Касаясь ухода Мисоста в Джамагат, А. И. Мусукаев замечает, что Магомет (отец Мисоста) был женат на вдове своего старшего брата Кандаура. После смерти Эльмурзы и Алхаса, Джамагатом управлял Мисост. С вхождением Балкарии в состав России, Мисост возвращается в Урусбиевское общество с подвластными ему людьми. В те годы «старшиной» общества являлся сын Урусбия – Али, по смерти которого «старшиной» стал Мурзакул, сын Исмаила. С данным фактом следует увязать соперничество атаулов внутри рода. С приходом к власти Мурзакула, постепенно теряют политическую силу другие ответвления – атаулы Али и Магомета, а атаул Кандаура прекратилась.
Селение Учкумель условно делилось на две части по географическому принципу. Протекавшая река Кыртык делило её на два феода. По правую сторону жили ветвь Али и Магомета, а по левую сторону ветвь Исмаила. Потомство Али, в силу несоблюдения брачного индекса, было оттеснено в политическом плане. Семь сыновей Орусби и их потомки женились и выдавали дочерей за узденей. Владения потомков Али были сильно ограничены.
Население Урусбиевского общества к середине XIX в. достигло 2000 жителей: 250 человек принадлежали к сословию чагар, казаков и каравашей, в том числе 184 души принадлежали Урусбиевым, а узденям 36 душ из чагар, казаков и каравашей. При перемножении на дворы получается: 35 дворов обрядных (чагар) и 54 дворов холопов. Помимо Урусбиевых, крупными владельцами холопов были уздени Этезовы, владевшие 20 дворами.
Второй параграф «Эволюция феодальных институтов в ХVIII – первой половине ХIХ вв.» посвящен изучению генезиса и эволюции езденлика и эмчеклика и их влиянию на сословные отношения, и состоит из двух вопросов.
^ Ёзденлик (Дворянское пожалование-лен) посвящен институту вассалитета-сюзеренитета или синьориально-вассальным отношениям. Князья-таубии имели подвластных в лице различных сословий, среди которых большую часть составляли уздени. Еще в ХVIII в. П. Г. Бутков, перечисляя князей Балкарского общества, отмечает, что «они имеют своих узденей».
Князья, являясь земельными монополистами и правителями, обладали правом привлечения на службу узденей. Такими феодальными владельцами были фамилии, указанные в первом параграфе. Генезис института «ёзденлик» следует увязать с появлением в Балкарии предков таубиев: Басиата, Малкара, Мисака и других. Хронологические рамки можно обозначить ХIV–ХV вв.. Впоследствии потомки означенных лиц завладели большинством земель и потом, как замечает Н. Г. Петрусевич в отношении карачаевцев, «значительную часть из этих земель поотдавали в разное время тем из узденей, которые наиболее заслужили это своею приверженностью к ним или же тем, от которых сами получили немало подарков».
Вассально-сюзеренные отношения через призму ёзденлика с течением времени оформились в адатные установки, четко распределявшие права и обязанности сторон. Нормирование отношений таубиев и узденей поддерживало сословную иерархию. Адат устанавливал ориентиры при возникновении определенной ситуации, сохранял за князьями верховное право в вопросах земельного распределения.
Выморочное право таубиев было следствием вассально-сюзеренных отношений. Лен, полученный узденем, обязывал его нести «дворянские обязанности» по отношению к таубию. Субъектом правоотношений были обязанности, а объектом были земля, участок под дом, скот, оружие и т.д. За князьями сохранялось верховное право на те земли, которые были отданы в ёзденлик, вне зависимости от давности срока. Выморочное право было одной из привилегии князей. Продажа ёзденлика не допускалась, поскольку купившие землю не несли бы повинности князю. Не допускалось наследование ёзденлика по женской линии, в этом случае при выходе замуж, фамилия таубия теряла землю. Если случалось такое, то наследники старались выкупить обратно такие земли. На первых порах, с получением земли в ёзденлик, уздень делал ответные подарки. Н. Г. Петрусевич в рапорте упоминает, что «получивший в ёзденлик землю обыкновенно делал подарившему ответный подарок скотом или лошадьми на значительную сумму…».
Т. Х. Кумыков, рассматривая положение каракишей, приводит данные о том, что «если каракиши хотел переселиться в другое общество, то он мог передать свою землю одному из родственников с условием, что тот будет отбывать господину все его повинности. Если переселяющийся не имел родственников, то земля его поступала в полное владение таубия». М. Ч. Кучмезова, отмечает что «если ёзден по какой либо причине уходил от сюзерена, то возвращал полученную землю первоначальному владельцу – таубию, покровительства которого ёзден также лишался». Адат предусматривал запрет на переход каракиши от одного таубия к другому.
В обычном праве балкарцев со временем укоренился прецедент продажи узденских обязанностей. Архивный документ гласит: «каракиши, хотя и принадлежат к сословию зависимому по своим обязательствам к таубиям, на земле которых живут (ёзденлик), не могут быть продаваемы лично, как люди лично свободные, но владелец может продавать другому владельцу ту повинность, которую отбывает каракиши (узденские обязанности)».
^ Эмчеклик (Патронат). Термин «эмчеклик» служил обозначением у балкарцев, как политического покровительства, так и молочного родства. Во втором случае объектом правоотношений, помимо воспитываемого княжеского ребенка, была земля, подаренная отцом ребенка в знак благодарности аталыку, или земля, подаренная эмчеком своему эмчеку. Эти отношения в последующем были сопряжены с установлением эмчекских отношений, следствием чего было несение повинностей и обязанностей.
Весьма точную интерпретацию сущности эмчеклик дал князь И. М. Урусбиев, со слов которого в 1883 г. это было записано известным ученым М. М. Ковалевским. И. М. Урусбиев, выделяя эмчеков в отдельное сословие, отмечал: «каракиши мог взять любого таубия, помимо собственного, в емчеки. Емчек таубия наделял его землей или драгоценностями. Каракиши платит емчеку с каждого калыма одну корову, одного 5-летнего бычка. Между емчеками образуется теснейшая связь, которая дает право князю брать у него баранов и лошадей, а каждые 3–5 лет 100 баранов. Князь, которого он емчек обязан оказывать каракишу помощь и защиту. Эти отношения до сих пор существуют. Емчек, желающий покинуть таубия, должен возвратить ему взятое у него. В числе присяжников таубием должен быть его емчек. Угнетение князей и необходимость защиты против них каракишей – вероятная причина происхождения емчека…». Эмчеклик являлся действенным инструментом во взаимоотношениях между таубиями и узденями. Уздень помимо своего сюзерена-князя, мог вступить в патронат с другим князем, и не только из своего общества, но и из других балкарских обществ.
Важной особенностью развития эмчеклик в Балкарии было формирование эмчеков (в основном узденей. – А.Б.) в отдельную социальную категорию, которую некоторые исследователи ставили в ранг отдельного сословия. Показателен генезис данного института, приводимый М. К. Абаевым. Эмчеков он определяет следующим образом: «Таубии отдавали преимущественно каракишам в бессрочное пользование участки своих земель. Получивший такой участок обязан был собственнику – таубию во-первых отдавать известную часть калыма при выдаче замуж своих сестер и дочерей за все время пользования полученным участком, и во вторых оказывать личные услуги называясь эмчеком его. Таубий же, кроме того, покровительствовал своему эмчеку и всегда являлся его защитником». М. К. Абаев вторит И. М. Урусбиеву и в вопросе причины появления и установления этих отношений: «каждая таубиевская фамилия имела своих узденей и каракишей, которые несли известные личные и материальные повинности по отношению к своим таубиям. Последние иногда обижали их, поэтому уздень или каракиши одного таубия становился эмчеком другого таубия, чтобы, кроме получения от него земли на эмчекском праве, иметь защитника от самоуправства со стороны своего таубия».
Вторая глава «Сословная структура в дореформенный период» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Ак сюек (Князья)» состоит из двух вопросов.
Таубии. Термины «басиат» и «таубий» в равной мере использовались в обиходе как внутри балкарских обществ, так и в обозначении высшего сословия у соседних народов по отношению к высшему сословию балкарцев. Весь анализ источников показывает, что в большинстве случаев термин «басиат» употреблялся в форме обозначения потомков легендарного Басиата – родоначальника ряда таубиевских фамилий собственно Балкарского ущелья. Появление Басиата можно отнести к ХIV–ХV вв.. Упрочившись в Балкарии, потомки Басиата закрепили за собой сословный термин – басиат.
Были фамилии, которые не вели свою родословную от басиатов, но пользовались равными правами с этим сословием. Одним из таких примеров служит свидетельство, данное балкарскими таубиями – Темирхановым, где они признают, «что Темирхановы пользуются всеми теми правами, кой имели старшины, происходящие из класса Бассиатов». К басиатам относились и таубии Женоковы. Таким образом, правами басиатов в полной мере пользовались и некоторые фамилии, которые вели свое происхождение от Мисаки, а также и фамилии, сумевшие сохранить свои права перед потомками Басиата. Собственно к басиатам следует отнести следующие фамилии: Абаевы, Айдебуловы, Джанхотовы, Мисаковы, Амирхановы, Шахановы, Бийевы, Бийкановы, Боташевы, Темирхановы, Женоковы и Шакмановы. Все они, за исключением Шакмановых, проживали в Балкарском обществе. Значит, рассматриваемый термин имел хождение в Балкарии, употреблялся самими басиатами в качестве самоидентификации и получил употребление среди других сословий, как обозначение высшего сословия.
Анализ полевого материала и известных легенд позволяет разбить таубиев условно на две группы. К первой группе можно отнести Айдаболовых, с их ответвлениями (айырылгъан или тукъум къарындаш) Биевыми (Мисирбиевыми) и Женоковыми (Зануюковыми), также жившими в Нижней Балкарии, Джанхотовых с ответвлением Шахановыми. В Верхней Балкарии басиатами считались Абаевы, со следующими ответвлениями: Амирхановы, Кюцюковы, Темирчиевы и Боташевы. По некоторым народным преданиям к басиатам относились и таубии Хуламского общества Шакмановы. Ко второй группе можно отнести таубиев, потомков Мисаки и Мимбулата. Известно, что Мисака являлся узденем Басиата еще в период их жизни в Маджарах, но по приезду первым в Малкар, Мисака, а впоследствии и его потомки, стали пользоваться правами басиатов. К потомкам Мисаки и Мимбулата, можно отнести княжеские фамилии Мисаковых, Темирхановых и Бийкановых.
Более упрощенной была система межсословных отношений в обществе, где властвовала только одна таубиевская фамилия. В Хуламском обществе правили таубии-басиаты Шакмановы, в Безенгиевском обществе таубии Суншевы и в Урусбиевском обществе- таубии Урусбиевы. Своеобразной структурой отличалась Чегемское общество, где правили с начала ХVШ в. таубии Балкароковы, Келеметовы и Баймурзовы. Впоследствии к середине ХIХ в. из Баймурзовых выделяются Кучуковы и Баразбиевы.
Чанка. Социальная категория таубиев (ак сюеков) чанка былa распространена в Чегемском обществе Балкарии и служила обозначением фамилий в лице Эбуевых, Мурачаевых, Гудуевых, Соттаевых, Тудуевых, Эфендиевых и Джаубермезовых. Они жили в селениях Чегемского общества: Думала, Джора, Джуунгу и Тузулгу. Вели свое происхождение от чегемских таубиев Бердибийевых-Рачикауовых и выходцев из Кумыкии. В конце ХVII – начале ХVIII в. в Чегемском обществе происходят заметные политические события, следствием которых стало смена «народных владельцев».
В прошении чанка к начальнику Центра Кавказской линии в 1851 году отмечалось: «происходя, мы из предков от колен чегемских старшин, впоследствии перед вступлением русского правительства, чегемские старшины, имея вражду на наши фамилии хотели во всех истребить, но провидение божье спасло и так до сего времени…». В прошении ясно прослеживается, что чанка выводили свое происхождение от старшин Чегемского общества. Аналогичная ситуация прослеживается и у карачаевцев. По мнению Н. Г. Петрусевича, «чанка образовались исключительно из младших ветвей фамилии Крымшамхаловых и от прямых потомков Карча, от его сыновей Актугана и Джантухана, потерявших свои земли и прочее имущество вследствие разных случайностей и за тем лишившиеся мало помалу всякого значения в обществе». Тем самым можно предположить, что чанка и в Карачае и в Балкарии являлись прямыми потомками некогда могущественных таубиевских фамилий. В Балкарии они вели свое происхождение от правителей Чегемского общества, истребленных в начале ХVIII в.
В Чегемском обществе чанка избежали истребления в силу различных обстоятельств. По преданиям, чанка Казиевы и Джаубермезовы выводили себя из одного предка: «предок их некий Кази поселился в Чегеме, где дети его начали притеснять местное население. Жители восстали под предводительством Таубия Келемета Балкорокова против них и истребили всех детей Кази, кроме одного Актугана. В последствии от него пошли Казиевы, а часть, вернувшаяся в Чегем, начали называться Джаубермезовыми». Н. Г. Петрусевич же полагал, «что Казиевы в Карачае, Туудуевы и Джаубермезовы в Чегеме пошли от одного предка по имени Кази, по развитию Раджика-улу».
С вхождением Балкарии в состав России за чанка закрепляется термин «старшины». В 50-е гг. ХIХ в. администрация Центра Кавказской линии отмечала их как уздени I- степени. Сами чанка идентифицировали себя как таубии. Показателен в этом отношении архивный документ, где Иналуко Соттаев подписывается как таубий. В посемейных списках 1886 года все чанка идентифицировали себя таубиями. Окончательно термин чанка закрепился с подачи администрации Кабардинского округа в связи с началом деятельности «Комитета по разбору личных прав…». В пунктах программы действий отмечался и разбор прав чанка. В пореформенный период встречается термин «первостепенные уздени» применительно к чанка. Например, в прошении житель аула Хасаут Кургоко Чипчиков от 14 сентября 1872 г., указывал, что происходит «…из первостепенных узденей карачаевского племени».
В пореформенный период чанка пытались отстоять свою привилегированность. Тщетными оказались их попытки попасть в состав балкарской депутации 1852–1853 гг. для представления императору Николаю I, они были устранены от этой почетной миссии. Даже попытки попасть в списки привилегированных сословий оказались напрасны. Комитет пришел к мнению: «в горских обществах Кабардинского округа права дворянства, могли быть предоставлены единственно лишь таубиям, прочие же сословия, как то чанки, существующие в одном Чегемском обществе, не должны пользоваться». В отличие от них, карачаевские чанка получили право на предоставление дворянства.
Второй параграф «Езден (Уздени)» состоит их двух вопросов.
^ Кара езден/каракиши. Термин «ёзден» в переводе с балкарского означает «сам от себя», т.е. человек зависящий сам от себя. Приставка «кара» в переводе означает «древний, сильный, истинный, благородный». Из двух составных компонентов и сложился сословный термин. «Каракиши» означает «сильный/могущественный + мужчина/человек».
Сословие ёзден в ХIХ в. чаще встречается под термином каракиши. Возможно, что этот термин закрепился в официальной документации с подачи таубиев, хотя в многочисленных архивных документах это сословие идентифицировало себя узденями. В вопросе внутрисословной стратификации узденей на категории вызывает интерес то, что во многих документах, касающихся каракиши середины ХIХ в., встречаются обозначения: «свободный каракиши» и «вольноотпущенный каракиши». Под свободными каракиши видимо следует понимать узденей, которые обладали правом свободного перехода от одного таубия к другому таубию, или более вероятно это те каракиши, которые уже к середине ХIХ в. не несли повинностей в пользу таубиев. Помимо условного держания они имели родовые земли. Вольноотпущенные каракиши-вчерашние азаты, которые по истечении 2–3 поколений перечислялись к каракишам. Они не имели родовых земель, хотя несли обязанности в пользу таубиев, но жили на его земле или в его владении. Видимо именно за ними обычай устанавливал строгий запрет перехода от одного таубия к другому.
Более высоким социальным статусом обладали древние роды и фамилии, которые имели и политическую власть. По Урусбиевскому обществу «древнейшие каракиши пользуются большими правами, их чаще приглашают к совету». В 1872 г. хуламскими узденями было подано прошение: «издревле живя вместе с Шакмановыми (князья и владельцы Хуламского общества) мы всегда пользовались в селении правами узденей, как между таубиями Шакмановыми, так и в простонародье».
Ясакчи. Ясакчи являлись «древними жителями» Балкарского общества и подверглись завоеванию потомками Басиата и Мисаки. Были установлены даннические отношения, которые впоследствии переросли в политический патронат. Хронологические рамки появления Басиата и Мисаки можно обозначить между ХIV–ХV вв. Даннические отношения установились к началу ХVI в., а уже к ХVII веку переросли в фактор вассалитета-сюзеренитета. Понятие «ясакчи» означало «данник-вассал» по отношению к «князю-сюзерену».
В рапорте Кабардинского окружного народного суда от 29 июня 1866 г. за №353 Начальнику Терской области сказано: «ясакчи и чагары весьма зажиточны, а потому количество выкупной суммы определяются самим владельцем; обыкновенно выкупающиеся на свободу отдают своему владельцу все свое имущество, из которого известная часть; если когда и выделяются, то это зависит от согласия или великодушия господина…». Этот рапорт ставит ясакчей в разряд зависимого сословия наряду с чагарами. В работе Н.Н.Харузина «По горам Северного Кавказа» есть интересные данные, раскрывающие суть указанной выше проблемы. В своей поездке в Балкарское общество со слов таубия Хамурза хаджи Шаханова он записал: «уздени произошли частью из потомков дружинников Басиата, частью из туземцев. Они получали землю от князей, несли за это разные повинности. От всех этих повинностей князь мог освободить узденя, но случаи освобождения бывали редко. Иногда в благодарность за свое освобождение князь требовал, чтобы уздени дали ему все свое имение». С приведенными словами таубия Хамурза хаджи Шаханова перекликается жалоба таубия Муссы Женокова на имя Начальника Терской области, где указывается: «при освобождении ясакчей взято все имущество при выходе на волю».
Варьирование выкупной платы от 90 до 450 рублей при освобождении ясакчи объясняется пропорциональностью суммы и года аренды, в зависимости от того первый это или последующие года. Сама администрация признавала особое положение ясакчи: «рядом с этими зависимыми 3-х означенных категорий, в горских племенах существовали еще сословия, члены которых, будучи лично свободными, находятся в зависимом положении от лиц высших сословий по пользованию землей, принадлежащей последним. Зависимые по земле несут землевладельцам известные повинности, освященные временем и обычаем, и находятся как бы в договорных отношениях к владельцам земель. В такой поземельной зависимости находятся в горских обществах Кабардинского округа каракиши и ясакчи».