Не уважающий свою фамилию уважаемый Марат109 (пусть меня извинит, не знаю его фамилию) пишет:
«Уважаемый Мурат. Каракетовы уллу-узденями в Карачае никогда не были. Родоначальник Каракетовых, бывших крепостной кабардинского князя сбежал от своего хозяина и скрывался в Карачае у Карабашевых. Звали его Чубак. Карабашевы продали его Крымшамхаловым, от которых он получил свое прозвище Каракет. Спустя некоторое время за какие-то заслуги Крымшамхаловы отпустили Каракета на волю и подарили ему землю, где он смог создать свой род. Старики говорят, что в Карачае почему то в Тере Каракетовых долго не допускали, не доверяли почему то. Говорят, он по воле Крымшамхаловых не раз участвовал в убийствах».
Да кто ж говорит, что Каракетовы уллу-уздени. Их наряду с Бостановыми называли сараймала или хозаулукъла. Что могло означать это обозначение остается под большим вопросом. И тем не менее по информации Абугалия Адурхаевича Узденова Каракетовы в Карачае именовались всегда Запишле (Запишевичи) и относимы были в народе к таза, уллу-узденям. Когда я ему представился, указав на неблагозвучность своей фамилии, он сказал «Сиз хозаулукъладансыз, уллу-ёзденледенсиз, Запишсиз, бек таза ёзденледенсиз». Это же я слышал от многих карачаевцев, стариков, родившихся еще в XIX - начале ХХ в. (Добая Джукаева, 1886 г.р., Унуха Тоторкулова, 1886 г.р., Гемха Джуккаевой-Семеновой, 1892 г.р., Гокка Карамурзиной, 1892 г.р. и других).
В родстве с Каракетовыми по данным генеалогии - уздени разных степеней или как их именуют сыйлыёзденле, а также чанка и бий - Боташевы, Байрамуковы, Байрамкуловы, Батчаевы, Биджиевы, Борлаковы, Гаппоевы, Долевы, Карабашевы, Коджаковы, Кубановы, Лайпановы,Салпагаровы, Тоторкуловы, Казиевы, Темирболатовы, Чипчиковы, Узденовы, Урусовы, Хубиевы, Чотчаевы, Чомаевы, Шидаковы, и т.д. Из других народов Маршаниа, Бибердовы, Лафишевы, Шипшевы и т.д. Т.е. нет ни одной узденской, чанка, бийской фамилии, с которыми не породнились бы Каракетовы. При этом замечу, что до 1917 года нет ни одной фамилии из низших сословий, с которыми были в родстве Каракетовы. Таковы были правила. После эти правила были нарушены, но случаев заключения браков Каракетовых с представителями низших сословий единицы и они без осложнений не заключались, бывали случаи когда родители Каракетовы своих детей нарушивших сословный иммунитет подвергали "анафеме" - "харам этиу", отказывались от них. Эти действия противоречат мусульманской догматике и не должны поддерживаться. Это весьма негативно влияет на многие стороны жизни людей.
По уточненным данным (после публикации на сайте в ответ уважаемому А. Катчиеву поступило письмо, в котором были уточнены мои данные) - моя родословная (атаул Булхайлары – Булхаевы) – Отец Джатдай – мать Чотчаева Надежда Шихимгериевна – далее Джагафар Каракетов (умер в 1988 г., супруга Шидакова Айшат Исмаиловна) – Дадиан (умер в возрасте около 70 лет в Средней Азии, супруга Салпагарова Заурда Таубиевна, ее сестра Абалай Таубиевна была замужем также за Каракетовым, бабушка известного предпринимателя Муратбия Назировича Каракетова) – Каншау (умер до революции 1917 года, жена Биджиева Керимат (?)) – Шогъай (жена чанка Джанкез Казиева), Темир (жена Кушай Узденова, прожила 127 лет, умерла в 1920-е годы) брат Темира (или Шогъайыба) Инарал-хаджи (умер в Мекке в 1867 г. в весьма преклонном возрасте). Отцом Шагъайыба и Инарал-хаджи был Солтан-Хаджи (жена Байрамукова) - Булхай-Хаджи (1-я - Байрымкулова (от нее мои предки), 7-я жена - Хырсахан Темирболатова) – Джанибек (был женат несколько раз и только последняя супруга из Коджаковых, Хурзук, родила первого сына) – Батырукъ – Батыр – Чибук (а не Чубак и не Чибок) (жена Айсанат дочь Хана или Ханука, от ее братьев, по уверению всех старожилов Каракетовых, пошел род князей Кабарды и Бесеней (т.е. Бесленей). По уверению Каракетовых род Ханука был из крымских ханов. Тем не менее таким родством гордятся все Каракетовы, именно породнение с ней помогло Каракетовым сохранить свой высокий статус). Ханоковы были в родстве с кабардинскими князьями.
В большинстве преданий отмечается, что между родоначальниками кабардинских князей Атажукиных и Хануковых была страшная вражда. Ханука считал, что Атажук не имеет права на управление Кабардой по происхождению. В этой борьбе победила семья князя Атажука. Были убиты жестоким образом почти все мужчины из семьи Ханука в том числе и их стареющий зять Темиркъан, говорят ему было 95 лет (тёрт джыйырма бла он беш джыл). Из оставшихся в живых для семьи князя Атажуки опасность представляли внуки по дочери Ханука – сыновья погибшего Темиркъана: Гитче Запиш, Чибиш и Чибук. Особенно Чибук с необыкновенной силой и огромным ростом. И поэтому Атажукины дети решили заманить его в свой двор и убить. На их приглашение посетить их в качестве гостя он ответил согласием, хотя братья отговаривали. С собой он взял одного своего нёгера и оруженосца Дотду и двух родственников из крымских татар. Чибока Атажук встретил радушно, посадил его на почётное место, подложив под него аж три подушки, сказав, что «он эки тыйын тонлу юч къуш джастыкъгъа таяныргъа керекди» - «[имеющий] 12 беличьих шубы должен сидеть на трех подушках». Кстати, и Булхая Каракетова именовали «имеющий двенадцать беличьх шубы». Существует и паремия в народе «Булхай он эки тыйын тонун аяб къулуну джыртыкъ тонун сыйыргъан кибик».
Ввиду враждебных отношений между родами Атажуки и Хануки, Чибук попросил, чтобы ближе его вытянутой руки с большим кинжалом к нему никто не садился. Принесли напиток и поставили на тепси гостя и хозяина. Чибук быстро взял в руки гоппан (чашу) стоящий перед князем, а свой пододвинул хозяину дома. Отведав напиток он потребовал, чтобы хозяин дома тоже выпил. Атажук поняв, что его замысел отравить Чибука не удался, выхватив свой кинжал, напал на своего гостя, поправ вековые адаты гор, о святости гостя для хозяина дома. Чибук готовый к такому обороту дела ударом кинжала отрубил голову старшего князя Атажука, убил ещё двоих его братьев и выскочил на улицу. У порога он столкнулся с Дотду, у ног которого лежало двое убитых из напавших. При поднявшейся суматохе, они быстро вскочили на коней и ускакали. Когда они углубились в лес, то заметили погоню. В схватке убили ещё троих родственников Атажука. Прискакав домой в свой родовой аул Къармакъ, он рассказал братьям о случившемся и сказал, что как можно быстрее надо уехать в Карачай. Братья были очень недовольны поступком брата, но делать было нечего. Они со своими семьями выехали в Карачай. Находясь в Карачае они поссорились и один из братьев – Чибиш вернулся назад в Кабарду, другой брат Запиш поехал в Абхазию к родственникам жены, которую звали Ачау-къызы. По прибытию в аул Хурзук он узнал, что все его имущество растащили «как вороны» (так говорится в песне) по указанию хромого Эльбуздука и отдали Бостан-улу. Бостан-улу сказал, что поскольку Темирулан сын Запиша был женат на дочери нашего уллу-ата, т.е. Бостановой, то он помня это возвращает родовую землю. Эльбуздук, узнав, что Чибук прибыл и требует возврата имущества, он, собрав общину, указал, что мурдаров (убийц) и къанлы (кровников) мы в общину не принимаем, а Бостан-улу указал, чтобы впредь землю не передавал ему. Тогда он спустился вниз по Кубани до Индыша, поднявшись до Индыш –Башы, поставил со своими нёгером Дотду кош. В один из дней возвращался он домой и увидел двоих неизвестных всадников, ведущих третью лошадь, к седлу которого были привязаны двое мальчиков. Поняв, что наездники из-за гор увозят ворованных мальчиков – пастушков, он стал следить за ними. Когда верховые, посчитав, что опасность миновала, стали на отдых, он подкрался и прикончил обоих. Посадив мальчиков на лошадей, привёз их к аулу Хурзук и отпустил их домой, объяснив им кто он. На другой день к нему приехала группа всадников из Хурзука и передала просьбу старейшин аула приехать к ним. В ауле старейшины выразили ему благодарность за оказываемую помощь им при отражении вражеских набегов, особенно, за спасение двух мальчиков. Он был опять принят в общину. В это время говорят Чибуку было около 60-ти лет. Но этим не смерился бутсуз Эльбуздук и был рад, когда он попал в плен к кабардинцам во время одного из походов. По большинству преданий в плен он попал к своему родственнику Чибишу и работал у него конюхом, после того как Чибук оскорбил его, назвав «гыбышыдан туугъан гыбышы», Шипшев полоснул его кнутом. Согласно одной из версий предания Чибиш родился от дочери Темиркана, которая в свою очередь родилась от его наложницы. После этого Чибук, распустив табун Шипшева и сев на старую лошадь, бежал от него, по дороге он упал и сломал руку, но добрался в Холам, затем переселился в Чегем, в котором жили его родственники. В Карачай добрался в белой шубе и остановился в кузне.
В ряде генеалогических преданий говорится о заключении брака одного из Каракетовых с Шипшевой в знак примирения.
Эльбуздук, узнав о прибытии Чибука пригласил его к себе. Далее в предании говорится о том, что Чибук воспитал отпрыска Крымшамхаловых Даулетгерия, по другим версиям он воспитал родоначальника Крымшамхаловых и жил во времена самого Карчи – эта версия нуждается в исследовании, пожалуй ответ на это дадут раскопки в старой части родового кладбища Каракетовых.
Отцом Чибука был Сарбий (жена не известна), Далее – Темирбек или Темиркан (его брат Джантемир) после Темирулан (супруга Бостанова) – Запиш (был женат дважды: 1-я супруга – Биташ дочь крымского хана, вторая – на одну ногу прихрамывала (упала с лошади) дочь Байрымкула, родоначальника Байрымкуловых, третья дочь легендарного Хан Боташа), его имя стало в Карачае именем каума – Запишле.
Его отцом был Эшеулу Ачакку (малоизвестный персонаж, в памяти сохранилось только то, что он жил на территории Аджарии и переселился в Абхазию, его отец Эшеу, а его отец Шырыуан-хан или Джаджа, отцом последнего выступает Кайтума Хустос или Кайтымхан, от чего карачаевцы именовали Каракетовых другим именем Къайтымла). Ачакку, Эшеу и Шырыуан-хан могли быть именами Запиша и их этимология скорее всего связана с языками северокавказской языковой семьи. Предстоит дальнейшее исследование генеалогии.
По другим версиям родоначальник пришел из Аджарии, потом поселился в Крыму, бежал в Абхазию, после переселился в Холам, в котором никто в это время не жил, и только потом в Карачай. О родоначальнике говорится также, что он якобы происходил из князей и был не любитель ходить в походы, набеги. Это стало причиной того, что отец, в других версиях отчим, приказал сыновьям, или пасынкам, братьям Кайтума убить брата. Об этом услышала его эмчек-ана и желая спасти младшего из братьев, рассказала о желании отца или отчима и согласии братьев исполнить его волю, убрать «бир джанына этерге» Кайтума. При этом она посоветовала бежать ночью. Далее приведены нелицеприятные сцены, скорее всего бытовавшие во времена жизни этих людей. Далее он бежал со своей служанкой и тремя холопами (от них происходят некоторые карачаевские фамилии) в Сванетию, затем перебрался в Холам. При этом в записи 1915 года говорится о том, что тогда в Кабарде не было селений, а в Карачае было небольшое селение в 6 дворов по Уллу-Каму.
Есть и другие предания, в том числе записанные в Абхазии, но все они весьма схожи в сюжетике.
В преданиях, рассказанных Пшемахо Дудовым, Мусой Байрамуковым и еще тремя участниками собрания депутатов, а затем составленных из их рассказов Н.Г. Петрусевичем Списка сказано, что у Шипшева был крестьянин по имени Чубак (?), который (привожу по памяти) бежал после ссоры от него в Холам или Безенги и только впоследствии перебрался в Карачай и жил в местности ныне названной по имени его сына Батыр-къулакъ (Балка Батыра). Ни один источник не говорит о том, что он кому-то был продан, а вот все предания говорят о том, что когда он поселился в пещере, то в Карачае, в Хурзуке было всего 6 дворов и ни о каких Карабашевых и Крымшамхаловых ни в одном из преданий не говорится. Кстати, Петрусевич приводит предание по каким причинам он стал членом карачаевской общины.
После приезда в Карачай того же Муссы Байрамукова и других был в Карачае скандал. Досталось и Петрусевичу от Кубанского начальства, что ему пришлось уже самому начать собирать предания и уточнять происхождение карачаевских тухумов.
К тому же в документах сословной комиссии есть занятные документы о подтверждении принадлежности фамилий Карачая к разным сословиям. Петрусевич не ставил под сомнение узденство Каракотовых, об этом же говорят письма генерала царской армии Актолы Шипшева, Хасанбия Атажукина и Крымшамхаловых. Да и сам Петрусевич даже отмечая, что Каракетовы из крестьян отмечает, что Кипкеевы и Каитовы причисляют себя к Каракетовым, но вряд ли они это могут доказать, тем самым он ставит под сомнение предание. Поэтому всякие попытки представителей одних фамилий принизить достоинства других извечная проблема Карачая и Балкарии, особенно когда речь идет о заключении брака. Но свидетельства вещь серьезная. На них и следует опираться.
В другой записке Н.Г. Петрусевич, опираясь на предания, пишет, что Каракетовы, Кипкеевы, Каитовы, Гебеновы и Дотдуевы считают себя происходящими от одного и того же родоначальника с Шипшевыми в Кабарде и Запшевыми в Абхазии.
Следует отметить, что в генеалогии всех каракетовских атаулов начиная от Чибука все жены происходят от высших сословий Карачая и соседних обществ, например в родословии Саубашевых есть абхазские князья Маршаниа, а – Тутаровых и Булхаевых абазинские агмистаду Лафишевы и кабардинские уздени Шипшевы и т.д. Родоначальник Тутаровых Тутар (был женат несколько раз, последняя жена Байчорова) в 1843 году именовался старшиной и от него, наряду с Крымшамхаловыми, Узденовыми, Коджаковыми запрашивались аманаты князем Голицыным.
Практически все уллуузденские фамилии Карачая в родстве с Каракетовыми, в родстве также Крымшамхаловы-Мударовы, а, например, Ахмат Каракотов (внук Токал-хаджи Каракотова) был женат на дочери Джамболата Атажукина.
Если уж говорить о преданиях, то уважаемый карачаевцами знаток карачаевской старины Гюргок Крымшамхалов (дед исследователя Муслима Баразбиева) еще в первой половине ХХ века говорил о статусе каждой из фамилий и между ними Каракетовых, указывая, что они мол «сыйлы тукъумдандыла и родство с Каракетовыми престижно поскольку они только в Карачае большие уздени, а так имеют более сильную родословную».
Мырзамек Каракотов владел по урочищу Канджал 1500 десятинами земли, Азамат Каракотов – старшина аула Кармова, Махай Каракотов заместитель старшины аула Хурзук и т.д.
Впрочем, во всех царских документах Каракотовы, живущие в Кабарде, Карачае отнесены к узденям. Причем, в Кабарде они были понижены в статусе при переселении из Карачая до уровня беслан-уорков, узденей второй степени (в Кабарде уздени делились на четыре степени – Тлекотлеш и Диженуго, Беслан-Уорк, Уорк-Шоуотлугуса и Пшикеу). Правда, они, как и другие беслан-уорки претендовали на равное с тлекотлешами и диженуго сословное звание, указывая свой прошлый статус.
Документов о Каракотовых достаточно, поэтому было бы правильно привести те документы, в которых говорится о крепостническом состоянии Каракетовых у Карабашевых и Крымшамхаловых, если это информанты, то их фамилии, год рождения и т.д. Полагаю, что на все вопросы ответят сами Карабашевы и Крымшамхаловы.
У Крымшамхаловых они были аталыками – Булхай воспитывал Ачахмата (родоначальника атаула Ачахматовых) и Ислама Крымшамхаловых (Валия Карачая и подписанта вхождения Карачая в состав России). Вряд ли верховный князь Карачая отдал бы своего отпрыска низшим узденям, тем более бывшим крепостным. Таких прецедентов в Карачае не было, а наоборот в документах сословной комиссии говорится о том, что своих детей князья не воспитывали, а отдавали или своим уллу-узденям или на Баксан или Цебельду.
За это Булхай получил земли в Картджурте и переселился туда из Каракетлени-тёбе из аула Хурзук. Вообще-то Каракетовы были не уллуузденями, а сарайым узденями не только Крымшамхаловых, но и Дудовых. О Карабашевых в преданиях связанных с Каракетовыми ничего не известно. Единственное, что могу сказать так это женитьба Маджира Карабашева на Абат Сюлемен-хаджиевны Каракетовой, см. народную песню «Маджирни джыры». Полагаю, что вряд ли строптивый и весьма избирательный отец Маджира ездил бы в Лабу для того, чтобы увидеть свою будущую невестку и женил бы своего сына на бывшей крепостной.
Хотелось бы знать фамилию написавшего под именем Марат. У некоторых товарищей с неким комплексом есть большое желание, чтобы и другие стали им ровней в своих комплексах – это, к сожалению удел, по Энгельсу тех, кто мыслит не далее своего огорода. Надеюсь, что это не так.
Следует отметить, что попытки подобными высказываниями причем без ссылок и сносок поколебать роль и вес Каракетовых в Карачае и Балкарии, среди кабардинцев и абазин, абхазов невозможно по определению, априори, поскольку народ знает «по чем пуд соли» - «пошукай» родословную Каракетовых по семейно-брачным связям и все станет на свои места – это в Карачае не истребить.
Тем не менее просил бы участников форума не акцентировать внимание на сословную принадлежность предков при общении друг с другом – это будет выглядеть не красиво. Нам исследователям для определения уровня развития социальных отношений карачаевцев и балкарцев приходится обращаться к сословному делению народа. При этом, понимая то, что сословная принадлежность продолжает в Карачае играть серьезную роль и, следуя научной этике, приходится купировать архивные материалы, в которых около строки «кул» указана фамилия, поскольку мы вряд ли можем сказать когда и по каким причинам предок таких фамилий стал крестьянином.
Трудно сказать, когда упоминание сословной принадлежности не будет играть роли в жизни людей. Тем не менее историкам приходится в силу названных причин купировать многое, тем самым представлять историю социальных отношений Карачая в «купированном» виде. Но ничего не поделаешь.
С уважением гореписаке Марату109 и читателям. М.Д. Каракетов