Что делать с молитвой, оставленной без оправдания
МолитваДжумхур (большинство учёных) сказали, что нужно восполнять пропущенный намаз, даже если человек пропустил его без уважительной причины (например, лень или слабость имана, т.е. без серьезной причины). Это мазхаб Абу Ханифы, Малика, Шафии, аш-Шаукани и др.
Абу Ханифа и Малик сказали, что если пропущенных намазов пять или меньше, то нужно восполнять их, отложив намаз, время которого сейчас наступило, а если больше пяти, то сначала нужно сделать тот намаз, который пришел, а потом те, которые в долгу.
Они сказали, что человек должен восполнить их потому, что пропустил то, что ему приказано делать, и он берет грех и должен восполнить пропущенный намаз (или несколько, смотря сколько пропустил) по той причине, что он стал должен. Подобно тому, как женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ?Можно ли делать хадж за мать??, и он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ?Если бы на твоей матери был бы долг, ты бы выплатила? Так Аллах больше прав имеет на то, чтоб Его долги исполнялись?. Бухари 1852.
Но если человек оставил намаз по серьёзной причине, то он не берет греха, но все равно должен его восполнить. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: ?Тот, кто забыл про намаз или проспал, то пусть восполнит, как вспомнит...?. Аль-Бухари и Муслим.
Джумхур сказали: ?Он оставил намаз, и он остался у Аллаха в долгу, как если бы ты дал в долг человеку деньги и обязал его, что он отдаст долг через месяц. Месяц прошел, но он не вернул долг, все равно долг остается, и должник поступил неправильно (не выполнил в оговоренный срок). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал поклонение долгом?. Смотри ?Нейль аль Автар?, ?Аль-Маджмуа? ан-Навави.
А что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:
Во-первых: Ваш же хадис против вас, потому что там говориться про тех, у кого есть уважительная причина. Отсюда понимается, что тот, кто оставил его без уважительной причины, не восполняет, это должно быть понятно. Сказал Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах: ?А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы ?аср? и ?зухр?. Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: ?Кто оставил намаз ?аср?, тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ?Тот, кто пропустил намаз ?аср?, тот сделал тщетными свои дела?. Сказал Аллах: ?После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)?. Многие из салафов сказали, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу Бакр ас-Сиддикъ в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: ?Знай, что у Аллаха есть права ночью, и Он не принимает их днем, и Он не принимает права дня ночью, и Аллах не принимает молитву, пока не будет сделана обязательная? (сокращено).
Здесь Ибн Теймия хочет сказать, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет их смысла восполнять, Аллах их не примет.
Во-вторых: Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говорится об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз - это тот долг, которым нас обязал Аллах Сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом, как он нам предписан, и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (къияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает.
Ваш хадис о том, что долг Аллаха больше достоин, чтобы его исполнить, совершенно верен. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.
В-третьих: почему вы сделали къияс на обычный долг, почему бы не сделать къияс на залог. Например: ты отдал залог и взял долг на ограниченный срок. Срок прошел, и если ты не вернул долг вовремя, хотя у тебя была возможность вернуть его, то ты лишился своего залога. И также Аллах установил время для намаза, и ты должен исполнить его вовремя, но если ты не исполнил, то ты лишился своего времени. Но Аллах простил и дал возможность исполнить его тому, кто по уважительным причинам не смог, тогда, когда он вспомнит или сможет. Как тот, кто простил и вернул бы опоздавшему залог, если тот не смог принести вовремя деньги из-за болезни (по уважительной причине, например, проспал или забыл).