С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Что подразумевается в Исламе под сватовством? Обычно в церемонии сватовства принято, чтобы жених и невеста обменялись обручальными кольцами, является ли это шариатским методом в этом вопросе?
Ответ: Хвала Аллаху.
Под сватовством в шариате имеется в виду предложение мужчины к женщине выйти за него замуж. Обладатели знания говорят, что сватовство (хитба) является дозволенным для того, кто хочет жениться.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам». («Аль-Бакара», 235.)
Также достоверно установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сватался к ‘Аише.
Передают со слов ‘Урвы, да помилует его Аллах Всевышний: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у Абу Бакра руки ‘Аиши, Абу Бакр сказал ему: «Но я ведь твой брат!» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты — мой брат по религии Аллаха и Его Книге , что же касается ‘Аиши, то женитьба на ней мне дозволена». См. «Сахих аль-Бухари»/5081.
Также он сватался и к Хафсе.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда моя дочь Хафса бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал в битве при Бадре и умер в Медине, я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Он сказал: “Я подумаю над этим”. И я ждал несколько дней, а потом он сказал (мне): “Я думаю, что не стану жениться сейчас”. Через некоторое время я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”, однако Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!» См. «Сахих аль-Бухари»/4005.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал того, кто хочет жениться, посмотреть на девушку, к которой он сватается.
Как об этом повествуется в хадисе: «Тот из вас кто будет свататься к женщине, если сможет пусть посмотрит на то, что побуждает его к женитьбе на ней». См. «Сунан Аби Дауд»/2082. шейх Альбани назвал этот хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд»/1832.
Однако в шариате нет специальных церемоний, которым обязательно следовать в хитбе. И все что делают некоторые мусульмане, как, например, провозглашение о состоявшейся хитбе, или их ликование по этому поводу, или предварение хитбы подарками, то все это относится к обычаям (‘адат), которые в своей основе являются дозволенными, если относительно конкретных из них не имеется запрета в шариате. К подобным обычаям также относится и обмен между женихом и невестой, так называемыми, обручальными кольцами. Тем не менее, следует отметить что, в следовании этой традиции есть следующие противоречия шариату.
Первое: Некоторые люди верят в то, что эти кольца усиливают любовь супругов и укрепляют связь между ними. Однако это является убеждением невежественных людей, поскольку у подобной связи нет основ ни в Шариате, ни в реальной действительности.
Второе: Это является уподоблением христианам и другим неверным, поскольку это никогда не было обычаем мусульман. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от этого.
Передают со слов Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Мы спросили: «О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» — и он сказал: «А кого же ещё?» См. «Сахих аль-Бухари»/6889; «Сахих Муслим»/6723.
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу тот из них». См. «Сунан Аби Дауд»/4031. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Аби Дауд»/3401.
Третье: Обычно процедура обмена кольцами происходит еще до заключения брака, и в таком положении жениху не позволено самому надевать кольцо на палец невесты, поскольку после хитбы она еще не перестает быть для него посторонней женщиной и не становится его женой.
И в заключение предоставим слово уважаемому шейху Ибн ‘Усаймину, да помилует его Аллах, который сказал по этому поводу следующее: «Под выражением «дибляту ль-хутуба» (обручальное кольцо) имеется в виду кольцо, а кольцо в своей основе является дозволенным. Однако этому сопутствует ложное убеждение о том, что это укрепляет связь между супругами. Так, некоторые люди пишут на кольце, которое они передают невесте, свое имя, невеста же в свою очередь делает то же самое, и при этом они полагают, что это будет причиной их привязанности друг к другу. В таком положении обручальное кольцо является запретным, поскольку у подобной связи нет основы ни в Шариате, ни в реальной действительности. Также жениху не позволено надевать кольцо на палец невесты, поскольку после этого она не перестает быть для него посторонней женщиной (прикасаться к которой запрещено). А женой она становится только после заключения брака». См. «Аль-фатауа аль-джами’а лиль-марати ль-муслима» 3/914.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!