Расширенный поиск
4 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Уруну арты – къуру.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
Страницы: 1
Даты аланской истории
 
Конгресс карачаевского народа
29 марта 2018 г. · https://www.facebook.com/karachay.kongress/posts/1545382372177201?__tn__=K-RH-R#

Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.


На обращение "Конгресса карачаевского народа" к Ученому совету Карачаевского научно-исследовательского института им.А.И.Батчаева с просьбой предоставить материалы для составления Календаря памятных дат Алании, поступил ответ.
Пресс-служба КЧ РОО
"Конгресс карачаевского народа"
Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.

6 февраля – день аланского просвещения.
Дата связывается с ценнейшим документом – «Аланским посланием», который является ныне первым из известных сочинений по аланам, который составлен лицом, не только жившим в Алании, но и занимавшимся духовным просвещением. Автор – Феодор, епископ Алании. Дата основывается на материалах исследований. Так, А.Алемань отмечает, что для датировки завершения пребывания епископа в Алании, по итогам которого было написано сочинение, «в качестве terminus post quern может служить акт патриархата, подписанный Феодором в Никее 6 февраля 1226 г.», указывая, что «вполне вероятно, что епископ знал аланский язык, если только сам не был аланом» /Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С.316/. В.Х.Тменов пишет, что «скорее всего, Феодор составил свое сочинение в начале февраля 1226 г., вернувшись из Алании в Никею», о чем свидетельствуют «жанровые особенности» документа, который являет собой своего рода «отчет о проделанной работе.., представленный на суд патриарха и поместного собора в Никее». /Тменов В.Х. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С.166-167/.

2 апреля – день аланского зодчества.
Дата связана с единственным на сей день письменным указанием на время открытия аланского храма /на тексте Сентинского хракма/: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора… и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля.., рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г.» (по византийской эре от сотворения мира = 965 г.) /Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. //"Российская археология". М., 2005. №1/.

14 апреля – день поминовения алан, павших в борьбе с Тимуром
Связан с вторжением завоевателя Тимура /Тамерлана/ на аланскую землю. Согласно данным летописца Йезди, в канун генерального сражения с армией хана Тохтамыша (т.е. за день до 21 джумада ас-сани 792 г.х., или 15.04.1395), войско Тимура уже находилось на территории исторической Алании.

22 мая – день столицы Алании (Мингас/Маас, совр. Нижне-Архызское городище).
День связан с датой закладки кафедрального /Северного Зеленчукского/ храма в Нижнем Архызе, т.к. именно наличие кафедрального собора делало город как религиозным, так и политическим центром, в данном случае – столицей. Расчет даты закладки сделан по итогам инструментальных замеров азимутов главных продольных осей Северного храма с привлечением специалистов, в т.ч. из САО АН СССР /расчеты опубликованы в 1985 г./. Согласно данным исследователей, дни закладки кафедрального /Северного/ храма в Нижнем Архызе «наиболее близко соответствуют» христианскому празднику в честь св.Николая Мирликийского [22 мая – по новому стилю]. /Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С.94-95/. Имя св.Николая выявлено в 1802 г. на надписи на стене внутри Северного храма, а также на найденном в 1900 г. на каменном кресте близ того же храма. Добавим, что имя этого популярного святого сохранилось в аланском реликте карачаево-балкарского народного календаря как наименование месяца св.Николая (Никкол ай), приходящегося на май-июнь.

16 сентября – день исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью, выявленной в Нижнем Архызе, где указано «…ал-аввал четыреста тридцать шестого года» /по хиджре/. Эта дата, согласно специалисту В.К.Крачковской, охватывает период с 16 сентября по 15 октября 1045 г. Данный и другие артефакты свидетельствуют о наличии мусульманской общины в столице Алании
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный