Расширенный поиск
26 Мая  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Тамчы таш тешер.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.

05.12.2018 21:50:54

Шейх, мухаддис Абдуррахман аль-Муаллими: Чего нужно достичь, чтобы иметь право делать выводы из доводов?

0
Писал мухаддис, шейх Абдуррахман ибн Яхья аль-Муаллими аль-Ямани (1313 — 1386 гг.х.):
«Не годится разумному бросать себя в море приложения доводов, пока он не соберет в себе следующие качества:

1. Совершенство (мастерство, точность) в арабском языке и долгое его использование. Потому что мы встречаем среди ученых-неарабов тех, кто ошибается в понимании аята или хадиса, и нет у нас сомнения в том, что он ошибается. Но, вместе с тем, нам тяжело убедить его в этом, используя какое-либо из правил, упомянутых в книгах грамматики и не только. И это только потому, что осталось из правил понимания языка то, что познается только посредством полноценной практики и развития настоящего чувства языка. И даже исследованные и развернуто изложенные правила в большинстве своем не получится (правильно) применить на практике без опыта и развитого чувства (границ и оттенков значений).
Таково положение не только в арабском языке, это касается и остальных наук.
Разве ты не видишь, что среди имамов-муджтахидов есть такие, которые используют в качестве довода истихсан, и они объяснили его как «довод, выражающий то, что сформировалось в сердце муджтахида, и что он неспособен выразить словами».
Подобное говорят и имамы хадисоведения о познании скрытых недостатков хадисов, так что даже имам Абдуррахман ибн Махди сказал: «Это — озарение (внушение свыше)». И если ты скажешь тому, кто занимается суждением о скрытых недостатках хадисов: «Откуда ты это взял?» — У него не будет ясного доказательства на его слова…

2. Знание смыслов и способов их выражения (раздел науки «красноречие») с багажом знания стихов арабов и пониманием их смыслов…

3. Знание науки «усуль аль-фикх» и свободное владение ею в качестве уже исследователя, а не просто последователя. Так же большой опыт в соотнесении ответвлений с основами.

4. Знание науки «терминология хадисоведения» и свободное владение ею, а так же обладание добротным уделом из знания положений передатчиков…

5. Большой опыт в чтении сборников хадисов, достижении их понимания, познании достоверных и слабых из них, практике данного навыка, пока у него не будет развита правильная способность распознавать скрытые недостатки и совмещать противоречивые передачи…
Сюда же относится знание пророческого жизнеописания, положения арабов до Ислама, сведений о сподвижниках, ученых табиинов и таби-табиинов.

6. Знание ученых, их степеней в знании и отличительных особенностей, в которых одни из них, превосходят других…

7. Первое по значению и более всего достойное особого внимания: большой опыт в размышлении над Книгой Аллаха и достижении понимания ее смыслов. Пусть проверяет свое понимание и повторяет испытание для самого себя, пока не достигнет полной уверенности в том, что его понимание — это понимание ученых…

8. Чистосердечность, любовь к истине, очищение своего сердца от страсти, фанатичной приверженности, любви к высокому положению среди людей, известности и одержанию верха над другими. Чтобы самой большой заботой для него было соответствие истине, даже если он будет в этом противоречить своим отцам, своим шейхам, и будет враждебно к нему большинство людей.
Вместе с этим ему надлежит бережно относиться к выполняемым видам поклонения и очищать себя от всех видов ослушания насколько сможет, все время моля Великого и Величественного Аллаха, чтобы Он наставил его, направил, поддержал, указал верный путь.
Часто говорить: «О Переворачивающий сердца, укрепи мое сердце в Твоей религии», — и: «Наставь меня в том из истины, относительно чего разногласят с Твоего дозволения»…

Пусть приумножает мольбы о благословении и мире для пророка, мир ему и благословение Аллаха; приумножает свою любовь к нему, его семье, мир им, сподвижникам, да будет доволен ими Аллах; приумножает почтительное отношение к ученым и праведникам.


И если довод обяжет его пойти в противоречие некоторым из них, то пусть это не подтолкнет его к пренебрежительному отношению к ним и очернению их. Пусть признает и соблюдает их достоинство, находит им оправдания насколько сможет, сохраняя приверженность истине, где бы она ни была.

Если кто-нибудь скажет: «А собрал ли в себе эти качества автор этого послания?..»
Я отвечу: нет, я не таков, и даже не близок к этому.
Но, как говорится:
«Когда потрескалась земля и высохли угодья,
Растет хотя бы ломкая трава».
См. «Раф’у аль-иштибах» 1/315.

Источник перевода и оригинал на арабском

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают