Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Эл ауузу – элия.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
Страницы: 1
Даты аланской истории
 
Конгресс карачаевского народа
29 марта 2018 г. · https://www.facebook.com/karachay.kongress/posts/1545382372177201?__tn__=K-RH-R#

Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.


На обращение "Конгресса карачаевского народа" к Ученому совету Карачаевского научно-исследовательского института им.А.И.Батчаева с просьбой предоставить материалы для составления Календаря памятных дат Алании, поступил ответ.
Пресс-служба КЧ РОО
"Конгресс карачаевского народа"
Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.

6 февраля – день аланского просвещения.
Дата связывается с ценнейшим документом – «Аланским посланием», который является ныне первым из известных сочинений по аланам, который составлен лицом, не только жившим в Алании, но и занимавшимся духовным просвещением. Автор – Феодор, епископ Алании. Дата основывается на материалах исследований. Так, А.Алемань отмечает, что для датировки завершения пребывания епископа в Алании, по итогам которого было написано сочинение, «в качестве terminus post quern может служить акт патриархата, подписанный Феодором в Никее 6 февраля 1226 г.», указывая, что «вполне вероятно, что епископ знал аланский язык, если только сам не был аланом» /Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С.316/. В.Х.Тменов пишет, что «скорее всего, Феодор составил свое сочинение в начале февраля 1226 г., вернувшись из Алании в Никею», о чем свидетельствуют «жанровые особенности» документа, который являет собой своего рода «отчет о проделанной работе.., представленный на суд патриарха и поместного собора в Никее». /Тменов В.Х. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С.166-167/.

2 апреля – день аланского зодчества.
Дата связана с единственным на сей день письменным указанием на время открытия аланского храма /на тексте Сентинского хракма/: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора… и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля.., рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г.» (по византийской эре от сотворения мира = 965 г.) /Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. //"Российская археология". М., 2005. №1/.

14 апреля – день поминовения алан, павших в борьбе с Тимуром
Связан с вторжением завоевателя Тимура /Тамерлана/ на аланскую землю. Согласно данным летописца Йезди, в канун генерального сражения с армией хана Тохтамыша (т.е. за день до 21 джумада ас-сани 792 г.х., или 15.04.1395), войско Тимура уже находилось на территории исторической Алании.

22 мая – день столицы Алании (Мингас/Маас, совр. Нижне-Архызское городище).
День связан с датой закладки кафедрального /Северного Зеленчукского/ храма в Нижнем Архызе, т.к. именно наличие кафедрального собора делало город как религиозным, так и политическим центром, в данном случае – столицей. Расчет даты закладки сделан по итогам инструментальных замеров азимутов главных продольных осей Северного храма с привлечением специалистов, в т.ч. из САО АН СССР /расчеты опубликованы в 1985 г./. Согласно данным исследователей, дни закладки кафедрального /Северного/ храма в Нижнем Архызе «наиболее близко соответствуют» христианскому празднику в честь св.Николая Мирликийского [22 мая – по новому стилю]. /Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С.94-95/. Имя св.Николая выявлено в 1802 г. на надписи на стене внутри Северного храма, а также на найденном в 1900 г. на каменном кресте близ того же храма. Добавим, что имя этого популярного святого сохранилось в аланском реликте карачаево-балкарского народного календаря как наименование месяца св.Николая (Никкол ай), приходящегося на май-июнь.

16 сентября – день исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью, выявленной в Нижнем Архызе, где указано «…ал-аввал четыреста тридцать шестого года» /по хиджре/. Эта дата, согласно специалисту В.К.Крачковской, охватывает период с 16 сентября по 15 октября 1045 г. Данный и другие артефакты свидетельствуют о наличии мусульманской общины в столице Алании
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный