Расширенный поиск
30 Мая  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ханнга да келеди хариблик.

20.09.2019 18:33:31

Как исламские ученые могли сказать, что существуют хорошие нововведения?

0
Обычно, сторонников этого мнения даже не пытаются понять. Просто осуждают, пытаются опровергать, заявляют об их ошибке и, может быть, даже обвиняют в чем-то таком, что не может исходить даже от мусульманина с самой слабой верой, и что тем более невозможно для ученых, от которых известно это мнение. Возникает вопрос: насколько оправдано такое поведение? Может быть и в самом деле это всего лишь безосновательное заблуждение некоторых шейхов прежних времен?

Объяснение мнения о существовании хорошего нововведения.

Посмотрим, как объясняется это мнение, и не противоречит ли оно достоверному хадису "каждое нововведение - заблуждение".

Писал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии: "Слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Каждое нововведение - заблуждение", - это общее ('ам), которое конкретизировано (ограничено в смысле, махсус), и подразумевается в них большинство нововведений, (а не все). Языковеды сказали, что нововведение - это все, что совершается без предшествующего примера.
Сказали ученые: нововведение делится на пять видов - обязательное, желательное, запретное, нежелательное и дозволенное.
Среди обязательных - упорядоченное составление доводов мутакаллимов для опровержения безбожников и нововведенцев и тому подобное.
Среди желательных - составление научных трудов, строительство школ и общежитий (для суфиев и учащихся).
Среди дозволенных - использование разнообразия в цветах (видах) еды и другое.
А запретные и нежелательные ясны"
.
См. "Аль-Минхадж. Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж" 6/154-155.

Мы увидели, что это мнение отстаивает почитаемый всеми имам ан-Навави.
И что он знает об этом хадисе, и сам опирается на него, используя его в отношении большинства нововведений, но говорит, что значение хадиса не всеохватывающее, а ограниченное.

Возможно ли такое, чтобы в шариатском тексте пришло слово "все, каждый", и значение такого выражения было не всеохватывающим, а ограниченным?

Писал имам ан-Навави: "Слова "каждое нововведение" содержит дополнительное подтверждение - "каждое", однако, вместе с тем, оно конкретизировано (ограничено в смысле) подобно словам Всевышнего: "Он уничтожает всякую вещь". (Пески, 25)".
См. "Аль-Минхадж. Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж" 6/155.

Чтобы было понятнее, о чем говорит имам ан-Навави, приведем полностью контекст упомянутой им части аята, в которой сказано об уничтожении всякой вещи:
"Когда же они увидели его (наказание) в виде тучи, надвигающейся на их долины, они сказали: «Это – туча, которая прольет на нас дождь». О нет! Вот то, что вы торопили, – ветер, несущий с собой мучительные страдания.
Он уничтожает всякую вещь по велению своего Господа. А на утро от них остались видны только их жилища. Так Мы воздаем грешным людям". (Пески, 24-25)

Пример, приведенный имамом ан-Навави интересен тем, что дает ответ сразу на два вопроса в науке усуль аль-фикх:
- возможна ли конкретизация (сужение смысла шариатских текстов) в которых используется слово "каждый, всякий", дающее всеохватывающий смысл?
- Возможна ли конкретизация (сужение смысла шариатских текстов) посредством данных, получаемых органами чувств человека?

Ответ на эти два вопроса: да, возможна. Аллах сказал "уничтожает всякую вещь", но мы видим своими глазами, что земля не уничтожена, видимый небесный свод не уничтожен. Значит под словом "всякий/каждый" здесь не подразумевается абсолютно всякий и каждый, и слово "всякий" в этом аяте имеет более узкое значение.

Таким образом, может быть такое, что в шариатских текстах приходит слово "каждый/всякий", значение которого сужено, и не является всеохватывающим. Но если в случае с ветром, который "уничтожает всякую вещь", доказательством конкретизации и сужения смысла служат показания органов чувств, то что может указывать на конкретизацию и сужение смысла в хадисе "каждое нововведение - заблуждение"? И какова форма этой конкретизации, сужения смысла?

Писал имам Абу аль-'Аун ас-Саффарини аль-Ханбали: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто внесет" - то есть изобретет, - "в это наше дело" - то есть в нашу религию и наш шариат, который установил Аллах, - "то, что не из него" - то есть кто придет в эту религию с тем, в пользу чего не свидетельствует какая-либо из основ этой религии, то на это (привнесенное им) не обращают внимания".
См. "Кашф аль-лисам. Шарх Умда аль-ахкам" 6/443.

Как видно, конкретизация связана с критерием "то, в пользу чего не свидетельствует какая-либо из основ религии". В таком случае конкретизированный смысл хадиса будет следующим: "Каждое нововведение, в пользу которого не свидетельствует какая-либо из основ религии - заблуждение".

Осталось понять: откуда взялась эта конкретизация?

И это совсем не сложно, если вспомнить другой хадис: "Кто ввел в это наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто". - Из этого хадиса понимается, что если кто-то ввел "в это наше дело" то, что "из него" - то есть у чего есть основы в шариате - то введенное им не будет отвергнуто.

Писал хафиз Ибн аль-Муляккын аш-Шафии: " "То, что не из него" - то есть не опирающееся ни на что из шариатских доводов.
А что касается ответвлений основ, которые "из него", то к ним не относится это "отвержение", как, например, с записыванием Корана в мусхафы, уточненным изложением мазхабов, книг грамматики, математики, наследственного права и других наук".
См. "Аль-Му'ин 'аля тафаххум аль-арба'ин", с. 152.

И на эту же конкретизацию указывают многие высказывания сподвижников о хороших нововведениях, когда новшества, о которых шла речь, имели основу в шариате.

Источник и дополнения: Как относиться к выражению «хорошее нововведение» (бид’а хасана)?

Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | Яндекс.Дзен

Популярные Блоги

Облако тегов

#природа #Ставрополь #музыка 2012 Education абазины Акай Акаев художник мастер-класс арт-медиа проект Мир глазами детей алания Алий Канаматов Альберт Узденов анекдоты ароматных хлеб ата къазауат буддизм будка будка для собаки Ван Гог Газаев Германия горелка на отработаном масле Даруль Аркам Ахра Алания Таинства мирского испытания дед мороз дети жизнь заговор заюково интернет Ислам кёчгюнчюлюк Кавказ как сделать полку в гараже Карачаево-Черкесия Карачаевск карачаевцы КБГУ КЧР Къарайчай Любимое межнациональные отношения Меч Аллаха молодежь Моя Страничка нововведения нововедение новшество Новые сотрудники Новый Год Новый год НФ полка в гараже Постимпрессионизм Поэзия праздник Предрассудки РКНК сёзле самоделки сарказм Северный Кавказ стереотипы стихи... весна)) Теберда телефон Теппеев Уолт Уитмен фестиваль фольклор Черкесск Экстремизм эльба эльба-с юмор

Сейчас обсуждают