Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.07.2013 13:12:06
Сообщений: 49
Касаясь ухода Мисоста в Джамагат, А. И. Мусукаев замечает, что Магомет (отец Мисоста) был женат на вдове своего старшего брата Кандаура. После смерти Эльмурзы и Алхаса, Джамагатом управлял Мисост. С вхождением Балкарии в состав России, Мисост возвращается в Урусбиевское общество с подвластными ему людьми. В те годы «старшиной» общества являлся сын Урусбия – Али, по смерти которого «старшиной» стал Мурзакул, сын Исмаила. С данным фактом следует увязать соперничество атаулов внутри рода. С приходом к власти Мурзакула, постепенно теряют политическую силу другие ответвления – атаулы Али и Магомета, а атаул Кандаура прекратилась.

Селение Учкумель условно делилось на две части по географическому принципу. Протекавшая река Кыртык делило её на два феода. По правую сторону жили ветвь Али и Магомета, а по левую сторону ветвь Исмаила. Потомство Али, в силу несоблюдения брачного индекса, было оттеснено в политическом плане. Семь сыновей Орусби и их потомки женились и выдавали дочерей за узденей. Владения потомков Али были сильно ограничены.

Население Урусбиевского общества к середине XIX в. достигло 2000 жителей: 250 человек принадлежали к сословию чагар, казаков и каравашей, в том числе 184 души принадлежали Урусбиевым, а узденям 36 душ из чагар, казаков и каравашей. При перемножении на дворы получается: 35 дворов обрядных (чагар) и 54 дворов холопов. Помимо Урусбиевых, крупными владельцами холопов были уздени Этезовы, владевшие 20 дворами.

Второй параграф «Эволюция феодальных институтов в ХVIII – первой половине ХIХ вв.» посвящен изучению генезиса и эволюции езденлика и эмчеклика и их влиянию на сословные отношения, и состоит из двух вопросов.

^ Ёзденлик (Дворянское пожалование-лен) посвящен институту вассалитета-сюзеренитета или синьориально-вассальным отношениям. Князья-таубии имели подвластных в лице различных сословий, среди которых большую часть составляли уздени. Еще в ХVIII в. П. Г. Бутков, перечисляя князей Балкарского общества, отмечает, что «они имеют своих узденей».

Князья, являясь земельными монополистами и правителями, обладали правом привлечения на службу узденей. Такими феодальными владельцами были фамилии, указанные в первом параграфе. Генезис института «ёзденлик» следует увязать с появлением в Балкарии предков таубиев: Басиата, Малкара, Мисака и других. Хронологические рамки можно обозначить ХIV–ХV вв.. Впоследствии потомки означенных лиц завладели большинством земель и потом, как замечает Н. Г. Петрусевич в отношении карачаевцев, «значительную часть из этих земель поотдавали в разное время тем из узденей, которые наиболее заслужили это своею приверженностью к ним или же тем, от которых сами получили немало подарков».

Вассально-сюзеренные отношения через призму ёзденлика с течением времени оформились в адатные установки, четко распределявшие права и обязанности сторон. Нормирование отношений таубиев и узденей поддерживало сословную иерархию. Адат устанавливал ориентиры при возникновении определенной ситуации, сохранял за князьями верховное право в вопросах земельного распределения.

Выморочное право таубиев было следствием вассально-сюзеренных отношений. Лен, полученный узденем, обязывал его нести «дворянские обязанности» по отношению к таубию. Субъектом правоотношений были обязанности, а объектом были земля, участок под дом, скот, оружие и т.д. За князьями сохранялось верховное право на те земли, которые были отданы в ёзденлик, вне зависимости от давности срока. Выморочное право было одной из привилегии князей. Продажа ёзденлика не допускалась, поскольку купившие землю не несли бы повинности князю. Не допускалось наследование ёзденлика по женской линии, в этом случае при выходе замуж, фамилия таубия теряла землю. Если случалось такое, то наследники старались выкупить обратно такие земли. На первых порах, с получением земли в ёзденлик, уздень делал ответные подарки. Н. Г. Петрусевич в рапорте упоминает, что «получивший в ёзденлик землю обыкновенно делал подарившему ответный подарок скотом или лошадьми на значительную сумму…».

Т. Х. Кумыков, рассматривая положение каракишей, приводит данные о том, что «если каракиши хотел переселиться в другое общество, то он мог передать свою землю одному из родственников с условием, что тот будет отбывать господину все его повинности. Если переселяющийся не имел родственников, то земля его поступала в полное владение таубия». М. Ч. Кучмезова, отмечает что «если ёзден по какой либо причине уходил от сюзерена, то возвращал полученную землю первоначальному владельцу – таубию, покровительства которого ёзден также лишался». Адат предусматривал запрет на переход каракиши от одного таубия к другому.

В обычном праве балкарцев со временем укоренился прецедент продажи узденских обязанностей. Архивный документ гласит: «каракиши, хотя и принадлежат к сословию зависимому по своим обязательствам к таубиям, на земле которых живут (ёзденлик), не могут быть продаваемы лично, как люди лично свободные, но владелец может продавать другому владельцу ту повинность, которую отбывает каракиши (узденские обязанности)».

^ Эмчеклик (Патронат). Термин «эмчеклик» служил обозначением у балкарцев, как политического покровительства, так и молочного родства. Во втором случае объектом правоотношений, помимо воспитываемого княжеского ребенка, была земля, подаренная отцом ребенка в знак благодарности аталыку, или земля, подаренная эмчеком своему эмчеку. Эти отношения в последующем были сопряжены с установлением эмчекских отношений, следствием чего было несение повинностей и обязанностей.

Весьма точную интерпретацию сущности эмчеклик дал князь И. М. Урусбиев, со слов которого в 1883 г. это было записано известным ученым М. М. Ковалевским. И. М. Урусбиев, выделяя эмчеков в отдельное сословие, отмечал: «каракиши мог взять любого таубия, помимо собственного, в емчеки. Емчек таубия наделял его землей или драгоценностями. Каракиши платит емчеку с каждого калыма одну корову, одного 5-летнего бычка. Между емчеками образуется теснейшая связь, которая дает право князю брать у него баранов и лошадей, а каждые 3–5 лет 100 баранов. Князь, которого он емчек обязан оказывать каракишу помощь и защиту. Эти отношения до сих пор существуют. Емчек, желающий покинуть таубия, должен возвратить ему взятое у него. В числе присяжников таубием должен быть его емчек. Угнетение князей и необходимость защиты против них каракишей – вероятная причина происхождения емчека…». Эмчеклик являлся действенным инструментом во взаимоотношениях между таубиями и узденями. Уздень помимо своего сюзерена-князя, мог вступить в патронат с другим князем, и не только из своего общества, но и из других балкарских обществ.

Важной особенностью развития эмчеклик в Балкарии было формирование эмчеков (в основном узденей. – А.Б.) в отдельную социальную категорию, которую некоторые исследователи ставили в ранг отдельного сословия. Показателен генезис данного института, приводимый М. К. Абаевым. Эмчеков он определяет следующим образом: «Таубии отдавали преимущественно каракишам в бессрочное пользование участки своих земель. Получивший такой участок обязан был собственнику – таубию во-первых отдавать известную часть калыма при выдаче замуж своих сестер и дочерей за все время пользования полученным участком, и во вторых оказывать личные услуги называясь эмчеком его. Таубий же, кроме того, покровительствовал своему эмчеку и всегда являлся его защитником». М. К. Абаев вторит И. М. Урусбиеву и в вопросе причины появления и установления этих отношений: «каждая таубиевская фамилия имела своих узденей и каракишей, которые несли известные личные и материальные повинности по отношению к своим таубиям. Последние иногда обижали их, поэтому уздень или каракиши одного таубия становился эмчеком другого таубия, чтобы, кроме получения от него земли на эмчекском праве, иметь защитника от самоуправства со стороны своего таубия».

Вторая глава «Сословная структура в дореформенный период» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Ак сюек (Князья)» состоит из двух вопросов.

Таубии. Термины «басиат» и «таубий» в равной мере использовались в обиходе как внутри балкарских обществ, так и в обозначении выс­шего сословия у соседних народов по отношению к высшему сословию балкарцев. Весь анализ источников показывает, что в большинстве случаев термин «басиат» употреблялся в форме обозначения потомков легендарно­го Басиата – родоначальника ряда таубиевских фамилий собственно Балкарско­го ущелья. Появление Басиата можно отнести к ХIV–ХV вв.. Упрочившись в Балкарии, потомки Басиата закрепили за собой сословный термин – басиат.

Были фамилии, которые не вели свою родословную от басиатов, но пользовались равными правами с этим сословием. Одним из таких примеров служит свидетельство, данное балкарскими таубиями – Темирхановым, где они признают, «что Темирхановы пользуются всеми теми правами, кой имели старшины, происходящие из класса Бассиатов». К басиатам относились и таубии Женоковы. Таким образом, правами басиатов в полной мере пользовались и некоторые фамилии, которые вели свое происхождение от Мисаки, а также и фамилии, сумевшие сохранить свои права перед потомками Басиата. Собственно к басиатам следует отнести следующие фамилии: Абаевы, Айдебуловы, Джанхотовы, Мисаковы, Амирхановы, Шахановы, Бийевы, Бийкановы, Боташевы, Темирхановы, Женоковы и Шакмановы. Все они, за исключением Шакмановых, проживали в Балкар­ском обществе. Значит, рассматриваемый термин имел хождение в Балкарии, употреблялся самими басиатами в качестве самоидентификации и получил употребление среди других сословий, как обозначение высшего сословия.

Анализ полевого материала и из­вестных легенд позволяет разбить таубиев условно на две группы. К первой группе можно отнести Айдаболовых, с их ответвлениями (айырылгъан или тукъум къарындаш) Биевыми (Мисирбиевыми) и Женоковыми (Зануюковыми), также жившими в Нижней Балкарии, Джанхотовых с ответ­влением Шахановыми. В Верхней Балкарии басиатами считались Абаевы, со следующими ответвлениями: Амирхановы, Кюцюковы, Темирчиевы и Боташевы. По некоторым народным преданиям к басиатам относились и таубии Хуламского общества Шакмановы. Ко второй группе можно отнести таубиев, потомков Мисаки и Мимбулата. Известно, что Мисака являлся узденем Басиата еще в период их жизни в Маджарах, но по приезду первым в Малкар, Мисака, а впоследствии и его потомки, стали пользоваться правами басиатов. К потомкам Мисаки и Мимбулата, можно отнести княжеские фамилии Мисаковых, Темирхановых и Бийкановых.

Более упрощенной была система межсословных отношений в обществе, где власт­вовала только одна таубиевская фамилия. В Хуламском обществе правили таубии-басиаты Шакмановы, в Безенгиевском обществе таубии Суншевы и в Урусбиевском обществе- таубии Урусбиевы. Своеобразной структурой отличалась Чегемское общество, где правили с начала ХVШ в. таубии Балкароковы, Келеметовы и Баймурзовы. Впоследствии к сере­дине ХIХ в. из Баймурзовых выделяются Кучуковы и Баразбиевы.

Чанка. Социальная категория таубиев (ак сюеков) чанка былa распространена в Чегемском обществе Балкарии и служила обозначением фамилий в лице Эбуевых, Мурачаевых, Гудуевых, Соттаевых, Тудуевых, Эфендиевых и Джаубермезовых. Они жили в селениях Чегемского общества: Думала, Джора, Джуунгу и Тузулгу. Вели свое происхождение от чегемских таубиев Бердибийевых-Рачикауовых и выходцев из Кумыкии. В конце ХVII – начале ХVIII в. в Чегемском обществе происходят заметные политические события, следствием которых стало смена «народных владельцев».

В прошении чанка к начальнику Центра Кавказской линии в 1851 году отмечалось: «происходя, мы из предков от колен чегемских старшин, впоследствии перед вступлением русского правительства, чегемские старшины, имея вражду на наши фамилии хотели во всех истребить, но провидение божье спасло и так до сего времени…». В прошении ясно прослеживается, что чанка выводили свое происхождение от старшин Чегемского общества. Аналогичная ситуация прослеживается и у карачаевцев. По мнению Н. Г. Петрусевича, «чанка образовались исключительно из младших ветвей фамилии Крымшамхаловых и от прямых потомков Карча, от его сыновей Актугана и Джантухана, потерявших свои земли и прочее имущество вследствие разных случайностей и за тем лишившиеся мало помалу всякого значения в обществе». Тем самым можно предположить, что чанка и в Карачае и в Балкарии являлись прямыми потомками некогда могущественных таубиевских фамилий. В Балкарии они вели свое происхождение от правителей Чегемского общества, истребленных в начале ХVIII в.

В Чегемском обществе чанка избежали истребления в силу различных обстоятельств. По преданиям, чанка Казиевы и Джаубермезовы выводили себя из одного предка: «предок их некий Кази поселился в Чегеме, где дети его начали притеснять местное население. Жители восстали под предводительством Таубия Келемета Балкорокова против них и истребили всех детей Кази, кроме одного Актугана. В последствии от него пошли Казиевы, а часть, вернувшаяся в Чегем, начали называться Джаубермезовыми». Н. Г. Петрусевич же полагал, «что Казиевы в Карачае, Туудуевы и Джаубермезовы в Чегеме пошли от одного предка по имени Кази, по развитию Раджика-улу».

С вхождением Балкарии в состав России за чанка закрепляется термин «старшины». В 50-е гг. ХIХ в. администрация Центра Кавказской линии отмечала их как уздени I- степени. Сами чанка идентифицировали себя как таубии. Показателен в этом отношении архивный документ, где Иналуко Соттаев подписывается как таубий. В посемейных списках 1886 года все чанка идентифицировали себя таубиями. Окончательно термин чанка закрепился с подачи администрации Кабардинского округа в связи с началом деятельности «Комитета по разбору личных прав…». В пунктах программы действий отмечался и разбор прав чанка. В пореформенный период встречается термин «первостепенные уздени» применительно к чанка. Например, в прошении житель аула Хасаут Кургоко Чипчиков от 14 сентября 1872 г., указывал, что происходит «…из первостепенных узденей карачаевского племени».

В пореформенный период чанка пытались отстоять свою привилегированность. Тщетными оказались их попытки попасть в состав балкарской депутации 1852–1853 гг. для представления императору Николаю I, они были устранены от этой почетной миссии. Даже попытки попасть в списки привилегированных сословий оказались напрасны. Комитет пришел к мнению: «в горских обществах Кабардинского округа права дворянства, могли быть предоставлены единственно лишь таубиям, прочие же сословия, как то чанки, существующие в одном Чегемском обществе, не должны пользоваться». В отличие от них, карачаевские чанка получили право на предоставление дворянства.

Второй параграф «Езден (Уздени)» состоит их двух вопросов.

^ Кара езден/каракиши. Термин «ёзден» в переводе с балкарского означает «сам от себя», т.е. человек зависящий сам от себя. Приставка «кара» в переводе означает «древний, сильный, истинный, благородный». Из двух составных компонентов и сложился сословный термин. «Каракиши» означает «сильный/могущественный + мужчина/человек».

Сословие ёзден в ХIХ в. чаще встречается под термином каракиши. Возможно, что этот термин закрепился в официальной документации с подачи таубиев, хотя в многочисленных архивных документах это сословие идентифицировало себя узденями. В вопросе внутрисословной стратификации узденей на категории вызывает интерес то, что во многих документах, касающихся каракиши середины ХIХ в., встречаются обозначения: «свободный каракиши» и «вольноотпущенный каракиши». Под свободными каракиши видимо следует понимать узденей, которые обладали правом свободного перехода от одного таубия к другому таубию, или более вероятно это те каракиши, которые уже к середине ХIХ в. не несли повинностей в пользу таубиев. Помимо условного держания они имели родовые земли. Вольноотпущенные каракиши-вчерашние азаты, которые по истечении 2–3 поколений перечислялись к каракишам. Они не имели родовых земель, хотя несли обязанности в пользу таубиев, но жили на его земле или в его владении. Видимо именно за ними обычай устанавливал строгий запрет перехода от одного таубия к другому.

Более высоким социальным статусом обладали древние роды и фамилии, которые имели и политическую власть. По Урусбиевскому обществу «древнейшие каракиши пользуются большими правами, их чаще приглашают к совету». В 1872 г. хуламскими узденями было подано прошение: «издревле живя вместе с Шакмановыми (князья и владельцы Хуламского общества) мы всегда пользовались в селении правами узденей, как между таубиями Шакмановыми, так и в простонародье».

Ясакчи. Ясакчи являлись «древними жителями» Балкарского общества и подверглись завоеванию потомками Басиата и Мисаки. Были установлены даннические отношения, которые впоследствии переросли в политический патронат. Хронологические рамки появления Басиата и Мисаки можно обозначить между ХIV–ХV вв. Даннические отношения установились к началу ХVI в., а уже к ХVII веку переросли в фактор вассалитета-сюзеренитета. Понятие «ясакчи» означало «данник-вассал» по отношению к «князю-сюзерену».

В рапорте Кабардинского окружного народного суда от 29 июня 1866 г. за №353 Начальнику Терской области сказано: «ясакчи и чагары весьма зажиточны, а потому количество выкупной суммы определяются самим владельцем; обыкновенно выкупающиеся на свободу отдают своему владельцу все свое имущество, из которого известная часть; если когда и выделяются, то это зависит от согласия или великодушия господина…». Этот рапорт ставит ясакчей в разряд зависимого сословия наряду с чагарами. В работе Н.Н.Харузина «По горам Северного Кавказа» есть интересные данные, раскрывающие суть указанной выше проблемы. В своей поездке в Балкарское общество со слов таубия Хамурза хаджи Шаханова он записал: «уздени произошли частью из потомков дружинников Басиата, частью из туземцев. Они получали землю от князей, несли за это разные повинности. От всех этих повинностей князь мог освободить узденя, но случаи освобождения бывали редко. Иногда в благодарность за свое освобождение князь требовал, чтобы уздени дали ему все свое имение». С приведенными словами таубия Хамурза хаджи Шаханова перекликается жалоба таубия Муссы Женокова на имя Начальника Терской области, где указывается: «при освобождении ясакчей взято все имущество при выходе на волю».

Варьирование выкупной платы от 90 до 450 рублей при освобождении ясакчи объясняется пропорциональностью суммы и года аренды, в зависимости от того первый это или последующие года. Сама администрация признавала особое положение ясакчи: «рядом с этими зависимыми 3-х означенных категорий, в горских племенах существовали еще сословия, члены которых, будучи лично свободными, находятся в зависимом положении от лиц высших сословий по пользованию землей, принадлежащей последним. Зависимые по земле несут землевладельцам известные повинности, освященные временем и обычаем, и находятся как бы в договорных отношениях к владельцам земель. В такой поземельной зависимости находятся в горских обществах Кабардинского округа каракиши и ясакчи».
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.07.2013 13:10:17
Сообщений: 49
Чегемское общество. Структура феодальных владений в Чегемском обществе отличалось от других балкарских обществ, что было вызвано сменой политической элиты в лице таубиев Рачикауовых, следствием чего стало появлению новой элиты в лице потомков Анфакъо. Легендарный Анфакъо имел двух сыновей: Баймурзу и Джамурзу. Если исходить из факта истребления Рачикауовых в первой половине ХVIII века, то можно сделать предположение о делении Чегема в указанный период на два удела: потомков Баймурзы и Джамурзы. От сына Джамурзы – Малкарука (Балкаруко), ведут свою родословную князья Балкаруковы. Малкарук имел сына Ахтугана, а тот Келемета и Ачахмата.

Таким образом можно говорить о сложившейся системе феодальных владений уже к началу ХVIII в., когда оформились упомянутые таубиевские фамилии. Л. И. Лавров отмечает, что «Верхний Чегем был резиденцией одновременно четырех таубийских (княжеских) фамилий: Кучуковых (Кючюк), Балкароковых (Малкъарукъ), Келеметовых (Келемет) и Барасбиевых (Барысбий). Селение, соответственно, делилось на четыре отдельных феода». Ю. Н. Асанов отмечает, что «от Баймурзы и Джамурзы вели свои родословные чегемские таубийские фамилии Малкаруковы, Келеметовы /Кереметовы/, Баразбиевы, Кучуковы и Кожаковы». Келеметовы вели родословную от Келемета Актугановича, то есть Келеметовы и Балкароковы являлись патрилинейными ответвлениями в третьем поколении от Малкарука. Судя по архивному документу и генеалогии фамилии, Кучуковы вели себя от Кучука., жившего в середине ХVIII в., который имел сыновей Магомета и Тенгизби. По данным Ю. H. Асанова, А. И. Мусукаева, Р. Т. Хатуева и М. И. Барасбиева, Кучук в свою очередь приходился сыном Баймурзе, брата Джамурзы. Судя по всему, Кучуковы являлись основной веткой Баймурзовых. По документам, вплоть до первой трети ХIХ века они проходят как Баймурзовы. В документе 1846 г. они отмечены Кучуковыми. По всей вероятности Барасбиевы отделились во второй трети ХIХ в.

Структура селений Чегемского общества отличалась по степени расселения таубиевских фамилий. Упомянутые княжеские фамилии были сосредоточены в селении Уллу-эль. Антон Гюльденштедт в 1773 г. отмечал: «Число жителей простирается до 360 семейств, обитающих в 10 деревнях. 1. Уллу-эль, главная деревня и самая нижняя при Чегеме, потом вверх, но реке, 2. Мимала, 3. Тюбенин ишль-Бердебии, 4. Aчe, 5. Чегет, 6. Кам, 7. Орсундак, 8. Булунгу, 9. Джерпиге, 10. Хутор-Устожир».

К 1866 году 8 дворов Балкароковых владели 277 душами, 8 дворов Кучуковых владели 176 душами, 6 дворов Келеметовых владели 140 душами, 3 двора Барасбиевых владели 51душами. Всего за выкуп в Чегемском обществе было освобождено 644 человек из числа чагар, казаков и каравашей.

^ Хуламское общество. Оно состояло из главного селения – Верхний Хулам (Огъары Хо­лам), а также аулов Тотур, Озен, Жабоево и Усхур. На карте 1849 г. отмечены селения «Хулам и Шегет». По мнению Ю.Н Асанова не были зафиксированы такие села, как Тотур, Озен и Уcxyp.

В Усхуре проживали родственные фамилии. Поселок Жабоево занимала одно­именная фамилия. Упомянутые два поселка располагались на правой стороне реки Черека Безенгийского. Ниже селения Верхний Хулам располагалось селение Озен. Большинство представителей зависимых сословий (чагар и казаков) проживали в селениях Усхур и Тотур. В основном они были зависимы от таубиев Шакмановых. Резиденцией Шакмановых служило селение Верхний Хулам. Само это селение включало большинство узденских фамилий, состоявших на службе у князей Шакмановых, которые являлись владельцами общества, а также большо­го количества земель.

Из генеалогии князей Шакмановых известно, что у Хамзы Шакманова, жившего во второй половине ХVII в., было два сына: Бийтуу и Хатокжуко. Сам Хамза приходился внуком родоначальнику рода – Шакману. Исходя из деления Шакмановых на два ответвления – атаула: Бийтуевых и Хатокжуковых, можно предположить, что общество дробилось на два феодальных удела. Известно соперничество между двумя ответвлениями – атаулами, что было частым явлением в период феодализма. Так, между сыновьями Бийтуу и Хатокжуко из-за участка «Ириуачиле» (Ривачле) произошло кровавое столкновение. В результате столкновения сын Бийтуу Бийнегер убил сына Хатокжуко Давлетгери. События эти происходили в первой половине ХVIII в. Видимо после этого столкновения идет угасание ветви Бийтуу, связанное с потерей политической власти. Раздоры внутри фамилии Шакмановых были сопряжены с борьбой за владение землями и крепостными сословиями. Первые разделения Шакмановых произошли при Бийтуу и Хатокжуко.

При освобождении чагар, казаков и каравашей, 8 дворов Шакмановых в 1866 году освободили около 360 человек. Хуламские уздени владели 20 чагарами и казаками. Сословная структура выглядела следующим образом: чагар, казаков и каравашей было в пределах 400 человек. При этом население Холама составляло к 1867 году приблизительно 1500 человек. Доля таубиев колебалась в пределах 3–5%, уздени составляли 65 %, кулы составляли 30 %.

^ Безенгиевское общество. Судя по архивному документу, родоначальник Суншевых – Суюнч имел трех сыновей: Бийнегера, Амырхана и Жогуштока. Они по­ложили начало трем ответвлениям-атаулам в таубиевской семье. Потомки этих атаулов владели сообща этими землями вплоть до первой воловины XIX века. Структура феодальных владений оформилась при внуках Суюнча, т.е. когда произошло деление между Бекмурзой (сын Амырхана), Сафар-Али и Жамбором (сыновья Жогуштока), и Магометом (сын Бийнегера). Предположительно это событие могло произойти в конце ХVII – начале ХVIII в. Атаулы Бийнегера и Жогуштока владели сообща землями, т.е. земли были не разделены. Отталкиваясь от сказанного можно сказать о делении Безенгиевского общества на два фе­одальных удела, но под главенством атаула Амырхана. Сама структура поселений в Безенгиевском обществе была упро­щенной. Оно состояло из Шики (Огъары эл) и Бызынгы (Тёбен эл). Сами Суншевы проживали в Бызынгы на правом берегу реки Шики (Шыкъы суу).

По числу жителей с. Бызынгы опережало с. Шики. Более 2/3 прожи­вало в с. Бызынгы. Весьма интересна структура расселения узденских фамилий. Большинство было сосредоточено в с. Бызынгы. Представители одной фамилии могли состоять уз­денями у двух атаулов Суншевых. Суншевы являлись крупными владельцами чагар, казаков и каравашей. К моменту проведения крестьянской реформы в 1866–67 гг. 2 двора Сун­шевых владело 535 чагарами, казаками и каравашами. На долю 22 дворов безенгиевских узденей приходилось 85 крепостных людей.

Исходя из среднестатистической численности населения в Безенгиевском обществе в 1000 человек, из которых 620 принадлежали к чагарам и казакам, можно вывести процентное соотношение сословий: 65 % были из сословия кул, 3 % – таубии, 32 %уздени. По посемей­ному списку 1886 года соотношение сословий выглядит следующим образом: 2,7 % – таубии, 56,7 % – уздени, 40,6 % – кулы.

^ Урусбиевское общество. Само общество изначально состояло из одного селения Учкумель, расположенного при слиянии рек Адыр-суу и Кыртык с Баксаном. Одновременно оно являлось и княжеской резиденцией. Структура феодальных владений в новом обществе строилась на основе деления потомков Чепелеу Урусбиева на ответвления-атаулы. У Чепелеу было четыре сына: Али, Исмаил, Кандаур и Магомет, положившие начало четырем атаулам. Соответственно общество делилось на четыре удела, но под главенством одного атаула. После смерти Кандаура, среднего из сыновей Чепелеу, его жена Убба-бийче, боясь за жизнь своих сыновей Алхаса и Эльмырзы, вместе с подвластными уехала в Карачай. Алхас и Эльмырза положили начало поселку Джамагат в Теберде. Временем переселения можно считать начало XIX в.

В селение Джамагат позже переселяется и Мисост, сын Магомета. Особый интерес вызывает в этом отношении документ от 8 июня 1867 г., где Измаил Урусбиев (сын Мисоста, внука Магомета) отмечает, что «прежде было у него угодий более чем теперь, но эти угодия отобраны были дядями его Мурзакулом и Чепело (сыновья Исмаила и Келемета), за детей которых Измаил был постоянным оплотом. До поступления в аманаты Измаил с отцом своим Мисостом проживал в Теберде, откуда переселились в Урусбий именно для этой цели, т.е. для поступления в аманаты. Мисост Урусбиев вынужден был выселиться в Теберду, вследствие убийства его отца Магомета, по смерти которого Измаил, отец Мурзакула и убийца Магомета, родного своего брата завладел Баксанским ущельем».
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.07.2013 13:09:34
Сообщений: 49
В работах В. Г. Невской21 наиболее полно отражено сословное деление карачаевского общества, разработаны основные вопросы генезиса и эволюции феодального общества карачаевцев, в особенности складывание крупного землевладения в Карачае. Того же плана работы М. Х. Ацканова и Т. А. Жакомихова 22, где авторы большое внимание уделяют экономическим отношениям между сословиями. Они характеризуют землевладение и землепользование в Балкарии, определяют соотношение крупного и мелкого землевладения.

Благодаря переменам в 80–90-е гг. XX века в отечественной исторической науке вышел ряд работ, в которых были затронуты вопросы сословной структуры балкарцев и карачаевцев23. Во второй половине 90-х гг. XX в. вышли ценные работы по социальной истории балкарцев24. Изучению социальной истории балкарцев, новой интерпретации сословной структуры, общественных институтов были посвящены труды М. И. Баразбиева, В. М. Дышекова, М. С. Тамазова, Х.К. Геграева. Появились труды карачаевских ученых, посвященные изучению общественного строя карачаевцев и балкарцев. Это труды таких ученых, как М. О. Каракетов, М. Д. Боташев, P. O. Тебуев, Р. Т. Хатуев, К. Т. Лайпанов, P. M. Бегеулов25. Следует отметить труды Х. Х. Малкондуева26, посвященные этнической культуре и общине балкарцев и карачаевцев. В начале ХХI в. вышли обобщающие работы по истории Балкарии, где рассматривается и сословная структура. Это работы Е. Г. Муратовой и В. М. Батчаева27.

^ Научная новизна диссертационного исследования. В работе исследуются в комплексе вопросы эволюции сословной структуры балкарцев в ХVIII – начале XX вв. Применен системный подход в практике рассмотрения сословной структуры балкарцев.

Новизна выражается в нескольких аспектах. Это комплексное изучение сословной структуры в динамике. Предпринята попытка нового методологического подхода к исследованию на основе широкого привлечения источников и, прежде всего, архивных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В исследовании подробно рассмотрены сословия балкарцев, обозначен новый подход к реформам 60–70-х гг. ХIХ века. Впервые детально изучена структура феодальных владений и эволюция феодальных институтов, а также ранее малоисследованные сословия, как чанка и ясакчи.

^ Научная значимость и практическое применение диссертационного исследования состоит в возможности использования его при решении проблемных вопросов, связанных с общественным развитием Балкарии и Карачая в ХVШ – начале XX в. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов, а также при чтении лекций по социальной истории Балкарии и Карачая в вузах КБР и КЧР.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. К первой половине ХVIII века у балкарцев сложилась феодальная система с разделением на феодальные уделы (владения).

2. В развитии феодализма важную роль играли институты ёзденлик (дворянское пожалование-лен) и эмчеклик (патронат).

3. К первой половине ХVIII в. у балкарцев оформилась (фиксируемая к середине ХIХ в.) сословная структура с ее главным атрибутом вассально-иерархическими связями.

4. С вхождением в состав России произошли изменения в общественном строе балкарцев, которые привели к эволюции и трансформации сословных отношений.

5. Модернизационные процессы в России в 60–70-е гг. ХIХ века отразились в проведении в балкарских обществах административно-судебной и крестьянской реформ.

^ Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Северный Кавказ: геополитика, история, культуры» (Ставрополь, 2001) и на Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2004». Публиковались в журнале, рекомендованном ВАК и вузовских сборниках. Результаты диссертационного исследования обсуждались на совместном заседании кафедр: истории России, Всеобщей истории, культурологи и этнологии, истории и этнографии народов КБР Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.

^ Структура диссертационного исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень изученности проблемы. Дается источниковедческий и историографический обзор по теме. Сформулированы цель, задачи и основные положения, выносимые на защиту, определены хронологические и географические рамки. Определяется степень научной новизны и практическое использование диссертационного исследования.

Первая глава «Развитие феодализма в ХVIII – первой половине ХIХ вв.» состоит из двух параграфов. Первый параграф «Структура феодальных владений (уделов)» посвящен реконструкции феодальных уделов в рамках каждого из пяти балкарских обществ и состоит из пяти вопросов:

^ Балкарское общество. Структура феодальных владений строилась на основе деления потомков легендарных Басиата, Мисака и Малкара. По народным преданиям, зафиксированным В.Ф. Миллером со слов таубиев Балкарского общества, были предложены два варианта генеалогии потомков Басиата, родоначальника таубиев Балкарского общества. Согласно первой версии «Басиат имел сына Хабижа, тот сына Абая. Абай от первой жены имел сыновей Таукана и Тазирита, а от других жен Алибека и Кансау. От Кансау пошли Шахановы и Джанхотовы, от Тазирита Айдеболовы с ответвлением Биевы, от Алибека вели происхождение Кучуковы, Амирхановы и Боташевы, от Кансау пошли Абаевы». По второй версии: «Басиат имел двух сыновей Абая и Темрюка, Абай имел сына Алибека, тот сына Кучука, от которого вели родословие Абаевы и Кучуковы, у второго сына Басиата было двое сыновей Таукан и Тазирит, от Таукана вели родословие Шахановы и Джанхотовы, от Тазирита Айдеболовы и Биевы». М.К. Абаев подтверждает вышесказанное, и к потомкам Басиата причислял фамилии: Абаевы, Жанхотовы, Айдебуловы и Шахановы.

При анализе структуры феодальных владений в балкарских обществах, мы будем исходить из принятого у балкарцев из­древле деления поселений на две части: тебен(нижняя часть) и огъары(верхняя часть). Такая формулировка была присуща и при делении в целом любого балкарского общества. П. Г. Бутков относительно конца ХVIII в. упоминает: «Главное селение их Басиат, носит их владетелей фамилию. Зависящие от главного прочие селе­ния суть: Малкар, Ишканты, Шаурдат, Хурды, Гобсарт, Адшалга, Мохаул и Холам». По верхней части упоминает четыре селения: Малкар, Ишканты, Шаурдат и Адшалга. По нижней части – Хурды, Гобсарт, Мохаул и Холам.

О делении Балкарского общества на две части отмечается как разделение на два родословия «Малкар» и «Коспарты», уже применительно к первой половине ХVIII в. Собственно в «Малкаре», верхней части Балкарского общества, проживали Абаевых с атаулами (Амырхановы и Кучуковы), Мисаковы, Боташевы, Бийкановы и Темирхановы. Селение Ишканты делилось на две части, в которых господствовали ответвления Абаевых – Амырхановы и Кучуковы (Кюцюкалары). Можно отметить привилегированное положение Абаевых, которым данные князья подчинялись в политическом плане. Затруднительно определить степень род­ства Темирхановых и Бийкановых с Мисаковыми. Известно, что они вели родословную от Мимбулата. Судя по схематическому плану размещения тийре (кварталов) в Верхнем и Нижнем Кюнлюмах, Бийкановы проживали в Верхнем Кюнлюме. Там же проживали Абаевы, помимо них в Верхнем Кюнлюме жили и Боташевы. По всей видимости, Темирхановы проживали в Верхнем Кюнлюме, в силу того, что здесь проживали их родственники по предку, Бийкановы. К Верхней Балкарии (Огъары Малкъар) относились: Кюнлюм (верхний и нижний), Ишканты (верхний и нижний), Фардык, Чегет-эл, Тура-Хабла, Курноят, Сауту, Шаурдат (нижний и верхний). Позже возникли Догуат (Мисаковкое), Ташлы-Тала (Темирхановское) и Тамакъла (Верхнее Кожоково). Всего 14 селений.

В Нижней Балкарии (Коспарты) Биевы (Мисирбиевы) делились на две части: на коспартинцев и зылгинцев. В Мухоле господствовали Шахановы, в Коспарты Джанхотовы, в Зылгы Женоковы. Указанным княжеским фамилиям подчинялись селения Нижней Балкарии. К Нижней Балкарии (Тебен Малкъар) относились Мухол, Коспарты, Тебен-эл, Чегет (верхний и нижний) с отселками (Аппаевский и Азаматовский), Зылгы с отселком Темукуевское, Мукуш, Глашевский, Зарашки (Башиевский), отселки Карасу (Жанхотовы) и Ауул (Биевы). Всего 13 населенных пунктов, не считая поздние выселки.

О мощи и весе таубиевских фамилии можно судить по количеству зависимых чагар, казаков и каравашей. В 1867 году это выглядело следующим образом: по верхней части Балкарского общества- 11 дворов Абаевых владели 467 душами, 4 двора Мисаковых 89 душами, 3 двора Бийкановых 5 душами, 1 двор Боташевых 10 душами; по нижней части Балкарского общества- 3 двора Шахановых владели 115 душами, 9 дворов Айдебуловых 430 душами, 5 дворов Жанхотовых 450 душами, 1 двор Женоковых владел 22 душами.
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.07.2013 13:08:45
Сообщений: 49
СОСЛОВНАЯ СТРУКТУРА БАЛКАРЦЕВ

В ХVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.


Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение сословной структуры балкарцев ХVIII – начала XX вв. остается одной из важнейших проблем истории Северного Кавказа. Решение данной проблемы предоставляет возможность осветить политическую и социально-экономическую историю Балкарии. В этой связи важную роль в изучение сословной структуры призвано сыграть ее рассмотрение через призму реконструкции феодальных владений, роли феодальных институтов и вассально-иерархических связей. Вместе с тем проблема, которой посвящена диссертационная работа, по своему значению выходит за рамки Балкарии, являясь составной частью широкого спектра проблем социально-экономи­ческого и общественно-политического строя северокавказских народов в ХVIII-ХIХ вв.

Особый интерес представляет собой поставленная еще в советской исторической науке проблема генезиса и особенностей «горского феодализма» у народов Северного Кавказа. Успехи в области теоретического осмысления уровня развития сословных отношений в контексте социально-экономи­ческого и общественно-политического развития Балкарии в указанный период и переоценка общепринятой теории «общественно-исторической» формации оказали определяющее воздействие на эту проблематику. Рассмотрение сословной структуры в рамках социально-экономической формации не дала результатов в выявлении общих и специфических черт. Территориальная локализация в рамках пяти обществ, внутренние различия в уровне развития, как политическом, так и экономическом, обусловили и отличительные моменты в развитии феодальных институтов.

Современная теория общины отказывается от взгляда, что община препятствовала развитию сословных отношений в обществе. Феодальная общественная система вовсе не обязательно является следствием разложения общины. При феодализме господство натурального хозяйства определяет относительную простоту и непосредственность общественных отношений, которые выступают в форме личных отношений, базирующихся на личных и сословных статусах. Наличие территориальной общины в рамках специфических географических условий (ущелья-долины), переплетение социальных и экономических институтов, сохранение архаичных форм, отголоски патриархальных родовых признаков – все эти моменты обусловили постановку проблемы построения новой типологии феодализма в Балкарии.

^ Объектом диссертационного исследования являются балкарские общества ХVIII – начала XX вв.; предметом исследования – сословная структура балкарцев в ХVIII – начале XX вв.

^ Цель и задачи. Целью настоящего диссертационного исследования является проведение целостного, комплексного, систематического и логически последовательного изучения сословной структуры балкарцев в ХVIII – начале XX вв. Исходя из особенностей изучаемого периода, необходимо ставить проблему развития феодализма в Балкарии.

При этом главной целью является не статичное описание процессов и тенденций социально-экономического и общественно-политического развития, а раскрытие сословной структуры через призму общественных институтов в разрезе структурирования феодальных владений применительно к каждому конкретному обществу. Решение поставленной исследовательской цели возможно только при конкретно историческом изучении отдельных обществ Балкарии.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

-реконструкция феодальных владений (уделов) в балкарских обществах;

-изучение феодальных институтов и их влияния на сословную структуру;

-исследование эволюции различных сословий на протяжении ХVIII–ХIХ вв.;

-исследование социальной стратификации сословий;

-выявление особенностей вассально-иерархичной системы;

-исследование хода реформ в Балкарии 60–70 гг. ХIХ в и их влияние на сословную структуру;

-определение численности представителей различных сословий в Балкарии к 1866 г.;

-анализ трансформации сословного вопроса в Балкарии во второй половине ХIХ в.

^ Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили достижения современной исторической науки. В диссертационном исследовании нашли применение как общие, так и специальные методы исторического исследования. В качестве базового метода был использован такой общенаучный метод, как исторический, а также системный подход и анализ. В работе применены также основные специально-научные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. Сравнительно-исторический подход в частности позволил изучить заявленную проблему наиболее полно, в особенности с помощью структурно-функционального и комплексного методов. Автор пользовался также методами полевого исследования.

Важнейшим условием объективности исследовательских подходов к изучению прошлого является принцип историзма, требующий рассматривать любое явление в жизни общества в системе конкретных исторических взаимосвязей, с точки зрения генезиса и тенденций дальнейшего развития.

^ Хронологические рамки диссертационного исследования определены ХVIII-началом ХХ вв. Нижняя граница определена началом ХVIII века и связана с образованием Урусбиевского общества. Верхняя граница диссертационного исследования определена началом XX века и связана с октябрьской революцией 1917 г. в России.

^ Географические рамки диссертационного исследования ограничены территорией Балкарии. Вместе с тем по мере освещения темы затрагиваются и народы Северного Кавказа.

При рассмотрении пореформенного периода географические рамки диссертационного исследования выходят за рамки традиционных обществ, что, прежде всего, связано с образованием новых балкарских населенных пунктов в предгорьях.

^ Источниковедческая база. Источники, используемые в диссертационном исследовании, включают документы официального делопроизводства, записи обычного права, материалы исторического фольклора, историко-этнографического описания в литературе и периодической печати ХIХ–ХХ вв.

В ходе работы выявлены и введены в научный оборот новые архивные материалы. В Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург) нами были выявлены документы в основном касающиеся проведения земельной и крестьянской реформ, поземельного устройства, решения сословных прав. Это: ф. 396-Дела отделения Государственной канцелярии, ф. 1283-Канцелярия МВД по делам дворян, ф. 866-Фонд Лорис-Меликова М.Т. (1844–1913 гг.), где отложились дела по проведению крестьянской реформы в Кабардинском округе, рапорты по освобождению горских племен от крепостной зависимости, ф. 1346-Второй апелляционный департамент Сената, где отложились дела, касающиеся поземельных споров в Терской и Кубанской областях начиная с 1868 г., ф. 1268-Кавказский комитет 1833–1882 гг. оп. 10-«Поземельные споры», оп. 11-«Комитет по освобождению рабов, крестьян и зависимых сословий на Кавказе», оп. 12-«Сословные и поземельные отношения на Кавказе».

В Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики: ф. И-1-Управление Кабардинской линии, ф. И-2-Управление Кабардинского округа, ф. И-6-Управление Нальчикского округа, ф. И-22-Нальчикский горский словесный суд, ф. И-23-Кабардинский временный суд, ф. И-16-Управление начальника центра Кавказской линии, ф. И-31-Управление Балкарского участка, ф. И-40-Управление межевой частью Терской области, ф. И-9-Нальчикское окружное полицейское управление, ф. И-24-Кабардинский окружной народный суд, ф. Р-1209-Коллекция документов по истории Кабарды и Балкарии.

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания: ф. 11-Терское областное правление, ф. 12-Канцелярия начальника Терской области, ф. 256-Комиссия по правам личным и поземельным горского населения Терской области, ф. 262-Терско-Кубанская сословно-поземельная комиссия, ф. 224-фонд Баева Г.В., ф. 242-Управление межевой частью в Терской области: ф. 270-Комитет по землеустройству Нагорной полосы Терской области и Кубанской области. В этих фондах отложились многочисленные документы: списки, прошения, рапорта, докладные, судебные тяжбы, извлечения, заявления, записки, по которым можно судить о характере сословных отношений.

В отделе рукописного фонда (архив) Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований (ОРФ СОИГСИ): ф. 16 – эпоха феодализма в Осетии, ф. 33 – фонд Кокиева Г.А., ф. 37 – фонд Скитского Б.В.

Материалы по сословной структуре балкарских обществ нашли отражение в сборнике, составленном профессором Г.А. Кокиевым. В другом сборнике Г. А. Кокиева1 содержатся сведения по истории Балкарии ХVIII в. В 1957 г. начался сбор архивных документов по истории Балкарии, под руководством Е.О. Крикуновой. Были собраны и систематизированы документы, извлеченные из хранилищ г. Нальчика (ЦГА КБР), г. Владикавказа (ЦГА PСO-A), г. Тбилиси (ЦГИА РГ) и г. Москвы (ЦГВИА). Эта работа закончилась выходом двухтомного сборника документов2. В прошениях, записках, инструкциях отражены вопросы сословных отношений в Балкарии, начиная с 40-х гг. XIX – вплоть до 1917 г.

Сбор и систематизация норм обычного права балкарцев были проведены еще в 40-е гг. XIX века начальником Центра Кавказской линии А. Н. Голицыным, позже переработанные профессором Одесского университета Ф. И. Леонтовичем3. Особую важность представляют сборники документов, изданные X. М. Думановым4, где приводятся нормы обычного права балкарцев, связанные с сословным делением общества.

^ Историография проблемы. К первой группе литературных сведений можно отнести отрывочные данные европейских путешественников, которые бывали на Кавказе. Их труды лишь отчасти касалась изучения общественного строя балкарцев.Труд царевича Вахушти 1745 г. дает информацию о сословиях в Бассиане (Балкарии. – А.Б.). Вахушти упоминает «помещиков» и «крепостных крестьян»5. Авторами конца ХVШ – начала XIX вв., которые упоминают о балкарцах и карачаевцах, являются И. А. Гюльденштедт и Г. Ю. Клапрот6. В труде Бларамберга впервые описывается сословная структура балкарцев7. В начале XIX в. сведения о балкарцах носили случайный, отрывочный характер. В большинстве своем это были заметки ученых, зарегистрировавших численность, расселение и сословную структуру балкарских обществ. Насыщенностью и теоретической разработкой общественного строя народов Кавказа отличается работа С. М. Броневского8. Двум самым крупным обществам Балкарии (Балкарского и Чегемского. – А.Б.) посвящены краткие описания Платона Зубова9.

Различные аспекты истории народов Северного Кавказа нашли свое отражение в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (ССКГ). В нем приводятся сведения о социально-экономическом и правовом положении различных сословий балкарцев. Большой материал сосредоточен в административных и научных изданиях. К ним относятся: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК), Известия Кавказского отделения Русского географического общества (ИКОРГО), Известия Общества любителей изучения Кубанской области (ИОЛИКО). Все указанные сборники издавались, начиная с 60-х гг. XIX века вплоть до революции 1917 г.

В пореформенный период изучением балкарских обществ занимались М. М. Ковалевский, В. Ф. Миллер, И. И. Иваннюков, Н. Н. Динник10. Чиновники из Терской администрации, побывавшие в Нагорной полосе Терской области, оставили работы, где затрагивались вопросы сословных отношений11. Весьма ценными являются неопубликованные материалы, собранные М. М. Ковалевским во время своих поездок в Балкарию12. В своих путевых заметках он со слов князей записал нормы обычного права балкарцев, тесно переплетенных с сословным делением общества. Деятельность Абрамовской комиссии 1906–1908 гг. по изучению землевладения и землепользования внесла большой вклад в рассмотрение некоторых сторон общественного строя балкарцев и карачаевцев13.

В 20–30-е гг. XX в. вышли статьи, посвященные сословной структуре карачаевцев, которые в некоторой степени отражали и сословные отношения у балкарцев. Этому, в частности, были посвящены статьи Ислама Тамбиева14. Особо следует выделить труды А. Н. Дьячкова-Тарасова и Е. Н. Студенецкой15. Работы Ислама Хубиева и Умара Алиева дают материалы по межсословным отношениям16.

В 50–60-е гг. XX в. вышел ряд обобщающих работ по истории балкарцев, где затрагивалась и сословная проблематика17. Особое место в изучении вопросов социальной истории, в частности сословной структуры балкарцев, принадлежит Т. Х. Кумыкову18. Заметно новым подходом к изучению политического строя балкарцев отличаются работы Н. Х. Тхамокова19. В 60–70 гг. XX века целостным и систематическим изучением истории Балкарии XIX века занялись местные ученые, защитившие по данной тематике кандидатские диссертации. Это такие ученые как К. Г. Азаматов и М. Ч. Кучмезова20. В данных трудах исследована, в том числе и сословная структура балкарцев. Работы, написанные в советский период, отличались «идеологизированностью». Основной идеей, которая проходила во всех работах, стало наличие классовой борьбы. Всякое мирное сосуществование сословий отвергалось.
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 08.07.2013 16:59:48
Сообщений: 49
!:)
Изменено: старик - 08.07.2013 17:00:42
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 02.07.2013 17:53:09
Сообщений: 49
  • :):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):)
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 01.07.2013 20:46:43
Сообщений: 49
кобан суу бойнунда зашгъандыла бизни халк Темирлан чапгъчы ол ючун айтадыла
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 01.07.2013 20:44:04
Сообщений: 49
Sabr, а санга уа не керекди не сюесиз
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 01.07.2013 17:29:20
Сообщений: 49
пускай те кому интересна свое происхождения читайте многие не знают
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 01.07.2013 17:26:57
Сообщений: 49
Муахид, а это что?
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 29.06.2013 15:44:07
Сообщений: 49
:)
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 27.06.2013 13:25:52
Сообщений: 49
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.06.2013 14:06:07
Сообщений: 49
Зукку Пристоп, ты прочитай хорошо че если все не так как ты думал это не значить что этого не была
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 25.06.2013 13:53:00
Сообщений: 49
:):)
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 24.06.2013 04:27:53
Сообщений: 49
Sabr, ты хорошо и до конца читай
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 24.06.2013 02:00:03
Сообщений: 49
bubbleman, а что тебе хочется знать еще?
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 24.06.2013 01:58:58
Сообщений: 49
а подробно еще куда если подробное было бы если я смог быть то время если я жил
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 24.06.2013 00:02:38
Сообщений: 49
))))
Изменено: старик - 26.06.2013 20:45:24
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:45:43
Сообщений: 49
ГУННО-БОЛГАРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ
БАЛКАРЦЕВ


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ, СВЯЗАННЫЕ
С ХАЗАРО-БОЛГАРСКИМИ (YIII-Х вв.)
И АЛАНО-АССКИМИ (Y-ХIII вв.) ПЛЕМЕНАМИ
(По Алексеевой Е.П., Ковалевской В.Б..
Минаевой Т.М, Ижаеву М.М.)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ;

--городища ( чёрный прямоугольник)
¤--неукрепленные поселения ( большой чёрный круг)
•--современные населенные пункты ( малый чёрный круг, точка)
ш -- оборонительные стены ( обозначение напоминающее букву Ш)
--каменные изваяния памятники христианского
культового зодчества:храмы, церкви, часовни (чёрный треугольник с крестом)
--сторожевые (сигнальные) башни языческие
культовые комплексы (чёрный ромб,и совмещённый треугольник с прямоугольником)
--средневековые торговые пути (жирная чёрная стрелка)


Прим.от автора сайта А.С. т.к. графические знаки условных обозначений не отсканировались в скобках жирным шрифтом даны пояснения

Тюркские племена болгарской группы (болгары и хаза-
ры), по мнению большинства ученых, сыграли существенную
роль в формировании карачаевцев и балкарцев.

Наличие их на Кавказе зафиксировано письменными ис-
точниками уже с первых веков нашей эры. Сирийский автор III
в.. сообщает, что отдельные группы болгар были на Кавказе
еще во II в. до н.э., в правление армянского царя Аршака (131-
118 гг. до н.э.). О том, что болгары обитали на Северном Кав-
казе пишет греческий Хронограф - источник 354 г. Здесь они
жили по соседству с тюрками-сабирами и аланами.
В 70-е годы 4 в. н.э. основная масса болгар была вовлече-
на в так называемое "Великое переселение народов", которое
возглавили гунны.

Китайские источники сообщают, что уже в Ш в. до н.э.
существовал крупный гуннский племенной союз. Он делился
на две части - восточную и западную - и состоял из 24 пле-
мен. Восточные гунны обитали у пределов Китая, а террито-
рия западных гуннов тесно соприкалась с владениями сарма-
то-аланских племен.

Около 370 года гунны, перейдя Волгу, сломили сопро-
тивление алан, часть которых присоединили к себе, а другую
часть оттеснили далее на запад и в горные районы Северного
Кавказа. Далее гуннская орда, разделившись на две части, дви-
нулась на Кавказ и в Причерноморье. Покорив причерномор-
ские народы, гунны подвергли уничтожению Боспорское госу-
дарство. На Крымском полуострове гуннам попытались ока-
зать сопротивление готы-германцы. В связи с этим ученые от-
мечают: "Движение германских племен из Прибалтики на вос-
ток, открывшее эпоху Великого переселения народов, встрети-
лось в Северном Причерноморье еще с более сильным течени-
ем азиатских кочевников, стремившихся в противоположную
230

сторону. Столкнувшись, эти два течения перемешались и со-
ставили поток, который двинулся в направлении наиболее
мощного из них гуннского переселения и затопил Западную
Европу, вызвав ряд народных перемещений вторичного по-
рядка. Германцы, славяне, угры и тюрки не только смеша-
лись с прежним населением Европы, но частично вытеснили
его, образуя новые народы и новые этнические массивы.
Возникла новая этнографическая карта Европы, существенно
отличавшаяся от прежней и в основных своих чертах сохра-
нившаяся до наших дней".

В начале V в. центром гуннского объединения стала Пан-
нония (Венгрия), откуда гунны совершали набеги вглубь Запад-
ной Европы. В 445-453 годах гуннская империя под предводи-
тельством Аттилы простиралась вплоть до Северной Италии,
наложив дань на Римскую империю.
Северный Кавказ для гуннских правителей по-прежнему
оставался стратегически важным регионом, где издавна прожи-
вало большинство родственных и союзных гуннам племен. Так
в предгорной полосе Западного Кавказа находилась область
джиков - предшественников адыгов; Центральный Кавказ, в том
числе Пятигорье, занимали аланы, включившие в себя потомков
кобанцев; к востоку от них, в степи, находились кочевья сави-
ров-гуннов; в горах за ними обитали дурдзуки - предки вайна-
хов, к северу от Кубани распространились гунны-оногуры и
болгары, к северу от Кумы - гуннское племя барсилы, к кото-
рым примыкали акациры-хазары. В труде византийского исто-
рика Прокопия Кессарийского "Война с готами", написанном
между 545-550 гг., дается подробная этногеография Северного
Кавказа. Он пишет, что за Каспийскими воротами (Дарьяльский
проход) "растилаются поля ровные и гладкие ... . Здесь поселились
почти все гуннские племена, и простираются они до озера Меоти-
ды (Азовское море)".

Таким образом, с 4 века н.э. происходит усиление
"тюркского фактора", который, на протяжении последующих
231

1000 лет, стал играть одну из ведущих ролей в Восточной Ев-
ропе, в том числе на Северном Кавказе.
В середине и во второй половине VII в. на обширных
пространствах Азово-Каспийского междуморья, в степях Ниж-
него Дона и Северного Донца, а также в Предкавказье проис-
ходят коренные изменения в этническом положении племен-
ных групп, в развитии классов и государственности, в полити-
ческом развитии региона. В то же время происходит процесс
миграции болгаро-хазарских племен в горные районы Цен-
трального Кавказа, который, при доминантной роли алан, по-
служил в дальнейшем сложению карачаево-балкарской общно-
сти. И все это имело место в рамках крупного и значительного
государственного образования, существовавшего здесь почти
300 лет, до последней трети X в. - Хазарского каганата.

Выше говорилось, что в IV - начале V в. Северный Кавказ
входил в империю Аттилы. Позднее регион подпал в зону
влияния Западно-Тюркского каганата (570-630 гг.). А в 630 го-
ду, с распадом последнего, возникли Болгарское царство и Ха-
зарский каганат.
Однако царство болгар, располагавшееся в степях Пред-
кавказья и Приазовья,просуществовало недолго. Как сообщают
древние хроники, оно ненадолго пережило своего основателя
Кубрата, умершего в годы правления византийского императо-
ра Константина II (641-668 гг.). После смерти отца болгарские
царевичи, увлекшись борьбой за престолонаследие, не сумели
противостоять хазарам. Несмотря на близость языка, культуры
и этнического состава, хазары и болгары враждовали между
собой, так как соперничали за гегемонию в регионе. Это осо-
бенно усугублялось тем, что эти государства возглавляли вра-
ждовавшие между собой, еще со времен тюркского каганата,
роды Дуло (Болгария) и Ашина (Хазария).
Под натиском хазар третий сын Кубрата Аспарух, оби-
тавший со своей ордой на нынешней Ставропольской возвы-
шенности, двинулся на Дунай. Свое первое поселение здесь
232

болгары назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина, не забыв
видимо события времен Аттилы, когда центром гуннской им-
перии было Подунавье. Изгнав византийцев, Аспарух, в период
с 685 по 690 годы, окончательно подчинил дунайских славян и
возвел ряд крепостей, в том числе Плиску, которая стала пер-
вой столицей Дунайской Болгарии. Другой сын Кубрата - Кот-
раг, также теснимый хазарами, ушел на Среднюю Волгу, зало-
жив тем самым этническую основу волжских татар и чувашей.
Остальные болгары подчинившись хазарам, частично остались
в Предкавказье, а другой частью двинулись вверх по Кубани.
Это продвижение возглавлял старший сын Кубрата Батбай.

Близ современного г. Невинномысска орда разделилась
на две части: одна из них двинулась по правому берегу р. Ку-
бань на территорию современной Карачаево-Черкесии, другая
продолжала перекочевку в направление Пятигорья. Болгары
расселились в верховьях Кубани (Узун-Кол, Индиш, Гиляч,
Хумара), в Джегутинско-Джаганасском районе (поселение Кы-
зыл-Кала) на территории Малого Карачая, в окрестностях Ки-
словодска, а также в Балкарии.
К болгарам, по мнению ученых, относятся тюркские ру-
нические надписи IX-X вв., выявленные в Карачаево-Черкесии.
По сообщению Иоана де Галонифонтибуса предки карачаевцев
и балкарцев пользовались этим письмом и в последующие сто-
летия. Это подтверждается исследованиями ученых. Болгар-
ским влиянием в традиционную культуру карачаевцев объяс-
няется строительство ими срубных жилищ и многоугольных ар-
баз (дворов). Очень важной болгаро-карачаевской параллелью яв-
ляется тот факт, что Аспаруховские болгары место своего первого
поселения на Дунае назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина.
Именно так же именовали карачаевцы поселение легендарного
Карчи в верховьях реки Архыз ("Эски-Джурт").

Самоназвание "болгар" (балкар) сохранилось ныне у бал-
карцев и дунайских болгар. Балкарцы в форме "болхары" были
известны по русским документам XVII века.
233

Кроме того, лингвисты имеют возможность сопоставить
современные карачаево-балкарские тексты с сохранившимися
образцами болгарской письменности.
Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насы-
щена множеством других болгарских параллелей. Проявляется
это и в изготовлении войлочных изделий, в элементах мужской
и женской одежды.

Как указывалось выше, Северный Кавказ в УШ-Х вв.
входил в сферу влияния Хазарского каганата. Хазария вместе с
подвластными ей и зависимыми народами занимала огромное
пространство, охватывающее весь юго-восток Европы и почти
всю европейскую территорию современной России. Северный
Кавказ, в частности, ее Центральная часть интересовала хазар
прежде всего выгодностью географического положения. Здесь
пролегала международная торговая трасса, знаменитый Шел-
ковый путь из Китая, Средней Азии в Византию через горные
перевалы Главного Кавказского хребта. Об интенсивности ка-
раванной торговли, проходившей через перевалы, свидетельст-
вуют шелковые ткани из Китая, Средней Азии, Сирии, Визан-
тии. Шелк, обнаруженный в захоронениях Хасаута и Нижнего
Архыза, изготовлялся в Согде (Средняя Азия), в Константи-
нопольских императорских мастерских. На одном из фраг-
ментов шелковой ткани изображена сцена охоты иранского
принца Бахрама Гура. Ткань датируется УП-УШ вв. Таких на-
ходок в мире известно только три (Италия, Чехословакия, Эр-
митаж). Данная находка - четвертая.

Хазары, обеспокоенные экспансией арабов, (которые к
началу VIII в. владели Абхазией, Лазикой и Иберией), стали
располагать на перевалах воинские гарнизоны. Они, как пра-
вило, помещались в городах-крепостях и состояли из сме-
шанного алано-болгаро-хазарского контингента. До наших
дней сохранились остатки таких крепостей. Это Амгатинское
городище в Тебердинском ущелье, крепость Хумара на пра-
вом берегу Кубани и др.
234

В середине X века Хазарское государство распалось, подчи-
ненные хазарам северокавказские народы обрели независимость.
Сами хазары впоследствии были в большинстве своем
ассимилированы другими народами (в т.ч. - кабардинцами).
Тот факт, что хазары, наряду с болгарами, участвовали в
формировании карачаево-балкарского народа, подтверждается
целым рядом этнокультурных параллелей. Грузинское наиме-
нование Балкарии "Басиани", этноним балкарских князей
"басиат" исследователи связывают с названием хазарского
племени - БАСИ, которое проживало, по словам хазарского
царя Иосифа, у подножия высоких гор.

В фольклоре карачаевцев сохранилось название одного
из хазарских племен-кабаров. Через хазар, правящая верхушка
которых исповедовала иудаизм, в карачаево-балкарский язык
проникли еврейские элементы. Это слова (Шабат "суббота" -
халахоста "неопрятный" др.) применяемые в разговорной речи.
Хазарские правители пытались даже сделать иудаизм государст-
венной религией в Алании. Однако религия иудеев уступала
влиянию христианства, к тому же сильны были древние местные
верования. Да и большая часть самих хазар исповедовала тенгри-
анство (культ Тенгри- Тейри). Этот культ сохранился у карача-
евцев вплоть до принятия ислама, а слово "тейри" и поныне
бытует в языке.
Согласно материалам исследований, хазары не отлича-
лись от болгар по языку, культуре и антропологическому ти-
пу. Этому типу, по определению ученых, был характерен ев-
ропеидный облик, отличающийся умеренной брахикранией
("круглоголовостью") и относительной широколицестью, т.е.
теми же особенностями, которые выражены частично в типе
карачаевцев и, особенно - балкарцев.
Кроме того, некоторый след в этногенезе карачаево-
балкарцев, видимо, оставили печенеги и кипчаки. Как сообща-
ет персидский историк X в. в "Книге Границ Мира", печенеги
проникли на территорию Хазарии к северу от Анапы и к вос-
235

току от моря Гурз, т.е. Черного моря. Они вклинились между
Доном и верхним течением Кубани, к северу от нее, заняли Ха-
зарские горы, под которыми исследователи понимают Ставро-
польскую возвышенность.
В нартском эпосе карачаевцев и балкарцев сохранилось
название печенегов в форме "баджинак". Язык печенегов от-
носился к огузской ветви тюркских языков. Исследователи
полагают, что существование значительного количества огу-
зизмов в карачаево-балкарском языке может быть связано
именно с печенегами.

В XI в. в Предкавказье появляются кипчаки. Этот народ,
называемый в русских летописях половцами, а в западноевро-
пейских - куманами, уже во второй половине XI в. занял все
пространство от Урала до западных пределов Украины. В конце
XI в. кипчаки стали проникать в предгорья Центрального Кав-
каза, в Аланию. Первоначально враждебные отношения их с
аланами впоследствии нормализовались, а в первой половине

XII в. два народа стали союзниками, О пребывании кипчаков на
территории Карачаево-Черкесии, свидетельствуют археологиче-
ские материалы, найденные у селений Таллык, Кубина и др.
местах, датируемых ХП-ХГП вв., а также топонимика.

Однако, незначительное проникновение кипчаков в вер-
ховья Кубани не повлекло за собой заметного изменения в тра-
диционной культуре населения Алании и не изменило его ан-
тропологического облика. По определению специалистов,
"антропологические данные находятся в противоречии с точкой
зрения о ближайшем родстве кипчаков и современных карача-
евцев и балкарцев".
Точку зрения кипчакского происхождения карачаевцев не
подтверждают и языковые данные. Язык кипчаков относится к
"йокающему", а карачаево-балкарский - к "джокающему" диа-
лекту тюркских языков. Тут можно говорить не о кипчакском
происхождении карачаево-балкарского языка, а о некоторых
лексических взаимовлияниях.
236


АЛАНСКИЕ
КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ

Аланские ( 1 — 2, 5 — 6) и балкаро -карачаево-балкарские
(3 — 4, 7—8) антропоморфные изображения по В.М. Батчаеву

Исходя из вышеизложенного, очевидным является сле-
дующее. Карачаевцы и балкарцы, как и все другие народы,
сформировались в результате смешения различных этнических
групп - как пришлых, так и автохтонных. Из них главным,
формирующим компонентом явились аланы, генетически свя-
занные со скифо-сарматским миром. Местным кавказским
компонентом были племена "кобанской" культуры, уходящей
своими корнями в "майкопское" время. И третий - болгаро-
хазарский компонент, восходящий к гуннской эпохе. Об этом
свидетельствуют все данные этнографии, фольклора, языка,
антропологии и археологии.

Таким образом, завершающим этапом формирования ка-
рачаево-балкарской этнической общности является рубеж Х-Х1
вв., когда происходил окончательный сплав "кобанцев", алан и
болгаро-хазар в единую народность. В последующее время в
карачаево-балкарскую среду проникали группы представите-
лей других народов, в частности, печенегов и кипчаков. Одна-
ко роль их не была столь значительна.

Автор X в. Ибн-Русте сообщал о народе "тулас" (по А.
Гаркави, "таулас"). Этот этноним переводится с тюркского как
237

"горный ас" ("таулу" - горный + "ас"). Данное сведение ученые
считают древнейшим письменным упоминанием карачаевцев и
балкарцев. Балкарцы по сей день себя называют "таулу". Ибн-
Саид (ХШ в.) и Абуль-Феда (XIV в.) сообщали о тюрках-аланах
и тюрках-асах, в которых большинство кавказоведов также ви-
дят карачаево-балкарцев.
Как отмечает В.И. Абаев, "свидетельство Абуль-Феды
представляет результат точной осведомленности и имеет опре-
деленную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под на-
званием алан и асов и правильно называет их тюрками".

Под названием "каратаркас" в 1404 г. о карачаевцах упо-
минает И. де Галонифонтибус. В последующие столетия кара-
чаевцев упоминают под названием "карачеркесы", "карачиоли"
(А. Ламберта, 1654), "карачаевские черкесы" (1643 г.-М. Во-
лынский), "карачеркесы" (Э. Кемпфер, 1651 г.).
Кроме того, вплоть до середины XIX в. они фиксируются в
различных источниках под названием "аланы", "аланеты",
"асы" и т.п.
Все это дает основание полагать, что самоназвание
"карачай" у карачаевцев в течение долгого времени сосущест-
вовало с самоназванием "алан".
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:41:59
Сообщений: 49
:):):):):)
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:41:49
Сообщений: 49
Тоже, старый анекдот:"Балкарцы и война с Китаем!" Балкарцы объявили войну Китаю, китайцы в недоумении, кто такие балкарцы? Стали искать, ищут,ищут, найти не могут!Решили еще раз по Советскому Союзу пройтись, говоря, что там много разных народов обитает.Наконец нашли на Кавказе! Отправили туда делегацию из Китая, приехали в Нальчик, им говорят:"Вам надо в Балкарию ехать, в Черекский район!" Сели поехали в Верхнюю Балкарию, едут, едут, в районе Голубых озер увидели стадо баранов и пастуха,! Остановились, спрашивают:"Где здесь балкарцы живут?" Тот отвечает:" Я БАЛКАРЕЦ!" "Ну, наконец-то нашли! Вы Балкарцы, объявили Китаю войну!Мы хотим знать,сколько у вас наберется людей для это самой войны?""Ну, тысячь сто наберется!" "А нас 2 миллиарда населения, интересно, о чем вы думали, когда объявляли нам войну?!" "Да,я вот сижу и думаю, ГДЕ МЫ ВАС ХОРОНИТЬ БУДЕМ?!"
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:37:52
Сообщений: 49
старейшины рода Урусбиевых
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:37:08
Сообщений: 49
алкарки из привилегированного сословия
Наша история и происхождение, Сведения о карачаево-балкарцах
старик 23.06.2013 23:36:28
Сообщений: 49
Балкарские женщины в национальных костюмах
Башха миллетлиле бла юйюр къураугъа сиз къалай къарайсыз? Ким "за"? Ким "против"?
старик 01.07.2013 17:45:08
Сообщений: 49
можна но не для наших девушек ненадо нас и так мало
а вам нравятся девушки в платках или ... ?, Ваше отношение к платкам)
старик 01.07.2013 17:35:54
Сообщений: 49
да
Всё про казахов, Словарь, фольклор, быт, мифы и легенды
старик 01.07.2013 17:33:18
Сообщений: 49
нет не один
самые известные памятники Балкарии, самые известные памятники Балкарии
старик 27.06.2013 22:39:41
Сообщений: 49
самые известные памятники Балкарии
"Радикальный исламизм: насколько опасно это явление для России?", Очень полезно,посмотрите!!!
старик 24.06.2013 05:05:54
Сообщений: 49
точна так же как наши не знающи наш язык

Форум  Мобильный | Стационарный