Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Баланы адам этген анады.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный