Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
Страницы: 1
Даты аланской истории
 
Конгресс карачаевского народа
29 марта 2018 г. · https://www.facebook.com/karachay.kongress/posts/1545382372177201?__tn__=K-RH-R#

Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.


На обращение "Конгресса карачаевского народа" к Ученому совету Карачаевского научно-исследовательского института им.А.И.Батчаева с просьбой предоставить материалы для составления Календаря памятных дат Алании, поступил ответ.
Пресс-служба КЧ РОО
"Конгресс карачаевского народа"
Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.

6 февраля – день аланского просвещения.
Дата связывается с ценнейшим документом – «Аланским посланием», который является ныне первым из известных сочинений по аланам, который составлен лицом, не только жившим в Алании, но и занимавшимся духовным просвещением. Автор – Феодор, епископ Алании. Дата основывается на материалах исследований. Так, А.Алемань отмечает, что для датировки завершения пребывания епископа в Алании, по итогам которого было написано сочинение, «в качестве terminus post quern может служить акт патриархата, подписанный Феодором в Никее 6 февраля 1226 г.», указывая, что «вполне вероятно, что епископ знал аланский язык, если только сам не был аланом» /Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С.316/. В.Х.Тменов пишет, что «скорее всего, Феодор составил свое сочинение в начале февраля 1226 г., вернувшись из Алании в Никею», о чем свидетельствуют «жанровые особенности» документа, который являет собой своего рода «отчет о проделанной работе.., представленный на суд патриарха и поместного собора в Никее». /Тменов В.Х. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С.166-167/.

2 апреля – день аланского зодчества.
Дата связана с единственным на сей день письменным указанием на время открытия аланского храма /на тексте Сентинского хракма/: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора… и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля.., рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г.» (по византийской эре от сотворения мира = 965 г.) /Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. //"Российская археология". М., 2005. №1/.

14 апреля – день поминовения алан, павших в борьбе с Тимуром
Связан с вторжением завоевателя Тимура /Тамерлана/ на аланскую землю. Согласно данным летописца Йезди, в канун генерального сражения с армией хана Тохтамыша (т.е. за день до 21 джумада ас-сани 792 г.х., или 15.04.1395), войско Тимура уже находилось на территории исторической Алании.

22 мая – день столицы Алании (Мингас/Маас, совр. Нижне-Архызское городище).
День связан с датой закладки кафедрального /Северного Зеленчукского/ храма в Нижнем Архызе, т.к. именно наличие кафедрального собора делало город как религиозным, так и политическим центром, в данном случае – столицей. Расчет даты закладки сделан по итогам инструментальных замеров азимутов главных продольных осей Северного храма с привлечением специалистов, в т.ч. из САО АН СССР /расчеты опубликованы в 1985 г./. Согласно данным исследователей, дни закладки кафедрального /Северного/ храма в Нижнем Архызе «наиболее близко соответствуют» христианскому празднику в честь св.Николая Мирликийского [22 мая – по новому стилю]. /Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С.94-95/. Имя св.Николая выявлено в 1802 г. на надписи на стене внутри Северного храма, а также на найденном в 1900 г. на каменном кресте близ того же храма. Добавим, что имя этого популярного святого сохранилось в аланском реликте карачаево-балкарского народного календаря как наименование месяца св.Николая (Никкол ай), приходящегося на май-июнь.

16 сентября – день исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью, выявленной в Нижнем Архызе, где указано «…ал-аввал четыреста тридцать шестого года» /по хиджре/. Эта дата, согласно специалисту В.К.Крачковской, охватывает период с 16 сентября по 15 октября 1045 г. Данный и другие артефакты свидетельствуют о наличии мусульманской общины в столице Алании
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный