?Салам алейкум, хурметли жамауат! Мен сизни заманыгъызны кёп алмам, алайды да орусча бир эки сёз айтайым...
Миграционные процессы и глобализация на современном этапе привели к тому, что обнажились многие проблемные вопросы, связанные с функционированием языков малочисленных народов. Самая большая проблема на сегодня связана с нарушением ценностного отношения к родному языку и культуре, что наблюдается у многих представителей карачаево-балкарского этноса, даже у тех, кто по роду своей деятельности призван хранить и приумножать богатство языка. Модернизация образовательного процесса на пространстве Российской Федерации также предполагает возникновение рисков, которые мы еще не до конца осознали. Это касается малокомплектных школ, классов, дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим важным представляется четко определить основные принципы и подходы к содержанию языкового образования.
Это следующие:
1. Родной язык должен рассматриваться в аспекте общечеловеческого образования, представляющего собой наиболее существенный составной элемент гуманитарного образования, так как язык сопровождает жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.
2. Важным аспектом представляется развитие лингвистических знаний и коммуникативных навыков.
3. На современном этапе важная роль языковой личности, которая должна вобрать в себя языковые, коммуникативные и культуроведческие компетенции.
4. Развитие современной отечественной гуманитарной науки ориентирует на изучение языка и культуры в тесной взаимосвязи.
5. На первый этап сегодня выдвигается работа над словом, обогащение активного и пассивного лексического запаса носителей языка, поскольку в этом отношении страдают не только дети, но и взрослые.
6. Карачаево-балкарский язык не существует автономно, он должен развиваться в контактах и с другими языками, особенно с русским, английским, которые являются ретрансляторами мировой культуры.
Какие же условия необходимы для реализаций вышеотмеченного?
1. Обеспеченность ВУЗов высококвалифицированными кадрами современной учебно-методической литературы, материально-технической базы.
2. Создание апробация и издание современных учебников функционально-коммуникативной направленности.
3. Организация соответствующего научно-методического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
4. Внедрение новых информационных технологии в учебный процесс, в том числе и электронных учебников.
Безотказно должна работать следующая цепочка: семья, детский сад, школа, ВУЗ. Привитие любви к родному языку должно начинаться с колыбели с исполнения ребенку колыбельной песни на родном языке. Вряд ли на сегодняшний день найдется много матерей, которые это делают.
Конечно же, в рамках одного выступления невозможно до конца отразить все те задачи, которые выходят на наш родной язык. Этим, на мой взгляд, могла бы заняться компетентная группа специалистов, объединенная в департамент или иную структуру при новой организации, участниками, формирования которой вы все являетесь. Хотел бы пожелать успеха в предстоящем трудном восхождении новой организаций на свой Олимп и призвать всех ее поддержать в благих намерениях!!!?
Прекрасно сказано!