Цитата |
---|
Тахир пишет:
Цитата |
---|
кеме2 пишет:
Маздакиты...
|
Ты хочешь историю ироно-дигорцев с одной лжи - про алан, на другую ложь - про маздакидов перевести? Они к мазадкидам ни какого отношения не имеют. Нет ни одного источника, который когда-либо локализовал маздакидов на перевалах Центрального Кавказа или вблизи. Ироно-дигорцы в своей иранской составляющей - потомки военных гарнизонов империи Сасанидов, и ничьи другие.
|
Всякая нация представляет собой сложный этногенез. И осетины тоже. Ироны, как и кудары - безусловно это гарнизонники империи Сасанидов. А если еще более точно , то просто грузины, перенявшие речь этих самих гарнизонников сасанидов. Ибо ДНК у иронов все таки грузинское , а не персидское. Тут твоя версия происхождения осетин - единственно верная. Ироны и кудары живут по обе стороны БКХ , по обе стороны Дарьала и не иметь отношения к персам не могли. Более того, в более поздние времена уже в присутствие на перевале арабского Халифата осетины набрались от них и арабизмов. Арабизмов для народа не исповедующего Ислам осетин неприлично много в их речи. Арабизмы в ОЯ занимают третье место по заимствованиям. С иронами и кударами вроде все понятно.
Но есть другие нестыковки. Дигорский язык удален от иронского на 1 400 лет. И это по самым скромным до безобразия подсчетам. Когда уже ощюшается засилие иронского языка в Дигории. И после неимоверных усилий объединить эти два народа иронов и дигорцев. После репрессий в первые годы советской власти против дигорского языка. Его признали контрреволюцтонным.
Абаев по глупости душевной объясняет удаленность этих двух языков , тем что скифы! волнами заселяли территорию Осетии. И в разное время. То есть , говорит о разных народах, но скифах.
Теперь смотрим. Гаплогруппа - носитель иронского языка имеет возраст 1 200 лет. А разница в языках - 1 400 лет. Должна быть гаплогруппа - носитель дигорской речи. Но ее мы не видим.
Теперь смотрим на гаплогруппы дигорцев. Хозяева Дигории - тюрки. Это и видно по аристократическим родам , чудом уцелевшим после мухаджирства, отстрела в кавказской войне и массовых репрессиях во времена советской власти. Вся аристократия Дигории носит гаплогруппы R1b, и Q1. То есть, совершенно не осетинские гаплогруппы. Частью родственные к КБ. Это единственные владельцы земли и прочих благ. Остальной народ представляет собой следующие социальные группы.
0- Кавдасарды. Это дети уазданов, таубиев рожденные от фарсаглагов, косагов и прочих. Из-за ужасных социальных условий перечисленные отдавали своих дочерей в жены к своим хозяевам. Это повышало их статус и укрепляло на месте обитания. Так как землевладелец мог в любой момент отказать в пользовании землей фарсаглагу. Обычное право осетин предусматривало в таком случае следующее. Фарсаглаг полностью оставлял свое имущество хозяину и покидал землю. Дети от таких браков обычно селились около дома отца и были вынуждены работать на него, не имея полного права наряду с "законными" детьми, то есть детьми от первой "правильной " жены.
1-Фарсаглаги - "люди сбоку" или фарсийцы. Это основная масса осетин, примерно 80-90 процентов. Это просто безземельные прищельцы , арендовавщие земли у тюрков. Тюрки , как и положено , как практиковалось и у КБ жили родо-племенным строем, то есть фамильными кварталами. Осетины называют эти фамилии "стыр мыггаг" или "тыхджын мыггаг", то есть сильные фамилии или большие фамилии. Пока оставим вопрос откуда пришли фарсаглаги в Дигорию открытым.
2- Хехесы. Это тоже безземельный люд. Тоже арендующий землю и "тыхджын мыггаг" или "стыр мыггаг". Я думаю по совершенно понятным причинам, это понятие "хехес" все исследователи - осетиноведы оставили совершенно без внимания. Само понятие "хехес" - чужой, то есть опять "панаехавший". Пока тоже оставим вопрос откуда понаехали открытым.
3- Косаги. Это вообще бесправные рабы. Купленные или угнанные. Свет на происхождение оных может пролить только ДНК- генеалогия.
Царей всея Осетии рассматривать не будем , смешно ведь. По простоте душевной Хецау заикнулся было про них, а любители заглянуть в словари и пропустили гонево. Царь по осетински- "патдзах", государство "падзахат". Происходят оба слова от тутулов тех самих сасанидских правителей- падишахов. То есть "патзах" - исковерканное падишах. Государство - падишахство. Прочее страшное гонево про Царазонта - Цезарон, то есть Цезаревичей, которые Гай Юлиевич Октавианы , тоже нельзя без слез рассматривать, но это гонево от самого Абаева.
Однако не все фарсаглаги были в полной зависимости от уазданов и таубиев. К примеру в Алагирском ущелье образовалось безклассовое общество. Своим происхождением от куда Хохаг и хвастанул. )))) Факт того что и независимое осетинское общество называлось фарсаглагским идет в пользу того ,что фарсаглаг будет правильным этимологизировать как "фарсиец", а не "человек (раб) сбоку". Вот что поведал нам осетинский фольклор об отношениях тогда еще тюрков - дюгеров с фарсаглагами Алагира.
Песня про Мисирби Карадзаути. (Мисирбий Караджаев) Из осетинского фольклора.
Что за чудо: погожим днем
В Алагирском ущелье — гром.
Гром грохочет, не унимается.
Ой, в ущелье гремит не гром,
Мисирби за чужим добром
К Алагирским горам пробирается.
Белый весь с головы до ног
Восседает Илья-пророк.
Не гроза гремит — он ругается.
Не Илья-пророк, не гроза,
А хромой Кубадти Бекмирза
Среди всадников возвышается.
Вместо сердца с камнем в груди
Мисирби летит впереди.
На грабеж спешит, ухмыляется.
Всадник, скачущий впереди,
Ты не радуйся, погоди.
Не случилось бы после каяться.
Всадник, скачущий впереди,
За чужое добро плати.
Ты трофея не взял богатого.
Получил ты, чего не ждал —
Пулю в голову, в грудь кинжал
Бедняка Кудзага Дзембатова.
.......
Перевод..
Бадилаты зæронд зарæг (иронау)
Уæй, æмæ Бадилатæ куы 'рбамбырд вæййынц,
Куы 'рбамбырд вæййынц рæсугъд цъæх фæзмæ,
Сæ бæхтæ дæр хæрзарæзтæй
Сæ фарсмæ уым куы лæууынц.
Хъарадзауты Мысырби дын
Куы бадзуры йæ кæстæртæм:
– Фæцæуæм та, цæй, мæ хуртæ,
Тых кæнынмæ Уæлладжырмæ!
Æртæрæм дзы стыр дзугтæ,
Нæ хистæртæн скад кæнæм,
Уæд афтæмæй куы рацæуынц
Лæгæвзæрстæй Бадилатæ,
Уæлладжырмæ куы бацæуынц,
Сæ нард бæхтыл куы рахъазынц;
Уæлладжыры рæгъæуттæ дын
Сæ разæй уæд куы раскъæрынц,
Заргæ, заргæ куы рацæуынц,
Сæ хъал бæхтыл куы рахъазынц.
Бадилатæ куы 'рхæццæ сты
Уæлладжыры Бызыбынмæ.
Бызыхъæуæй, дын, комырдæм
Уæд Бутатæй иу нæуæг чындз
Дон хæссынмæ куы 'рцæйцыди.
Бадилаты куы ауыдта.
Фæстæмæ дын куы фездæхти,
Куы сызгъордта сæ хæдзармæ,
Æвзонг лæппу-сабимæ дын
Куы бадзырдта уый сабыргай:
– Ысдзур, мæ хур, нæ дадамæ,
Куы рацæуынц тыхгæнджытæ.
Уæд бадзуры сæ зæронд лæг
Сæ уайсадæг нæуæг чындзмæ:
– Уайсадыны сæр нал хъæуы,
Нæ фæсивæд уыгæрдæнтæм
Хоскæрдынмæ фæцыдысты...
Тыхгæнджыты фæхъахъхъæ, чындз,
Кæд фыййæуттæ сæ рæгъæуттæ,
Мыййаг, мæ хур, æрбаскъæрынц.
Зæрондмæ дын сæ нæуæг чындз
Уæд уайсадын куы фæуагъта:
– Ыстыр дзугты сæ хъал бæхтыл
Куы фескъæрынц тыхгæнджытæ,
Нæ хъоммæ дæр фæлæбурдтой
Фæтæрынц сæ сæ дзугтимæ.
Зæронд лæг дын уæд дураууон
куы рабадтис æд хъыримаг,
Гæрæхтæ дын куы райдыдта
Тыхгæнджыты – Бадилаты.
Фыццаг æхстæн куы рахауди
Йæ хъал бæхæй сæ раздзæуæг
Хъарадзауты хъал Мысырби.
Бадилатæ уынгæг кæмтты
Куы лыгъдысты æмхæццæйæ,
Куы ныууагътой стыр дзугтæ
Бызыбыны, уынгæг комы.
Радзырдта йæ Дулаты Ахболат, 1936 аз, 12 сентябрь, Куырттат, Хидыхъус. Ныффыста йæ Плиты Харитон.
ЦИГСИИ-йы архив, фольклор № 25, папкæ 71, ф. 10–11.
Песня с тех лет, когда еще в Дигорию не понаехали ираноязычные.
===================
Как стала Дигория ираноязычной. Осетины прекрасно сохранили память, в фольклоре имеется в виду, ка опустела Дигория. Это так называемый "Гибель царциат". Они умерли от чумы. Разумеется такой факт , вопиющий к совести трезвого исследователя требовал обьяснения , как и почему и на чьи земли поселился безземельный люд. Гоп- кампания иранистов отнесла события с чумой к временам до нашей эры. То есть к временам нашествия скифов- осетин и мол царциаты были некими местными племенами , исчезнувшими от чумы. Чуму осетины- скифы почему то еще в те времена назвали совершенно по КБ- ский- "иемына" (эмина). То ли это тюркское слово притащили с просторов степей, то ли местные погибщие царциаты поведали это тюркское слово перед смертью им. ))))
Разумеется , все это чушь. После чумы вероятней всего аланско- хазарское общество в этом регионе поредело. Оставшиеся в живых хозяева земли стали заселять осетин на свои земли. Долгое время регион был двуязычным. До 1779 года , когда под поддержку царских войск фарсаглаги не взбунтовались и не освободились от зависимости от уазданов и таубиев. Тюркское население массово покинуло Дигорию. Ушло в Турцию. Дигория стала уже ираноязычной. Но уже усвоившей и нартский эпос и многие элементы культуры КБ. То есть алан и асов. Что позволяет нашим наивным собеседникам вести диалог как о неком своем достоянии, что совершенно не верно.
Однако вернемся к маздакитам. Маздакиты начисто отказались от своей национальной идентификации уже в Персии. Это было некое всеобщее братство с общими женами и имуществом. Далее всем известные события - бегство от разъяренных персов на территорию Азербайджана , дальше в Дагестан. Это 5-6 века. Чуть позже образуется Хазарский каганат. Центр каганата на Кавказе - это Маджар. Развитый торговый город. Нету прямых письменных свидетельств переселения именно маздакитов в Маджар. Но присутствие евреев в городе весомое. Часть уже персоязычных евреев во времена вакханалии маздакитов, блюдя честь ушла в Византию. Оттуда их выгнали ромеи в Крым. Крым тоже хазарский был в то время. Что бы то ни было маджар стал вотчиной евреев и именно евреев ираноязычных. Скорей всего были и те и другие.
Переселение Баделиат из Маджар в Дигорию - не секрет никому. Но Баделиаты - знатный род и род скорей всего Ашина. Тюрки. Вместе сними скорей всего, освоили Дигорию и хехесы. Вот тут и есть о чем подумать. Дело в том , что известные протестировавшиеся хехесы носят гаплогруппу "Е", напрямую указывающую на Дагестанских евреев, настоящих маздакитов. Отголоски дигорской речи найдены и в Джавском районе Ю. Осетии, что говорит о миграции хехесов в этот район. В принципе, фамильными преданиями тоже подтверждается. Далее маздакиты и их родичи по маршруту Персия - Византия- Маджар, скорей всего распространились и на территорию Грузии , и известны там как грузинские евреи. Алексей Сванидзе, которого расстреляли по указанию Сталина, дядя Николая Сванидзе (в двух поколениях), брат жены Сталина Светланы Аллилуевой, письма к ней всегда начинал со слов.."-ДОРОГАЯ МОЯ ТАТОЧКА.." Ясно указывая на ее происхождение.
А обычаи же группового брака, жен- номылус, гостевой проституции и прочих экзотических для Кавказа обычаев , бытовавших у осетин , просто невозможно объяснить ничем как влиянием маздакитства. Плюс, наличие в языке и таких красноречивых слов как "кошерт" , "кашрут" тоже указывает на возможно доарраамические возрения евреев.