Клёсов :Мой опыт работы показывает, что когда я вижу две непримиримые точки зрения, которые ходят по кругу десятки лет и никакая не побеждает (я не считаю за победу включение административного ресурса), то, скорее всего, обе они правильны. Или все три, если они непримиримы. В такой ситуации я считаю правильным сделать шаг назад (он же шаг вперед), и принять за основу обе (или все три) точки зрения. Иначе говоря, я в такой ситуации не за эксклюзивность решения вопроса (что есть только одно решение, или только другое), а за совместимость этих решений. И тогда задача в принципе меняется – не выбрать одно эксклюзивное решение, а для начала принять все, и изучать возможность непригодности других. А это значительно труднее. Потому что тогда игнорировать другие варианты не получается, они уже приняты за основу.
Что это означает в реальности? Это означает, что скифские языки были и иранскими, и тюркскими. Это означает, что скифы имели разные гаплогруппы – R1a, R1b, G2a, J2, C, Q и, наверное, другие. Это означает, что потомками алан были и карачаево-балкарцы, и осетины, и ингуши, и, наверное, другие современные кавказские этносы. Это означает, что карачаевцы – и R1a, и G2a, и тогда кто из них потомки алан? Опять эксклюзивности по аланам не получается. Поэтому если уж дискутировать, то наоборот, показывать, например, что у скифов не могло быть тюркских языков. Или что у алан не могло быть гаплогруппы G2a. А вот это уже потруднее будет. Манера игнорирования и отмахивания уже не проходит. Манера селективно выдергивать «подходящие» положения и проходить мимо других уже не проходит.
Кстати, для справки. Территория между Доном и Волгой, которую рассматривают и как аланскую, и как хазарскую (территорию хазарских конфедератов), уже выдала ископаемые гаплогруппы R1a, G2a, J1 и J2a. Археологи отнесли R1a, G2a и J2 к салтово-маяцкой культуре (VIII-IX вв.), J1 к сарматам (II-III вв.), R1a и G2a к аланам (IV-VI вв.). Мы уже видим, что эксклюзивность там крайне маловероятна.
Рожанский: Если уж на то пошло, то вайнахи смотрятся более подходящими кандидатами на роль переселенцев с Юга, чем осетины.
Этот пример не означает, что я сторонник повсеместного ираноязычия народов Великой Степи. Ее восточная часть, по меньшей мере, наверняка говорила на каких-то других языках, как кентумных (?) индоевропейских, так и из других языковых семей, в том числе, возможно, и тюркской. До письменной фиксации дожили очень далекие от иранских тохарские языки, а индоевропейские заимствования конца III-II тысячелетий до н.э. в древнекитайском выводят не на иранские, а на какой-то неизвестный язык, отдаленно напоминающий германские.
С западной частью тоже не все так очевидно, но полиэтничность скифо-сарматского мира надо доказывать конкретными данными, а не риторическими восклицаниями из арсенала адвокатской практики.
УДАЧИ ВСЕМ