Отражение участия карачаевцев в войнах России в фольклоре.
Песни об участии в войнах XIX века.
Участие карачаевцев в составе иррегулярных частях в войнах России с внешними противниками, не могло не найти своего отражения в устном народном творчестве. И если о Крымской войне 1853-1856 гг. песен в опубликованных источниках не обнаружено, то о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. опубликовано две песни. Это "Дебош" ("Дебош") и "Эски аскерчиле" ("Старые воины"). Авторство первой песни, которая по своей форме является кюу (плачем по умершему), приписывается известному карачаево-балкарскому джырчы (поэту-певцу) Касботу Кочкарову (Багъыр улу) (1834-1940). Посвящена она Дебошу Кочкарову, всаднику 6-й Карачаевской сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка. После формирования все шесть сотен полка собрались в станице Усть-Лабинской, где всадники проходили боевую подготовку. Именно там, в госпитале 11 июня 1877 г. Дебош Кочкаров скончался от болезни. Повествование в песне ведется как от имени автора, так и от имени самого Дебоша.
Текст песни "Старые воины", авторство которой также приписывают Касботу Кочкарову, посвящен судьбе всей Карачаевской сотни. В ней повествование ведется от имени автора и от имени очевидца событий, то есть одного из всадников сотни. Обе эти песни, похожие по содержанию, часто пелись сказателями вместе, куплеты переставлялись из одной песни в другую. В песне "Старые воины" также включены элементы плачей-кюу по погибшим воинам Хаджи-Али Каитову (утонул 24 мая) и Шамаилу Кипкееву (умер 27 мая). Есть упоминание и Дебоша Кочкарова.
Помимо имен погибших, в текстах песен упоминаются еще несколько человек. Это князь ротмистр Хаджи-Мырза Крымшамхалов, командовавший 6-й Карачаевской сотней, всадники сотни: Зауур-Бек Каракетов (отец поэта Иссы Каракетова), известный религиозный деятель, Хаджи-Мырза Шидаков, (ему автор дает весьма нелестную характеристику), Хасан Шайлиев. Также в тексте упоминается Алхаз-Хаджи Гаппушев (известный общественный деятель), жена Д. Кочкарова Дауумхан и некто Адемей.
Помимо имен собственных в тексте есть и топонимы. Это Большой Карачай, Кубанское ущелье, Черное море, плато Бийчесын. Акъ-Къала (Белая Крепость) так называемое Хумаринское укрепление, где находилась резиденция представителя царской администрации, ответственного за Карачай. Свое название оно получило из-за крепости, построенной казаками. Наибольшую трудность представляет собой идентификация такого топонима как Уллу Слава - Большая Слава . На наш взгляд, в такой форме автор песни передал незнакомое ему название станицы Усть-Лабинской, где главный герой умирает: Усть-Лаба Уллу Слава.
Эски аскерчиле.
Джангурла джауадыла, кекде булутла къаралыб,
Аскер чыкъганды, Уллу Къарачайдан саналыб.
Джашла барадыла джолланы толтуруб, сагъайыб,
Анала къалдыла ой, ызларындан таралыб.
Джашла барадыла, атлагъа миниб, атылыб,
Отоула къалдыла, ой, эшиклери тартылыб.
Ала баралла, ой, не кюлмей, не ышармай,
Къалмады адам, тилек тилемей, ашырмай
Джашла барадыла Къобан ёзенде къаралыб,
Келинле къалдыла, ой, ау тюбюнде аралыб.
Ой, бара, бара, биз Акъ-Къала джетгенек,
Уллу Акъ-Къалада тууар къурманлыкъла этгенек.
Ой, Гаппушланы Алхаз-Хаджиге джетгенди,
Сау къурманлыкъдан джанъыз тууар санъылчакъ,
Учкулан сотняны сора бетин джоюб къойгъанды
Шайлыланы Хасан ма атха салгъан анъырчакъ.
Ай, Акъ-Къалада уа, ой, къурулдула шатырла,
Къайтыб а барадыла сюдюле деген къатынла.
Ой, Акъ-Къалада бизге аскер кийим кийирдиле,
Андан да барыб, мешиналагъа миндирдиле.
Тюрлю да чыгъады ой, мешинаны тютюню.
Ай, бузулгъанды таулу джашланы тюрсюню.
Белегибиз андан Уллу Славагъа баргъанек
Биз анда сатыб тишлик тууар алгъанек.
Ол тууар тюлдю, экиджашар ууанык,
Джашла къайтсынла ой, къууанч этиб, джубаныб.
Къайыш этгенбиз тишлик тууарны терисин,
Сууда къоймагыз джарлы Хаджи-Алини ёлюсюн.
Хаджи-Али кетди, Къара тенгизге кёмюлдю,
Сууда ташайгъынчы, джарыкъ дуниядан тюнгюлдю.
Мындан баргъан энъ Учкулан сотнягъа баш болуб,
Сууда къалгъанса, ой, чабакълагъа аш болуб.
Сени юсюнг бла орус джюзюучюле джюзелле.
Бут этлеринги ыргъай чабакъла юзелле.
Кийимлеринъ къалды сени чабакълагъа ау болуб
Ёлюнг сууда къалмаз Адемей мында сау болуб.
Ауруу табханбыз темир мешинаны ууундан,
Ауруу табханбыз Славаны балчыкъ суундан.
Къоркъмай атлайбыз,кезюне къараб аджалдан,
Айырылгъанбыз ичибизден белек маджалдан.
Джан а беребиз ёрлеб биз таулагъа.
Джашауубуз къалсын ызыбыздан келген саулагъа.
Дебош джан береди да ой, Ыслава да термилиб,
Хаджи-Али барады Къара тенгизге кемюлюб.
Шамайыл батырча, етгюрле хазна туумайды,
Бюгюн не болгъанды джаугъа нек къаршчы турмайды?
Къаракётланы, джаным а Зауурбек уста болгъанды
Ёлген джашлагъа бычакъ бла кебин бичерге.
Къабырны, индекни адыгей тенгле да къазалла
Хапарыбызны орус тенглерибиз джазалла.
Ой, мешинаны ара багъанасы къанджалдан,
Айырылыб барабыз ичибизден белек маджалдан,
Ой, мешинаны къабыргъалары къанъадан,
Аллах сакъласын къалгъан джашланы аджалдан.
Ой, элигизге игилик келсин таймайын
Джандетли болсунла къарачай джашла
Уллу Къарачайда кёгет терекле куу болду,
Эй, ау тюбюнде уа ариу келинчикле тул болду.
Старые воины.
Ливни льют с темного от туч неба,
Отряды выходят из Большого Карачая один за другим.
Едут парни, дороги заполнив,
Позади них матери, рыдая, остались.
Скачут парни на лошадях, устремившись,
А комнаты их остались с дверями закрытыми.
Едут они, без улыбки, без смеха,
Все молятся за них и желают успеха.
Скачут парни по ущелью Кубани,
А жены их остались под свадебными покрывалами.
Ехали мы и добрались до Белой Крепости
В Белой Крепости сделали мы курманлык из быка
Гаппушеву Алхаз-Хаджи достался
С целого курманлыка лишь кусочек желудка,
А Учкуланскую сотню подвел
Шайлиев Хасан, положивший на коня ослиное седло.
В Белой Крепости шатры раскинули,
Возвращаются домой судьи трусливые.
В Белой Крепости одели нас в военную форму,
После этого посадили нас на поезда.
Едкий выходит дым паровоза
Он отравляет горцев молодых.
После этого сотня пришла наша в Уллу Славу,
Там мы купили быка для шашлыка.
Это был не бык, а двухлетний вол,
Да возвратятся наши парни радостные и довольные.
Сделали из шкуры скотины ремни,
Не оставьте в воде тело бедного Хаджи-Али
Погиб Хаджи-Али, утонув, лежит в Черном море,
Еще не скрывшись в воде, расстался он с белым светом.
Вышел ты из дома во главе Учкуланской сотни,
А остался в воде рыбам на корм.
Над тобой русские моряки плавают,
Тело твое хищные рыбы терзают.
Стала одежда твоя для рыб покрывалом,
Не осталось бы тело твое в воде, будь здесь Адемей
Отравились мы паровозным дымом,
Заболели от грязной воды Славы
Смело мы смотрим смерти в глаза,
Потеряли мы лучших среди нас.
Погибаем мы, на горы взбираясь,
То, что мы не дожили, проживут пусть потомки
Умирает Дебош, в Ыславе мучаясь,
Хаджи-Али тело несет вода в море Черное.
Таких храбрецов, как батыр Шамаил, немного рождается,
Что с ним сегодня, почему не встает против врага?
Каракетов Зауурбек стал мастером,
Саваны кроя для погибших парней.
Могилы и окопы копают товарищи адыгейцы
А русские друзья пишут нашу историю.
В поезде опоры железные,
Расстаемся мы с лучшими среди нас,
Стены поезда дощатые,
Да хранит Аллах остальных парней от смерти.
Пусть в ваши селения счастье прибывает,
Да успокоятся в раю карачаевские джигиты.
В Большом Карачае фруктовые сады засохли,
А под свадебными покрывалами жены прекрасные остались вдовами.
(По книге Ш.Батчаева "Карачаевцы в войнах России"