Расширенный поиск
23 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.

10.01.2019 10:04:04

Должен ли муфтий в ответе объяснять, каким образом и из каких доводов получен его ответ?

0
Мнения по этому вопросу таковы:
Первое: муфтию следует стараться упоминать доказательства и объяснять, каким образом из них извлекается его ответ на заданный вопрос
Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Муфтию следует упоминать довод (далиль) и подходк извлечению ответа из него, насколько это для него возможно, и не выдавать ответ обратившемуся за фатвой в упрощенной форме, без довода и указания подхода. Ведь это от скупости и малых припасов в знании". См. "И'лям аль-муваккы'ин" 4/161.
Второе: муфтию не следует упоминать доказательства, и не нужно разъяснять, как получен ответ
Сказал имам Абу аль-Хасан аль-Мауарди аш-Шафии: "Муфтию следует отвечать кратко, ограничиваясь тем, что "это - разрешено", или "не разрешено", или "это - истина", или "это - несостоятельно". И не стоит отклоняться к развернутым ответам и приведению доказательств, чтобы была разница между выдачей фатвы и составлением научного труда".
Также сказал: "Если будет допущен переход границ в немногом, то будет допущен и во многом, и тогда муфтий станет учителем, однако, всему свое место".
См. "Адаб аль-муфти уаль-мустафти" 1/77.
Третье: рекомендуется не упоминать доказательство при ответе обычному мусульманину и упоминать его при ответе знающему фикх.
Сказал один из ранних имамов шафиитского мазхаба Абу аль-Касим ас-Саймари: "(Муфтий) не упоминает доказательство при ответе обычному мусульманину и упоминает, если дает фатву факыху. Как если какой-то (факых) спросит о никахе без уали, то хорошо будет, если он (муфтий) скажет: "Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "Нет никаха, кроме как с уали".
См. "Аль-Маджму'" 1/52.
Сказал имам аль-Хатыб аль-Багдади аш-Шафии: "Нет такого в обычае (ученых), чтобы в фатве упоминался путь иджихада: ни способ использования кыяса, ни способ приложения доводов. О Аллах, может быть за исключением ситуаций, связанных с тем, что посчитает полезным судья, и укажет на путь иджтихада, обозначит тот пункт, на котором основан ответ на вопрос. Или если другой (муфтий, судья) дал об этом фатву и ошибся в этом по его мнению. И тогда этот намекнет (на путь иджтихада) тому, кто дал фатву вместе с ним, чтобы предоставить ему свое оправдание в противоречии ему, или чтобы пробудить в нем осторожность к тому мнению, к которому он склонился. А тот, кто дает фатву простому мусульманину, не подвержен чему-либо из этого".
См. "Аль-Факых уа аль-мутафаккых" 2/406.

См.: О доводах и правилах их предоставления

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают