Да къаллай бир адам видеону кергенди сени бла, суратдан а не болукъду?))
Nasib&Namis
06.10.2013 20:37:33
Молодцы и Рустам Тамбиев и Руслан Катчиев!!!
Вот бы по-больше таких патриотов своего народа.
Ненарадуюсь,что пару лет назад, наш земляк, запатентовал ,что "Айран"- наш напиток.
Айран - карачаево-балкарский национальный напиток
04.11.2003 0 2667
Науруз Ижаев, Карачаевск
У каждого народа есть свое богатство, его достояние. Так и достояние моего народа должно быть сохранено. Ведь целостность культурного достояния является решающим фактором процветания любой нации. Все началось в 2000 году, когда в 21-м выпуске газеты "День республики" (КЧР) Алимурат Текеев прочитал статью под названием "Как айран побронзовел". В нем говорилось о том, как фирма "Сатурн" (КЧР) получила право использовать "Золотой логотип", много говорилось хвалебных слов об изобретателях напитка, но совершенно ни одного слова о карачаевцах. Позже в той же газете 4 апреля Алимурат прочитал статью "Восхождение на Олимп и Золотой айран из Черкесска".
- Я подумал тогда, - говорит Алимурат, - что не пройдет и пары десятков лет, как мы потеряем айран окончательно.
14 октября 2000 года Алимурат и его друг Суюнчев Олег Азаматович, сын знаменитого народного поэта Суюнчева Азамата, решили подать заявку на патентование изобретения "Способ получения кисло-молочного напитка айран". Ростагенство по патентованию отказало в выдаче патента на изобретение в связи с тем, что 27 января 1997 года айран и кефир запатентованы неким Федосеевым А. В. Кроме того, патентообладателем является австрийская фирма "East-West inventions&Tehnology". Получалось так, что айран, как и кефир (гыпы-айран), перестал принадлежать карачаево-балкарскому народу.
Алимурат воспринял этот факт как личную обиду. Его крайне задела статья в сети Интернет, в которой говорилось о том, как пылкий грузинский князь подарил десять фунтов сухих кефирных грибков русскому технологу Ирине Сахаровой.
Алимуратом была прочтена статья в той же сети Интернет, в которой повествовалось история об осетинском князе Бекмирзе Байчорове. На самом деле Бекмурза Байчоров был родным братом прадеда Алимурата по материнской линии!
Три дня он изучал описание зарегистрированного способа приготовления кисло-молочного напитка айран, и нашел у Федосеева А. В. серьезную ошибку в технологии приготовления и в описании бактериологического состава напитка.
7 декабря 2001 года он подал заявку на патент на изобретение "Способ производства кисло-молочного напитка айран карачаевский" и почти через год патент был выдан. Айран был назван национальным карачаевским напитком. Алимуратом было получено три патента и один товарный знак: первый патент "Способ приготовления кисло-молочного напитка айран", второй - "Способ приготовления кисло-молочного напитка айран карачаевский", третий патент "Способ получения кисло-молочного напитка айран (варианты), кисло-молочный напиток "айран" и свидетельство на товарный знак.
Чтобы каждому был понятен смысл проделанной Алимуратом работы, расскажем о патентном законе РФ от 07.02.2003 г.
Закон предусматривает, что право автора является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Патентообладателю принадлежит исключительное право на изобретение, никто не в праве использовать запатентованные изобретения без разрешения патентообладателя. Любое лицо, не являющееся патентообладателем, в праве использовать запатентованные изобретения лишь с разрешения патентообладателя "на основе лицензионного договора". По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения в объёме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи или осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Любое физическое и юридическое лицо, использующее запатентованное изобретение с нарушением настоящего закона, считается нарушителем патента. Так что, дорогие производители айрана промышленным способом, надо заключать договор с патентообладателем Текеевым Алимуратом Абуюсуповичем (это, конечно, не касается людей, производящих айран для личного потребления).
Сегодня Алимурат занимается возвращением истинному автору изобретения кефира (гыпы-айрана). Мы же, в свою очередь, хотим, чтобы Текееву вернули дедушку Бекмурзу Байчорову. Он действительно подарил десять фунтов кефирных грибков Ирине Сахаровой, что послужило пищей для появления массы легенд.
В январе 2002 года Алимурату была вручена Золотая медаль и премия ООН за информатизацию в области мирового сообщества и за разработку полезных свойств кисло-молочного напитка айран. Алимуратом было заявлено, что айран является древнейшим карачаево-балкарским национальным напитком. Это заявление было распространено на семи мировых языках.
Однажды,один из праведников наставляя своего сына сказал: Будь с людьми подобно плодоносному дереву, когда в него кидают палки и камни ,оно отвечает наилучшим,спелыми плодами.
Къарачай газетни сентябрь айында Гуртуланы Элдарны "Узакъдан келген джолоучу» деген адабият-суратлау очерки басмаланнганды. Ол биринчи Малкъарда «Шохлукъ» деген журналда 1974-чю джыл чыкъгъан эди. Очеркни документли тамалы уа 1971-чи джылда салыннганды. Ол джыл мен Байчораланы Гутчаны джашы Бекмырзаны суратын Римгорка элде джууукъларындан алыб, аны бла Москвада Ирина Тихоновна Сахаровагьа барама. Сахарова суратны кёргенлей: «Это он, каким он был симпатичным...» - дегени бюгюн кибик эсимдеди.
Андан сора «Осетинский князь Бекмырза» деген хапарлау къарачайлы Бекмырзагьа кёчеди. Ма ол тарих айланчла Гурту улуну да суратлау очерк джазаргьа учундурадыла. Андан бери кёб джыл ётсе да "Родина кефира - Осетия» дегенлей келедиле алкъын китаб, журнал эмда газет информациялада. "Къарачай» газет ол хапарланы чачар мурат бла Гурту улуну джазма ишин къайтарыб басмалагъанды, кертисинде кереклиси «тау тилде» болмай, орусча чыкъса эди.
Экинчи джаны бла чурумлауну айтсакъ: тюз айран бла гыпы айранны башхалыкъларын айырыб хазна адам сёлешмейди, ачытхысы - «особый грибокладыла», ала уа къуру таулулададыла деб, бир аууздан айтыб тургьан болмаса. Онгнга-солгьа сёлеше келиб, «айранны, гыпыны ким чыгъаргъанды? (неда кимле чыгъаргъандыла?)» - деб, сангырау ангылылыкъларын танытадыла бир къауумла да.
В 1971 году я побывал селе Римгорка Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии у родственников Байчорова Бекмырзы Гутчаевича и, взяв у них его фотографию, с ней поехал в Москву к Ирине Тихоновне Сахаровой. Сахарова, увидев фото, воскликнула: "Это он, каким он был симпатичным..." Это как сейчас врезалось мне в память. После этого утка "осетинский князь Бекмырза" обрела подлинную атрибутацию Бекмурзы как карачаевца. Эта историческая интрига, описанная мной в тогдашних СМИ, подвигла балкарского писателя Эльдара Гуртуева написать художественный очерк "Путник, приехавший издалека".
И хотя с тех пор минуло много лет, нет-нет, да вновь на страницах газет и журналов появляется утка типа "Родина кефира - Осетия". Газета "Карачай", для уточнения истины, перепечатала этот очерк заново, полагаю, что нужно было, помимо как на карачаево-балкарском, опубликовать его в русскоязычной газете. Другой причиной возвращения к этой теме является то, что просто айран и гыпы айран никем особо не различаются, хотя в один голос подчеркивается, что закваски - "особые грибки" - у них разные, и они бывают только у горцев. Некоторые, говоря то налево, то направо, бросаются словами: "кто айран, кто гыпы создал?"( либо " кто именно конкретно создал", - тем самым, подчеркивая свое глухое сознание и внося сумятицу в головы несведущей публики.
Я не химик-органик и не биолог, не экспериментатор практик, но тем не менее на эти странные вопросы хочу дать ответ как историк-этнограф.
Гыпы айран (кефир) делают из не кипяченного, теплого (в температуре выдоенного молока) коровьего, овечьего или козьего ( предпочтительно) молока, и заквашивают, добавляя в молоко семена (зерна) гыпы, а просто айран - делают из кипяченного молока, которому дают остыть до температуры "пока терпит палец" человека, после этого добавляя в него несколько капель старого простого айрана, в качестве закваски.
Как различны закваски простого обычного айрана и гыпы айрана (по-балкарски, "эрдаулукълары", так и различны они как конечная продукция и по технологии изготовления. Если простой айран делают из не кипяченного молока, получается "хылджа айран"( по-русски, плохо заквашенный айран), балкарцы его называют по-своему "мыстындау" (кисловатый айран). От качества и сортности молока, от количества добавляемой закваски, либо от закваски от старого или нового айрана, айран получается "кючлю" (терпким, сильным) или "татлы! (сладким). Поэтому айран, изготовляемый в Карачае - карачаевский айран. Изготовляемый в Балкарии - балкарский айран. Как изготовляемый на кошу, называют "къош айран" (айран из коша), так и в других местах и обстоятельствах заквашенный айран имеет свои отличия, что чувствуется при пробе его. Так даже айран, изготовленный в одном дому разными членами семьи, отличается друг от друга. В этом деле у каждого человека своя технология, и она всегда вместе с ним, как и его вкусовые пристрастия.
Помню, как отец мой, рассказывая про одного из братьев своего отца по имени Дуда, всегда подчеркивал: "Дуда, дед наш, в престарелые годы стал совсем слепым, и когда ему давали суусаб из айрана (жидкий айран, в который добавляют родниковую воду, чтобы утолять жажду), он по вкусу айрана безошибочно точно называл, из айрана какого коша изготовлен этот суусаб".
Свеже заквашенный простой айран называют "джууурт айран". (Современное название "йогурт" искаженная вариация от этого нашего "джууурт - йогурт". Далее говоря, в простом айране (в его йогуртовом (спекшемся) или взболтанном состоянии), как в гыпы айране, вы не обнаружите "шевелящиеся микроорганизмы", так как в кипяченном молоке эти бактерии погибают, не выдержав горячей пастеризации.
Если средой роста бактронапитков в Карачае и Балкарии является молоко, то для развития японско-тибетского грибка такой средой являются чайные напитки. Как подчеркивают микробиологи, живучесть гыпы или кефирных грибков зависит от горного воздуха или равнинного климата, то есть от конкретной среды обитания.
Эуард Керн в 1881 году оптимальным климатическим местом развития кефирного грибка определил высоты уровня Баталпашинска, нынешнего Черкесска. Ниже этого уровня, как он подчеркивает, живучесть и развитие грибка заметно изменяется. Точно также, заквашенный на кошу айран (в старину его заквашивали в бурдюке) и заквашенный в другой посуде айран отличаются по своему вкусу. Еще: самый лучший айран,- если его заквасить, смешав коровье, овечье, козье молоко, либо овечье и козье молоко. А при изготовлении гыпы айрана (кефирного айрана) такого способа смешения молока не наблюдалось.
Изготовляемые из молока молочные напитки (продукты) - айран и гыпы (кефир), как единодушно подчеркивают ученые, отличны, соответственно наименованиям. "Просто айран" издавна известен у народов тюркско-монгольской цивилизации и на слуху до сегодняшних дней, а гыпы айран (кефирный айран) - раритетный молочный продукт у живущего веками у подножия Эльбруса (Минги Тау) народа Карачая и Балкарии. Именно поэтому сегодня мы должны сохранить, не смешивая, эндемику семян (зерен) гыпы (кефира), соответственно сохраняя его рекламу в рамках истины. Если отбросить сказочные толкования, слово "гыпы - кыпы" связано со словами "гыбыт (бурдюк), гыбы (паук)", и это потому, что микроорганизмы гыпы айрана (кефирного айрана) - одноклеточные микроорганизмы, зарождаемые и развивающиеся на горловине бурдюка, завязываемой сыромятным ремешком, в сугубо намокаемых и закисающих местах. Когда они попадают в теплое молоко, развиваются, делятся и множатся в колонии. Пока не переработают весь ценный состав молока, они продолжают делиться и множится. Когда ресурс молока выработан, заканчивается деление и рост колонии, айранную массу процеживают шумовкой, семена (зерна) гыпы (кефира) отделяют в сторону, затем эту выцеженную массу промывают и отделяют от казеина, следом размещают в теневом, защищенном от солнечных лучей, месте для просушки. Сушенные гыпы (кефирные зерна) похожи на отшелушенные от скорлупок рисинки. А до просушки они внешне напоминают крошечных паучков. Вот почему в основе слова гыпы - слова гыбыт (бурдюк), гыбы (паук). Высушенные семена (зерна) несколько лет сохраняют, как живые микроорганизмы, свои свойства. Для примера: эти семена гыпы (кефирные зерна), сохранившись в некоторых домах карачаевцев, спустя годы выселения, по возвращению их на родину снова возродились. Не знаю никого, а также не видел и не слышал, что карачаевцы и балкарцы в годы выселения в Средней Азии или в Казахстане пользовались семенами кыпы (кефирными зернами). Подобно тому, как в годы изгнания они сохранили свое этническое лицо, горцы сумели сохранить и свой раритетный эндемик продукт. Кроме того, совершенно очевидно, что сохранившееся в языке горцев карачаевцев и балкарцев слово "гыпы (кыпы), гэппы" трансформировалось в "кефир". В дополнение к этому, некоторые народы, например, монголы, и сегодня из айрана делают водку. У карачаевцев и балкарцев не в ходу словосочетание айранная водка. Однако, заметив, в отличие от айрана, наличие алкоголя в гыпы айране (кефирном айране), народ этот напиток окрестил словами "кефли напиток" (кайф), "мужское белое".
Теперь, переходя к истории о романтическом знакомстве Байчорова Бекмырзы и Сахаровой Ирины, следует подчеркнуть, не прегрешая истине, секрет гыпы айрана (кефира) как для всей России, так и для Европы и даже всего мира, будто бы открыли первыми Бекмырза и Ирина - не более, чем красивая легенда, имевшая под собой реальные события. Иногда мы желаемое склонны выдавать за истину в последней инстанции.
Возвращаясь и повторяя вновь, подчеркнем, что историко-этнографические материалы показывают, что на самом деле Истина Такова: слово гыпы (кефир) впервые встречается в рассказе о карачаевцах, опубликованном в печати в 1807 году Г.-Ю. Клапротом, следом в 1866 году доктор Джогин, в 1867 году доктор Сипович о нем докладывают в сообществе кавказских докторов. С этого начинается реклама гыпы (кефира). Большое внимание к этому уделяется среди немецких докторов, следом лечебным свойствам гыпы (кефира) по достоинству оценивают швейцарские, французские и российские доктора, кроме статей, о нем пишут книги, защищают диссертации. На рубеже 19 и 20 веков у некоторых авторов об айране - кефире книги выдерживают 5-6 изданий. в 1881 году гыпы (кефирный айран) Карачая на Тифлискую выставку доставляет Начальник Баталпашинского уезда Федор Кузовлев. В 1884 году в Тифлисе открывается кефирное заведение "Корона". А Бекмырза и Ирина встретились только в 1908 году.
Тут нет темы про праздник айрана 2014? Ладно, напишу здесь.
Только приехала домой и сразу зашла на форум, пока впечатления свежие. Потрясающе красивое место - Медовые водопады.Очень понравились сооружения над речкой для прогулок, двор, вымощенный камнем. А ещё впечатлила драка между горными турами. Познакомилась с активом и сотрудниками карачаевских офисов. Очень позитивные и приятные люди. А еще ооочень общительные.
Перехожу сразу к кухне. Первый раз попробовала карачаевский хычин, да желание загадала.
Пока стояла в очереди, а желающих было много, наблюдала за процессом приготовления. Надо сказать, процесс отличается от нашего - за раз получается от трех до шести штук. А некоторые и пофоткали и фотками поделились.
Из толпы нашелся желающий помочь
А тут уже жарят
А это все желающие получить свой вкусный кусочек. Да, да, все они))))
А это мы, слушаем инструкции по приготовлению.
И вот он - долгожданный миг
Берчи манга да бир туурамчыкъ
Бир да тилеме
Вот они - карачаевские хычины
Бек татыулу эдиле))))
Танцевали конечно, пели. Но это другая история)))) Нас проводили большой дружной толпой. Спасибо за все! Буду скучать)))
Сарыка,
Бир эсине тюшген бир адам да чыкъды ансы, чырт таууш джокъ бу байрамны юсюнден. Бир талай кюнню алгъа эсге салгъанны юсюнден айтмай огъуна къояйым
alan111
19.10.2014 01:52:06
Цитата
Sabr пишет:
просто айран и гыпы айран никем особо не различаются, хотя в один голос подчеркивается, что закваски - "особые грибки" - у них разные, и они бывают только у горцев.
у каждого кто делает айран свои выращенные особым способом грибки вы имеете в виду? что то новое)))))
Nasib&Namis пишет:
Чтобы каждому был понятен смысл проделанной Алимуратом работы, расскажем о патентном законе РФ от 07.02.2003 г.
Закон предусматривает, что право автора является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Патентообладателю принадлежит исключительное право на изобретение, никто не в праве использовать запатентованные изобретения без разрешения патентообладателя. Любое лицо, не являющееся патентообладателем, в праве использовать запатентованные изобретения лишь с разрешения патентообладателя "на основе лицензионного договора". По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения в объёме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи или осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Любое физическое и юридическое лицо, использующее запатентованное изобретение с нарушением настоящего закона, считается нарушителем патента. Так что, дорогие производители айрана промышленным способом, надо заключать договор с патентообладателем Текеевым Алимуратом Абуюсуповичем (это, конечно, не касается людей, производящих айран для личного потребления).
получается что г-н Текеев экспроприировал право на производство айрана исключительно в собственных интересах? А производители- карачаевцы тоже должны платить ему платежи за народное изобретение, секрет изготовления которого его прадед (никоим образом не князь) разбазарил в пользу ушлой русской пройдохи?
Айран, душа Балкарии
В Кабардино-Балкарии можно годами общаться с человеком, не зная, кто он – кабардинец, балкарец или русский. Но только балкарцы жить не могут без айрана.
С Ариужан мы знакомы со студенческих лет. Ариужан — наследница старинного балкарского рода Мусукаевых, но мы обе выросли в Нальчике и со временем превратились в типичных горожанок, помешанных на работе, интернете, моде и, конечно, диетах. Теперь с подругой юности удается пообщаться разве что в обеденный перерыв, когда мы отправляемся в ближайший супермаркет прикупить чего-нибудь съестного. И если я иногда мешкаю, выбирая между заграничным чудо-йогуртом и чудо-био-кефиром российского производства, то выбор Ариужан всегда предсказуем: бутылочка айрана.
У нас в Кабардино-Балкарии можно годами общаться с человеком, не зная, кто он — кабардинец, балкарец или русский. Но даже без расспросов и генетических исследований балкарцев всегда можно «опознать» по одной неизменной черте: привязанности к айрану.
«Если хочешь убить балкарца, один день не дай ему айран, он умрет сам» — этой старинной поговоркой отвечает Ариужан на все мои попытки сбить ее с пути истинной балкарки на кривую дорожку кисломолочного изобилия супермаркета.
Айран, источник вечной молодости
Издревле айрану и вообще молочным продуктам в Балкарии приписывались магические свойства. Но с наступлением века науки мало что изменилось — об айране как о напитке вечной молодости писал еще в начале XX века врач и исследователь Кавказа А. А. Атманских: «Айран способствует правильному пищеварению, а, следовательно, и общему хорошему состоянию здоровья. Лучшей иллюстрацией сказанного служит цветущее здоровье карачаевцев и частая глубокая старость среди них. Только там мне удалось видеть стариков и старух с зубами, смена которых произошла у них в весьма глубокой старости».
Ариужан с готовностью подтверждает наблюдения столетней давности: «Давно не была в Карачае, но вот в моем родовом селе Верхняя Балкария и сегодня можно встретить таких стариков. У некоторых даже паспортов нет, потому что родились они еще до прихода советской власти в горы. Но старыми их назвать язык не поворачивается — правнукам по хозяйству помогают!».
Именно они, старики из древних селений, владеют секретами изготовления настоящего айрана. А таких секретов великое множество и, как всякими мистическими знаниями, ими делились не с каждым. И по сей день балкарцы, как и карачаевцы, не называют молочные продукты напрямую, а используют выражение акъ-зат, «белая пища».
Айран: поэзия и проза
По легенде, капельки айрана принес на кончике своего посоха один из пророков. Этот айран и стал первой закваской для напитка. Его готовили из коровьего, овечьего и козьего молока. «Козий» айран был самым популярным. Молоко кипятили, давали немного остыть и затем заквашивали. Закваской служил простоявший несколько дней айран.
Посуду с заквашенным молоком накрывали специальной накидкой из овечьей шерсти и оставляли на сутки. Самый свежий айран назывался джуурт айран. Ариужан — а вместе с ней все балкарцы — убеждена, что «йогурт» как термин и продукт произошел от джуурт айрана. Созвучность названий очевидна.
Когда-то балкарцы употребляли айран как лекарство, которое спасало от хворей не только их самих, но и скот. Впрочем, Ариужан утверждает, что представители старшего поколения поступают так до сих пор — айран помогает при расстройствах желудка, ожогах, вывихах и переломах костей, ядовитых — даже змеиных — укусах.
Жизнь горцев буквально «пропитана» айраном во всех его разновидностях. Летом, в разгар полевых работ отлично утоляет жажду суусаб — «козий» айран, разбавленный родниковой водой. Без айрана была немыслима жизнь пастухов во время перекочевок или путников, преодолевавших огромные расстояния.
Разновидность айрана, который готовится впрок, называется тузлук («соленый»). Готовый айран сливают в специальную бочку, просаливают до нужной степени, добавляют дикий чеснок. Все тщательно перемешивают и оставляют на целый месяц в темной земляной комнате при температуре не ниже нуля.
В результате получается оригинальная приправа ко многим мясным блюдам. В такой «соус» макают вареное мясо, тузлуком поливают шашлык, заправляют тузлуком шорпу и другие супы.
Запретный айран
Но среди молочных продуктов в Балкарии особо выделяется гыпы. Эту разновидность айрана готовили из парного молока, главным образом козьего и овечьего, а для закваски использовали гыпы урлук, особые кефирные грибки.
До сих пор единого мнения о происхождении этих грибков нет, но Ариужан в качестве версии рассказала один «производственный секрет», который долгое время был скрыт от непосвященных. Немного сыромятной кожи закапывали в землю, а затем поливали молоком до тех пор, пока на этом месте не вырастали особые грибки.
У этих кефирных грибков было даже свое божество — Тунухан. И если закваску для айрана без всякого запрета давали кому угодно, то с гыпы у балкарцев было связано множество магических действий и табу (ырыс): передавать закваску гыпы другому хозяину строго запрещалось. Поэтому при истощении запасов грибка прибегали к хитроумному обряду «гыпы урлау» (похищение кефира), чтобы обмануть злых духов и не нанести ущерб благополучию хозяев.
Гыпы заквашивали прямо в бурдюке. Балкарские бурдюки делали из козьих шкур — прочных, эластичных и легких. Бурдюк тщательно взбалтывали, а затем на несколько часов оставляли в покое. В питательной среде кефирные бактерии начинали размножаться. Потом кефирные комочки процеживали, промывали водой и сушили для последующей закваски. В таком виде грибки гыпы урлук, похожие на зерна или мелкую дробь, сохранялись несколько лет.
Беды и возрождение балкарского народа
Древняя традиция была прервана в сталинскую эпоху. В 1944 году весь балкарский народ был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Лишь после тринадцати лет ссылки балкарцы получили право вернуться на родную землю: 28 марта 1957 года был принят указ президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР. В 1994 году эта дата обрела статус национального праздника: 28 марта отмечается День возрождения балкарского народа.
В отличие от самих балкарцев, их любимый напиток под разными названиями, от йогурта до кефира, разошелся по всей планете. Его разливают в пластиковые бутылочки и продают в супермаркетах. Но, однажды оторвавшись от своих корней, напиток растерял большую часть своих волшебных свойств.
Так что настоящий живительный айран — продукт по-прежнему эксклюзивный, и пробовать его лучше там, где его готовят с добавлением частицы души, вкуса традиций и свежести горного воздуха… Только там, где айран остается символом гостеприимства, богатства, изобилия и щедрости.
Но что делать нам, городским? Я вот попросила свою подругу Ариужан привезти настоящего айрана из Верхней Балкарии — 28 марта в республике выходной день, и она поедет в село навестить родственников. С праздника Ариужан обещала привезти не только айран, но и знаменитые пироги-хычины. Но хычины — это уже совсем другая история…
ма хапар десенг хапар)) Теке улуну юсюнден а уа бир сёзчюк да джокъ)) интернетни заманында джашагъанлыкъгъа бир къауумлагъа башхасы болгъанча кёрюнмейди, кеслери билгенден башха тюрлю хапарлагъа эс бёлген къайда...))
Жалко что все хорошее, когда нибудь заканчивается. А Эльба Черкеск отдельные слова благодарности встретили и провели время очень даже хорошо. Сау Болугъуз.
AZAU пишет:
Жалко что все хорошее, когда нибудь заканчивается. А Эльба Черкеск отдельные слова благодарности встретили и провели время очень даже хорошо. Сау Болугъуз.
Конечно провели после твоих коментариев про наши хычины😜
Я так понимаю это просто нарезка фотографий под музыку. Кто нибудь из журналюг снимал сюжет? Архыз 24 какой-нибудь. На джигитовку и вестерн сможем посмотреть?
Sabr пишет:
просто айран и гыпы айран никем особо не различаются, хотя в один голос подчеркивается, что закваски - "особые грибки" - у них разные, и они бывают только у горцев.
у каждого кто делает айран свои выращенные особым способом грибки вы имеете в виду? что то новое)))))
как это не отличаются)
очень даже отличаются. делаю оба, отличаются коренным образом. и вкус разный, и заквашивать надо по разному, и тесто реагирует по разному, и желудки)) айран после заквашивания нельзя трогать, а гыппы айран, наоборот надо время от времени трясти. на айране тесто делать нельзя, тяжелое, а с гыппы айраном, наоборот, легкое, воздушное. из последнего делаю еще и творог.
Я так понимаю это просто нарезка фотографий под музыку. Кто нибудь из журналюг снимал сюжет? Архыз 24 какой-нибудь. На джигитовку и вестерн сможем посмотреть?
Нет же, я сам снимал и все делал, я работаю на Медовых иногда летаю над ними, на беспилотнике!
Ма санга хапар десенг. Эльбрусоид айранны байрамында биринчи жерни алады да, форумда уа аны юсюнден бир сёзчюк да жокъ . Аллай къууанчны юсюнден мында олтургъанлагъа билдирирге керек болурму, къалай сунасыз? Ангылайма, Эльбрусоидни ишчилерини жумушлары кёп болур. Болсада, бир ауукъда форумгъа быллай жетишимлени юсюнден билдире турсагъыз бек ыразы этер эдигиз
Тылмач пишет:
Сарыка,
Бир эсине тюшген бир адам да чыкъды ансы, чырт таууш джокъ бу байрамны юсюнден. Бир талай кюнню алгъа эсге салгъанны юсюнден айтмай огъуна къояйым
Бу жол алай да окъумай къалабыз дейме. Нальчик баргъан болмаз ансы ала жазар эдиле, суратла да сала.