Sabr
30.10.2011 18:26:22
Настольными книгами читающих карачаевцев являются "К истории карачаевцев и балкарцев" Х.О. Лайпанова (1957), "Происхождение балкарцев и карачаевцев" Л.И. Лаврова (1959), "Карачаевцы и балкарцы ? древний народ Кавказа" Е.П. Алексеевой (1964; 2-е издание ? 1993), "Карачаевцы. Историко-этнографический очерк" под редакцией Л.И. Лаврова (1978), "Тюрки Северного Кавказа" Х.Х. Биджиева (1993), "О происхождении тюркских народов" К.Т. Лайпанова и И.М. Мизиева (1993), "История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура" И.М. Мизиева (1996).
Опираясь на выводы ученых, мы стараемся активно пропагандировать те версии этногенеза карачаевцев, которые утверждают древнее происхождение нашего народа на земле, которую мы считаем своей исторической Родиной. В длительной истории формирования карачаевской народности просматриваются древнейшие слои, относящиеся к третьему тысячелетию до н.э., ко времени ранних контактов (столкновений, взаимовлияния) протокавказской оседло-земледельческой и "курганной" кочевнической пратюркской культур. На эти древние пласты ложатся более поздние наслоения, связанные с движением и развитием скифо-сарматской культуры, расцвет которой на Северном Кавказе относится к 7-6 векам до н.э. Аланская ветвь скифо-сарматской культуры обретает яркую самобытность уже в первых веках н.э. и становится основой Аланского государства, распространявшего в период с 5-6 до начала 13 века свое владычество на значительную часть Северного Кавказа и определявшего высокий для того времени уровень социально-экономического развития, градостроительства, военной демократии и военной организации, духовной и материальной культуры. Гипотезы о происхождении карачаевцев от изначально тюркоязычных алан, а также о том, что аланский конгломерат включал в себя как две равновеликие части тюркские и ираноязычные племена, которые соответственно можно рассматривать в качестве предков, с одной стороны, балкарцев и карачаевцев, с другой стороны, осетин-дигорцев, опираются на анализ значительных пластов фольклора (древнего эпоса о Нартах) и на богатый археологический материал. Во всяком случае, глубокое убеждение в том, что история Аланского государства ? неотъемлемая часть нашей древней национальной истории, а его культура ? это наше национальное наследие, не менее значимое для нас, чем для осетин, укоренилось в сознании карачаевского народа и поддерживается доводами ученых.
Значительный интерес представляют также болгарская, кипчакская, хазарская версии карачаевского этногенеза, отнюдь не всегда взаимоисключающие или противоречащие друг другу, но позволяющие выявить различные компоненты, различные древние истоки карачаевского этнического субстрата. Эти версии находят общественный резонанс в карачаевской среде, определяя не только исторический интерес к древностям гуннского царства, Тюркского каганата, Великой Булгарии, Хазарского каганата, но и внимание к судьбам других народов, считающих себя в той или иной мере наследниками этих цивилизаций (например, караимов, крымчаков, крымских татар, волжских татар).
Дуалистический менталитет карачаевского народа определяется, таким образом, с одной стороны, ощущением своей причастности к древней кавказской истории (символом ее славы становятся археологические ценности кобанской, скифской и других древних кавказских культур, легенды, связанные с Аланским царством), учетом местного, кавказского компонента в карачаевском этногенезе; с другой стороны, активным интересом к северной степной культуре каспийско-черноморского пояса, вплотную подступающей к предгорьям Кавказа и в значительной мере также воспринимающейся как "наша культура", "наше наследие". Сведения, содержащиеся в арабских, армянских, византийских эпохи раннего средневековья источниках, в древнерусских летописях и западных хрониках, позволяющие идентифицировать районы нынешнего проживания карачаевцев и балкарцев с землей гуннов, "страной булгар", с Великой Аланией и Великой Хазарией, тщательно собираются нашими учеными и становятся достоянием широкой общественности.
Сложное преломление в народной исторической памяти находят события 13-14 веков, связанные с татаро-монгольским завоеванием Северного Кавказа и с жестокими военными, карательными походами Тамерлана. С одной стороны, разгром Алании воспринимается с болью, с другой стороны, осознание нашей причастности к золотоордынской историко-культурной традиции становится источником определенной национальной гордости и самоутверждения. Кардинальная перестройка всей российской историографии, постепенно отказывающейся от вульгарных представлений о "хищническом" и "паразитическом" характере Золотоордынского государства, утверждение высоких ценностных приоритетов золотоордынской культуры и ее тюркской основы (в частности, благодаря археологическим открытиям Г.А. Федорова-Давыдова на Нижней Волге, М.Г. Крамаровского на Солхатском городище в Крыму, искусствоведческим исследованиям Ф.Х. Валеева, С.М. Чер?вонной, трудам Р.Г. Фахрутдинова и других казанских историков) оказывают воздействие и на меняющуюся карачаевскую интерпретацию своей национальной истории средневекового периода.
Очевидным становится, во-первых, то, что карачаевский народ не был ни уничтожен, ни ассимилирован в итоге военных столкновений 13-14 веков (значительная часть тюркоязычного населения Алании мигрировала в горные ущелья и предгорья Центрального Кавказа, сохранив в наиболее чистом виде древнейшие особенности тюркских языков и культурные традиции древних кавказских аборигенов; при этом этническое развитие этой группы населения получает дополнительный толчок в процессе территориального обособления в горах и ущельях, в частности, при обосновании пяти балкарских субэтнических групп в Балкарском, Баксанском, Чегемском, Безенгийском и Хуламском горных ущельях); во-вторых, то, что ни карачаевский, ни балкарский народ, в той или иной мере причастный и к истории Великой Алании, и к истории Джучиева улуса Монгольской империи (Золотой Орды), никак нельзя считать "безгосударственным" народом, якобы, не имевшим в прошлом традиций государственности; наконец, в-третьих, то, что оседлый народ, имеющий очаги своей городской и сельской культуры, вовлеченный в государственную и культурную систему Золотой Орды (а именно таким народом были карачаевцы и балкарцы 13-15 веков), естественно, приобщается к Исламу, который был господствующей в этом регионе религией и формой цивилизации. Непосредственные контакты с Крымом, Дагестаном, с закавказским мусульманским миром стимулировали этот процесс исламизации карачаевцев.
Надо признать, что вопрос об истоках, первых проявлениях, хронологических рубежах проникновения Ислама в Карачай до сих пор остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются штампы, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры, нежели позитивный характер. Так, например, московский этнограф Н.Г. Волкова в своем очерке о балкарцах для новой энциклопедии "Народы России" пишет: "Исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, в основном, из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, Ислама и дохристианских традиций. Распространение Ислама сопровождалось уничтожением языческих, христианских памятников, рукописей, предметов культа" 1.
Автор очерка "Карачаевцы" И.М. Шаманов также главное внимание уделяет пережиткам родового и первобытнообщинного строя, языческим традициям и ритуалам карачаевцев и указывает, что Ислам здесь "утвердился в конце 18 в." 2..
Такой подход среди современной карачаевской интеллигенции встречает по меньшей мере недоверчивое отношение. Нам кажется, что здесь происходит подмена понятий. Доисламские пережитки, действительно, можно обнаружить в народной культуре балкарцев и карачаевцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. Во второй половине ? конце 18 века, действительно, происходит укрепление позиций Ислама в Карачае, наплыв мюридов и проповедников с Восточного Кавказа, особенно из Дагестана и Чечни, и это непосредственно связано с формированием сопротивления горских народов российской имперской экспансии, с теми религиозными движениями и формами (прежде всего с формой "газзавата" ? "священной войны"), в которых это сопротивление (а в него был самым энергичным образом вовлечен карачаевский народ) осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли ? это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаевскую среду. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения карачаевского народа к мусульманской религии и исламской цивилизации.