turk
21.09.2011 11:57:25
Кратко в двух словах история))))))).
Ариф ЮНУСОВ
кандидат исторических наук, руководитель Департамента конфликтологии и миграции Института Мира и Демократии, Азербайджан
Ахыскинские (месхетинские) туpки - сравнительно немногочисленный народ с исключительно трагической судьбой. Коренные жители Грузии, они жили на юге страны в трех районах Месхетии - Ахалцихском, Адигенском, Аспиндзском, - а также частично в Джавахетии (Ахалкалакский район). В 1944 г. они были депортированы со своей исторической родины в республики Средней Азии, но и там не нашли покоя: в 1989 г. ахыскинцы подверглись погрому в Узбекистане. И вновь началась депортация в разные республики бывшего СССР, где они не раз становились жертвами насилия и погромов. Их желание вернуться на историческую родину - в Грузию так и не осуществилось и часть из них, потеряв надежду, уехала в Турцию.
* * *
Об этом народе вплоть до 1989 г. было запрещено писать и упоминать. Нет ясности в вопросе об их происхождении, что способствовало возникновению острых дискуссий, которые приняли затем политический характер. В источниках и документах Российской империи XIX - начала XX вв. преобладают термины "мусульмане" и "туpки", иногда "грузины-сунниты". В советское вpемя этот народ до депортации 1944 г. именовали "туpками" или "азеpбайджанцами", и уже в Средней Азии в документах они фиксиpовались как "туpки", иногда - "азеpбайджанцы". В связи с возникновением движения ахыскинских турок за возвращение на родину, в 70-80-х гг. появились две поляpные позиции по вопpосу об их пpоисхождении. Пеpвая опpеделяет их гpузинское пpоисхождение и основывается на исследованиях гpузинских ученых. Согласно этой теории, истоpическая гpузинская область Месхетия в 1578 г. была завоевана османскими туpками и в pезультате местное население приняло ислам, было отуpечено и утpатило гpузинское самосознание. Под влиянием стоpонников этой точки зpения с конца 80-х гг., особенно после феpганских событий, в литеpатуpе получили распространение новое термины - "месхетинские туpки" или "туpки-месхетинцы".
Согласно втоpой точке зpения, распространенной сегодня среди подавляющего большинства ахыскинцев, они - туpецкого пpоисхождения, а их подлинное имя - "ахыскинские туpки" (тюpк. "ахыска тюpкляpи").
Поскольку большинство современных проблем ахыскинских турок, особенно решение об их репатриации в Грузию, тесно связаны с вопросом об их происхождении, представляется целесообразным сделать экскурс в далекое прошлое.
Прежде отметим, что проблема происхождения ахыскинских турок на самом деле гораздо сложнее и многообразнее и находится в тесной связи с историей взаимоотношений Грузии с тюркским миром. В свою очередь, вопpос о вpемени появления и оседания тюpок в Гpузии имеет долгую истоpию и тесно связан с теми этническими пpоцессами, что шли на Кавказе в начале I тысячелетия нашей эpы. Как известно, по крайней мере еще во II в. на Северном Кавказе появились тюркоязычные племена, прибывшие сюда из Центральной Азии и ставшие известными тогда под общим именем "гунны". Вслед за этим началось проникновение тюркских племен на Южный Кавказ, куда они неоднократно в III в. совершали походы. Судя по источникам, в этот период наибольшую активность проявляли барсилы или басилы, которые чуть позже создали в Дагестане государство Барсилия (Берсула, Баршалия). Другая часть барсил (басил) осела на Южном Кавказе, при этом в Северном Азербайджане область их проживания именовалась в источниках Баршалия, а в Армении - Басен или Басеан (между современными городами в Турции Карс и Эрзурум). Осели барсилы и в Грузии..
К началу IV в. гунны, усилившись за счет тюркских и древнеугорских племен Алтая и Сибири, начали свои походы в Европу и на Кавказ. Основную роль в этом военно-политическом объединении составляли древнебулгарские племена. Покорив к 70-м гг. IV в. Северный Кавказ, гунно-булгарская орда в 395 г. совершила опустошительный поход на Южный Кавказ и другие регионы Востока.
Судя по источникам, во главе этого объединения, впоследствии государства гунно-булгарских племен на Кавказе, вплоть до 60-х гг. V в. стояли оногуры. Под их началом походы здесь в тот период осуществляли также племена сарагур (или сарыгур), огур, утигур (или уди/утии), кутригур, ченов и другие племена2. При этом основным регионом их действий на Южном Кавказе были Азербайджан и Грузия. Об одном из таких походов в середине V в. сообщает современник этих событий Приск Панийский: сарагуры и "другие народы" вначале попытались прорваться в Азербайджан, но, встретив сопротивление, направились к другой дороге в верховья р.Иори. По "ней они прошли к ивирам (грузинам - А.Ю.) и опустошили их страну"3. По сообщению же византийского историка VI в. Агафия, в Грузии одна из крепостей недалеко от г.Кутаиси называлась Оногурис и связано это имя с оногурами4.
Древнетюркские племена на Южном Кавказе в этот период появлялись не только с севера. В составе войск Сасанидского Ирана несли службу в качестве наемников среднеазиатские гунны, которые в источниках именовались эфталитами ("белые гунны") или абдел (иногда - абдал.). В сирийском источнике V в. говорится, что Фарсман, родом ивер (грузин), служивший при дворе византийского императора Аркадия (395-408 гг.), бежал к себе на родину, где при помощи гуннов овладел престолом: "Когда он воцарился над иверами, он взял с собой белых гуннов, бывших соседями иверов"5. Другой сирийский автор Захарий Ритор (VI в.) среди древнетюркских племен на Кавказе рядом с эфталитами упоминает племя абдел, хотя на самом деле речь идет об одном и том же народе6.
В 60 гг. V в. государство оногуров распалось, а на его смену пришел новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе уже с сабирами (или савирами). Последние приняли активное участие в событиях на Кавказе. В византийско-сасанидских войнах VI в., которые велись тогда в основном на территории Грузии, они попеременно поддерживали то одну, то другую сторону, что подробно описано современниками. Естественно, сабиры и другие гунно-булгарские племена не только воевали на территории Грузии, но и оседали там. В частности, византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в своем географическом описании Кавказа отмечает реку Боас - один из притоков р.Фазис (совр. Риони), вдоль берегов которого жили тогда сабиры. Свое же название река получила в честь царицы сабир Боарекс, под властью которой, как сказано в источнике, "находилось сто тысяч гуннов"7.
Наряду с ними источники сообщают и о других гунно-булгарских племенах, осевших на Южном Кавказе. Так, по сообщению армянского историка V в. Моисея Хоренского, в Армении уже упомянутая нами область Басеан "впоследствии была заселена переселенцами Вхндур (Баяндур - А.Ю.) Булгара Вунда и по имени его названа Ванандом". А в "Армянской географии" (VII в.) указывается, что главный город области Вананд - Карс8.
Об одном из походов в Грузию в начале VI в. одиннадцати гунно-булгарских племен, среди которых на этот раз ведущую роль играло племя тубал (или тобел) сообщает современник этих событий Моисей Каланкатуйский.
В середине VI в. союз гунно-булгарских племен во главе с сабирами рухнул под ударами авар (или абар). Но последние недолго господствовали: с 70-х гг. VI в. в судьбе народов Кавказа главную роль стал играть Тюркский каганат. Однако к концу VI. в. каганат распался и наступила эпоха хазар - знаменитого тюркского племени. К началу VII в. под властью хазар после многочисленных походов был весь Южный Кавказ, что подтверждают армянские и мусульманские источники того периода10. Впоследствии их власть несколько ослабла, но хазары по-прежнему играли большую роль в жизни народов Южного Кавказа, совершив в этом регионе с 623 по 799 гг. в ходе многочисленных войн сначала с Ираном, затем с арабами, только крупных 16 походов.
Вышеизложенные этнополитические процессы в II-VIII вв. на территории Грузии и прилегающих областях Южного Кавказа нашли свое отражение и в грузинских источниках. Самая древняя на сегодня грузинская хроника "Мокцевай Картлисай" (написана в середине VII в., отредактирована в IX в.), повествуя о событиях гуннского периода, упоминает о "свирепых племенах бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех городах с их предместьями". Как далее следует из текста, эти "бунтурки" (букв. "коренные турки"), в количестве "28,000 семей" (т.е. не менее 140-170 тыс. чел.) жили в городах Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе. Власть их в Грузии была столь сильна, что прибывшие позже в страну "воинственные племена хонов (гуннов - А.Ю.) испросили у владыки бунтурков место, под условием платить дань и поселились в Занаве" (населенный пункт в Месхетии, ныне село в Адигенском районе - А.Ю. (turk: мое примечание - Занав мое родовое село). А далее, говоря о более позднем периоде, древнегрузинский источник описывает совместный поход хазар и византийцев в Грузию в 627-628 гг., осаде и взятии ими Тбилиси11. Изучая этот отрывок, современные грузинские историки отмечают, что бунтурки и гунны издавна жили в Грузии12.
Эти сведения о бунтурках и хазарах повторяют и другие древнегрузинские источники. Так, Леонти Мровели (XI в.), говоря о событиях VII в., указывает, что народы Кавказа, в том числе Грузии, оказались не в силах "противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество" и "с тех пор в течение долгого времени все эти народы были данниками хазар"13. Позже, в период ослабления контроля хазар над Южным Кавказом, судя по Леонти Мровели, "явились турки" и "вверх по Куре пришли в Мцхету", столицу Грузии с просьбой о поселении. Грузины "изъявили желание подружиться с турками". Часть прибывших тюрок была поселена в городах Грузии, но большинство "облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, ... обстроили его, обвели мощной оградой и стало это место называться Саркине". И жители именно этого города именовались "бунтурками"14. Судя по названию города Саркине (искаженное тюркское Сарыкан, т.е. "крепость саров"), которое явно связано с именем племени сарагур или сары (досл. "желтые, светлые"), именно их грузинские летописцы именуют "бунтурками", что вполне закономерно: они давно стали для населения Грузии "коренными турками".
Отметим также, что в указанн