Albert
31.01.2007 02:24:16
Прошу прощения, сейчас склею сюда часть небольшой книги. Думаю многим интересно будет прочитать его:
Эйлани (1361-1451) сообщает: "Вторгнувшись в эти земли, они (монголы - Р.Б.) покорили жившие в них тюркские народы и племена Кипчакские, Аланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением". Автор асские племена не относит к аланским, к тюркским же народам причисляет булгар и башкир. А то, что племена черкесские и русские поставлены рядом говорит о том, что под "черкесами" Эйлани имеет в виду не современных черкесов, а черкас, т.е. потомков черных клобуков, берендеев, торков. Арабо-персидские географы и историки очень хорошо знали булгар и башкир еще со времен Ибн-Фадлана (X в.), поэтому было бы удивительным, если бы они не знали и не отметили в своих сочинениях завоевание монголами булгарских и башкирских земель, но разные авторы подчас по разному называют эти земли, что в то время было понятно каждому, а для нас их смысл уже потерян, но логическую реконструкцию наименования тех или иных народов с современной точки зрения все же возможно произвести.
Приведем два сообщения из сочинения Эломари (ал-Омари) (1-я половина XIV в.): 1)"В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много. Там много меду белого цвета (липовый мед - Р.Б.), приятного на вкус, лишенного остроты. ...Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам". 2)"У султана этого государства (Узбека - Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданые его, хотя у них и есть (свои) цари". Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы - это черкасы, тюркские предки запорожских и донских казаков; русские и ясы - под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских. То, что ал-Омари маджар поместил между русскими и ясами (булгарами), может свидетельствовать следующее: маджары не кто иные, как буртасы, которые занимали земли к югу и западу от Жигулей. Автор говорит так же о кипчаках, которые в это время составляли основную и самую многочисленную часть монгольского войска.
У Рашид-ад-дина читаем: "(Менгу-каан) привел в покорность и подданство племена..., кипчаков,... и черкесов; предводителя кипчаков Бачмана, предводителя племен асов...". Эннувейри (1279-1333) извещает: "Душихан (Джучи - Р.Б.), сын Чингисхана... Он завоевал еще, после смерти отца своего, страны Северные, присвоил себе господство над ними, погубил находившиеся там племена Тюркские да роды Кипчакские и другие роды, как-то: Аллан, Асов, Валахов, Черкесов, Русских и других обитателей Северных стран". Приведем еще одно свидетельство. Элькалькашанди (умер в 1419) пишет о землях, входящих в состав Золотой Орды, "т.е о Хорезме, Дешт-Кипчак, землях Хазарских, Крымских, Азакских (Азовских), Черкесских, Булгарских, Валахских, Асских и Русских". Анализ приведенных сообщений приводит нас к мысли, что если указанные здесь названия мы привяжем к современным, то можем ошибиться. Сгруппируем эти названия. Хазарские, Крымские, Азовские земли - это Нижняя Волга - Приазовье - Крым. Черкесские, Булгарские, Валахские: черкасы нижних Дона и Днепра, Дунайская Болгария и Румыния. Асские и Русские земли: донские и волжские булгары и русские.
Подтверждение, что асы (ясы) - это булгары, мы находим и в сообщении Ибн-Батута (1304-1377), который посетил город Сарай при хане Узбеке. "Город Сарай, -пишет он, - (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами...В нем 13 мечетей для соборной службы;...В нем (живут) разные народы, как-то Монголы - это (настоящие) жители страны и владыки (ея); некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их". Необходимо отметить, что Ибн-Батута не упоминает татар, ибо татарами, на Западе и в Руси называли монголов, а затем и все тюркское население Золотой Орды. Для него в этом не было необходимости, потому что он каждый народ называет своим именем по отдельности. Черкесы здесь не "горные черкесы", т.е. жители горного Кавказа, а черкасы, как сами себя и окружающие народы называли потомков донских и черноморских булгар-ясов (на Руси - берендеи и черные клобуки), смешанные со своими близкими родственниками гузами и печенегами. Асы - это булгары. Их также называли еще саксинами. Было бы удивительным, если бы издавна проживая на Нижней и Средней Волге, булгары не жили на своей исконной земле, на которой был основан Сарай-Берке, тем более, что этот город был основан на месте их разрушенного монголами города Саксина.
Рассмотрим с интересующей нас точки зрения повествование Рашид-ад-дина. "Когда же, - пишет он, - пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингиз-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они замирили и сделали покорными себе все государства населенной части мира, (состоящей) из Северного Китая и Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и урусов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, - короче говоря, все то, что простирается от востока на запад и с севера на юг". В этом отрывке бросается в глаза попарное перечисление стран и народов по близости их расположения. Под словами "стран асов и урусов" необходимо иметь в виду все земли проживания булгар - волжских и донских, а также все русские княжества без исключения. Черкесы и Кипчаки: черкесы - это черкасы, тюркский народ, проживавший на землях, где в настоящее время расположены города Черкассы и Новочеркасск по соседству с кипчаками-половцами. Келары и башкиры: келары - это маджары или буртасы, которые обитали на Волге ниже камских булгар; земли кочевых башкир простирались к юго-западу от Урала и доходили до Волги, т.е. до буртас, которые обитали в основном на правом берегу Волги. Арабо-персидские авторы иногда именем келар называли вместе булгар и буртас. "Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи, - пишет Рашид-ад-дин, - двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкас, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев,...". К названию "Келар" В.Г.Тизенгаузен дает варианты "Булгар", "Пулар" из других списков "Летописей" Рашид-ад-дина.
Келарами переводчики Рашид-ад-дина иногда называют мадьяров, т.е. венгров. Но мадьярами, точнее маджарами, средневековые авторы называли и буртас. Приведем следующий отрывок из "Летописей" Рашид-ад-дина: "После него (Чингиз-хана) Угедей-каан, совместно со своим братом Тулуй-ханом, захватил полностью страну Хитай. Совместно с племянниками по брату они захватили области келаров, башкиров, булар, Дешт-и Кинчак, урусов (русских), черкесов и асов (осетин) до крайнего севера, а с южной стороны, до пределов Хабеша (Абиссинии)". Как мы уже выяснили выше, асы это не осетины, а булгары; черкесы - черкасы, потомки булгар-ясов (асов) и тюркские предки запорожских и донских казаков. Что касается "келаров", то переводчик в примечании дает следующее разъяснение: "келар; Сокр.Сказ., &270 - кэрэл. В венгерском языке...(произносится как "кираль") значит "король". В биографии Субутая, помещенной в Юань-ши,...говорится, что он напал на... це-лянь (кэрэл) - владыку...ма-чжа-р (маджар), т.е. мадьяр. Можно предположить, что монгольские летописцы, а в след за ними и Рашид-ад-Дин, ошибочно приняли слово "кираль" за название страны". Но это не совсем так. Монгольские летописцы и Рашид-ад-Дин не ошиблись. Келарами они называли как венгров (мадьяр), так и буртасов (маджар), поэтому данное слово (келар) имеет какое-то другое происхождение. В данном отрывке под словом "келар" речь идет о маджарах (буртасах). Все три народа - келары, башкиры, булгары - располагались по соседству, так же, как черкесы и асы, т.е. тюрки-черкасы и асы-булгары жили на Дону не только по соседству, но и на одних и тех же землях.
Надо отдать должное ученому-мыслителю С.А.Плетневой, которая глубоко проникла в "тайну" асов (ясов). "Это, - пишет она, - дает некоторые основания считать, что под "асами" восточные авторы имели в виду отнюдь не кавказский народ, тем более что при перечислении их часто помещают вместе с Русью и Волжской Болгарией, а не с аланами. Видимо, эти асы - те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там - на "нейтральных" русско-половецких территориях, никогда, естественно, не принимая никакого участия во враждебных действиях против русских княжеств и потому ни разу после начала XII в. и не упомянутые летописью. Однако этнически и территориально это была вполне реальная общность, которую надо было брать силой, о чем были хорошо осведомлены завоеватели. Если эта гипотеза верна, то тогда естественна и связь бурчевича Бачмана с асским (ясским) князем , который жил не более чем на 200 км от кочевий приднепровского "эмира"". Историческая наука в состоянии превратить данную гипотезу в объективную истину, но традиции в науке так же сильны, как и в жизни. Многие ученые, противореча имеющимся сведениям, упорно продолжают отождествлять асов (ясов) с аланами (осетинами), черкасов - с черкесами-адыге Кавказа, не желая вопреки историческим и географическим фактам, видеть в них ясов-булгар, которые ассимилировали остатки гузов, печенегов , а еще раньше хазар.
Попытки доказать одноэтничность алан и асов разнообразны. "В начале XIII в., - пишет А.В.Гадло, - Алания уже представляла собой двуединое государство, и в этом отношении исключительный интерес вызывает китайская карта 1331 г., основанная на монгольских свидетельствах эпохи завоевания Восточной Европы, где наряду с названиями Булга