Хвала Аллаху ? Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха Мухаммаду, его семье и его сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никто не направит. Свидетельствую, что нет бога, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища ни в божественности, ни в господстве, ни в прекрасных именах, качествах и атрибутах. Свидетельствую, что Мухаммад ? раб Аллаха и посланник Его ко всем людям.
А затем:
Сказал Аллах Всевышний: ?Воистину, ваша умма ? умма единая, а Я ? ваш Господь. Бойтесь же Меня!? (Верующие, 52)
Сказал Аллах Всевышний: ?Они хотят, чтобы вы стали кафирами (неверующими), подобно им, и чтобы вы оказались равны?. (Женщины, 89)
?О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас ? явный враг!?. (Бакара.208)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые представляют угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо самовосхваляющийся грешник. Вы люди ? дети Адама, а Адам был создан из глины?. (Абу Дауд, Ат Тирмизи)
Сказал Аллах Всевышний:
?О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый почетный из вас пред Аллахом ? самый богобоязненный?. (Комнаты, 13)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди ? дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии?. (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем последнем прощальном хадже сказал:
?Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас ? самых богобоязненный!?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку?. (Муслим)
А также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Возгордившиеся будут собраны в день воскрешения подобно пылинкам в облике людей, и покроет их унижение со всех сторон?. (Тирмизи)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
?Пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахам более презренным, чем жук, который ковыряется в навозе?. (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Однажды в беседе с Билалом ибн Рабах ал-Хабаший знатный сподвижник пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарр ал-Гифарий по отношению к своему собеседнику обронил фразу: ?Эй ты, сын чернокожей женщины?.
Когда Билал по этому поводу жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), тот сказал Абу Зарру: ?Ты, оказывается, человек, внутри которого присутствует мракобесие?. Что означало: ?Оказывается, ты не полный, не настоящий мусульманин?.Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень разгневался. Тогда Абу Зарр упал на землю перед Билялем и попросил, чтобы тот поставил ногу на его щеку, чтобы смыть страшный грех высокомерия.
Ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
?Ваше происхождение не дает вам повода оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как по религии и богобоязненности?. (передал имам Ахмад)
Так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником?. (Муслим)
Также он сказал:
?Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради асабийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за асабийи?. (Муслим)
А также:
?Тот, кто провозглашает слепую преданность племени,- не один из нас ; и тот кто, борется во имя слепой преданности племени, ? не один из нас ; и тот, кто умирает во имя слепой преданности племени,- не один из нас?. (Абу Дауд)
Один сподвижник ? Василя ибн аль-Аска ? рассказывал:
?Я спросил: ?О, посланник Аллаха, что означает ?нетерпимость??? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ?Когда ты поддерживаешь свой народ, который чинит несправедливость?. (Абу Дауд)
Призыв к национализму очень опасное явление, нежели принято думать. И он может вывести человека из Ислама, даже если он совершает поклонение, как сказал о том посланник Аллаха:
?Тот, кто призывами джахилии (в число которых входит и национализм) присоединяется к толпам обитателей адского огня?.
Сподвижники спросили: ?Даже если он молится и постится?? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ?Даже если он молится и постится. Так называйте друг друга так, как назвал вас Аллах: муслимы, верующие, поклоняющиеся Аллаху?. (ат-Тирмизи)
Сказал Аллах Всевышний:
?Когда им говорят: ?Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику?, ? они отвечают: ?Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов?. Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?? (Трапеза, 104)
Ибн Таймия писал:
?Дети мусульман, несмотря на то, что от них не исходят деяния Ислама и Таухида, только из-за того, что их родители мусульмане, условно (юридически) принимаются за мусульман.
Затем, когда они зреют и достигают совершеннолетия, часть из них верует и совершает требования Ислама осознанно, по-настоящему. Некоторые же продолжают совершать требования Ислама по привычке, из подражания традициям, слепо следуя по стопам родителей и местного населения.
Например, возьмем закят. Так уж сложилось по традиции, что правитель взимает определенную часть имущества в качестве закята. Этот человек (слепо подражающий) дает его просто так, не осознавая, что это для него фард установленный самим Аллахом. Он не различает разницу между закятом или каким-нибудь другим придуманным налогом, установленным людьми.
Или, например, этот человек вместе с населением Мекки ежегодно посещает Арафат. Он делает это потому, что такая уже сложилась в его жизни традиция, он не осознает, что это поклонение Аллаху.
Или, например, он воюет с неверными только потому, что окружающие люди из его племени тоже воюют. Такой всего лишь слепо подражает своему племени.
Нет сомнения в том, что поклонения таких людей бесполезные. Доказательства Корана, Сунны и иджмы доказывают, что деяние, выполненные таким образом, не могут заменить шариатских деяний, предусмотренных Исламом.
То есть, с человека, поступающего подобным образом, не спадает ответственность за настоящее выполнение этих положений; он не освобождается от обязанности выполнить эти действия по-настоящему?. (Маджмуль фатауа,26/30).
Сказал имам ибн Аль-Кайим:
?Истина внутри не поможет, если не будет сопровождаться Исламом снаружи. Даже если сердце будет разрываться от любви и страха, но не будет явного поклонения по Исламу, не спасётся такой от огня. Он подобен тому, кто показывает Ислам снаружи, но внутри нет истинной веры. И такой также не спасётся от огня?. (Аль-Фауаид, стр.136)
Ибрагим, мир ему, и его последователи, сказали своему народу:
?Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Единого Аллаха? (Испытуемая, 4)
Аллах Всевышний и Великий сказал:
?Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него?. (Препирающаяся, 22)
Сказал Аллах Всевышний:
?О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками? (Покаяние, 23).
Как сказал о том шейх уль-Ислам Ибн Таймийа:
?Из основ религии подчиняться Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, любить того, кого он любит, быть против тех, против кого он, быть довольным теми, кем был доволен он, и гневаться на тех, на кого гневался он, проявлять уаля (приверженность) его друзьям и враждебность (бара) его врагам (кафирам)?. (Маджмуьуль-фатауа, том 3)
Также он сказал:
?Известно, что не бывает верующего, питающего любовь к неверным. Также известно, что существуют люди, которые признают Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и не отвергают его, но, наряду с этим, питают любовь к неверным.
Салаф их положение объясняет так: ?То, что они оставили обязательные условия веры показывает, что у них нет имана в сердце. Тот факт, что они не выполнили этого, объясняется только отсутствием соответствующих деяний сердца, таких как любовь к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а также боязнь Аллаха. При этом необязательно, чтобы они на словах отрицали Ислам??. (Маджмууль-фатауа, том 7)
Поистине, ?человек будет собран с тем, кого любит?. (Ат-Табарани и Ибн Мунзир)
?Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: ?В каком положении вы были?? И ответят они: ?Мы были слабыми на земле?. Они скажут: ?Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?? У этих убежище ? геенна, и скверно это пристанище! ? кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах. Ведь Аллах ? Изв
А затем:
Сказал Аллах Всевышний: ?Воистину, ваша умма ? умма единая, а Я ? ваш Господь. Бойтесь же Меня!? (Верующие, 52)
Сказал Аллах Всевышний: ?Они хотят, чтобы вы стали кафирами (неверующими), подобно им, и чтобы вы оказались равны?. (Женщины, 89)
?О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас ? явный враг!?. (Бакара.208)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые представляют угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо самовосхваляющийся грешник. Вы люди ? дети Адама, а Адам был создан из глины?. (Абу Дауд, Ат Тирмизи)
Сказал Аллах Всевышний:
?О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый почетный из вас пред Аллахом ? самый богобоязненный?. (Комнаты, 13)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди ? дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии?. (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем последнем прощальном хадже сказал:
?Нет преимущества араба над неарабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и неараб), ибо самый благородный из вас ? самых богобоязненный!?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку?. (Муслим)
А также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Возгордившиеся будут собраны в день воскрешения подобно пылинкам в облике людей, и покроет их унижение со всех сторон?. (Тирмизи)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
?Пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахам более презренным, чем жук, который ковыряется в навозе?. (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Однажды в беседе с Билалом ибн Рабах ал-Хабаший знатный сподвижник пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарр ал-Гифарий по отношению к своему собеседнику обронил фразу: ?Эй ты, сын чернокожей женщины?.
Когда Билал по этому поводу жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), тот сказал Абу Зарру: ?Ты, оказывается, человек, внутри которого присутствует мракобесие?. Что означало: ?Оказывается, ты не полный, не настоящий мусульманин?.Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень разгневался. Тогда Абу Зарр упал на землю перед Билялем и попросил, чтобы тот поставил ногу на его щеку, чтобы смыть страшный грех высокомерия.
Ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
?Ваше происхождение не дает вам повода оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как по религии и богобоязненности?. (передал имам Ахмад)
Так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником?. (Муслим)
Также он сказал:
?Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради асабийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за асабийи?. (Муслим)
А также:
?Тот, кто провозглашает слепую преданность племени,- не один из нас ; и тот кто, борется во имя слепой преданности племени, ? не один из нас ; и тот, кто умирает во имя слепой преданности племени,- не один из нас?. (Абу Дауд)
Один сподвижник ? Василя ибн аль-Аска ? рассказывал:
?Я спросил: ?О, посланник Аллаха, что означает ?нетерпимость??? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ?Когда ты поддерживаешь свой народ, который чинит несправедливость?. (Абу Дауд)
Призыв к национализму очень опасное явление, нежели принято думать. И он может вывести человека из Ислама, даже если он совершает поклонение, как сказал о том посланник Аллаха:
?Тот, кто призывами джахилии (в число которых входит и национализм) присоединяется к толпам обитателей адского огня?.
Сподвижники спросили: ?Даже если он молится и постится?? Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ?Даже если он молится и постится. Так называйте друг друга так, как назвал вас Аллах: муслимы, верующие, поклоняющиеся Аллаху?. (ат-Тирмизи)
Сказал Аллах Всевышний:
?Когда им говорят: ?Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику?, ? они отвечают: ?Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов?. Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?? (Трапеза, 104)
Ибн Таймия писал:
?Дети мусульман, несмотря на то, что от них не исходят деяния Ислама и Таухида, только из-за того, что их родители мусульмане, условно (юридически) принимаются за мусульман.
Затем, когда они зреют и достигают совершеннолетия, часть из них верует и совершает требования Ислама осознанно, по-настоящему. Некоторые же продолжают совершать требования Ислама по привычке, из подражания традициям, слепо следуя по стопам родителей и местного населения.
Например, возьмем закят. Так уж сложилось по традиции, что правитель взимает определенную часть имущества в качестве закята. Этот человек (слепо подражающий) дает его просто так, не осознавая, что это для него фард установленный самим Аллахом. Он не различает разницу между закятом или каким-нибудь другим придуманным налогом, установленным людьми.
Или, например, этот человек вместе с населением Мекки ежегодно посещает Арафат. Он делает это потому, что такая уже сложилась в его жизни традиция, он не осознает, что это поклонение Аллаху.
Или, например, он воюет с неверными только потому, что окружающие люди из его племени тоже воюют. Такой всего лишь слепо подражает своему племени.
Нет сомнения в том, что поклонения таких людей бесполезные. Доказательства Корана, Сунны и иджмы доказывают, что деяние, выполненные таким образом, не могут заменить шариатских деяний, предусмотренных Исламом.
То есть, с человека, поступающего подобным образом, не спадает ответственность за настоящее выполнение этих положений; он не освобождается от обязанности выполнить эти действия по-настоящему?. (Маджмуль фатауа,26/30).
Сказал имам ибн Аль-Кайим:
?Истина внутри не поможет, если не будет сопровождаться Исламом снаружи. Даже если сердце будет разрываться от любви и страха, но не будет явного поклонения по Исламу, не спасётся такой от огня. Он подобен тому, кто показывает Ислам снаружи, но внутри нет истинной веры. И такой также не спасётся от огня?. (Аль-Фауаид, стр.136)
Ибрагим, мир ему, и его последователи, сказали своему народу:
?Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Единого Аллаха? (Испытуемая, 4)
Аллах Всевышний и Великий сказал:
?Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него?. (Препирающаяся, 22)
Сказал Аллах Всевышний:
?О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками? (Покаяние, 23).
Как сказал о том шейх уль-Ислам Ибн Таймийа:
?Из основ религии подчиняться Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, любить того, кого он любит, быть против тех, против кого он, быть довольным теми, кем был доволен он, и гневаться на тех, на кого гневался он, проявлять уаля (приверженность) его друзьям и враждебность (бара) его врагам (кафирам)?. (Маджмуьуль-фатауа, том 3)
Также он сказал:
?Известно, что не бывает верующего, питающего любовь к неверным. Также известно, что существуют люди, которые признают Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и не отвергают его, но, наряду с этим, питают любовь к неверным.
Салаф их положение объясняет так: ?То, что они оставили обязательные условия веры показывает, что у них нет имана в сердце. Тот факт, что они не выполнили этого, объясняется только отсутствием соответствующих деяний сердца, таких как любовь к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а также боязнь Аллаха. При этом необязательно, чтобы они на словах отрицали Ислам??. (Маджмууль-фатауа, том 7)
Поистине, ?человек будет собран с тем, кого любит?. (Ат-Табарани и Ибн Мунзир)
?Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: ?В каком положении вы были?? И ответят они: ?Мы были слабыми на земле?. Они скажут: ?Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?? У этих убежище ? геенна, и скверно это пристанище! ? кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах. Ведь Аллах ? Изв