- Болджал ишни бёрю ашар.
- Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
- Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
- Кёлсюзден сёзсюз тууар.
- Чомарт къолда мал къалмаз.
- Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
- Аманнга алтын чыдамаз.
- Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
- Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Нёгерсизни джолу узун.
- Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
- Къыйынлы джети элге оноу этер.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Джерни букъусу кёкге къонмаз.
- Суу ичген шауданынга тюкюрме.
- Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
- Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
- Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
- Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
- Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
- Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
- Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
- Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
- Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
- Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
- Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
- Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
- Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
- Айраннга суу къош, телиге джол бош.
- Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Сёз сёзню айтдырыр.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
- Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
- Ачлыкъ отха секиртир.
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Акъыллы башны – тили къысха.
- Къайгъы тюбю – тенгиз.
- Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
- Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
- Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
Единая кумыко-карачаево-балкарская нация.
21.06.2007 19:52:39
в данный момент мы слишком разные, и думаю не сможем чувствовать себя единой общностью. но идея хорошая. возможно это станет возможным когда станет внешняя угроза нашим народам.
|
|
|
|
22.06.2007 15:59:46
нам надо больше общаться и тогда мы увидем и поймем, что на самом деле мы близки.. а пока мы мало знаем друг о друге что-либо...
|
|
|
|
13.06.2008 14:05:45
У наших народобы богатая история и культура и необходимо писать книги о наших народах паралельно, чтобы в одной книги и о тех и об других, потому что наша история взаимосвязана.
|
|
|
|
02.07.2008 21:58:44
Кумыки это симбиоз национальнастей сев.кавказа говорящих на тюрксом языке!!!!!!!!!!
|
|
|
|
03.07.2008 03:47:07
[b:fd2955708f]umar[/b:fd2955708f], а можно поинтересоваться источником информации в вашем посте выше? :smt001
|
|
|
|
03.07.2008 13:15:38
д.и.н. проф. К. Т. Лайпанов.
"О взаимосвязях кумыков, карачаевцев и балкарцев"
(заметки)
Моя мать Лайпанова, урожденная Борлакова Даумхан Хамзатовна (1889-1957 гг.), нам, своим шестерым детям, много раз рассказывала о том, что Борлакъ - основатель многочисленной и влиятельной карачаевской фамилии Борлаковых - родом был из кумыкских шамхалов ("къумукъ шаухал").
Будучи аспирантом Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова (1959-1962 гг.), я довольно подробно изучил историю народов Дагестана, в особенности родственного карачаевцам и балкарцам кумыкского народа, в частности произведения средневековых авторов, в особенности дагестанских, арабских, иранских, турецких и европейских, а также богатые литературные источники, написанные на русском языке русскими и другими авторами в XIX-XX вв. Особое внимание я обращал на происхождение и историю Кумыкского шамхальства и шамхалов.
В небольшой статье я не хочу повторять общеизвестные истины, тем более, что в газете "Карачаево-Балкарский мир" (? 1 (23) за июль 1997 г.) мной опубликована большая статья по данной проблеме под названием "Крымшамхаловы - потомки дяди пророка Мухаммата".
В настоящее время наука установила, что первые тюрки на Северном Кавказе жили во всяком случае не позже III тысячелетия до н. э., со времени Майкопской культуры. В книге "О происхождении тюркских народов", написанной мною в соавторстве с известным археологом Исмаилом Мизиевым, высказано мнение о том, что Кумыкская плоскость еще раньше входила в состав прародины древнейших тюрков, основная масса которых первоначально проживала в степях и полустепях между Волгой и Уралом, и только в III тысячелетии до н. э. большая часть древнейших тюрков в поисках пастбищ для своего многочисленного скота стала переселяться оттуда на восток и запад, на север и юг, во много раз расширяя свою первоначальную территорию. Северокавказские "майкопские" племена и шумеры Передней Азии также были из их числа.
Можно считать научно доказанным исследованиями многих ученых, в частности современного языковеда с мировым именем академика М. 3. Закиева и археолога И. М. Мизиева, что господствовавшие последовательно в степях и лесостепях от Урала до Дуная киммеры (XII-VIII вв. до н.э.), затем скифы (VII-III вв. до н.э.), сарматы (III в. до н.э. - II в. н.э.), аланы (I-XIV вв. н. э.), гунны (IV-V вв.), булгары, хазары (VI-X вв.), печенеги (IX-XI вв.), кипчаки (XI-XIII вв.) в основной своей массе изначально были тюрками, хотя в их состав входили также древние финно-угры, славяне, иранцы и некоторые другие племена.
Этногенетическое, языковое и культурное влияние оказали названные тюркские племена на славянские, финно-угорские, кавказские и другие племена и народности.
Нынешние тюркские народы Кавказа - азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы - генетически связаны между собой. Особенно тесные взаимосвязи у кумыков, карачаевцев, балкарцев и ногайцев. Карачаевцы и балкарцы фактически являются одним народом, говорящим на одном карачаево-балкарском языке. Они имеют общие традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. д., но входят в состав разных административных единиц.
По происхождению, языку и этнокультуре им близко родственны прежде всего кумыки. Засулакские кумыки и карачаево-балкарцы хорошо понимают друг друга. Между ними вплоть до настоящего времени существовали и ныне существуют всесторонние связи.
Чтобы показать этническое родство этих народов, приведу некоторые факты. Выше перечислялись их общие предки, но и после окончательного формирования их в качестве феодальных народностей в XIII-XIV вв., взаимосвязи между кумыками и карачаево-балкарцами не прекращались, о чем свидетельствуют исторические факты и фольклор, в частности песня "Къаншау-бий", посвященная князю Къаншау-бию Крымшамхалову, жившему в середине XVII в. Тяжело заболев, он уехал к своим родственникам в Тарки, где и похоронен.
В своей книге "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" я писал о том, что родоначальниками многих карачаевских фамилий являлись кумыки. Это Крымшамхаловы, Алиевы, Хаджиевы, Борлаковы, Казиевы, Калахановы, Магаяевы, Бекбулатовы, Эфендиевы, Кумуковы, Курмановы и многие другие.
Известно, что Крымшамхаловы произошли из рода Тарковских шамхалов. Они переселились в Карачай в XVI веке и стали фактически его правителями. Валий (олий) Карачая Ислам Ачахматович Крымшамхалов 23 октября 1828 г. подписал договор с русским военным командованием на Кавказе о присоединении Карачая к России. Главным лесничим при наместнике Кавказа работал князь Александр Крымшамхалов.
До Октябрьской революции представители Крымшамхаловых, Алиевых, Борлаковых и других фамилий, родоначальниками которых являлись кумыки, неоднократно посещали Кумыкию, а их кумыкские родственники - Карачай, причем некоторые из них оставались на постоянное жительство и там, и тут.
Моя мать и ее старшая сестра Кябахан Хамзатовна Борлакова-Узденова называли отдельных своих родственников, которые приезжали в Карачай из Аксая, а их отец Хамзат Шонтукович (Аслан-Гариевич) Борлаков (1850-1931 гг.), с которым я общался мальчиком 5-6 лет (я родился в 1924 г.), постоянно ездил в Кумыкию к своим родственникам. Он был хорошо образованным человеком (по-арабски и по-русски) и оставил записки, в которых несколько раз упоминалось имя Рашид-Хана Капланова, с которым дед часто встречался. К сожалению, в день выселения карачаевского народа - 2 ноября 1943 г. - эти записки затерялись, поэтому я, уже будучи взрослым, пытался установить кумыкских родственников моей матери, но сделать это было нелегко.
Когда я уже стал кандидатом наук и изучал историю революции и гражданской войны, я узнал, что Рашид-Хан Забитович Каплапов (1883-1937 гг.), великолепно образованный кумыкский князь, являлся одним из руководителей Союза объединенных горцев Кавказа, затем Горского правительства, министром просвещения Азербайджанского правительства в 1919-1920 гг. Для выяснения истины я специально поехал в аул Джегута (Джёгетей) к своему двоюродному брату Хусейну Тугановичу Борлакову, родному племяннику моей матери, и спросил его о наших родственниках в Кумыкии. Он был 1912 года рождения, имел среднее образование и обладал прекрасной памятью. Хусейн подтвердил, что Борлаковы родом из кумыкских шамхалов, что Крымшамхаловы, и Борлаковы происходят от этих шамхалов.
Говоря о связях нашего Хамзата Борлакова со своими кумыкскими родственниками, он рассказал о самом знаменитом из них - Рашид-Хане Капланове, который, по его словам, приезжал к деду Хамзату в 1917 г. с группой своих товарищей (их было 4 человека). Хусейну тогда было 7 лет, но позже, когда он стал взрослым (17-18 лет), прочитал записки деда и обратился к нему за разъяснениями, тот рассказал, что Рашид-Хан ему приходится братом в четвертом поколении. Оба они имели единого родоначальника шамхала Чопана.
Если учесть, что Чопан жил в XVI в. (умер в 1574 г.), а Борлакъ переехал в Карачай во второй половине XVIII в. из аула Аксай, где тогда жили наследники Солтан-Мута (сына Чопана), то, судя по "Родословному дереву княжеских фамилий Северной Кумыкии", составленному видным ученым Гасаном Оразаевым, Борлакъ мог быть прапра-правпуком Чопана (Чопан - Солтан-Мут - ето сын Солтан-Мут - Айдемир - Алибек) (Оразаев Г. М.-Р. Солтан-Мут - родоначальник княжеских фамилий Северной Кумыкии // Аджаматов Б. Шамхалы Тарковские. Махачкала. 1999. С 74-75).
Пять внуков Алибека Аксайского - Алибек, Уцуму, Арсланбек, Эльдар и Каплан - были родоначальниками пяти аксайских княжеских фамилий (Там же. С. 69).
К сожалению, установить имя отца Борлака пока не удалось. Возможно, он был братом или сыном Алибека. Вполне возможно, что у Борлака тогда было другое имя (двойные имена у горцев Кавказа встречались часто).
Надеюсь, что дальнейшее изучение этого вопроса поможет исследователям установить истину.
Что касается Али, родоначальника карачаевской фамилии Алиевых, то известно, что он был из первостепенных аксайских дворян, в 1703 г. окончил Каирский университет "Аль-Азхар", после чего 7 лет работал эфенди в кабардинском ауле Атажукинском, а в 1710 г. переехал по приглашению владетельных князей Крымшамхаловых в Карачай, в аул Карт-Джурт, где служил эфенди, умер в 1741 г., имел сына Исмаила и двух дочерей.
В одном из официальных документов середины XIX в. указано, что Алиевы поддерживают связи со своими аксайскими родственниками Шинаевыми. Старший брат Али по имени Хаджи, родоначальник фамилии Хаджиевых, служил эфенди в Верхнем Баксане.
О своих кумыкских корнях знают многие карачаевцы и балкарцы, об этом надо рассказать людям. Знать свои корни полезно всем - это укрепляет дружбу между народами, а в дружбе - наша сила.
Опубликовано:
"КНКО: Вести" 2002/2003
|
|
|
|
03.07.2008 18:43:43
кумыки есть разные,в каякентских например большую роль сыграли даргинцы,есть центральные кумыки(карабудахкентские,буйнакские и таркинские) в их нем этносе сыграли большую роль аварцы,даргинцы и лакцы, в хасавюртовских этноси принимали участие чеченцы, в бабаюртовских чеченцы и ногайцы в этом районе больше всего прослеживается монголоидность из-за влияние ногайцев,терские(брагунские и моздокские) а вот здеся сыграли свою роль вайнахи и кабардинцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
|
|
|
04.07.2008 03:58:44
нет чистого народа. во всех народах происходили смеси с соседями, точно так же приходили и в Карачай и в Балкарию из Грузии, адыго-абхаз, осетин, вайнахов и дагестанцев, но от этого никто из нас не становится грузином или еще кем бы то ни было, мы карачаево-балкарцы. Точно так же, например, вся кабардинская аристократия были кумыками и карачаево-балкарцами, а также такое положение было во многих народах Дагестана. Кумыкские шамхалство входило почти вся территори Восточного Кавказа, конечно же были соседи, которые ассимилировались среди кумыков, как и наоборот.
ну, а если хотите по подробнее узнать кумыко, за кого они себя считают, то можете зайти на их сайт и спросить www.kumukia.ru
|
|
|
|
04.07.2008 04:21:53
я живу в дагестане и у меня много друзей кумыков,и я делаю свои выводы что это за народ,они ничем неотличаются от остальных дагестанцев,и по характеру и по внешним даным они типичные горцы)))и они себя а их большенство считают себя дагами.
|
|
|
|
04.07.2008 12:02:42
|
|||
|
|
04.07.2008 12:42:54
|
|||||
|
|
04.07.2008 13:46:05
и у меня есть друзья и знакомые кумыки и к тому же почти со всех тех районов и сел, которые выше написаны, а также есть друзья кумыки из Чечни. в универе тесно общались, и на работе есть кумык, короче говоря я их не плохо знаю)
сейчас читаю древнюю рукопись Атая Карабудахкент Хаджи "История Карабудахкента". Эта рукопись рассказывает о всей истории Кавказа за последние 2.000 лет и написана она почти на чистейшем карачаевском языке, а так же в этой рукописи упоминаются карачаевцы, об никто из наших историков пока еще не знает..
|
|
|
|
04.07.2008 14:19:06
|
|||
|
|
04.07.2008 14:24:48
есть еще много рукописей, которые надо изучить, сейчас уже некоторые другие занимаются. сложности в том, что они написаны арабским алфавитом, не всегда совпадающим с оригинальным арабским.
а ты сам кто по национальности?
|
|
|
|
04.07.2008 14:39:45
отец Аварец мать лачка,просто живу я в махачкале на районе где мног кумыков живут :smt001
|
|
|
|
04.07.2008 14:58:18
случайно не в 37 школе учился? :smt001
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)