День Парижской Коммуны.

Мусса 18.03.2015 00:26:29
Сообщений: 2681
День Парижской коммуны Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)" (1830 год, Лувр) 18 марта День Парижской коммуны отмечается трудящимися мира в ознаменование победы 18 марта 1871 года первой пролетарской революции. Решение отмечать 18 марта как первую успешную попытку рабочих захватить политическую власть было принято 20 февраля 1872 Генеральным советом 1-го Интернационала. Парижской коммуной (La Commune de Paris) называли революционное правительство, сформированное в Париже во время революционных событий 1871 года. После установления перемирия между Францией и Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, которые переросли в революцию. Баррикады на улицах Парижа 18 марта 1871 года В результате революции было установлено самоуправление, продолжавшееся с 18 марта по 28 мая 1871 года. Возглавляли Парижскую коммуну представители партий социалистов и анархистов. Лидеры обоих течений провозгласили Парижскую коммуну первым образцом диктатуры мирового пролетариата.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/964/
© Calend.ru

Что касается отдельных социально-политических мероприятий коммуны, то разрешено было не платить домовладельцам квартирных денег с октября 1870 года по июль 1871 года, отсрочены платежи по векселям, приостановлена продажа просроченных залогов. 6 мая постановлено было, что все вещи, заложенные в ломбарде ранее 26 апреля, в сумме не превышающей 20 франков, и состоящие из одежды, белья, мебели, книг и рабочих инструментов, могут быть получены обратно без выкупа. Запрещены были вычеты из заработной платы, ночная работа в пекарнях; определен минимальный размер вознаграждения для лиц, состоящих в услужении; решено при всех подрядах и поставках для города отдавать предпочтение рабочим ассоциациям перед частными предпринимателями. Декрет от 16 апреля передавал производительным ассоциациям все промышленные заведения, покинутые владельцами, причём за последними сохранено было право на вознаграждение. Коммуна признала за незаконнорожденными все права законных детей; декретировала отделение церкви от государства, с прекращением отпуска всяких сумм на духовенство; церковные имущества объявила народной собственностью; делала попытки к введению республиканского календаря; приняла красное знамя. Некоторые из комиссий коммуны функционировали сносно, особенно если принять во внимание необычайную обстановку, при которой они действовали. Особенно выделялась комиссия финансов, руководимая Журдом, бывшим бухгалтером; в то время как он ворочал миллионами (бюджет коммуны с 20 марта по 30 апреля составлял 26 млн франков), Журд для себя лично ограничивался жалованьем мелкого конторщика, его жена продолжала служить прачкой, а ребёнок посещал школу для бедных.
21 апреля был утвержден следующий состав комиссий Коммуны:
Военная комиссия – Делеклюз, Тридон, Авриаль, Ранвье, Арнольд;
Комиссия финансов – Белэ, Бийорэ, Виктор Клеман, Лефрансэ, Феликс Пиа;
Комиссия общественной безопасности – Курне, Верморель, Ферре, Тренке, А. Дюпон;
Комиссия продовольствия – Варлен, Паризель, Э. Клеман, Артюр Арну, Шампи.
Комиссия юстиции – Гамбон, Дерёр, Клеманс, Ланжевен, Дюран.
Комиссия труда и обмена – Тейс, Малон, Серрайе, Ш. Лонге, Шален;
Комиссия внешних сношений – Лео Мелье, Шарль Жерарден, Амуру, Жоаннар, Урбен;
Комиссия общественных служб – Остен, Везинье, Растуль, Ант. Арно, Потье.
Комиссия просвещения – Курбе, Вердюр, ЖюльМио, Валлес, Ж. Б. Клеман.

В последние 3 дня коммуны из нескольких сот заложников, содержавшихся в тюрьмах Парижа, федералисты расстреляли 63 человека, в том числе парижского архиепископа Дарбуа. Казнённые были почти все мирные граждане, которые не создавали коммуне никаких затруднений. Наконец, после последних боев на кладбище Пер Лашез и в Бельвиль[1], 28 мая наступил конец борьбе: весь Париж был уже в руках версальцев. Последний оплот коммунаров — форт Венсен — был сдан 29 мая. Начали свою работу военные суды, которые осудили свыше 13000 человек; из них 7500 человек было сослано, а 21 расстреляны. Расстрел коммунаров производился, в частности, у стены кладбища Пер-Лашез; на этом месте сейчас висит мемориальная доска. Число федералистов, расстрелянных без суда, в течение братоубийственной недели, Мак-Магон определяет в 15000 человек, а генерал Аппер считает вдвое более.
Из выдающихся деятелей коммуны пали в бою Флуранс, Верморель, Делеклюз и Домбровский; расстреляны без суда Варлен, Мильер, Риго и ещё раньше Дюваль, по суду — Россель и Ферре; в Новую Каледонию сосланы Рошфор и Журд. Тайно отпущены правительством на свободу Белэ, Малон и Тейсс, так как они, занимая высокие должности в коммуне, предали своих товарищей


«Коммуна, - писал Карл Маркс, - предоставила всем иностранцам честь умереть за бессмертное дело». С испугом доносил правительству царский поверенный в делах во Франции Окунев, что в составе парижских «повстанцев» имеется по крайней мере до 600 русских политических эмигрантов.
Участие русских революционеров в Парижской Коммуне не случайно; оно органически вытекает из общего состояния русского революционного движения 60 - 70 - х годов. История не сохранила имён всех русских, принимавших участие в Парижской Коммуне, но немногие дошедшие до нас документы позволяют восстановить фамилии некоторых участников и их роль в первой республике рабочих.
На следующий же день после провозглашения Коммуны, 29 марта, в Парик по личному поручению Карла Маркса, как представитель Генерального Совета 1 Интернационала, приезжает русская революционерка Елизавета Лукинична Дмитриева.
Двадцатилетняя девушка решила отдать все свои силы делу рабочего класса, делу Коммуны. В одном из писем она сообщает: «... Я много работаю, мы поднимаем всех женщин Парижа. Я созываю публичные собрания. Мы учредили во всех районах, в самих помещениях мэрий, женские комитеты и, кроме того, Центральный комитет. Все это для того, чтобы основать Союз женщин для защиты Парижа и помощи раненым...»
Дмитриева несёт в массы идеи Интернационала и сознание необходимости революционной борьбы, о чём наглядно свидетельствует написанное ею 7 апреля воззвание «Гражданкам Парижа»:
«К оружию! Отечество в опасности!
Наши враги это - ...все те, которые жили нашим потом и жирели нашей нуждой... Гражданки, настал решительный час! Надо покончить СО старым миром!... Не одна Франция теперь поднимется... Даже Германия потрясена и обработана дыханием революции. Даже в России едва гибнут защитники свободы, как на их место появляется новое поколение, готовое в свою очередь бороться и умереть за республику и социальное переустройство...» На многочисленных собраниях и митингах она выступает с речами о коварных врагах революции, о гражданской войне, о характере Коммуны.
Дмитриева пользуется большой любовью и популярностью среди населения города, её избирают в члены ЦК Союза женщин для защиты Парижа. Когда коммунары вышли на баррикады, то плечом к плечу с мужчинами сражались женские батальоны, созданные француженкой Луизой Мишель и Елизаветой Дмитриевой.
На баррикадах Коммуны героической смертью погибла другая русская революционерка - Анна Теофиловна Пустовойтова. Переодевшись в мужской костюм, под именем Антона Пустовойтова она принимала участие в обороне Парижа. На бруствере одной из последних баррикад Анна Теофиловна водрузила красное знамя с надписью: «Да здравствует пролетарская социальная республика и Парижская Коммуна!» Она поклялась не отдать его врагу.
Вдали от Родины, защищая святое дело рабочего класса, она пала смертью героя. На следующий день газета коммунаров «Крик народа» писала: «Что оставила она по себе? Честное, доблестное имя, которое вечно будет служить примером для вступающих в жизнь юношей с пылкой душой и благородным сердцем».
Деятельное участие в работе Коммуны принимал идеолог народничества П. Л. Лавров.
В борьбе парижского пролетариата участвовала и русская революционерка, писательница Анна Васильевна Корвин - Круковская, жена одного из руководителей Коммуны - Виктора Жаклара.
С первых же дней провозглашения Коммуны Корвин - Круковская совместно с французской писательницей Андре Лео основала прогрессивную газету «Ля сосиаль», которая выходила с 31 марта по 17 мая. Но ещё больше сил и энергии она отдавала революционно - пропагандистской работе. Корвин - Круковская была одним из членов комиссии, созданной Коммуной для реорганизации женского образования.
Вместе с Анной Васильевной в революционном Париже находилась и её сестра, первая женщина - математик Софья Ковалевская, со своим мужем, знаменитым палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. В дни Коммуны Софья Ковалевская работала в госпиталях, помогая раненым коммунарам. Впоследствии она собиралась даже написать повесть «Сестры Раевские во время Коммуны».


В архивах сохранились также письма В. О. Ковалевского к брату, где он пишет, что «с 5 апреля до 12 мая жили очень хорошо под Коммуною». Но уже в следующем письме, от 28 мая, Владимир Онуфриевич пишет: «Подошли раздирательные вести из Парижа... Очень многие из наших хороших знакомых убиты и расстреляны... Лучшие и энергичные люди расстреливались на всех углах».§
Вот такие праздники мы отмечали в советское время. Кто знает про Гавроша.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный