Расширенный поиск
17 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Тамчы таш тешер.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Джырына кёре эжиую.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный