается "шакк", откладывать сухур перестает быть желательным и остается просто разрешенным. Таково решающее мнение в ханбалитском мазхабе.

Пишет шейх Абу ас-Саадат аль-Бухути: "Не считается порицаемым (макрух) еда и питье при сомнении (шакк) в наступлении времени второго (истинного) рассвета. Сказал Ахмад, как передал Абу Дауд: "Если он сомневается в наступлении фаджра, то может есть пока не станет убежден в его наступлении". - Потому что основа в том, что продолжается время ночи".
См. "Кашшаф аль-кына'" 2/331.

Источник: Культура и правила сухура и ифтара. Ханбалитский фикх

Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai
Фейсбук: https://www.facebook.com/muntaqainfo
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают