НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Jashau-Ulu 27.04.2016 19:48:01
Сообщений: 318
НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ


З.Х. Текеева
(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)


Общество, как известно, не может существовать без определенных норм и правил. Карачаевское общество не являлось исключением в прошлом, не является им и в настоящее время.

Считается, что традиционные нормы жизнеустройства сохранялись в горских обществах как в годы Советской власти, так и после развала советской системы.

Но так ли это на самом деле?

В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать: что же сохранили карачаевцы (особенно подрастающее поколение) из адатов своих предков.

Дети в карачаевских семьях пользовались большой любовью и заботой. В крестьянском быту от наличия детей, и, прежде всего, сыновей, зависели и количество рабочих рук в семье, и уход за родителями в старости. Старшее поколение не только требовало от младшего послушания и покорности, но и располагало к себе вниманием и участием, всей жизнью, не столько для себя, сколько для детей и внуков. В них видели продолжателей рода, опору старости, помощников в хозяйстве. В связи с этим большое значение придавали процессу воспитания детей и мальчиков, и девочек в равной степени.

В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам. До 6-8 лет дети воспитывались вместе преимущественно матерью. Затем начиналось раздельное воспитание и обучение в соответствии с полом и возрастом. Половозрастное разделение труда вело к не менее выраженной половозрастной дифференциации и, в частности, к разделению на возрастные категории, различающиеся своими правами, обязанностями, престижем и т.п. Семейное и даже семейно-родственное воспитание дополнялось еще более широким общественным. Ни один житель селения не оставался равнодушным к проступкам детей и в зависимости от степени вины делал ему замечание или рассказывал родителям. А поскольку жизнь ребенка, а тем более подростка протекала не только за оградой двора, но и на улице, обрядовых сборищах и т.д., роль общества и общественного мнения в формировании подрастающего поколения была очень заметной1.

Как и все народы мира, карачаевцы придавали огромное значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. И на одном из первых, если не на первом, мест здесь стояло внушение уважения к родителям и вообще ко всем старшим по возрасту.

Почтение к старшим прививалось всеми возможными способами. В повседневной жизни члены семьи, родственники, соседи объясняли детям, как следует вести себя со старшими, указывали на допущенные ими промахи, осуждали поступки, идущие в разрез с правилами приличия. Еще большее значение, чем назидания, имел личный пример окружающих, прежде всего братьев и сестер, показывающих, как нужно вести себя со старшими. Проступки по отношению к старшим наказывались, хотя, как правило, не рукоприкладством, а лишением какого-либо удовольствия. В результате юноши и девушки в своей основной массе уже к совершеннолетию усваивали принятые в обществе на этот счет традиции.

Но из чего бы ни складывалось влияние старших на младших и власть одних над другими, отношения между ними подчинялись строгому этикету общения. Нравственное содержание этикета требовало от младших подчеркнутой скромности и сдержанности. Считалось недопустимым пренебречь мнением или советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге и т.п. По этому поводу Н.А. Караулов писал: «Старшинство соблюдается особенно внимательно. Старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель»2. Здесь нет необходимости перечислять все нормы поведенческого этикета. Следует только отметить, что при значительной разнице в возрасте правила поведения требовали неукоснительного соблюдения, при сравнительно небольшой – более либерального.

Большим почетом в обществе пользовались женщины. И здесь существовал этикет отношений между полами, с одной стороны, включавший в себя нравственные нормы, а с другой – соответствующие им правила поведения. Этикет предписывал мужчинам, прежде всего, защищать женщину от опасности или угрозы ее чести, оберегать ее, не допускать выполнения ею тяжелой физической работы. В то же время женщины, со своей стороны, должны были демонстрировать почтительное отношение к мужчинам. Таким образом, мы видим здесь этикет взаимного уважения полов. В то же время следует отметить, в отличие от быта семейного, в общественном быту все же больше знаков внимания не мужчине, а женщине.

Общественное мнение карачаевского общества охватывало также важнейшие сферы жизнедеятельности людей и влияло определенным образом на их поведение. Самым главным в его устоях было сохранение и приумножение престижа фамилии. «Тукъумну бетин джойма», – гласит карачаевская поговорка, т.е. не позорь честь фамилии. Именно этот тезис был лозунгом народной педагогики карачаевцев, как, впрочем, и других народов Кавказа. Поэтому члены каждой фамилии стремились положительными качествами и достоинством возвысить свою фамилию и тем самым возвысить себя, в связи с чем родители в наставлениях молодежи говорили: «Тукъумну бетин чыгъар» (поддержи честь фамилии)3.

В основе претворения в жизнь данного тезиса лежал дух соперничества «эришмеклик». Одним из них было достижение профессионального мастерства в различных сферах трудовой деятельности, чего нельзя было добиться без соответствующего трудового воспитания.

Воспитание интереса и любви к труду, потребности трудиться начиналось с раннего детства, когда под руководством родителей трудовая деятельность детей носит целенаправленный и систематический характер.

Основной проблемой, стоящей перед родителями, являлась организация такой трудовой деятельности, которая радовала бы детей, зарождала в них желание трудиться. Результатом трудового воспитания должно было стать не только приобретение трудовых приемов и навыков, но и воспитание целеустремленности и сознательного отношения к работе.

Трудовому воспитанию способствовал и общественный быт карачаевцев, одним из проявлений которого являлась взаимопомощь. Карачаевец «должен настолько заботиться о нуждающихся, чтобы ставить их нужду выше интересов своей семьи»4, - писал Г. Чурсин. Из этого высказывания видно, на каком высоком уровне находили проявление самые разнообразные формы взаимопомощи, которая по сложившейся традиции была обязательной, и отказ в помощи расценивался как безнравственный поступок. Помощь оказывалась как в личном хозяйстве, так и при общественных работах. Дети, находившиеся рядом с родителями, наблюдали за работой и помогали по мере сил. В подростковом возрасте они уже обязаны были принимать участие в подобных работах. Это позволяло воспитывать в них чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищества5.

Как ни устойчивы традиции, они не вечны. С изменяющимися условиями жизни рядом с ними появляются новации, нововведения. И как ни сопротивляются их появлению традиции, они либо под влиянием новаций обновляются сами, либо, в конце концов, уступают место новациям. Но есть еще и третий путь: не естественная эволюция, не взвешенная реформа, а крутая ломка традиций. Революция стремилась отсечь все старое и поменять местами все то, что можно было поменять. Традиционно-бытовая культура пустила глубокие корни – их надо было вырвать; она веками складывалась в тесной связи с религией – эту связь надо было разорвать. Начался сознательный и продуманный подрыв позиций стариков, их нравственного (а подчас и физического) уничтожения. Бороться с установлениями адатов и вообще старыми порядками было легче всего, так или иначе устранив их ревнителей и хранителей. А ими, естественно, являлись представители старшего поколения. Газеты и массовые журналы тех лет изобилуют нападками на стариков, которые прямо отождествлялись с кулаками и другими «враждебными элементами»6.

К сожалению, здесь следует остановиться и на том, что в период долгих лет депортации и искусственного отторжения народных традиций, карачаевский народ потерял не только большое количество своих представителей, но и многие нравственноэтические нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.

В последующие десятилетия дальнейшему ослаблению этих традиций способствовали интенсивные процессы урбанизации – распространение городского образа жизни. В среде городского и испытавшего его влияние сельского населения переоценивались прежние ценности и утверждались новые стандарты поведения, к числу которых относилось и самоутверждение молодежи. Изменившиеся условия экономической и общественно-политической жизни создавали новый психологический климат, все более ограничивавший традиции геронтотимии семейно-родственным кругом общения. Бесценные традиции и обычаи могут быть безвозвратно утеряны.

В последнее время органы власти предпринимают шаги по возрождению народных традиций, различных этикетных норм. Но цель подобной деятельности – чисто практическая: использовать авторитет стариков при проведении различных государственных и общественных мероприятий. Делаются попытки создать Советы старейшин – Тере, созданы советы ветеранов войны, воиновинтернационалистов и т.п., сделаны попытки опереться на стариков как на неформальных общественных лидеров. Однако на деле никто не видит их практической деятельности, нет связи с подрастающим поколением и учебными учреждениями, естественно, нет и заметных результатов их труда. А между тем, мы все забываем, что гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мы должны помнить о том, что без воспитания чувства уважения и гордости за достижения своего народа трудно вырастить цельных членов общества. В связи с этим сохранение и приумножение народных традиций в настоящее время является наиболее актуальной задачей в воспитании подрастающего поколения.



Примечания

1. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 73.
2. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе //СМОМПК. - 1908. – Вып. 38. – С. 148.
3. Биджиева Ф.И., Текеева З.Х. К вопросу о связи фамильной чести и производственного мастерства в Карачае // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ (Тезисы докладов). – Карачаевск, 2002. – С. 288.
4. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. – Тифлис, 1915. – С. 15.
5. Текеева З.Х. О традиционном трудовом воспитании в карачаевских семьях // Исторические этюды – 3,. – Карачаевск, 2005. – С. 177.
6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. народные традиции кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1992. – С. 171.







Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX – начале XX века / Материалы Всероссийской научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2009. С, 259-264

http://karachai.ucoz.ru/publ/ist/prochee/nravstvennoe_i_trudovoe_vospitanie_karachaevcev_po_normam_obychnogo_prava_tradicii_i_sovremennost/17-1-0-2211
Jashau-Ulu 27.04.2016 19:51:23
Сообщений: 318
Эришмеклик сегодня имеет несколько иной характер.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный