Сау бол, Сэстрёнка. Алгъышларынгы, джылы алгъышларынгы барыбызгъа да теджедим. Бирледе чимдейди бир зат кёкбрегимден - къалай къуу болуб къалды, ата юйюбюзча, джашаудан толуб тургъан форумубуз. Тансыкъма, бек тансыкъма, адамларыбызгъа, джаш тёлюбюзге. Салам береме барысынада. Багъалатама сени, тюгел кесинг къалсангда, от джагъаны тютюнюн чыгъарыргъа кюршгенинг ючюн. Сау бол.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
Свет звезды и свечи, Поздравляем с днём рождения нашего великого учёного Энеева Тимура Магометовича
Свет звезды и свечи, Поздравляем с днём рождения нашего великого учёного Энеева Тимура Магометовича
Мы, конечно, наслышаны о заслугах академика РАН Тимура Магометовича Энеева в космонавтике, космической баллистике, но как-то по новому, с чувством личной причастности видятся достижения нашей страны в этой области, когда читаешь книгу Раи Кучмезовой о нашем учёном «Свет звезды и свечи». Оказывается, мы здесь далеко не мимо проходили и не просто стояли затерянные в восторженной толпе, мы были в первых рядах. Книга написана в сдержанной, подобающей личности героя неспешной тональности, но для нас это яркие, захватывающие эпизоды из жизни и научно-творческой деятельности Энеева, его друзей-коллег, его семьи, его рода. По словам друга Энеева Ефимова Георгия Борисовича, с которым мне посчастливилось несколько раз встречаться, работа Кучмезовой столь понравилась сотрудникам института, что решено было издать книгу в ИПМ имени М.В Келдыша РАН. Это, конечно же, придает самой книге особую убедительность и весомость. Мы благодарны Рае Кучмезовой за труд души, за великое открытие для нас мира Энеева. Мы сделали шаг к пониманию этого мира. Дабы сохранить интерес читателя к книге, расскажем лишь о нескольких эпизодах. Два часа ночи. Звонок. Голос Королева: — Тимур Магометович, у нас падает давление в ракете. Что делать? — Как я могу это сейчас сказать? — Можете. Вы же Энеев. Из разговоров в стенах института Келдыша: — Баллистический спуск? Это когда космический аппарат сам падает на Землю? — Да. Но сначала кто-то должен был научить его правильно падать. Этим «кто-то» был Тимур Магометович Энеев. Но прежде чем научить спускаемый аппарат, то есть капсулу, правильно падать, нужно было вообще придумать эту капсулу, додуматься до этой идеи (ведь всё было впервые), а потом нужно было правильно убедить Келдыша и Королёва в возможности и даже желательности «баллистического спуска». Келдыш и Королёв были склонны искать решение проблемы возвращения человека из космоса в создании крылатого спускаемого аппарата. Такого мнения придерживались и американцы во главе с Вернером фон Брауном. По единодушному признанию коллег и друзей Тимура Магометовича, его всегда, даже в студенческие годы, окружала аура исключительности. Наверное поэтому, молодого учёного Энеева, только в 1951 году пришедшего в большую науку, Келдыш и Королёв приметили и опекали со студенческой скамьи. Верили и надеялись на него. Впоследствии Королёв даже оппонировал докторской диссертации Тимура Магометовича: — "В работе Энеева шесть докторских. Это то, что успел сосчитать. Но их больше..." Но торможение в атмосфере капсулы с человеком?! Да и сама капсула? О подобном смертельно опасном трюке нельзя было и думать. И тем не менее, был принят именно вариант Энеева, что и позволило опередить американцев в космосе. Полет Гагарина в 1961 году, стал возможен только после появления работы Энеева о спуске капсулы с торможением в атмосфере. Этот факт признан и навсегда закреплен в истории космонавтики. Как известно и американцы вынуждены были в 1962 г. прибегнуть к капсулам Энеева. А запушенные ими в 1981 году Шаттлы, оказались столь обременительно дороги при негарантированной безопасности, что в конце концов их полёты с 2011 года вынужденно приостановлены. А капсулы Энеева всё спускаются и спускаются с небес и по сей день. Для кого-то это просто интересные факты из истории космонавтики, для нас — вдруг открывшиеся счастье, гордость, любовь и благодарность. Кучмезова отметила основное в характере Энеева — "абсолютная мирность и умение слышать и услышать другого. Он и сегодня изумляется, если встречает того, кто этого не умеет. Столько глухих было на пути, а всегда как ребенок изумляется. При этом когда речь о деле, когда речь о крупном, принципиально важном - абсолютная бескомпромиссность, если нужно – резкость, твердость, и все это сочетается с огромной доброжелательностью". Неудивительно, что именно Тимуру Магометовичу было доверено читать лекции и проводить беседы с космонавтами. Тут вспоминается эпизод из финала фильма "Солярис", в котором вернувшийся из долгого космического путешествия герой, падает ниц перед своим учителем. Тарковский, как известно, обыграл здесь библейскую притчу о возвращении блудного сына. Вот таким, земным в своей немногословной тишине, тёплым и милосердным, к которому хотелось вернуться, был сам ещё тогда молодой Энеев для наших первых космонавтов. Служа Родине, Энеев всегда оставался в удалении от власти, если не сказать во внутренней оппозиции к режиму. Этому способствовали в числе многих факторов и трагическая судьба отца, и детские впечатления от мытарств матери, вынужденной скрываться от преследований властей после гибели мужа. "Заметала следы", — признается она однажды на вопрос повзрослевшего сына, почему так часто меняла место работы. Впоследствии Тимур Магаметович с женой будут, насколько позволяла особая засекреченность личности учёного с подобающей прослушкой и наблюдением, дружить и помогать многим диссидентам. Но и здесь они были избирательны. По признанию дочери Энеева Натальи Тимуровны "... родители стали расходиться с теми из диссидентов, кто, клеймя политический режим, проявлял недоброжелательство к самой России». Вот она — позиция настоящего патриота, не в пример нынешним, осчастливленным собственным необузданным рвением, бездумным хулителям России. Большой учёный-математик, связанный с Космосом, Вселенной, многие работы которого прямо или косвенно выводили на мысль — откуда мы, где и кто мы, не мог не задаться непосредственно вопросом о происхождении человека, не мог не применить математическую модель в ситуации, исключающей эксперимент, в ситуации, непроверяемой действительностью. «Все открытия Энеева навсегда останутся в космонавтике. Его решения научных проблем отличались необычностью, такой гениальной необычностью. Он подходил к проблеме, казалось, с невозможной стороны, применял неожиданную математику и первый получал верные и ценные результаты». «Математические работы Энеева универсальны и незаменимы тем, что позволяют в ситуациях, исключающих эксперимент, заменить его анализом математической модели. Это получение и исследование сущности явлений вне условий доступной, проверяемой действительности». «Он рассматривает теорию Дарвина, просчитывает и соглашается: да, человек мог возникнуть на Земле путем естественного отбора. Но Земля существует четыре миллиарда лет, а чтобы перебором вариантов природа сотворила человека, необходимо больше времени. Если действительно человек возник благодаря естественному отбору, то он выкристаллизовывался из животного мира больше, чем вообще существует наша система. А это невозможно. Следовательно, было какое-то вмешательство, которое ускорило создание человека. Как хотите называйте это — Бог, пришельцы, судьба, — но Тимур Магометович расчетами доказал, что без вмешательства какой-то могучей силы, просто по Дарвину человек произойти не мог». Всё это говорит известный и всеми любимый космонавт Г. Гречко. А беседа Гречко с автором книги Кучмезовой начиналась вот с каких слов: — «Нет, что вы, я не могу сказать, что я дружу с Энеевым. Я — обычный баллистик, он — гений, он сам — отдельный, непостигаемый космос. Вот в чем дело. Я просто люблю его». Далее интересно будет вкратце привести изложенные в книге мысли Натальи Тимуровны. «В середине 1970-х годов перед ним встала задача математического моделирования взаимодействия спиральных галактик. Решив ее и сняв произведший в свое время в научном мире сенсацию компьютерный фильм, папа следующей задачей поставил математическое моделирование процесса становления Солнечной системы, разработав для этого соответствующую методику. Успешное решение и этой задачи строго математическими методами вплотную подводило к мысли о Высшем разуме, решившем в свое время эту же, в самом буквальном смысле слова, «математическую задачу», результатом решения которой стала зримая нами Солнечная система, и, более того, вся вселенная...» Позволительно ли нам, в этой связи, несколько переиначив, задаться вопросом: неужели академик Энеев озареньем ли Божьим, прозорливостью ли гениального ума-труженика, повторил расчёты Высшего Разума? Неужели так, пугающе по глубине познания тайн божественного творения, осенило? Достаточно ли для проникновения в неразведанные глубины мироздания, быть просто гением, просто Энеевым или тут нужно иметь духовидческий или иной вящий, неведомый нам дар? Если да, мы даже не знаем как реагировать. Сегодня, в день рождения нашего великого учёного, мы, выражая безмерную благодарность, желаем Тимуру Магометовичу молодости ума и духа, ибо большая наука исстари неизменно молода.
Изменено: |
|
|
Любимые стихи...
Любимые стихи...
Любимые стихи...
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
Эльбрусоидни Тамадасы Тотуркъулланы Алийни атасы Хасан ауушханды,, Аллахны рахматын табсын
Для любителей творчества Сапара Узденова....
ПОСМОТРИ, КАК ГОРИТ СИНЕВА Посмотри, как горит синева. Только ангелам жить там дано. Там не знают такие слова От которых на сердце темно. Посмотри, как горит синева. Там, в счастливой небесной стране, Голубеет песок и трава И легко, как в несбыточном сне. Посмотри, как горит синева. И твоя там мерцает звезда. Там земное утратит права И за счастьем не ходит беда. Посмотри, как горит синева. Там оставленный дом наш родной. Там с ветвей не слетает листва, А поёт бесконечной весной. Перевод И. Мельникова ПОСМОТРИ, КАК ГОРИТ СИНЕВА Так называется только вышедший сборник стихов Сапара Узденова на русском языке в переводах замечательных поэтов (я потихонечку становлюсь поклонником каждого из них) Елены Каревой, Ольги Валенчиц, Игоря Мельникова, Владимира Мисюка, Виктора Стрельца. Поздравляю нас всех.
Изменено: |
|
|
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
ЧЕМ КОРМИТЬ ВОЛНИСТОГО ПОПУГАЯ, Рассказ форумчанина Берекета.
Для любителей творчества Сапара Узденова....
Для любителей творчества Сапара Узденова....
Для любителей творчества Сапара Узденова....
Для любителей творчества Сапара Узденова....
Алан из Карачая. Юмористические рассказы Магомеда Ахьяевича Хубиева, Остроумный, находчивый и справедливый Алан бичует лицемерие, подхалимство, карьеризм, пьянство, стяжательство, тунеядство...
Любимые стихи...
КАК ЖИВУТ ПИСАТЕЛИ И ПИСАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Всё ждал, когда тему удалять. Не случилось. Но она не должна зависнуть в таком виде.
Грустно всё это, как ни пытается заинтересованный (такое впечатление складывается) На сегодня, названные здесь и удалённые имена Биттировой, Кучмезовой, Олмезова, Бегиева - это неоспоримо высокое, могучее лицо балкарской литературы. Это - радость. Это было единственной радостью в ту пору, когда затёртые властью балкарцы так отчаянно боролись за свои права. Теперь именно эти лица, как понимаю, отодвинуты на обочину и то, что по этому поводу здесь, контролируя, кто что скажет, тут же бьют феерические реверансы, не может не оскорблять. Очень расстроен Азамат, вы, наверное, и позабыли, но я лично с вами знаком, и держу вас за самое серьёзное и авторитетное лицо не только в активе Эльбы, но и среди балкарской молодёжи. Джашлыкъ этдинг дейме, алан, бир грамм настроение къошмадынг. Удалили бы лучше тему, полагаю, осторожненько выжидающий автор темы, возражать не станет. Или, на худой конец, отредактируйте уж свой опус, ну, хотя бы, первое предложение. |
|
|
Для проектировщиков: обучающие видеоуроки Хасана Мамаева(Айнара) по Autocad, Revit, Dynamo, Менден сора да болурла инженерле
Для любителей творчества Сапара Узденова....
Для любителей творчества Сапара Узденова....
"АКЪТАМАКЪ", ЛИТЕРАТУРНО - ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ · автор: Кергелен
Кергелен,туугъан кюнюнг бла!, эх, мы((
... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ, Рассказ писателя БЕРЕКЕТА.
Хотелось поделиться уходящими/ушедшими в прошлое обычаями, традициями, вплоть до воровства лучшей косы у чужой бригады, где позором покрывался не тот, кто "украл", а кто прозевал косу и весь его чалкъы джыйын, которые складывались у нас веками в таком многотрудном, действительно, тяжком труде, как косьба. Эти традиции были призваны облегчить труд, отвлечь от него, всякими розыгрышами, песнями, прибаутками, с непременным участием ряженого "Теке", привнести толику и веселья, и состязательности между косарями. Увы, забегался по делам, разгорячённые мысли поостыли, и не оставит ли это более знающим?
Но другую тему, всё же продолжу, не с позиции глубоко знающего, а так, повторю от себя нехитрыми мыслями со скамеечки в подъезде то, что у всех на слуху, на языке. За этим, косвенно поставленным вопросом, и далее сказанным, слышу не сомнение, а уверенное знание, что была другая проза, и грустинка по ней, и понимание, что не в пунктуации тут дело. Да, была хорошая, советская проза. Скажу от себя с вызовом: была проза высшей категории, если иметь в виду хотя бы деревенщиков и лейтенантскую прозу. Уровень требований к художественному слову был такой, что ни один уважающий себя редактор не пропустил тексты нынешнего лауреата Нобелевской премии по литературе, в таком виде, в каком их сейчас печатают. А наши толстые журналы того времени, где спрос на художественность, литературность текста был особенно строгим, если не жестоким и даже жесточайшим, просто не взялись бы рассматривать рукопись. Вот что мы потеряли, чтобы ни говорили теперь о идейных перегибах, узких рамках, жёсткой цензуре, гонениях и прочее. Мы сами скинули все, кажущиеся нам путами, недорозумения и грянула свобода. Она отмела всё то чистое, глубинное чем мы дышали, чем подпитывались, чем жили, и сейчас живём, изредка улавливая остаточные отзвуки былого. Пропал флёр, пропала та аура, та атмосфера, что витала вокруг всего, относимого к искусству и литературе. Пропали, исчезли, имеющие дар сказать слово, дар рассказчика, который проглядывался с первых же интонаций. Всё это снесло и захлестнуло, кажется, невылазной селью. Нас вначале опустошила-оглушила проза грязная, построенная на попрании уже не редакционных, не цензурных, а общечеловеческих норм морали, общественных запретов и личного неприятия, проза старательно выпячивающая все низменные соблазны человеческие. Повыскакивали делатели дурнопахнущей прозы, доверительно, как парню с одного двора, с этаким эпатажем, впихивающие всё вульгарное и пошлое: мол, мы же с тобой понимаем, мы же свои, на, хавай! "Народу нравится". Их у меня ещё есть. Вроде прошла и эта блевотная похабщина, изредка ещё отдавая отрыжками, напоминая, что это постыдное в нашей жизни было и выросло поколение, не знающее иной прозы. Прошёл экстаз от свободы и на сегодня, после "революционных бурь", не понять, чем подпитывается проза нынешняя. Неужели, оттого, что Пелевин или Виктор Ерофеев, нет-нет да и слямзят откровенно у Венедикта Ерофеева, делать выводы, что она подпитывается от советской ли, русской прозы, что сохраняются традиции? Нынешняя проза попахивает, ещё не совсем умелым, но под стать голливудскому, цеховым, конвеерным началом. Пришли новые имена: иные — уже умелые профессионалы, иные — хамливые, предприимчивые дельцы. Мастера-делатели прозаического текста, на раз похлебать. Было бы далеко не верно думать, что упрощёнка родилась из желания уйти от разборок с пунктуацией. Конечно, грамматическое бессилие в писательстве, это всеобщий (и мой — слёзный) бич. Но ведь от того же Пелевина — интеллектуала, каких поискать, мы вправе были ожидать хорошие тексты. Только зачем ему это? Он поймал свою удачу-лавку: штампует и штампует, бессвязные тексты вразброс. Но что он оставит после себя? Знание узким кругом знатоков, что был, дескать, некогда такой самый тиражируемый, плодовитый писатель. Писатель ли? Ну да, да, не откажешь, был у него отточенный под Довлатова слог, но была ли там художественность, литературность. А главное — запомнилось ли что? Неужели примитивные, до недоразвитой детскости, фантазии о чудике Чапаеве с ноутбуком в чресседельной сумке? Да, пошла упрощёнка, для одноразового потребления и тут же появились (свято место) доброхоты-учителя со своими рецептами быстрого приготовления фаст фуда, делания литературы, на скорую руку, на раз пожевать. По их разумению текст должен быть простой-простой, стелющийся под ленивого, короткого умом читателя. Иначе никак. Иначе читать не будут, мол читатель не воспринимает сложные тексты, а значит, не будет тиража и быстрой реализации. А кто его, читателя, таким сделал? Кто кого должен формировать, если допустить-таки, что кто-то кому-то в нашем обществе ещё должен. Отсюда и упрощения с двумя-тремя коротенькими предложеньицами в коротеньком абзаце. Ну, с натяжкой можно допустить четыре предложения, учат нас, но если первые три очень коротенькие. А ведь так естественно просится, что абзац должен быть того объёма, который требуют насышенность текста, сложность повествования. А предложение должно быть той длины, которую просит высказываемая мысль. Не всегда её можно делить. Надо чувствовать, это уже проблемы автора, надо уметь чувствовать, где мысль, какой бы длины она не была, должна вместиться в целое, высказываемое в один выдох, а где можно, а иногда нужно прервать её, разделить. Ещё советуют, предупреждая, что это жестокий нонсенс, никогда не делать предложение в одно слово. Вот ещё новость! Почему? Только потому что, кому-то захотелось, вот так вот важно сказать? Иногда одно слово, по ходу, по смыслу повествования, заменяет не только предложение, но и целый абзац. Потому автор, покрутит-покрутит и выставит его в одну строчку, в абзац, то есть. А почему слово не должно быть длинным? Только потому что, опять нашему неженке читателю, сложно будет прочесть? По-моему, слово должно быть не длинное-короткое, а то, которое должно быть. Ни одно другое слово не заменит значение, оттенки, окраски нужного слова, если оно к месту подобрано. Но есть ещё, рождается ещё хорошая проза. Она в периферии. Цепляющиеся за жизнь, периферийные толстые журналы, выдают ещё кое-что, пусть слегка попахивающие местечковостью. Ах, какие тексты иной раз встречаются! Что это? Зарождающаяся из глубин новая проза, или просто отстают товарищи, ещё не дошли сюда "инновационные", модные, передовые технологии словоскладывания? Ну вот, написал не мало, а, кажется, ничего и не сказал... Спасибо.
Изменено: |
|
|
Форум Мобильный | Стационарный