Лидер у нас один. Внятный, понятный, доступный Халкечев Къады- хаджи Наныкишиевич. Председатель Конгресса Карачаевского Народа. Его я хочу видеть следующим Главой КЧР.
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
|
|||
|
Началось в колхозе утро.
Первое восхождение на Эльбрус в 1829 г.
Словно совесть моего народа. Ты стоишь, Эльбрус, велик и вечен, Как поэзия и как природа. Ты стоял до нашего прихода, И нашего ухода не заметишь Я уйду, но все ж останусь рядом, Потому что будут жить другие И смотреть моим влюбленным взглядом На твои вершины снеговые. Кайсын Кулиев. 1963 г. 189 лет назад 26 июня экспедиция, которой командовал кавалерийский генерал Георгий Арсеньевич Эммануэль, в сопровождении ученых из Академии наук – Купфера, Менетрие, Ленца, Мейера и Вансовича, вышла из Горячеводска и направилась к Эльбрусу, куда прибыла 8 июля. 10 июля ученые начали восхождение. Их сопровождали несколько черкесов и добровольцев из числа казаков. Я хочу специально оговориться, что в ХIХ веке всех жителей Кавказа официально называли - черкесами. При этом не разбирали, что среди кавказских народов были далеко не все адыгами, среди них было немало тюркоговорящих: кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы. Однако во всех официальных документах Российской Империи все кавказцы именовались одним словом - их называли - черкесы. Известно, что на Северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство. В начале ХIХ века Северный Кавказ был заселен народами, относящимися в языковом отношении к адыго-абхазской, дагестано-вайнахской группам иберийско-кавказских языков, а также к тюркской и иранской группам. К адыго-абхазской группе относились все адыгские народы (кабардинцы, черкесы и др.), к дагестано-вайнахской - чеченцы, ингуши, карабулаки, аварцы. даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы и др.; к тюркской - карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и др.; к иранской - осетины, таты, горские евреи. Однако, в историко-этнографической литературе первой четверти ХIХ века все народы Северного Кавказа назывались черкесами. В настоящее же время черкесами именуют только ту часть адыгского населения, которая проживает в Карачаево-Черкесии. Все эти народы не смешивались, а жили своими обществами или группами в разных районах Кавказа. Высокогорный район Приэльбрусья. истоков Кубани и ее первых притоков заселяли карачаевцы. Родственные им балкарцы обитали на северных склонах центральной части Кавказского хребта в труднодоступных ущельях Баксана, Чегема, Черека и Урвани. Обширные пространства равнин и предгорий в бассейнах Кумы, Малки, Баксана, Черека и Терека занимали кабардинцы. Терек делил их земли на Большую и Малую Кабарду. В начале ХIХ в. территория Большой Кабарды сократилась до р. Малка. Но вернемся к экспедиции Эммануэля 1829 года. Вот как описывает ее с одной стороны историк ХIХ века Василий Потто в своей книге «Кавказская война», написанной в 1860-х годах и современники тех событий. Обратимся и к документам того времени, которые были неизвестны Потто. Имеющиеся описания несколько разнятся. У Потто довольно много добавлений и он нигде не указывает, откуда им были взяты те или иные сведения. В то время как, например, у современника известного венгерского путешественника де Бесса (Беша), посланного наследным принцем Габсбургского дома эрцгерцогом Иосифом в Крым, на Кавказ и в Малую Азию, многие домыслы Потто отсутствуют. Вот как писал Потто: «Господа академики покинули лагерь в девять часов утра и лишь к вечеру, пройдя 8 верст, достигли первых снегов, где расположились на ночь. 10-го числа они вышли в путь в три часа утра. Им очень помогал мороз, и они вполне успешно продвигались, однако путь становился все более затруднительным, потому что снег начинал таять и прилипал к ногам. Они были вынуждены делать частые остановки и разделились на маленькие группы. Оставшись в лагере, мы с сущим любопытством наблюдали за медленным продвижением путешественников. К девяти утра они одолели более половины подъема и установились на отдых за скалами, полностью закрывшими их от нас. Час спустя один единственный человек показался выше скал и весьма твердыми размеренным шагом направился к вершине Эльбруса. Напрасно мы ожидали того, что за ним последуют другие: никто не показался - напротив, многие из них стали спускаться. Взгляды всех нас прикрепились к тому, кто дерзко шел дальше. Отдыхая через каждые пять-шесть шагов, он отважно продвигался. Совсем уже у вершины он скрылся в скалах. Зрители ждали его появления с интересом и нетерпением. К одиннадцати часам его вдруг увидели на вершине Эльбруза. Ружейный залп, музыка, песни и радостные крики огласили воздух при виде этого. До вечера мы оставались в неведении, кто был тот, кто первым из смертных поднялся на самую высокую гору Кавказа, которую до сих пор считали недостижимой. По возвращении путешественников мы поняли, что смельчаком, который осмелился попытаться в одиночку подняться на вершину и реализовал эту возможность, был кабардинец (черкес) бывший пастух по имени Килиар, уродливый хромой человек (выделено курсивом в оригинале - В.З.). R вознаграждение он получил предложенную генералом Эммануэлем премию - 400 рублей ассигнациями (450 франков) и пять аршин сукна». А вот как писал Беш: «После завтрака генерал созвал всех, кто должен был составить сей маленький караван, выстроил их в присутствии штаба и пообещал тому, кто первым поднимется на вершину, сто рублей серебром, второму пятьдесят и третьему тридцать пять. Для сопровождения господ натуралистов и примкнувшего к ним господина Бернадацци, архитектора, были отобраны двадцать казаков-добровольцев, и их снабдили провизией на этот и следующий дни. Текст-оригинал, как видим, описывает этот момент детальнее, но «кабардинца Киляра» не только не выделяет, но и вообще не упоминает. Описание дня восхождения приводится по книге Беша – полностью, без купюр, перевод сделан Игорем Паша: «На следующий день 22 числа, в три часа утра, начался подъем по заснеженным горам. Солнце сияло и ни единого облачка не было вокруг горы, вершина которой терялась в выси. Можно было решить, что это само небо благоволило первому начинанию людей в сих священных местах. Мы долгое время не видели экспедицию и лишь в полдень ясно разглядели в телескоп, как возникла четверка, пытавшихся достичь вершины Эльбруза. Было четко видно, что трое из них, не в силах противостоять разрежению воздуха, стали отдыхать на снегу, а один продолжал идти верным шагом, поворачивая то вправо, то влево – туда, где можно было надежнее ступать в размягченный солнцем проминавшийся снег. Генерал постоянно находился у телескопа и с удовольствием видел, что тот, кто казался уже столь близким к вершине, не упустит своего шанса получить приз. Сидя на траве подле генерала, я писал восторженное письмо «Пишу сие на коленях, у подножия Эльбруза, и т.д.», и мне то и дело хотелось полюбоваться смельчаком, который шел вперед, не страшась льда и проминавшегося снега, тогда как трое других храбрецов лежали в снегу, не в силах следовать за первым. Не отходивший от телескопа генерал-аншеф ждал, когда сей смельчак достигнет цели. И вот мы увидели, как в торжество над всеми трудностями, которые казались непреодолимы, он оказался на вершине. Генерал-аншеф тут же велел приветствовать это завоевание Эльбруса тройным ружейным залпом. Мы вновь увидели господ академиков лишь по их возвращении в лагерь, они были мокрые от стаявшего снега, измученные усталостью, с распухшими глазами и багровыми пятнами на лицах. Воздадим им должное: они сделали все, что было в их человеческих силах. Также выразим восхищение отвагой простолюдина родом из Большой Кабарды, жив ущего в вольном селении на Нальчике. Имя его Киллар, он единственный из всех восходивших в тот день к вершине имел счастье достичь ее. Память о нем должна сохраниться для потомков. Он принес с вершины кусок базальта, и генерал-аншеф велел расколоть его на две равные части, одну из которых он отправил в Санкт-Петербург, а другую передал мне для хранения в национальном музее Пешта. (Я с удивлением прочитал в Одесской газете заметку, - писал Беш, — перепечатанную из Тифлисской газеты, в которой Киллар горбатым и хромым. Не знаю, с какой целью тот милый корреспондент представил отважного кабардинца уродцем. Да, он невелик ростом, но крепок и без телесных недостатков). По возвращении господ академиков вечером в лагерь мы поздравили их с успехом и счастливым исходом. Киллара поразила глазная болезнь, он настолько устал, что не явился в тот день за обещанным вознаграждением. Эту церемонию отложили на следующий день. [А этим утром], пока экспедиция была на восхождении, генерал-аншеф вместе со мной и двумя офицерами штаба осматривал водопад на Малке в двух верстах от лагеря. Мы стояли на краю пропасти, отделявшей нас от горы, с которой низвергалась река, и с особенным удовольствием взирали на падение воды со стофутовой высоты»1. Информация о том, что первый покоритель Эльбруса Киллар был якобы кабардинцем, вошла в научный обиход с легкой руки этих авторов. Но так ли это было на самом деле? Мы должны помнить, что все документы в то время составлялись писарями, которые пользовались существовавшей в то время терминологией названия народов. Я уже говорил, что в ХIХ веке, практически до его середины, все горцы Северного Кавказа назывались черкесами. Хотя многие из них никакого отношения к подлинным адыгам не имели. Они, повторюсь, были тюркоговорящими, а не адыгоговорящими Однако обратимся к тексту документов самого генерала Эммануэля, которые не были известны участникам восхождения на Эльбрус.То, что Килар Хачиров был карачаевцем — сейчас ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения. Все слухи о том, что он был кабардинцем построены на то, что в своих воспоминаниях участники экспедиции нет-нет да называют его черкесом. Но ведь все дело-то в том, что черкесами, как мы уже отметили, в то время называли всех горцев и необходимо постоянно помнить, что черкесы в ХIХ веке — вовсе не самоназвание кабардинцев или адыгов, а просто присвоенное ими себе общее название кавказцев. Известно, что, например, имама Шамиля очень часто называют в исторических документах черкесом — но из этого же нельзя сделать вывод, что Шамиль был кабардинцем? Давайте элементарно не забывать о том, что в то время очень распространены были такие этнонимы, как «горские черкесы», «карачаевские черкесы», «Карачаева Кабарда», «Горские общества Кабарды» и пр., которыми пользовались даже выдающиеся российские ученые В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, А.Я. Купфер, П.П. Надеждин, И.И. Иванюков и мн. др. Поэтому то, что в воспоминаниях современники первопроходца называют черкесом – ни в коей мере не говорит о его принадлежности к адыгам. А вот почему-то очень скромно опускаются из воспоминаний участников экспедиции те части, где они, участники экспедиции, пишут о том, какие слова произносил Килар (ахши, аман и другие), т.е. он употреблял народные карачаевские слова и поговорки в своей речи… Чтобы дорогие слушатели не посчитали, что я обманываю вас, следует обратиться к документам самой экспедиции Эммануэля, в которых указан маршрут движения, пункты остановок, встречи с местными владетельными князьями и населением, а также к ряду других документов. Тот факт, что Килар Хачиров был карачаевцем, подтверждается сведениями из дневника генерала Эммануэля, где в отношении проводников, сопровождавших отряд Эммануэля при -------------------------- 1 Цит. : Игорь Паша. Восхождение на Эльбрус в 1829 году. Архивные материалы. URL: ---------------------------------------- восхождении на Эльбрус в июле 1829 года, генерал писал, что проводники были: «Однородцы князя Мырзакула Урусбиева». «Попробуйте мыслить категориями сынов гор». Однородцами балкарского князя Урусбиева, и сыновьями гор могли являться только карачаевцы или балкарцы, т.к. они единый по языку, происхождению и истории народ, живущий по обе стороны Эльбруса,но отнесенный при царской администрации к двум разным административным единицам. Назвать кабардинца «однородцем» балкарца или карачаевца Эммануэль не мог, поскольку звучание этих языков - тюркского и кабардинского, разительно отличается. Следует особо отметить, что кабардинские князья, как пишет известный кавказовед Зарема Кипкеева, никогда не имели суверенной власти даже на своей земле, которая являлась частью Крымского ханства, а затем России. Аулы в Кабарде не имели постоянной «привязки» к определённой местности, поэтому назывались по фамилии владельца, кочуя с места на место по его воле. Российские власти руководствовались в определении границ Кабарды программой по созданию российского форпоста на Северном Кавказе, для этого соотносили кабардинские земли с верховьями Кубани и Кумы. Единственным оправданием привязки Кабарды к Кубани служили абазины-алтыкесеки2. А что писали другие участники экспедиции? «Когда к трубе припал мадьяр Бешш, трое на горе впали в полную недвижимость, лежа в снегу, и только один шел далеко впереди, словно на него одного из всех не воздействует резкий воздух... Нет, не зря на него пал выбор старого Шавкала» (так называли участники экспедиции Ислама Крымшаухалова)3. Надо полагать из данного эпизода также предельно ясно, что Килар Хачиров был рекомендован в проводники карачаевским князем Крымшамхаловым, о чем я скажу дальше. Версия современных кабардинских ученых о том, что кабардинец Килар был жителем селения Вольный Аул (пригород современного г. Нальчик) не выдерживает критики, поскольку карачаевские князья Крымшаухаловы в с. Вольный Аул никогда не жили, и само это село тогда не существовало (!) Впрочем, и генерал Эммануэль не искал там проводников на Эльбрус по вышеуказанным причинам. Совершенно очевидно, что и сейчас в этом селе мы вряд ли отыщем опытного проводника, поскольку его жителям нет надобности за сотню километров от своего дома знать горные тропы Эльбруса. Дневник экспедиции вел и Купфер, он скрупулезно отмечал все мельчайшие подробности путешествия, в том числе и встречу с кабардинским князем Арслан-беком из рода Джамболата на р. Золке. При этом он не упоминает какого-либо проводника для экспедиции, рекомендованного Арслан-беком. Так же как у небольшой русской крепости в местности Таш-кепюр при слиянии рек Малки и Кичималки, которая охраняет границы Кабарды и Карачая. «До этого мы находились на территории кабардинцев», пишет Купфер – «которые давно присягнули на верность России и которые привыкли к присутствию русских войск на своей территории; но распространился слух о том, что мы вступили на территорию карачаевцев»4. Эти слова он записал в день выхода из крепости в окрестности Таш кепюр (совр. сел. Каменомостское в КЧР). 2. То, что проводники экспедиции Эммануэля были местными жителями — балкарцами и карачаевцами, хорошо знавшими горы, пишет академик Адольф Купфер. приводя слова Ислама Крымшамхалова, сказанные Эммануэлю: «Эти пятеро знают горы, как ты, Мануил, свою собственную жену, пойдут с тобой, куда велишь»5. Подобное знание горных маршрутов возможно только в том случае, если проводники являются жителями селений у подошвы гор, и их образ жизни связан с горами: содержание скота на высокогорных альпийских лугах, жизнь в горных кошарах, заготовка сена на склонах гор, связь с жителями и родственниками из соседних ущелий через горные перевалы, а также характерная для карачаево-балкарцев увлеченность охотой на горных туров. Это отметил в ХIХ веке и немецкий альпинист Герман Вули: ------------------------------ 2 Акты Кавказской Археографической Комиссии. Т.4 – Тифлис, 1870. С. 825. 3 Мизиев И.М. Следы на Эльбрусе. - КЧГПУ, Ставрополь, 2000. С. 47. 4 Купфер А.Я. Путешествие в окрестностях горы Эльбрус, предпринятое в 1829 году — СПб.. 1830. С. 36. 5 Мизиев И.М. Следы на Эльбрусе. С. 4 ------------- «Карачаевские и балкарские проводники в выборе пути на скалах подобны горным сернам и никогда не ошибаются». Георгий — сын отважного генерала Эммануэля тоже был участником этой экспедиции, впоследствии он написал статью «Покорение Карачая» где отметил: «Первый покоритель Эльбруса Килар Хачиров был карачаевцем». 3. В российской этнографической литературе конца ХIХ века написано: «Молчаливо мы отправляемся в путь, утомленные и голодные, и достигаем поздно вечером деревни Учкулан (7-го августа 1865 года). Живущие там карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Это сильные, нередко красивые татары — выходцы из Крыма — живут в ближайшем соседстве от Эльбруса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр. который в 1829 году, во время экспедиции генерала Георгия Эммануэля с членами академии наук Эмилио Ленцом, Адольфом Купфером, Карлом Мейером и Эдуардом Менетрие, первый взошел на вершину Эльбруса»6. Трудно поверить, что один из величайших топографов и покорителей гор Российской империи П.П. Семенов-Тянь-Шаньский при составлении энциклопедии, посвященной Кавказу, допустил вольность и необоснованно причислил кабардинца Килара Хачирова к карачаевцам. Далее в приводимом источнике сказано: «Вершина Эльбрус достигнута была всего только два раза в первый раз карачаевцем Киляром в 1829 году, а второй раз, 31 июля 1869 года, обществом знаменитых английских альппроходцев, состоявшим из Фрешфельда, Мори и Текера, в сопровождении опытного альппроходца Франсуа Девусу, уроженца долины Шамуни».7 4. В 1857 году в Лондоне был создан альпийский клуб, который долгое время возглавлял известный горовосходитель Дуглас Фрешфельд. Члены этого клуба в 1868 году организовали экспедицию по восхождению на Эльбрус и с этой целью прибыли в П риэльбрусье, в селении Урусбиево (ныне с. Верхний Баксан). В своем отчете они отрицали факт покорения Эльбруса экспедицией Эммануэля, поскольку на вершине не обнаружили каменный тур или другие предметы, оставленные предшественниками. Однако в документах, хранящихся в этом клубе отмечено, что проводником экспедиции Эммануэля был карачаевец Килар Хачиров из селения Карт-Джурт8. 5. Крупнейший ученый-этнограф Г.И. Радде, который в свое время обошел пешком весь Северный Кавказ и Закавказье, написал много работ по этнографии народов Кавказа, эти труды и на сегодняшний день представляют большую научную ценность. В описаниях своих путешествий Радде уверенно писал, что Килар Хачиров был выходцем из карачаевского народа9. Возникает вопрос: А мог ли ошибиться специалист с мировой известностью, ученый-этнограф, в этнической принадлежности того или иного кавказца? 6. В «Книге рекордов Гиннеса» фиксируются все мировые достижения и рекорды планеты, его составителям очень важно точно знать национальную принадлежность упоминаемого человека, но и там первовосходитель на Эльбрус Килар Хачиров записан как балкарец10. Ошибка небольшая, учитывая то, что балкарцы и карачаевцы – единый этнос с единым языком и англичанину или немцу, да и нашим кавказским соседям трудно увидеть разницу между карачаевцем и балкарцем. Поэтому балкарцы понимают причину этого недоразумения в книге мировых рекордов, но им не приходила даже мысль срывать лавры первовосходительства с головы братьев-карачаевцев. объявляя Килара балкарцем. Более того, именно балкарцы никогда не отрицали, что Килар был карачаевцем и помнят всех его товарищей-проводников. 7. В. Давидович предпринял попытку восхождения на Эльбрус и искал себе проводников в этом самом ауле, вел беседы с Ахией Соттаевым, Джачи Джипоевым, но называл их кабардинцами, точно так же, как и своего проводника - балкарца Малая Терболатова»11. Вот что он писал ------------------------------ Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / Под ред. П.П. Семенова-Тянь-Шанского. Т.9 Кавказ — СПб. –М.: Изд-е тов. «М.О. Вольф», 1883. С.5. 7 Мизиев И.М. Следы на Эльбрусе. С. 35 8 Симонов Е.Д. Слово об Эльбрусе. – М., 1983. Фрешфельд Д. Дневник шестилетнего путешествия по Кавказу в 1887 г. // Альпийский журнал 1888. № 93 – 100. 9 Радде Г.И. Кавказский хребет // Живописная Россия Т. IХ. Кавказ - СП6, 1883. 10 Книга рекордов Гинесса. - М , 1998, С. 234 11 Мизиев И.М. Следы на Эльбрусе. С. 60. ---------------------------------------- «Аул (Верхний Баксан) населен горскими кабардинцами-магометанами, отличающимися несколько языком и нравами от кабардинцев, живущих «на плоскости»12. 8. Наконец в книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля», изданной в 1851 году, сказано, что первым покорителем Эльбруса «является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт». 9. Если говорить о роде Хачировых, то известно, что представители этого рода, к которому принадлежал Килар, и сегодня проживают в Карачае в нескольких аулах - Хурзук, Верх. Мара и т.д. Стоит отметить, что во всех российских документах его фамилия пишется в форме «Хачиров» - так, как она и звучит в карачаево-балкарском языке, «хач»- крест, «ир» - мужчина. Это говорит о древности рода, поскольку, балкарцы и карачаевцы в средневековье исповедовали христианство. Можно предположить, что один из предков Хачировых имел отношение к христианскому духовенству. На кабардинском же языке эта фамилия этимологию не имеет. Для фонетики кабардинского языка такое произношение этой фамилии невозможно, она будет адаптирована в форму «Хаширов». Такая фамилия в кабардинском народе действительно есть, что говорит о ее карачаевских корнях, также как и фамилии «Карашаевых» - бывших Карачаевых. По рассказам карачаевских аксакалов Киляр отличался авантюрным складов ума, об этом говорит его имя «Хыйляр», что в карачаево-балкарском языке имеет следующее значение – «жуликоватый», «хитрец», а его истинное имя было Хыйса. Из всех народов Северного Кавказа карачаевцы и балкарцы позже всех приняли ислам, поэтому доисламские традиции здесь сохранились достаточно полно. Ребенку при рождении давалось два имени – арабское и тюркское, но свои традиционные личные имена употреблялись чаще. К примеру, Ахия Соттаев в народе больше известен под именем Чабакчи, в иных случаях мусульманские имена просто переделывали на свой лад. Мухадин – Мухай, Махай, Асадулах – Асай, Асей, Асан и т.д. Вспоминая экспедицию Эммануэля, важно отметить, что ее члены постоянно называли гору Эльбрус ее карачаево-балкарским названием Минги-Тау, а не кабардинским – Ошхамахо. Этому есть одно любопытное свидетельство из воспоминаний самого Купфера. Когда он, окончательно выбившийся из сил, рухнул на снег, ему подумалось, глядя на сбившихся в кучу казаков и проводников: «Неужели уйдут? Не подумав о бедственном положении его? Принесут в жертву богу своего Мингитава? С них станется!».13 Напрасно опасался академик, бросать в горах спутника не в обычае горцев. Двое опытных проводников балкарцев благополучно спустили Купфера в базовый лагерь. С. Анисимов по аналогичному поводу приводит пример: «Я полностью доверился своему проводнику Малкаруку (фамилии он не приводит) его надежности и серьезности, умению ориентироваться в горах, предусмотрительности при подготовке к экспедиции»14. В заключении необходимо привести и заявление рода Хачировых, сделанное 17 июля 2008 года: Известно, что 9 июля 1829 года на памятной встрече с генералом Эммануэлем во главе карачаевских старшин был Верховный правитель (валий) Карачая князь Ислам Крымшамхалов. Вместе с его депутацией на встречу прибыла и группа князя Мырзакула Урусбиева, являвшегося правителем соседнего с Карачаем Баксанского общества балкарцев. В связи с тем, что в экспедицию генерала Эммануэля входило до 1000 солдат и офицеров. оба правителя, Карачая и Балкарии, выразили серьезную озабоченность безопасностью своих территорий. Но в беседе с генералом последний рассеял их опасения и сказал дословно следующее; «Теперь все вы почтеннейшей вам русской короны подданные, я в ответе, если хоть один волос падет с головы карачаевца. Ищем горючий камень и полезных трав и делаем сборы для учености». Затем по знаку генерала перед старым князем поставили новенький ведерный самовар. «Тебе - тульский, - сказал генерал. - Будешь попивать себе чаек в ауле». Гостей одарили штуками сукна, ящиками китайского чая. Кроме того, генерал Эммануэль подарил валенки с галошами, пистолет с бельгийским клеймом, цветной портрет Его Величества в форме. В такой ------------------- 12 Давидович С. Восхождение на Эльборус // Исторический вестник. 1887. Май. Т. XXVIII. С. 355. 13 Мизиев И.М. Следы на Эльбрусе. С. 48. 14 Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. – Нальчик: «Эльбрус», 1982. С.3 ------------------------------- личной обстановке, попивая чай, князь Крымшамхалов и генерал Эммануэль обменивались новостями, произошедшими со дня их встречи в Карт-Джурте в октябре 1828 года. Прощаясь с генералом, Ислам подозвал к себе немолодого горца и сказал Эммануэлю: «Киляр и эти пятеро - первые из первых охотников. Знают горы, как ты свою жену, Эммануэль. Пойдут с тобой, куда велишь». В состав этой пятерки входил и предложенный Мырзакулом Урусбиевым один из самых опытных охотников и горовосходителей Баксана — Ахия Соттаев. Таким образом, беседа завершилась тем, что Ислам Крымшамхалов и Мырзакул Урусбиев, верховные владельцы районов Приэльбрусья со стороны Кубани и Баксанов. предоставили пятерых опытных горцев из своей среды для сопровождения экспедиции Эммануэля. Стал бы такой опытный генерал, хорошо знавший карачаевцев и их земли, прилегающие к Эльбрусу, для осуществления грандиозной для того времени небывалой исторической задачи по покорению высочайшей вершины Европы, искать себе проводников к Эльбрусу и на его вершину среди жителей равнин и предгорий, не воспользовавшись услугами исконных обитателей подножий Эльбруса — настоящих горцев? Вопрос, мягко выражаясь, неуместный. Мы, представители рода Хачировых никогда не согласимся с теми, кто умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике. Хотим твердо сказать от имени своего народа, что братский, очень уважаемый нами кабардинский народ никогда не жил под Эльбрусом, а поэтому кабардинец — житель аула под Нальчиком, как это утверждают некоторые, не мог покорить Эльбрус... По решению совета старейшин нашего рода — непосредственных потомков Хиляра, на основании собранного материала начата работа по написанию книги о славном сыне карачаевского народа — Хачирове Хыйсе Муссаевиче. Историческая правда должна восторжествовать. По поручению рода, президент рода Хачировых, председатель Совета общественной организации «Джамагъат КЧР» Исмаил Хачиров»15. Вспоминая очередную годовщину первого восхождения на Эльбрус карачаевца, мы не должны забывать те великие слова, которые написал великий карачаевский поэт Исмаил Семенов: Сен кёкге джете мийиксе ууакъ тауланы ичинде Мияла кибик джылтырай, И пусть слова написанные Исмаилом Семеновым будут путеводной звездой в вашем нелегком пути. Амал уль-яум валь-ляйль В.А. Захаров — Сопредседатель Российского Лермонтовского Комитета, профессор. |
|
|
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
А у кабардинцев есть? Может есть простой факт, что кроме Киляра, что прозвище Хыйсы (Хыйлар) это имя как то практиковалось в их среде? |
|||||
|
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
Этот Антоний (Данилов) осел в Южном храме в Архызе. Вроде есть постановление прокурора Зеленчукского района Булатова , о недопустимости проведения церковных служб в музейной собственности. Прокуратура заступилась за аланские храмы На имя председателя КЧ РОО «Конгресс карачаевского народа» поступил ответ на наше заявление от 20 июля 2017 года, которое нами было направлено в Прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики. В нем мы просили разобраться в том, на каких основаниях на территории исторического комплекса аланских средневековых храмов, находящихся в составе Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника им. М.О.Байчоровой, производится строительство, грубое вмешательство в архитектуру исторических памятников и согласованно ли там проходят церковные службы. Наше заявление для рассмотрения по существу дела было направлено прокурорам Зеленчукского и Карачаевского района, которые после соответствующих мероприятий вынесли представление руководству республиканского музея-заповедника. В представлении прокурора Зеленчукского района Е.Б. Булатовым отмечено, что часть Нижне-Архызского комплекса не охраняется и не имеет ограждений от незаконных проникновений на его территорию. Кроме того, были выявлены вопиющие нарушения законодательства: «В Северном храме X-XI вв. видны остатки свечей и копоть, которые оставляют туристы и верующие посещающие храм при отправлении религиозных обрядов, что категорически запрещено, так как данный объект не являются действующим, что говорит о ненадлежащем осуществлении охраны объекта… Проверкой установлено, что в Южном храме X-XI вв. проведены строительные работы религиозной организацией «Местная религиозная организация православного Прихода храма Пророка Божия Илии поселок Нижний Архыз Зеленчукского района КЧР Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви» (получившей памятник в пользование на основании договора № 2 от 29.12.2014), которые были выполнены как внутри, так и снаружи. В храм проведено электричество, установлены многочисленные лампы и светильники. Внутренний пол храма подогревается электричеством и уложен плиткой. Снаружи храма виднеется замена части крыши, строительство крыльца, которые покрыты современной металлочерепицей, установлены современные желоба. Таким образом, при проведении данных строительных работ Южный храм X-XI вв. утратил надлежащий вид и охранный статус… Согласно требованиям п. 3 ч. 1 ст. 47.3 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические и юридические лица, не должны проводить работы, изменяющие облик, объемнопланировочные и конструктивные решения и структуры, интерьера объекта культурного наследия, включенного в реестр. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона религиозная организация без получения у Управления КЧР по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (далее Управление) разрешения и задания, провела работы изменивший облик и интерьера объекта культурного наследия Южного храма X-XI вв. Также в ходе данной проверки установлено, что договор безвозмездного пользования объекта культурного наследия федерального значения - Южный храм X-XI вв. от 29.12.2014 № 2, заключенный между Местной религиозной организацией православного Прихода храма Пророка Божия Илии поселок Нижний Архыз Зеленчукского района КЧР Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (далее - религиозная организация) и РГКУ «ГКЧМЗ им. М.О. Байчоровой», заключен в нарушение требований охранного обязательства от 21.09.2011 № Н.А.- 001 и ч. 3 ст. 47.6 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: - в договоре безвозмездного пользования РГКУ «ГКЧМЗ им. М.О. Байчоровой», выступает как государственный орган охраны объектов культурного наследия, т.е. принял на себя права и обязанности Управления, что является существенным нарушением при составлении данного договора; - на стадии подготовки договора безвозмездного пользования в Управление обращения с просьбой о согласовании не поступало, что противоречит п. 1.4. охранного обязательства от 21.09.2011 № Н.А.-001 на пользование недвижимым памятником культурного наследия…» КЧ РОО «Конгресс карачаевского народа» намерен и дальше отслеживать ситуацию и выполнение представления Прокуратуры по устранению данных нарушений. Пресс-служба КЧ РОО «Конгресс карачаевского народа» Куда смотрят правоохранительные органы??
Изменено:
|
|
|
Началось в колхозе утро.
В принципе, ожидаемо. Фишка в чем в этом деле. Разумеется, никто деньгами просто так не разбрасывается. И активность наших чиновников в этом деле можно рассматривать только как нездоровое явление. А произошло вот что....... РПЦ, наконец добилась своего. Аланские храмы раннего средневековья , наконец, вышли из баланса музея. Рашит Барысбиевич постарался. Сделал все возможное и невозможное. Более того, по сути храмы изначально тенгрианские и мусульманские , так как в храмах есть явные следы присутствия религий разного толка объявили сугубо христианскими. Четко разделили храмовый комплекс на две части. Абсерваторию и самый маленький храм , что уже освоил РПЦ и уже безвозвратно разрушил первоначальное состояние оставили музею. Основные земли и храмы на Чуу- ана и на Сынты , так и землю в Архызе оттяпали в ГБУ "Древне- христианский аланский центр". Что такое ГБУ? И почему именно ГБУ..... Почему не музей. И если эти храмы не являются больше музеем, что что они из себя представляют? Ведь самое место ээтим храмам быть музеем и ничем иным больше. Просто музеем, достойным сохранения. Всероссийской ценностью как самые древние храмы России. Где рядом лежат и мусульманские могилы 10 века , где на основании фундамента этих храмов есть отчетливый орнамент тенгрианских мотивов. А Чуу- ана и вовсе бесценное культурное наследие карачаевцев. откуда на небо взлетали нарты, оставляя на земле мать свою Сатанай. "И улетели нарты как светлячки, на небо постепенно исчезая с виду" . Чуу - ана, что упоминается в Нарстком эпосе неоднократно. "Чуу-ана сыртында садакъ атарбыз". Чуу-ана, чье название невозможно перевести ни на один язык в мире как ни старайся, ибо понятен его смысл только народу давшему ему название. Чуу- ана, где наши предки справляли свои культы. «Бёрюню Чуу-Анагъа алыб баргъан заманда: «Къойла сыртдан аууб барадыла» - деб къарай эди». Нарт Сёз. "Вели волка на "Чуу- ана", да думал он, вот овцы за хребет переваливаются". Пословица. Типа "Сколько волка не корми, а он в лес смотрит". Древний культовый обряд, показывающий, что карачайевцы (балкарцы) считали своим тотемным животным Волка: … Аланы (карачайевцы), собравшись в крепости Хун-Эр на скале Чуу-Ана, под руководством тыбчы (жреца) после окончания хоровода Голлу пели псалмы (зи-кир) Тейри. У тыбчы (жрецов) был Верховный Тыбчы (жрец). (Есть и другие моменты, где жрец называется "Байчы" - "Бай" - Бог. Мое примечание . Кеме.) Этот Верховный жрец в честь Тейри-Хана (Бог Неба) велел принести в жертву двухгодовалого бычка. Место, где содержался и откармливался бычок, называлось «Тейри-Хан Бугъа Бay» («Хлев Тейри-Ханова Быка»). А того, кто ухаживал за быком, звали «Бугъа-тыб» («Жрец быка»); В первый день молитвы перед тем, как резать быка на Чуу-Ане, приводили на скалу Чуу-Ану пойманного живого волка, посаженного в корзину. Корзину с живым, без повреждения, волком помещали в середине крепости Хун-Эр и, хлопая в ладоши, приговаривали: Худжу, худжу — шат бёрю («Одинокий, одинокий 一 лучезарный волк») и науськивали на него собак. Если какая-либо из собак, находящихся тут, кидалась кусать волка, то ее прогонял и из села, приговаривая: «Тот, кто хотел укусить худжу («волка», сына света), да будет пищей волков». Около волка, заключенного в корзину, клали зарезанного козленка, говоря: «Худжугъа — шоппа (чоппа) улакъ» [«волку (сироте) жертвенный козленок»], разводили вокруг волка круговой костер из смоляных сосновых чурок так, чтобы между волком и костром оставалось место для танцев и начинали танцевать хороводом. Танцуя, пели так: Бёрю, бёрю, бёрючюк («Волк, волк, волчонок»), Тейри-Ханлы бёрючюк («Тейри-Ханский (божественный) волчонок»); Азауларынг - хыйнычыгъа («Клыки твои знахарю»); Тырнакъларынг - белляучугъа («Когти твои - поющей колыбельную»); Тейри кёкде, Дауле джерде («Тейри на небе, Дауле (д/п Земли) на земле»); Ойра-ойра-ой шоппа, ой Элляри шоппа. (Прав. «Ойра-ойра-ой Чоппа, ой, Эллери Чоппа». «Ойра-ойра-ой» - слова-рефрены» «Эллери» - дух покровитель предков и кладбища; «Чоппа» - представитель бога Тейри на Земле»); Тейри беклик шат бёрю («Опора бога лучезарный волк»); Тейри берлик там бёрю («Бог даст святого (домашнего) волка»); Улагъыбыз - сеннге («Наш козленок - тебе»); Тырнакъларынг - бизге... («твои когти нам»); После этого Верховный жрец велел одному из жрецов, которого звали «Умма бугъа-тыб» («наследный (потомственный) жрец быка»), отрезать когти волка. Во время этой процедуры (срезания когтей) «Умма бугъа-тыб», повесив на шею дощечку в виде амулета под названием «битик сызлыкъ» («черты писания (судьбы)»), приговаривал так: Тейри битик, баш битик («божий рок (судьба) - главный рок»); Бёрю тамал кёб битик («волчья основа - много судеб»); Туугъаныбыз ал битик («Наше рождение - начало судьбы»); Ёлгенибиз арт битик («Наша смерть - конец судьбы»); После этого били в колокола, отпускали волка и приговаривали так: Тейри берген, шат бёрю («Богом данный лучезарный волк»); Сени ийдик, шат бёрю («тебя отпустили, лучезарный волк»); Тейри айтыб, ойра-ой, ийдик («восславив бога,(по велению бога??) отпустили тебя»); Сеннге байракъ салгъанбыз («Мы тебе посвятили знамя»); Атынгы сын сынлагъанбыз («имя твое увековечили памятником»); Улакъ этни къоймадынг («Ты не оставил козлятины»); Буу тамгъаны алмадынг («ты не принял оленье тавро»); Тамга имеет и другой смысл - пятно, метка, знак. Элля-элля, ой шоппа (Прав. «Эллеу-эллеу, ой Чоппа»; «Эллеу» - закон, обычай. «Закон, закон, ой, Чоппы»); Буу тамгъаны алмадынг («ты не принял оленье тавро»). После того, как волк скрывался в лесу, Верховный жрец вместе с людьми садились на западной стороне памятника Тейри-Хану под названием Сын-Къаса, сделанного наподобие человека и приговаривали так: Сын-Къаса, Сын-Къаса, («памятник-предсказатель, памятник-предсказатель»); Тейри сакълар Сын-Къаса («Сохранит тебя Бог Тейри») Тейри бетинг, Сын-Къаса» («Твое божественное лицо, Сынкъаса»); Сеннге тилек, Тейри-Ханым – Сын-Къаса («К тебе просьба, мой бог-Сын-Къаса»); Тейри-Ханым, Тейри-Ханым («Мой Бог, мой Бог»); Ауанг сени Сар Сында («тень твоя на изваянии Приближенному»); Тейри-Ханым, Тейри-Ханым («Мой Тейри-Хан, мой Тейри-Хан»); Санынг сени сар сында («Тело твое в изваянии Приближенному»); Под вечер резали быка, кровь его наливали в чан, Верховный жрец сыпал туда золу из сгоревшего костра, смешивал с кровью, мазал лоб каждого участника молитвы и приговаривал: Къачым, къачым, шат къачым («Мое достоинство (почтение), мое высшее достоинство»); Тейри-Ханлы, шат къачым («Божественное почтение, честь правителя»): Байтунлагъа cap къачым («(божьим) Смотрителям честь приближенных») Къасалагъа - сел къачым («Провидцам - моя отдельная (особая) честь»). На второй день сидели только старики и совершали молитвы, говоря, что это древние божественные молитвы (они назывались «Семи или двухдневные молитвы»): Чуу-Анада бассиян («Духовный Наставник на (горе) Чуу-Ана»); Тейри-Ханнга табыннган («Молящийся Тейри-Хану»); Биттилени терк-тенгиз («битти» - намоленный камушек. «Битти быстро-быстро»); Муртарлагъа къалагъан («муртар» – конусообразное сооружение. «В муртары нагромоздил»); Тейри джуртум, бёрю там «Божественная страна моя - волчий дом», крепость»); Къарач чырлы аз хорзам («Аз» - первый тюрок; «Хорзам» - кружение на месте, в направлении противоположном движению солнца – «Хор»; «къарач» - жрец, обладатель тайных знаний; «чырлы» - гармоничный, коммуникабельный; Речь идет о медитационном танце, для вхождения в особое состояние). Гюрбе тарыдан толсун («Пусть сусло наполнится просом»); Сыра къошунда болсун («Пусть будет в кувшине пиво»); Бий айыргъан Баш Тыбчы («Верховный жрец, избирающий князя»); «Тейри-Хан» деб башламаз («не начнет со слова Тейри-Хан»); Бугъа кecep аллы бла («перед тем, как забить быка»); Тепкирсизлик унамаз («без благословения не позволит»); Настыр тыбчы - тин тыбчы («Жрец (в состоянии медитационного ступора – «Настыр») - жрец духа»); Къасалагъа кёр тыбчы («для провидцев жрец загробный»); Тейри-Ханнга къул этиб («Сделав служащим богу»); Хустос Къачны сарладынг («Хустос» - посланец Тейри наделенный полномочиями. «Достоинство Посланца (Хустоса) возвысил»); Къымса, къымса - тыб тебсеу («Къымса, къымса - танец жрецов» Исполнялся непременно в золотистых одеяниях); Имбашларынг къымылдай («двигая плечами»); Ташлы къаса къоллада («камушки для предсказания в руках»); Тёгерекде харс-харслай» («вокруг хлопают беспрерывно»); Бёрю тарух къарач («Тарух» - завораживающее, обездвиживающее воздействие. «Обладатель тайны под воздействием Волка»); Бууат къаса Бассий-Хан («Провидец Сообщего (Бууат) Басий-хан»); Бичинсиндир битикни («Пусть очертит судьбу»); Хун-Эр къала Чуу-Ана (Согласно Нартскому Эпосу сперва Нарты, затем Приемная Мать-Правительница людей Сат-Анай, являющейся также и Духовной Матерью Чуу-Ана улетали на небо к Тейри с горы (крепости) Чуу-Ана (недалеко от г. Карачаевска)». Нарты прилетали и улетали «…с огнем, грохотом и ветром…» А затосковавшую Сат Анай (Чуу-Ана) потом подняли, «…спустив трос (канат) на люльке…». (!) Эпос «Нарты». Летящие по небу нарты похожи на светлячки (искры) «Хун»). «Нартов (Людей-Светлячков Хун-Эр) крепость Чуу-Ана)»); Табыннганла къасала («молятся Провидцы»); Тейри бизни сакъласын («Пусть хранит нас Тейри»); Тейри бизни онгарсын («пусть нас Тейри наделит возможностями»); Азлы къарач - къарт («нуждающийся къарач - стар»); Азлы эр - имансыз («нуждающийся человек - без веры»); Тейри-Хан эл шоппа, ойра эл шоппа. (Прав.: «Тейри-Хан эл Чоппа, ойра, эл Чоппа». «У слова «Эл» 2 значения: 1. Государство 2. Субъект государства. В данном случае речь идет о Небе с его состовляющими частями (субъектами) как о Государстве Вселенского Тейри-Хана. Здесь «Эл» - вся наша Земля. «Тейри - Хан на земле - Чоппа»); Умма хатна - ызгъыл там («Умма» - поколение; «Хатна» - Первая Женщина; «Ызгъыл» - потомство; «Там» - безопасное, уютное святое укрытие-вместилище, то есть – Дом; «Поколение Хатны – потомство в Доме»); Къарач къубур - бууат бай («Къарач исполнитен – сообщество (народ) богато»); Бахтын - Дауатлы («Незавершенность – наказуемо»); Сар Къан бла джокъ болсун («пусть исчезнет вместе с благородной кровью»); Хири-Хири бёрюле; (Прав. «Хыри-Хыри, бёрюле». «Рык-рык, волки»); Ачын тукъум къасар («Волчицы род предвидит»); Эркек буула болдула; («Самцы-олени родятся»); Долай къарач къубур; («У Долая (д/п крупнорогатых животных) къарач испонителен») Джашауубуз бассиян («Бассийан» – человек, достигший Духовного Совершенства. «Жизнь наша - Совершенство Духа)»); Джорукъ, ойра-ой, бассиян джорукъ («порядок, ойра-ой бассийанский порядок»), Къылычлары соллайсын («пусть мечи их будут слева (в ножнах)»); Къара сыра онглайсын («пусть Черное Пиво (сорт) будет справа (в правой руке)»); Тейри-Ханнга табыннган («молящийся, исповедующийся Тейри (богу»); Къарач чырлы бассиян («Совершенный Духом коммуникабелен как карач); Къысыр къатын джаш табса («если женщина ρодит без мужа»); Сюрюу - сабан бек болур («стада и посевы будут»); Къаса айда мазарда (Месяц «Къаса» – месяц Провидения (21 сентября - 20 октября). «Мазар» – 1. Захоронение святого 2. Место поклонения 3. Кладбище. «В месяце Провидения у святого места»); Айакъладан аз болур («будет мало ног»); Эртим элде къасала [Населенный (определенный) пункт, где проходит «Эртим» - совместный молебен определенных слоев общества. «В селении на Эртиме провидцы»)]; Тейри-Ханнга табыннган («поклоняются Тейри-Хану»); Чыгъымлада, ырхызда («в всходах и личинках (икре)»); Къачым къаралгъан («крест мой почернел (потерял достоинство)»); Тейри-Ханлы къула бий («Тейри-Ханский равнинный князь»); Оламланы тозартдынг («опустошил ты территории»); Къараузлу итлени («собак с темной пастью»); Тейри айтыб хорладынг («победил именем Тейри»); Къунгур азлы бий къула («светлых азов князь равнин»); Къарач атлы тюлмюдю («разве не зовется къарач»); Уллу Дуда къулалы («Большой Дуда из степи»); Ол да къарач тюлмюдю («Разве и он не къарач»); Сауум - къарач къалада («Живые – в крепости карачей»); Сылаблыгъа бой салмау («живодерам не подчинился»); Тейри уруб тас болду («Тейри его уничтожил») … Так откуда у Темрезова такое христианское рвение? Почему главная мечеть республики недостроена. Вернее, строится уже 11 лет и нет уверенности, что в близлежайшее время достроится, а Рашит строит христианские центры. Никаких проблем, человек может поменять свою религию, даже свою национальность. К примеру был карачаевцев (как бы) потом вдруг стал абазином. В этом я никаких проблем не вижу. Проблемы закрепленные корыстью , я вижу в другом. Не буду заново рассказывать про неравнодушное отношение РПЦ к архызским землям. Про бесконечные мытарства по захвату карачаевского исторического наследия. Впрочем не только РПЦ, но и осетинских наших братьев. Все это некрасиво и не способствует ни укреплению ни государственности , ни дружеским межнациональным отношениям. Мне видится банальная корысть. Церковь имеет правила. Кто будет способствовать захвату имузщества и недвижимости к РПЦ , тот пожизненно будет получать прибыть от эксплуатации этого объекта. Таким образом , мы имеем дело с банальным классическим рейдерским захватом. По "белой схеме". Храмы Темрезов выводит из под ведомства музея. Ответсвенный за их сохранность Умар Клыч-Гериевич Бесленеев безропотно , может быть подобострастно отдает их. Вернее , передает из ведомства музея новое ГБУ "копыта и рога" - "Древне- христианский аланский центр". В центр вливают 150 000 000 рублей. Или же просто говорят, что влили. Вливают кто угодно. И Москва и другие регионы. И надо полагать, за понятиями "Москва" и "другие регионы" стоит РПЦ. Таким образом, чуток подождут и в самый подходящий для этого момент, будь то какая то неприятность по стране или же грандиозное мероприятие, когда всем не будет до культур- мультур или же народ остынет немного перейдут следующему этапу. Следующий этап- это юридический переход храмов в собственность РПЦ. Для этого есть федеральный Закон " Закон о передаче культовых сооружений религиозным организациям". Это дело одного судебного заседания. Любого уровня. Иуды, оттяпавшие карачаевское , хотя и всероссийского значения памятник истории, получат свои 10 процентов. А так, народу будут чесать и про реставрацию и про то как это "даст ис гут" , про туризм и текущие реки денег. Двуличие и лукавство высшей степени. Знакомая песня, результат которого для народа обычный- возможность продавать хычыны и лимонад на очередном шабаше на костях своих предков Бедный Конгресс Карачаевского Народа что только не сделал. В конце концов за не имением ничего сказать , обвинили в корысти. Да и не совсем обвинение, а так голос подали исподтишка. Как говорится,- "Дорбунддан улугъан бёрюча". По барабану что происходит и депутатам и главному депутату КЧР- Боташеву. По барабану Темрезову . Были неоднократные обращения ККН к нему. Был вызов "на ковер" со стороны "Къарачай - алан халкъ", было обращение интеллигенции КЧР Барысбиевичу, было обращение , сбор подписей интеллинегции и старейщин КЧР. Как с гуся вода. Может ему что то подсыпали.? Хыйна сделали. |
|
|
Наши общественные организации.
Хотим обратиться к главе КЧР с вопросом о дне возрождения карачаевского народа! Главе Карачаево-Черкесской Республики Рашиду Бориспиевичу Темрезову от Мы, старейшины и интеллигенция карачаевского народа Карачаево-Черкесской Республики хотим выразить свое недоумение и вместе с тем возмущение фактом того, что Вы, Рашид Бориспиевич Темрезов, являясь не только Главой нашей республики, но и представителем репрессированного карачаевского народа, не соизволили присутствовать на праздничном митинге 3 мая в г. Карачаевске, посвященному Дню возвращения карачаевского народа на историческую Родину. Нас не радует еще тот факт, что упорно ходили слухи о том, что 3 мая могло быть назначено рабочим днем. Вы, наверное, знаете, но хотим напомнить, что со времен Главы Республики Владимира Хубиева 3 мая - нерабочий праздничный день, согласно закону КЧР, не зависимо от того круглая дата или нет. Правдивы ли были слухи или нет, это нездоровая идея, что теоретически могут быть допущены кем-то даже мысли по поводу исключения праздника из календаря нашей Республики. Этим письмом мы хотим понять и получить от Вас ответ по поводу сложившейся ситуации вокруг этой даты, которая должна быть удостоена чести и внимания в гораздо большей степени, чем это было сделано в этом году. Мы хотим знать, почему Глава нашей Республики может пренебречь своим личным присутствием в такой день, который должен объединять наше общество и торжествовать победу над несправедливостью, которой был подвержен репрессированный карачаевский народ, свидетелями которого являются люди преклонного возраста нашего народа. Нам не ясна Ваша позиция, а также молчание общественных организаций «Алан Халк» и «Конгресс карачаевского народа»? Ниже приведены подписи около 418 человек |
|
|
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
«Sed libĕra nos a malo».
В ход пошла «тяжелая артиллерия» - Духовенство. С такими людьми разговаривать трудно. Эдакие божьи ангцы, люди не из мира сего, плотно застрявщие во глубине ортодоксальности тысячалетнего христианства. Эдакие носители божественного откровения, перед чем как бы нужно впадать если не в благовейный трепет, но хотя бы проявить уважение, во избежание каких- либо межконфессиональный недоразумений. В принципе, можно проявить уважение и этому священнику, лицо у него хорошее, располагающее, но по пунктам…. Сперва отделим зерна от плевел. 1. Нет никакого аланского христианства в Осетии. Как в Северной, так и в Южной. Ну не нашли его. Искали. Причем рьяно искали, но не нашли. Есть внятные данные про наличие христиан в Осетии, что приняли христианство из Грузии. Есть осколки в лексике осетинского языке, свидетельствующие о слабом влиянии и Русской Православной Церкви. Безуспешно пытавшейся подкупом обратить осетин в христианство в 19 веке. А где заявленное Леонидом византийское христианство? Ведь аланы принимали крещение от Византии! Похоже Леонид лукавит насчет древних корней христианство в Осетии. 2. Дату намеренно путает. «Произошедшее между 912 и 925 гг.,» Почему такая странная дата?!))))))) Всем известна дата крещения Алании. Это 916 год. И баста. «Путаться» в датах благочинные начали в начале этого года. Благо до этого и у них все было нормально с датировками. Дело в том, что безуспешные попытки рейдерским образом захватить достояние Российской федерации – аланские храмы в КЧР, получил достойный отпор со стороны народа. Не отдали храмы ни осетинам, ни РПЦ. Вот и задумали сбацать совершенно замечательную комбинацию – сотворить эдак праздник пусть и пару позже положенного. Это прекрасный повод под шум праздника приобщиться к древним храмам Алании. Отсюда и «здесь –помню, а здесь – не помню» у батюшек. 3. Лукавство. Не способствовало «христианское государственное прошлое» интеграции осетин в российское лоно. «Они [осетины] охотно позволяют себя крестить; некоторые повторяют это по нескольку раз для того, чтобы получить 7 аршин грубой холстины, которую им за это выдают; однако, после крещения, чтобы доказать свое христианство, они умеют разве только сделать крест и есть свиное мясо. Они отчасти соблюдают великий пост, но придерживаются и своих прежних суеверных обычаев и отличаются друг от друга по еде и питью в известные праздники». Л. Штедер «Дневник одного путешествия из пограничной крепости Моздок в центр Кавказа в 1781 году». «Поскольку все апостольские труды членов миссии [из русских священников] сводились лишь к крещению, осетины приходили в большом количестве, а некоторые даже возвращались несколько раз, так как каждый новообращенный получал за счет правительства 12 аршин грубого полотна, обычно шедшего на рубашки и штаны, две воблы и металлический крест» И. Бларамберг «Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа»: Празднование якобы 1 100-летия Алании (на самом деле 1 104-летия) Осетией будет косвенным подтверждением их аланского происхождения. И на это брошены все усилия руководства Республики Северная Осетия. Отсюда и нездоровый интерес христианского духовенства Осетии к этому празднику. Ну разве мы не знаем, что Глава РСО Битаров Вячеслав Зелимханович, будучи приверженцем традиционной осетинской религии Уацдин, лично встречался и Леонидом затем и с Кириллом, затем и с Путиным В.В. и собственноручно все это затеял. Откуда и Битарова такое христианское рвение? Мы же помним, как при самом назначении его Главой РСО он лично собрал весь кабинет министров в «Дзуаре» (священное место в Уацдине), а именно в Роще хетага, чтобы они принесли клятву. Причина та же. Современная наука начисто отказало осетинам быть аланами. Ровным счетом и как скифами , сарматами, савроматами и прочими степными народами. Идеологема, созданная сталиным для своего родного осетинского народа полностью потерпела крах. Это на сегодня совершенно очевидно. Да и сама осетинская интеллигенция уже беспокоится о судьбе своего народа. Видит пагубность в нездоровым увлечении чужой историей. Где в погоне за престижем забывается все свое, рубятся свои корни. А без корней народу не быть. Не вняли политические круги Осетии ни к доводам науки, ни собственному чутью. Все что происходит вокруг алан в Осетии можно назвать шабашом с элементами хулиганства. 1. Лукавит Леонид и насчет немалого числа христианских памятников средневековья на территории Осетии. Есть памятники византийского христианства и в Ингушетии и в КЧР. На территории Осетии нет таковых. Кроме как «Нузальской часовни». Что совершенно ясно демонстрирует грузинское христианство. Грузинские надписи, что были на часовне, разумеется, сбиты. Понятное дело, титульному народу РФ, имеется в виду народу русскому Леонид уделил особое внимание. Понятное дело – «идут на дело», захватить храмы КЧР. А чуть раньше что было? Давайте вспомним. При полном попустительстве руководства КЧР (это надо признать) вокруг действительно византийских храмов Алании творились отнюдь неблаговидные дела. РПЦ оккупировала храм на «Чуу –ана». Развесили иконы и отметили тем самым свое присутствие. Осетины не могут напрямую соперничать в этом с РПЦ , да и опасно это. РПЦ- организация серьезная и мощная. Осетины ставят рядом с храмом памятник своему языческому божеству Уастырджи- тоже таким образом отмечают свою причастность к раннесредневековым христианским храмам Алании. Каким образом язычники осетины могут претендовать на христианский храм? Не спрашивайте, я сам не знаю. Если язычники, то не были христианами и «ловить» в христианских храмах им нечего. Если христиане с давним христианским прошлым, то и с РПЦ делить нечего. Просто храмы 9-10 веков – «даст ист карашо» и осетины приобщились к войне за это великолепие. РПЦ в ответ ставит колокол рядом с храмом. Ну чтобы все знали кто тут главный. Знак весомый и тяжелопереносимый удар по осетинам. Орлы, что гнездились тут и ученые- орнитологи, что изучали их исчезли. Нет орлов- нет и орнитологов. Осетины водружают флаги вокруг храмов. Флаги Осетии. Дешево, но красивый жест. Правда, прокуратура не оценило его изящество. Но об этом ниже. РПЦ вымаливает у Правительства КЧР одну из церквей в Архызе, типа как для совершения религиозных обрядов. До этого добились постройки церкви в центре Черкесска. Что совершенно практически пуста. Ну не ходит народ в церковь, не имеет такого обыкновения. Не знаю или священники не те или какая другая оказия. Может потому, что и мусульмане приняли активное участие в постройке церкви, спонсорской поддержкой. Может недостаточно свята оная. Все может быть. Но снарядить бабок- прихожан в глухую горную чашу – Архыз горазды. Церквушка 9-10 веков, что в Архызе быстро превратилась в доходный бизнес. Туристам предложили венчаться именно в этой, самой древней церкви России. Романтика! Реклама делает свое дело. Бизнес пошел. От церкви 9-10 веков ничего не осталось. Новая крыша, современная паровое отопление, карнизы. Стены – потолок побелены. В общем, живи и радуйся- денежки сами плывут. РПЦ вроде как победила осетин. Сделала и контрольный выстрел. Изображение Христа (мир ему и благоденствие Аллаха) написанный художником- любителем в 90-е годы объявили местом поклонения туристов. Еще один денежный ручеек. Изображение быстро теряет свои очертания. Краска Карачаево- Черкесского ХимПромОбьединения быстро выцветает. И как знак свыше исчез в первую очередь нимб над изображением и за последнее десятилетие. Это я «кстати сказать». Это не мешает «воинам» преподносить все это как наскальный Лик Христа 1 100 летней давности. Это какие краски должны были быть, чтобы под открытым небом так держаться. Но люди хотят верить в чудеса и верят. Но!!!!!! В пылу этой «войны» сгорает церковная утварь в храме на «Чуу-ана». Кто это сделал – нетрудно догадаться. Языческий памятник осетин ничуть не пострадал. А что карачаевцы, спрашиваетя? Действительные и аланы и действительно кто исповедовал в прошлом именно византийское христианство. Народ, что полностью наукой подтвердил свою историю, что аланы. Народ, что все еще пользуется византиским календарем. Народ у которого есть и фамилии христианского происхождения, которые сами говорят за себя. Возмущение народа копилась годами но не выходило наружу. Понятное дело- дело деликатное, поправлять горячих соседей и РПЦ и осетин в их межконфессиональной «войне», могут обвинить ксенофобами. «Благо» и в этом направлении славно потрудились и РПЦ и осетины. "Война" приняла партизанский характер. РПЦ заслала старушку- провокаторшу в одну из неосвоенных еще церквей. На джипе и на УАЗике «забросили» в «Сынты». Расчет простой – вызвать недовольство местных жителей. Решившую пострадать за веру убрали с помощью самих заславших. Пригрозили, что за ее жизнь нести ответственность будут именно они. Они сами и убрали. Осетины решились на отчаянный шаг. «Десант» из Владикавказа развернула огромный флаг РСО над Чуу-ана, быстро все это сняла на квадрокоптер и так же быстро удалилась. Видео отправили в соцсети. Типа, «знай наших». РПЦ сделала ход конем,- пошла в «Ва-банк». Просто оттяпала церкви и сто гектаров земли. Выпросила у Главы КЧР. Это был конец осетинскому сопротивлению. Но те пустились в тяжкое. Иаков, архиепископ РЮО обратился к Иллариону вашингтонскому и нью-йорксому слезной просьбой посодействовать передаче храмов именно РЮО. Тут ничего странного нет. Кроме как одного момента. Священник одного государства обращается к священнику другого государства – вероятного противника РФ,- США, с просьбой распорядиться имуществом Российской Федерации в свою пользу. Понятный всем медицинское факт, «ясновидящих» бесконечно предрекающих «скорый конец» России много, но вот такого вот хамского вмешательства во внутренние дела РФ, пожалуй еще не было. Это все равно что муфтий Киргизии попросит муфтия Турции посодействовать передаче суннитскй мечети во Владикавказе в ведение Народной Республики Киргизия. Осетины начали выхватывать храмы из рук РПЦ. Я извиняюсь перед моим читателем, я не особо соблюдал хронологию всех этих событий, но сути дела это не меняет. Остановимся на последнем этапе. Карачаевцы следят за могилами своих предков. Но нельзя ни в коем случае ни поправлять могилу , ни загораживать. Это табу. Могильные стелы могут наполовину уйти в землю, что надписи не будут читаемы и максимум что можно сделать- это оградить все кладбище. Святы и неприкосновенны и культурное наследие. И не только храмы. Все свято. Тот же Чуу- ана, (ровно как и Суу-ана, Тыб-ана, Джер-ана) где и расположен один из храмов – дорог каждому карачаевцу как его прошлое. Как его история. Где на месте древних Тенгрианских храмов были и построены эти церкви. Кстати сказать, в самом большом храме есть надпись и «Шахада» арабской вязью. Ни для кого не секрет, что в этом храме мирно уживались и христиане и мусульмане и тенгристы. Не было тут однозначно ни приверженцев ни РПЦ, ни осетинской религии. Никакие провокации не помогли враждующим. Карачаевцы пошли в наступление. Чаша терпения лопнула. И не так как ожидалось поддавщись на аналогичные действия. Конгресс карачаевского народа, по сути,- высшая организация карачаевцев обратилась к прокуратуре с просьбой дать правовую оценку деятельности рейдеров. Прокуратура дала внятную оценку вакханалии вокруг храмов. Нельзя ни жить в этих храмах, ни жечь свечи, ни ставить паровое отопление, ни забивать гвозди на фрески 1 100 летней давности. В общем, все пошло прахом. Необъяснимы и действия осетин. Не бывает алан без карачаевцев. Только через карачаевцев, через признаием родства с карачаевцами (и балкарцами, что одно и тоже) осетины могут быть как то причастны к аланам. Тогда что делить то? Или как говорится «калач в руках у сироты жирным кажется». Загвозка была только в языке алан. Но на сегодня современными методами исследования. В частности и по лингвистике и по археологии и по новой науке – Генетика надежно доказано, что аланы – суть карачаевцы и балкарцы. И что осетины не могут иметь никакого отношения к оным. Тем более, надо как то усвоить этот момент. Аланами осетины стали в период депортации карачаевцев и балкарцев, когда их историческое наследие раздавалось направо и налево. Карачаевская порода лошадей- кабардинцам, карачаевская порода овец стала «осетинской жирнохвостой». Историю переписали в период 1944- 45 года. Переписали по приказу сталина. Переписал осетин Абаев. Вернемся к заглавию…… Очередной вояка за карачаевское наследие Леонид- следующая «серия» этой, прямо сказать, некрасивой истории. Получив полный правовой отпор и РПЦ и осетины стали союзниками. Главное тут общий «враг» - «басурмане – карачаевцы». Ничего, что десятками тысяч церквей по России в том числе и довольно древние на стадии полного разрушения. Тут главное хапнуть чужое. Как я сказал выше, язычник Битаров замутил «1 100 – летие крещения Алании». Кулуарно создали комиссию по реализации этого праздника. Список уже известен. Это видные осетинские деятели искусства и представители РПЦ. Больше никого. Хотя Путин, будучи знаком ситуацией с ворованной историей КБ, аланами дал указ праздновать всем, в том числе и КЧР. Не поздравил Владимир Владимирович югоосетин и переименованием республики в Аланию. Красноречивый жест с его стороны. Править бал осетино- РПЦ сообщество будут, разумеется, и в КЧР в 2022 году. Прекрасная бомба замедленного действия. Где технично оставили хозяев за бортом событий. Для этого часа карачаевцы донести эти храмы сквозь тысячалетие? Не было возможности растащить на кирпичи? Не было возможности просто обжиться в них? Только святое почтение карачаевцев к делам своих предков и сохранило их до наших дней. У кого то может возникнуть мысль, мол сами не заботятся о храмах и другим не дают. Мол в руках РПЦ и осетин ситуация с состоянием храмов улучшилось бы. Это пройденный этап. В середине 19 века карачаевцы были вынуждены покинуть Архыз. И храмы достались РПЦ. Из 14 храмов уцелели только 3. Остальное ушло в строительство хозпостроек и келей для монахов. Да и сейчас не скрывают, что намерены просто обжиться тут. Храмы имеют статус музея. Вливай деньги – не хочу. И на реконструкцию и на защиту. Нет, им надо устроить христианский центр. Просто жить в этих храмах. Этого народ допустить не может. Преступно все это, господа – товарищи. Все ваши потуги преступны. Ну нельзя так обращаться с хозяевами этих храмов, с карачаевцами, чьи предки и таскали эти камни на эту гору, чтобы воздвигнуть храм. Именно Битаровым и запланирована межнациональная и межрелигиозная рознь к 2 022 году. Мало мутили и в Ингушетии и в Грузии? Надеюсь в самом ближайшем будущем Правительство КЧР обратит на это самое пристальное внимание. Ровно как и органы федеральной власти. ПС. Бедного Леонида ,скорей всего, просто попросили сказать "ррррр-р" . Плохо с историографией в Осетии. Ну не тянут по науке алан осетины. Бедные историки Осетии просто притворились глупыми и никчемными людьми. Нет ни мужества признать свои ошибки, ни доступно объяснить народу, что всю свою разумную жизнь обманывали их. Вот и врпяглись политики в историю. Как будто если тысяча раз повторят мантру "мы аланы" каким то образом можно ими стать. )))))) И Леонида бедного впутали в это безнадежное дело. Печально это все. Именно так и начинаются межнациональные конфликты. Именно от бездарных действий политиков. Но этот случай уникальный. Известны все действующие лица. Можно хватать тепленькими, судить и сажать в тюрьмы. И тех кто задумал все это, и тех кто пособничал и подгавкивал. Можно вытаскивать и серых кардиналов на божий свет. |
|
|
Началось в колхозе утро.
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
Началось в колхозе утро.
Наши общественные организации.
Оюмла-8
Оюмла-8
Дунияда не бола турады? Что происходит в мире?
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
|
|||
|
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Спасибо что откликнулись. Страна наша. Животные уже как бы не наши и не ваши. Они сами по себе и они должны быть, существовать, а не быть игрушками в для развлечения определенной категории лиц. |
|||
|
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Не стреляйте в бурых медведей., Ты охотник или ....??????
Оюмла-8
Форум Мобильный | Стационарный