Расширенный поиск
17 Августа  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Эринчекге кюн узун.

15.10.2011 13:53:05

Прошла презентация общественной организации "Барс-Эль"

0


8 октября 2011г. в здании Балкарского государственного драматического театра им. К.Ш. Кулиева в Нальчике состоялась презентация Межрегиональной Общественной Организации содействия сохранению и развитию карачаево-балкарских традиций «Барс Эль».

Асият Гериева поясняет sk-news.ru, что организация учреждена в Москве (с отделениями в Санкт-Петербурге, КЧР и КБР) по инициативе Фонда Содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эль6русоид» 30 декабря 2010 года. «Барс Эль» будет работать над возрождением и сохранением традиций, воспитанием подрастающего поколения, заниматься вопросами образования, культуры, спорта, а также сохранением дружеских отношений с соседними народами и многим другим.

Презентация собрала известных в Кабардино-Балкарии деятелей науки, культуры, искусства, медицины, спорта, бизнеса, представителей общественной, политической и религиозной сфер. Большой интерес к событию проявила молодежь. В президиуме сидели такие уважаемые и известные люди: Мухадин-Хаджи Циканов; Заместитель руководителя аппарата президента КБР Мурат Ксанаев; советник Президента КЧР, Заслуженный артист России Альберт Узденов; Народный поэт Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, лауреат государственной премии РСФСР им. М. Горького Танзиля Зумакулова; один из учредителей «Барс Эль», Президент федерации альпинизма КБР, прославленный альпинист Абдул-Халим Ёлмезов; Председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа), председатель «Барс Эль» и Президент Фонда «Эльбрусоид» Алий Тоторкулов.

«В «Барс Эль» войдут представители всех фамилий независимо от численности, древности и географического расположения. Он организован народом и для народа и будет работать над национальной идеей и стратегическим развитием карачаево-балкарского народа. Каждая народность состоит из пяти основных столпов, при отсутствии которых ни одна общность не может называться народом – это язык, культура, история, религия и территория компактного проживания, – рассказал Алий Тоторкулов. - «Эльбрусоид» станет молодёжной частью «Барс Эль» и окажет большую поддержку организации», - отметил он. «Для этого у фонда есть материально-техническая база, большой опыт общественной деятельности, новые технологии и, самое главное, патриотическая молодежь», – добавил Тоторкулов на презентации «Барс Эль» в Кабардино-Балкарии.

Для того чтобы обозначить предназначение Организации на презентацию в качестве экспертов были приглашены люди, которые не первый день работают в своей отрасли и они очертили тот круг насущных проблем карачаево-балкарского народа, который нужно решать «здесь и сейчас». Так, по мнению Доктора филологических наук, профессора Муссы Кетенчиева проблемы, связанные с незнанием, а порой и нежеланием учить родной язык возникают уже не только в городах, но и во многих селах. «Нарушено ценностное отношения к родным языку и культуре, что наблюдается у многих представителей карачаево-балкарского народа даже у тех, кто по роду своей деятельности призван хранить и преумножать богатство языка», - сказал он. По мнению профессора, родной язык должен рассматриваться в аспекте общечеловеческого образования, представляющий собой наиболее существенный составной элемент гуманитарного образования. Как преподаватель вуза, Кетенчиев отмечает, что с каждым годом лексический запас детей становится все беднее. А самая главная проблема, по словам ученого в том, что сфера функционирования языка ссужается с каждым днем. В этой связи нужно обеспечить образовательные учреждения высококвалифицированными кадрами, современной учебно-методической литературой, материально-технической базой.

Экспертом по вопросам религии выступил известный богослов и общественный деятель Мухадин-Хаджи Циканов. Во время выступления Хаджи в зале никто не шелохнулся, хотя говорил он совсем нелицеприятные слова. «Вы, все собравшиеся здесь, люди высокообразованные и на вас лежит ответственность перед вашими сородичами, - говорил он. - Сейчас время богатых, умных предприимчивых людей. Сильный так и норовит затоптать слабого. На что будет похож народ, если у него не будет образованных представителей? Знания – это великий дар Всевышнего и они должны быть использованы во благо всего народа. Никто не вправе принимать позицию наблюдателя… Ислам – это, прежде всего религия знаний! Как наш народ понимает сейчас ислам? Да есть люди, умело воспользовавшиеся религиозным невежеством. Наша молодежь, наученная жить по книгам теории ваххабизма - врага исламской религии, нахлебалась немало горя!

Что касается отправления религиозных обрядов, то, по мнению Циканова, очень скоро мы утратим все обычаи и традиции. «Нынешние эфенди говорят, что нельзя за умершим давать милостыню, нельзя за ним читать зикир, и, самое возмутительное, нельзя за умершим читать заназы намаз (совершать погребальный молебен)! Так зачем мне нужно твое образование, если ты не в состоянии служить своей умме»? – вопрошал Хаджи.

С докладом об экономике и территории современного расселения народа выступил доктор экономических наук Борис Рахаев. Он долгое время проработал в правительстве Кабардино-Балкарии, возглавлял в разные годы министерства финансов, экономического развития и торговли, контрольно-счетную палату КБР. По его мнению, экономика КБР и КЧР сейчас переживает не лучшие времена. «Экономика узко диверсифицирована. Наши два субъекта страдают от того что мы двигаемся в разных направлениях. По-разному можно говорить о тех глобальных экономических проектах, которые реализуются, в том числе и на всем Северном Кавказе. По его мнению, однобоко развивающаяся экономика не приведет к процветанию. Мы не должны забывать того чем жили наши предки и непременно должны поднимать животноводство и земледелие, конечно же на Кавказе надо развивать и туризм.

Для доклада о современном состоянии культуры карачаево-балкарского народа на сцену вышла председатель Культурного центра «Эртур» Лидия Жабелова, которая лишь обозначила некоторые моменты, и уже стало понятно, что многое упущено. К слову сказать, самому молодому балкарскому писателю 50 лет! Вышедший ей на смену Альберт Узденов, с присущей ему образностью мышления, более живо описал истинное состояние культуры карачаево-балкарцев. «Сейчас уже стоит вопрос о том есть ли будущее у таких малочисленных народов как мы? – начал он свою речь. - Если мы сами не убережем свою культуру, религию и землю, то есть опасение, что можем попросту исчезнуть с лица земли. Сегодня многие вещи указывают на то, что наша национальная самобытность исчезает. Это видно на свадьбах, в песенном искусстве, в танцах. Кто думает, что родной язык не нужен за пределами своей республики, глубоко заблуждается. Народное поэтическое наследие не раз подтверждало, что оно возвышает нас над вселенной! А стихи великого Кайсына Кулиева заставили говорить о нас на многих языках мира! Ничуть не умоляя свои достоинства, мы должны проявлять уважение и к соседним народам», - сказал Альберт Узденов.

Традиционную направленность организации подтверждает и принцип формирования ее структуры. Старинный институт «тёре» существовал в древности у народа и решал все насущные проблемы сообща. Его вердикт считался окончательным и обжалованию не подлежал. Никто не осмеливался нарушать эти решения. В переводе с карачаево-балкарского языка «тёре» означает «святой совет». «Барс Эль», который хочет стать продолжателем данной традиции, предполагает равное представительство людей всех фамилий, независимо от численности, древности и географического расположения. «Барс Эль» организован народом и для народа и будет работать над национальной идеей и стратегическим развитием карачаево-балкарского народа. Существовать «Барс Эль» будет преимущественно на членские взносы.

Свой съезд «Барс эль» планирует собрать в ноябре-декабре 2011 года, а до этого все фамилии должны определить, кого делегируют на собрание и уполномочат принимать решение от своего имени.

Комментариев нет

Популярные Блоги

Облако тегов

Сейчас обсуждают