Расширенный поиск
11 Мая  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Ат басханны джер билед.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный