Расширенный поиск
22 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Тил – миллетни джаны.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.

10.09.2018 09:27:38

Сетевой маркетинг с точки зрения Ислама

0
Ответ Постоянного комитета по фатвам Саудовской Аравии
Фатва №22935

Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.
А затем: в Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам поступило много вопросов о деятельности компаний сетевого или пирамидального маркетинга, вроде компании «Бизнес» или «Хиба аль-Джазира». Суть деятельности которых заключается в том, чтобы убедить человека купить их товар или продукт с тем, чтобы он принялся убеждать других тоже купить, чтобы другие тоже принялись убеждать других и так далее. Чем больше будет уровней участников, тем больше комиссионных получает первый из них, так что это могут быть тысячи риалов (валюта КСА). И каждый участник убеждает следующего присоединиться, чтобы заработать большие комиссионные, которые он может заполучить, если преуспеет в завлечении новых участников в члены организации. Это называется сетевым или пирамидальным маркетингом.

Комитет отвечает, что данный вид торговых отношений запрещен (харам). Потому что целью этой деятельности является получение комиссионных, а не продуктов производства. Комиссионные достигают десятков тысяч, в то время как стоимость продукции не превышает нескольких сотен. И каждый разумный, которому предложат сделать выбор, выберет комиссионные. Поэтому такие компании в своем маркетинге и продвижении товаров опираются на завлечение большими размерами комиссионных, которые может получить участник, на обольщение его чрезмерно большой прибылью за малую плату — плату за стоимость продукта. Таким образом, продукция, которую представляют эти компании — это только лишь прикрытие и средство для получения комиссионных и прибыли.
И поскольку такова суть данного вида торговых отношений, то оно является запретным (харам) по следующим причинам:

Во-первых, потому что в нее включены оба вида ростовщичества (риба) — ростовщичество надбавки (фадль) и ростовщичество задержки (насиа). Участник платит небольшую сумму, чтобы получить большую. Он обменивает деньги на деньги с разницей в размере и отсрочкой. Это и есть ростовщичество, которое запрещено ясным шариатским текстом (насс) и единогласным мнением (иджма’). А что касается товара, который компания продает клиенту, то это только прикрытие для обмена. Этот товар не является целью участника и (потому) не влияет на правовое положение (сделки).

Во-вторых, потому что это вид обольщения неизвестным при угрозе потери (гарар), который запрещен (харам) в шариате. Ведь участник не знает, сможет он привлечь нужное количество других участников или нет. Пирамидальный или сетевой маркетинг, сколько бы он ни распространялся, достигнет положения, на котором остановится, и участник, когда присоединяется к пирамиде, не знает, окажется ли он в верхних этажах пирамиды и получит прибыль, или окажется в нижних этажах и будет в убытках. А действительность такова, что большинство участников пирамиды оказываются в убытке, кроме мизерного количества людей, находящихся в ее верхушке. Получается, что преобладает убыток, а это и есть суть «гарара» — вероятность двух исходов, преобладающий из которых более пугающий. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил «гарар», как передал Муслим в «Сахихе».

В-третьих, посредством этой деятельности торговые компании незаконно заполучают имущество людей. Поскольку пользу от нее получает только компания и тот из участников, посредством выплат которому завлекают и тешат обманчивыми ожиданиями других. С запретом этого пришел ясный шариатский текст, как сказано в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали, не пожирайте незаконно ваше имущество между собой».

В-четвертых, по причине того обмана, подтасовки и мошенничества, которые содержатся в данной деятельности. Со стороны того, что представляется, будто продукция — это цель торговых взаимоотношений, а действительность обратна этому. И со стороны того, что людей обольщают большими комиссионными, которые, в основном, не достигаются. Это относится к обману, запрещенному шариатом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто обманывает, тот не от меня». Хадис передал Муслим в «Сахихе». И сказал: «Оба участника сделки имеют право выбора, пока не разлучатся. И если они оба были правдивы, то будет благословенна их сделка. А если лгали и скрывали, то стирается благословение их сделки». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Мухаммад Али аш-Шейх.
Члены: Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Гудаян, Абдуллах ибн Мухаммад аль-Мутляк, Абдуллах ибн Али ар-Рукбан, Ахмад ибн Али Сейр аль-Мубараки.
См. «Фатауа аль-Ляджна» 2/238-242.

Источник и постановления ученых других стран: https://muntaqa.info/setmarket

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают