Sabr
29.10.2011 17:42:00
ХАСАУКА: ЗНАК НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕДЫ*
150-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского, которого карачаевский народ, как и другие тюркские народы Кавказа, считает одним из своих Устазов, и братскому крымскотатарскому народу мне хотелось бы посвятить свой скромный труд ? полную запись (произведенную в ходе исследований народного фольклора) и сокращенный подстрочный перевод на русский язык (под редакцией кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы РАН С. У. Алиевой) карачаевской песни-баллады "Хасаука", сложенной в начале второй четверти 19 века, передаваемой из поколения в поколение в устной певческой и поэтической традиции и никогда не публиковавшейся на русском языке(1) по причинам отнюдь не литературоведческого характера.
"Кричит Дауле: "Хахай, тревога!
Всех родичей, друзей Карачая зовите,
Пусть быстро примчатся к нам,
В черный день окажут помощь.
Кровавый царь совершает много насилий.
Давайте, братья! Армия царя уже на подступах.
Царь хочет напиться нашей крови
И в тесном ущелье[в которое нас уже загнали]
Не дает нам спокойно жить.
Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги-подходы узнал от Амантиша.
Этот князь-чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается ...
...Такие вот у генерала задушевные друзья,
Прямо его рукава и полы.
Это они - наши прямые враги,
К ним у нас очень много исков-вопросов.
Если этот генерал нас победит -
Когти свои в нас вонзит,
Рвать будет нас, уничтожать,
Данью сдерет с нас кожу.
Пока мы не сгорели в этом аду,
Пока не попали в плен к злодею,
Объединимся,
О предках, о близких и дальних родичах вспомним,
В родном ущелье свой край защитим!
Горные львы! Выходите смело,
Вражье войско валите быстрее,
Пусть рука ловко нажимает курок,
Пусть покраснеют от вражьей крови
Горные тропы и дороги Хасауки!?
Эбекку улу пошел в От Кала за серой,
Очень старался найти её ?
Селью завалило огненную жилу.
?О Боже!?- сказал Дауут, прикусив губу.
Набрав в одну руку огня,
Начал искать недостающее к нему.
Азалию покрошил,
Серу добавил, все перемешал.
Состав в форму разлили,
Готовые свинцовые пули во врага полетели.
Одному толстому попали в грудь,
Многих подобных ему свалили в пропасть.
В руках смельчаков-джигитов
Горские ружья палили беспрерывно.
Все дороги на подступах к Хасауке
Наполнились мертвыми телами.
С воинственным кличем
Горец прыгает с камня на камень,
Смельчак парень - пусть генерала убьет,
Голову его нам принесет.
Батыр Умар смело идет,
"Не бойтесь!" - кричит и убивает врагов.
?Догоняйте!? - поджидает отставших,
Стреляет и валит врагов одного за другим.
Но вот пуля попала в славного нашего Умара.
В недобрый день оседлал он своего Чубара,
Должен был родиться для такого дня.
Даулет идет, чтобы закрыть его глаза.
Когда кончился огонь, пули кончились,
Деревья, камни взамен огня-ядер полетели.
Хоть устали тела у воинов-львов,
Но продолжали они валить на камни своих врагов.
Эта битва-война длилась бы еще долго,
И голова генерала досталась бы нам, -
Да мало бойцов,
На место погибших некому встать,
И оружия нет, воевать нечем.
Враг ворвался,
Цепью по ущелью поднимается вверх.
Батыр Кайтук бросил последний взгляд на детей:
Маленькие горцы, они подрастут
И за пролитую кровь своих отцов отомстят".
Битва при Хасауке, о которой неохотно рассказывают российские учебники истории, состоялась 2 ноября 1828 года. В ней карачаевцы потерпели поражение, завершившееся официальным присоединением Карачая к Российской империи ("добровольным" присоединением, как уверяли нас советские историки). Но борьба горцев за свою свободу продолжалась весь 19 век.
Малочисленный карачаевский народ ? частица великого тюркского мира, и каждый удар, нанесенный по культуре, государственности, достоинству этого народа, болью отзывается во всем тюркском мире и имеет для него свои печальные последствия.
За последние шесть столетий несколько раз над нашим народом нависала смертельная опасность его полного исчезновения с лица земли.
Первый раз это случилось, когда его государство Алания, вступившее в союз с ханом Тохтамышем, было уничтожено в конце 14 века Тимуром. Большая часть карачаевцев тогда легла на полях сражений, оставшиеся в живых воины были угнаны в плен, и только часть народа спаслась в недоступных горах. В 15 веке легендарный вождь горцев Къарча со своими соратниками, главами основных карачаевских родов-кланов, вернулся на свою родину из Крыма и у подножья Эльбруса создал независимое государство Къарачай, связанное тесным союзом с Крымским ханством и Османской империей.
Второй раз вопрос жизни и смерти карачаевского народа решался осенью 1828 года. После кровопролитного сражения у горы Хасаука войска Российской империи захватили Карачай (это произошло через 45 лет после аннексии Крыма и падения Крымского ханства). Большая часть карачаевского войска-ополчения, объединявшего практически всех способных носить оружие мужчин Карачая, оказавшего отчаянное сопротивление агрессору, была уничтожена. Предводитель российской армии сербский генерал Эммануэль в своем рапорте царю писал после этой битвы: "Термопилы Северного Кавказа взяты нами, и оплот Карачая у подошвы Эльбруса разрушен". Захватчикам помогали кабардинский князь Атажукин и карачаевский предатель Тенгизбий, которого народ навеки пригвоздил к позорному столбу под именем "Амантиш" ("Изменник"). Трагически завершилась насчитывающая к тому времени уже несколько столетий история свободного и независимого Карачая.
Карачаевскому народу вновь удалось подняться в начале 20 века на волне революционной и национально-освободительной борьбы. В 1920 году в соответствии с волеизъявлением народа был создан Карачаевский национальный округ в составе Горской Республики. Чуть раньше была создана Республика горцев Северного Кавказа, но этой Республике, объединившей свободолюбивые горские народы Северного Кавказа, не удалось продержаться, ибо неравная борьба шла на два фронта: ? против "белых", мечтавших реставрировать "единую и неделимую" самодержавную Россию, всегда бывшую для этих народов, по выражению Ленина, с которым в этом трудно спорить, "тюрьмой", и против "красных", весьма прагматично осознавших, каким "крепким орешком" станет эта самостоятельная республика для большевистского "центра" и обманувших народные ожидания, отступивших от своих обещаний ("Российской империей отобранная у вас земля вам будет возвращена, вы будете жить по своим законам, обычаям и традициям; вера ваша будет неприкосновенна" - что осталось от этих сладких слов?).
И все же, пока советская власть хоть в какой-то мере считалась с волеизъявлением народов Кавказа и демонстрировала "трудящимся Востока" и всего мира свою готовность к предоставлению им автономии, не только было обеспечено элементарное выживание карачаевского народа в новых социально-политических условиях, но оказался возможным стремительный, почти немыслимый по своим темпам и результатам взлет его культуры, укрепление его суверенитета, поразительные достижения в самых разнообразных областях творческой деятельности, массовой народной инициативы.
Начало этому было положено, когда "центр", уже давно сосредоточивший в своих руках всю полноту неограниченной власти и решавший своими декретами судьбы всех народов страны, вняв доводу рассудка или уступив решительному натиску "снизу", отказался от своего явно не удавшегося эксперимента по строительству Карачаево-Черкесской АО (созданной в 1922 году) и перед лицом постоянных национальных трений, с официальной формулировкой "из-за невозможности совместного проживания" и выпустил и карачаевский, и черкесский народы из этой немилой им, насильственной административно-государственной "коммуналки".
В 1926 году была создана Карачаевская Автономная Область (КАО), и с 1926 по 1943 год на карте СССР существовало образование, которое карачаевский народ с надеждой, любовью и энтузиазмом строил как свое молодое социалистическое государство. Оно никогда не было моноэтничным, но за все время существования КАО в этой автономии не было никаких конфликтов на национальной почве, и даже самым беззастенчивым клеветникам, выполнявшим после 1943 года задания сталинского режима по идеологическому оправданию массовых депортаций, не удавалось найти фактов, подтверждающих какое-либо распространение в карачаевской среде "национализма", пренебрежения или недоброжелательства к гражданам других национальностей, ущемление прав этих граждан в КАО. Это было нелегкое время, и вместе со всеми народами СССР карачаевцам предстояло выпить горькую чашу неизбежных разочарований, тяжелейших испытаний и страданий, составлявших неотъемлемую часть отечественной истории 1920-30-х годов. Ничто не миновало их: ни опустошительные колхозные кампании, ни разрушительные эксперименты в языковой политике, каждый из которых (перевод с арабской письменности на латинский алфавит в 1929 году и переход на кириллицу в 1939 году) все более отдалял народ от сокровищ его национального и общетюркского наследия, ни гонения на ислам и мусульманское духовенство, ни партийные "чистки", выбивавшие из партийных организаций и рядов наиболее честных и талантливых людей, ни тотальные репрессии 1930-х годов. Но вопреки всем этим кошмарам народ держался и не только не терял, но с поразительной энергией наращивал, все более ярко раскрывал свой творческий потенциал. В КАО был создан Союз писателей и другие творческие союзы, государственное издательство выпускало книги на карачаевском языке (и никогда - ни до, ни после существования КАО не было издано столько книг, сколько появилось в этот период), росло число школ, техникумов, училищ, был открыт Карачаевский Педагогический Институт и НИИ истории, языка и экономики, было положено начало национальному театру, выступал великолепный Ансамбль песни и танца. Фактически на "голом месте", в долине у подножья гор, был построен молодой город Микоян-Шахар (Карачаевск), ставший национальной столицей - административным центром КАО.