Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 03.03.2015 19:17:12
Сообщений: 319
Цитата
АбуАхмад пишет:
Уа бабай

А можно по-конкретнее о чудовищных ошибках Альбани?
Ошибается любой. В том числе и имамы мазхабов. Однако никто не создает об этом отдельные темы и не пишет книги.
Покажите эти ошибки и тем, кто с уважением относится к этому ученому....

Альбани не считал никаб уаджибом? Это что заблуждение?
Про золотые изделия было у него свое мнение, в котором он противоречил большинству ученых.... Хорошо. Абу Ханифа считал, что иман не меняется в отличии от иджма' других ученых. Может, и его выкинем?
Давайте по делу и без двойных стандартов
Брат, твой сарказм неуместен. И ненадо выворчивать суть всего в какое то русло. Книги всегда писались в этом плане и темы тоже создавались и создаются по сей день. Эти высказывания алимов я привел, не для того чтобы принизить достоиства Альбани, а для того чтобы те которые фанатично берут слова Альбани, откидывая в сторону слова алимов более имеющих знания в Исламе, не делали из него непоколебимого знатока в хадисах и в фикхе. Надеюсь ты понял о чем я. Тем более высказывания об Альбани приведены от саляфитских алимов, с сылками.
Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 16:04:52
Сообщений: 319
Сказал Шейх аль Джарбу приведя слова аль Альбани про ругающего Аллаха и попытку ар Райса ложно выгородить эти слова:

Цитата
يتجلّى في هذا التصرف من عبد العزيز الرس التّعصّب المقيت من هذا الرجل وأمثاله للشيخ الألباني
رحمه الله؛ فهو لا يقبل نسبة الخطأ إليه ولو في هذه المسألة الظاهرة الخطيرة.
وهذا الرجل لا يجد في نفسه حرجاً من تخطئة الشيخ محمد بن إبراهيم والشيخ ابن باز واللجنة الدائمة، فيمسائل كثيرة؛ بل وصل الأمر ؤلاء إلى نسبة الخطأ إلى بعض السلف الصالح، كعبد الله بن شقيق، والإمامالشافعي وإسحاق بن راهويه وغيرهم.
وهذا التعصب في هذا الرجل للألباني حمَله على ركوب كثير من الضلالات والجهالات، وموافقة أهل البدع، للانتصار لتلك الأخطاء
"Становится ясным из этого действа Абдуль Азиза ар Райса, отвратительная фанатичность его и ему подобных к шейху аль Альбани рахимахуЛлах. Он не принимает отнесение ошибки к шейху аль Альбани даже если это будет в этом ясном и опасном вопросе

И в то же время, этот человек не видит никакого стеснения в том, чтобы называть ошибившимся шейха Мухаммада Ибн Ибрахима, шейха Ибн База, Постоянную Комиссию, во многих вопросах. Однако дело дошло до того, что он называет ошибшимися (в вопросах акыды) некоторых саляфов, как Абдуллаха Ибн Шакыка, имама аш Шафии, Исхака Ибн Рахавейхи и других!

И этот фанатизм у ар Райса касательно аль Альбани подвиг его к тому, чтобы совершить множество заблужлений и невежественных вещей, и согласиться с приверженцами нововведений, с целью поддержки этих ошибок аль Альбани"

Источник: "Аль-Мизан", 7

И сказал чуть дальше:
Цитата

أهل هذا التيار يقبلون بتخطئة أ  ي كان من أئمة
الإسلام من السلف أو الخلف، ولكن لا يقبلون أن يُنسب الخطأ إلى الألباني
"Уже предшествовало что члены этой группы (мурджитов-фанатиков шейха альбани) принимают заявление об ошибке любого из ранних или поздних имамов Ислама но не принимают отнесение ошибки к Аль альбани"
"Аль-мизан",26

Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 16:00:51
Сообщений: 319
Сказал Раби аль-Мадхали после того как упомянул свои опровержения шейху аль-Альбани в вопросе ругания Аллаха:

Цитата
نحن نؤيد من يرد أخطاء الألباني وأخطاء غيره ؛ لأنه الحق
"Мы поддерживаем всякого, кто опровергает на ошибки аль-Альбани и ошибки других, потому что это - истина"

Источник: "Аль-Кутуб уа ар-Расаиль", 9/481

Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:58:32
Сообщений: 319
Сказал верховный судья Саудии в свое время Абдуллах Ибн Хумейд:

Цитата
الألباني له محاسن و له مساوي، يغلط كثير ، يصحح أحاديث لا تصح، له اجتهاد وله اختيارات لا يوافق عليها، لكن عن حسن نيَّة و اجتهاد، وله بعض التصحيحات الحسنة لا بأس بها
"У Альбани есть хорошие и плохие стороны. Он очен много ошибается, удостоверяет недостоверные хадисы, и у него есть мнения в фикхе с которыми невозможно согласиться, к которым он пришел однако от хорошего намерения и иджтихада"

Источник: "13-ая кассета шарха на "Китаб ат Таухид"




И сказал также Абдуллах Ибн Хумейд:
Цитата

الرجل الظاهر أنه ما درس، إنما طلب العلم بالمطالعة و اشتغل بالحديث..
أما أنه أخذ العلم على المشايخ ما أظنه أخذ العلم عن المشايخ إلاَّ بالمطالعة و المراجعة

Цитата
"Очевидное состояние человека, что он не учился. А лишь требовал знания читая книги и занимаясь хадисом. Но он не брал знания у шейхов, я не думаю что он брал знания у шейхов кроме как возвращаясь к ним иногда"


И сказал там же:

Цитата
بالنسبة للعقيدة و بالنسبة للحديث أنا أذكر في عام 68 كان معنا يقول ما درست على أحد من العلماء المعتبرين لا في الحديث .وإن كان درس الفقه الحنفي في بلده موبعيد..لكن بالنسبة للحديث و علوم الحديث و درجة الحديث أخذها عن مشايخ لا.حتى العقيدة أيضا السَّلفية ما درسها على المشايخ لأن ما موجودة في بلده الآخر
"Что же касается акыды, и что касается хадиса, то я упомяну, что в 1368 году, он был здесь у нас, и говорил: "Я не учился ни у одного из принимаемых в рассчёт ученых, и в хадисе тоже". Разве что он учил ханафитский фикх в своем городе. Однако что касается хадиса и оценки хадиса - то не было такого чтобы он взял это от шейхов. И даже саляфитская акыда - он не проходил ее с шейхами, так как она не распространена в его стране"


И сказал там же:

Цитата
أن نقول كل تصحيحاته لأحاديث أو تضعيفاته للأحاديث أنها مُسلَّمة لا..أو اختياراته لبعض المسائل لا..وإنما أو (الألباني) عنده شيء من الشذوذ في بعض مؤلفاته بقول أن المرأة ما تلبس الحلي و أنه ممنوع و أنه..وأنه..وخالف إجماع الأمة في إباحة الحلي للنساء و ما جرت به العادة و الأحاديث صريحة في هذا..لكن هو تعلق بآثار و
"И чтобы говорить, что все его оценки хадисам - с ними можно согласиться, такого нет. Или его мнения в некоторых вопросах - тоже нельзя с ними согласиться. И у него есть ряд отвергаемых мнений в некоторых его книгах. Например он говорит что женщина не может носить золотые украшения, и что это запрещено, и так далее и тому подобное. Противоречит иджма Уммы в разрешенности украшений женщинам, и тому к чему все мусульмане привыкли и на что указали ясные хадисы. Однако он зацепился за некоторые сообщения"


И спросили его там же:

Цитата
ـسؤال: هل هناك في هذا الزمان أعلم من الشيخ ناصر في السنة؟ هل تعرفون أحد أعرف منه بالسنة؟
"Есть ли в это время кто то кто знает больше шейха Насыра о Сунне? Вы знаете кого то более знающего чем он о Сунне?"


Ответ:

Цитата
الجواب:... شك أن كثير من علماء الهند و علماء باكستان (أقدر) منه في الحديث و (أعرِف) من شرحوا الترمذي و شرحوا أيضا مشكاة المصابيح، وبينوا الأحكام و أوردوا السُنن..هذا عبيد الله الرحمن (أحسن منه بكثير)، وإن كان ما عاش أن نفضل أحد على أحد..كلهم إن شاء الله فيهم خير .. لكن عندما تقرأ مؤلفات هذا و مؤلفات هذا تجد بينها بون مثل مرعاة المفاتيح لعبيد الله الرحمن شرح مشكاة المصابيح..لا يوال يكتب، سعة اطلاع على الآثار و على السنة و أقوال أهل العلم و اعتداله وتمسكه..))
"Нет сомнений что многие из ученых Индии и ученых Пакистана имеют больше способностей чем он в хадисе, и больше знаний чем у него. Из них те кто сделали шарх на ат Тирмизи, и на книгу "Мишкат аль масабих", и разьяснили ахкамы, и привели Сунны. Например, Убейдуллах арРахман (Аль-Мубаракфури) намного лучше чем он.. и во всех них есть благо инша Аллах. Однако когда читаешь труды этого, и труды этого - находишь между ними огромную разницу. Например "Миратуль мафатих" Убейдуллаха ар-Рахмана в шархе книги "Мишкатуль масабих", он непрерывно усердно пишет, широко знаком с сообщениями и Сунной, и словами ученых, и он справедлив, и крепко держится за Сунну"


Источник всех этих слов аллямы Ибн Хумейда: 13-ая кассета шарха на "Китаб ат Таухид"
Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:39:41
Сообщений: 319
Сказал шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад – и он ученик аль-Альбани и один из самых возвеличивающих его современных ученых. Сказал он упомянув шейха аль-Альбани:

Цитата
لَم يسلم من الوقوع في أمور يعتبرها الكثيرون أخطاء منه، مثل اهتمامه بمسألة الحجاب وتقرير أنَّ ستر وجه المرأة ليس بواجب، بل مستحب، ولو كان ما قاله حقًّا فإنَّه يُعتبر من الحقِّ الذي ينبغي إخفاؤه؛ لِمَا ترتَّب عليه من اعتماد بعض النساء اللاَّتي يهوين السفور عليه، وكذا قوله في كتاب صفة صلاة النَّبيِّ *: (( إنَّ وضع اليدين على الصدر بعد الركوع بدعةٌ ضلالة )) وهي مسألة خلافية، وكذا ما ذكره في السلسلة الضعيفة (2355) من أنَّ عدم أخذ ما زاد على القبضة من اللحية من البدع الإضافية، وكذا تحريمه الذهب المحلَّق على النساء، ومع إنكاري عليه قوله في هذه المسائل فأنا لا أستغني وأرى أنَّه لا يستغني غيري عن كتبه والإفادة منها
"Он не спасся от того, чтобы впасть в некоторые вещи которые очень многие считают ошибками. Подобно его уделению внимания вопросу хиджаба и утверждению того, что закрывание лица женщины не обязательно но желательно.

Даже если бы то что он сказал было бы истинрй, то это следовало бы не выявлять, по причине последствий которые накладываются на это – что многие женщины которые хотят обнажаться, зацепятся за это.

И также его слово в книге "Сыфату ас-соля" что возложение рук на грудь после руку – нововведение и заблуждение, в то время как это вопрос приемлемых разногласий.

Также то, что он упомянул в "Ас-Сильсиля ад-Даифа", 2355, что не стричь из бороды то что больше кулака – из нововведений категории аль-идофия.

Также его запрет круглого золота для женщин. И наряду с моим порицанием на него этих вопросов, и я и другие не можем обойтись без его книг и получения пользы из них"


Источник: "Рифкан ахля-сунна би ахли сунна", 31

Изменено: Albanetz - 26.02.2015 15:40:06
Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:38:28
Сообщений: 319
Сказал шейх Зейд аль-Мадхали:

Цитата
عند الألباني شواذ خالف فيها الشيخ الإمام محمد بن عبدالوهاب
"У аль-Альбани есть некоторые отвергаемые мнения, в которых он противоречит шейху имаму Мухаммаду Ибн Абдуль Ваххабу"

Источник: "Фатуа фи дауати аш шейх аль-Альбани" за 29/5/1418
Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:37:03
Сообщений: 319
Сказал шейх Хаммад аль-Ансари:

Цитата
الشيخ الألباني فتح بكتابه الحجاب باباً للعامة، وليته لم يفعل، والعلماء من قديم كانوا لا يفتحون للعامة الباب في مثل وكذلك توسع الشيخ الألباني في مسألة عدم كفر تارك الصلاة فتح الباب أمام العامَّة فيه، وهذا لا ينبغي من عالم مثله" قلت: ويعني بالباب الذي فُتح في مسألة الحجاب هو: قيام المرأة بكشف وجهها مطلقًا ويعني بالباب الذى فتحه في مسألة كفر تارك الصلاة خشية التساهل من العامة في أداء الصلاة المفروضة ثم قال الوالد: "إن الشيخ الألباني له شواذ تتبعها وأفتى بها وهذا لا ينبغي إنما كان عليه أن يبحثها لنفسه ولايفتي بها العامة".
"Шейх аль-Альбани открыл дверь своей книгой о хиджабе перед простолюдинами. О если бы он не делал так. Ведь ученые с дрвености не открывали простолюдинам двери в подобном.
Также шейх аль-Альбани неуместно много говорил о вопросе отсутствия куфра оставившего молитву, открыв дверь перед простолюдинами в этом. И ученому подобному ему не следует делать так"
Скажу (говорит его сын): он имеет ввиду под дверью которая была открыта касательно хиджаба – обобщенное разрешение женщине открывать лицо, и имеет под дверью котоаря была открыта в вопросе о такфире оставившего молитву – боязнь послабления простых людей в выполнении обязательных молитв"

Затем сказал отец: "Истинно, у шейха аль-Альбани есть отвергаемые слова которые он собрал и стал давать по ним фетвы, и это не следует делать! Он должен был лишь исследовать их сам для себя, и не давать по ним фетвы простым людям"


Источник: "аль-Маджму фи тарджамати аль-Ансари", 2/624

Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:34:17
Сообщений: 319
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри опровергая шейха аль-Альбани в его призыве к дозволенности открывать лица мусульманкам:

Цитата
لا يخفى على من له أدنى علم وفهم أن بحث الألباني مبني على المغالطة وتأويل الأدلة على غير تأويلها المعروف عن الصحابة والتابعين وتطبيقها على غير المراد منها
"Не скроется от того у кого есть малейшее понимание и знание, что исследование аль-Альбани построено на неверных выводах, и неправильном толковании доказательств, противоречащем известному толкованию от сподвижников, табиинов, и опусканию доказательств не на то, что под ними подразумевается"

Источник: "Ас-Сарим аль-машхур ", 175

Шейх аль Албани. Слова ученых о его ошибках.
Albanetz 26.02.2015 15:31:24
Сообщений: 319
Говорит Исмаиль аль-Ансари, главный исследователь Постоянного Комитета Больших Ученых времен Мухаммада Ибн Ибрахима, разьяснняя вопрос разрешенности золота женщинам:

Цитата
وقد رأيت إخراج هذا البحث في كتاب مستقل لئلا يغتر بكلام الألباني من هو خالي الذهن من حكم هذه المسألة فيقع في ما وقع فيه الألباني من الشذوذ ومخالفة الإجماع
"И я посчитал нужным публично выпустить это исследование, в отдельной книге, чтобы не обольстился словами аль-Альбани тот, кто не знает хукм этого вопроса, и не попал в то, во что попал аль-Альбани из отвергаемых мнений и противоречия иджма"

Источник: "Тасхих хадис саляти ат таравих уа ар-родд аля аль-Альбани фи тадифихи", 52
Изменено: Albanetz - 26.02.2015 15:32:24
Оставление Намаза
Albanetz 22.12.2014 16:13:15
Сообщений: 319
Цитата
AslanBayram пишет:
Уа алейкум ассалам. Albanetz, кто удалил остальные темы?
Ассаламу алейкум, брат. Хотелось бы узнать кто удалил и за что!
Изменено: Albanetz - 22.12.2014 16:13:50
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:35:58
Сообщений: 319
Кади Абу Шуджа’ аль-Асбахани аш-Шафии (533-593 гг. х), автор одного из самых известных матнов по шафиитскому фикху, писал:

Цитата

وتارِكُ الصلاة على ضَربين‏:‏ أحدُهُما‏:‏أن يَترُكَهَا غير مُعتَقِدٍ لِوُجُوبِهَا، فحُكمُه حُكْمُ المُرتَدّ‏. والثاني‏:‏ أن يَترُكَهَا كَسَلا، مُعتَقِدَا لوُجُوبها، فَيُستَتَاب، فإن تاب وصَلَّى، وإلا قُتِلَ حَدَّا، وكان حُكْمُه حُكمَ المسلمين‏.‏


«Оставляющий намаз бывает двух видов:

1. Когда он оставляет намаз, считая его не обязательным, то шариатское постановление в отношении него подобно вероотступнику.

2. Когда он оставляет его из-за лени, будучи убежденным в его обязательности, то от него требуют покаяться. Если он по-прежнему не будет совершать намаз, то его казнят согласно установленному наказанию, и шариатское постановление в отношении него, такое же как в отношении мусульманина [т.е. его омывают, совершают за ним заупокойный намаз и хоронят на кладбище мусульман]».

[«Матн Аби Шуджа’ (Гаят ат-такриб)», стр. 40]
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:35:18
Сообщений: 319
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَافَظَ عَلَيْهَا كَانَتْ لَهُ نُورًا وَبُرْهَانًا وَنَجَاةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَمَنْ لَمْ يُحَافِظْ عَلَيْهَا لَمْ يَكُنْ لَهُ نُورٌ وَلَا بُرْهَانٌ وَلَا نَجَاةٌ ، وَكَانَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَعَ قَارُونَ ، وَفِرْعَوْنَ ، وَهَامَانَ ، وَأُبَيِّ بْنِ خَلَفٍ

«Для того, кто будет бережлив к своей молитвой, она станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет к ней бережлив, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом».


Вывели Ахмад в «Муснад», № 6397, Дарими в «Сунан», № 2638, Ибн Хиббан в «Сахих», № 1497, Байхакъи в "Шуаб аль-иман", № 2578, Ибн Хилляль в «Сунан», № 1220

Хайсами в «Маджму заваид» (1/297) и аль-Хакими «Мааридж аль-Кабуль» (626/2) сказали, что передатчики хадиса – надёжные/сиккат.
Мунзири в «Таргиб ва тархиб» (1/264), Баусири в«Итхаф аль-хайрат» (1/417), Захаби в «Танких ат-Тахкик» (1/300), Хайтами в «аз-Заваджир» (1/133) сказали: иснад джаид.
Иракъи в «Тарх ат-Тасриб» (2/147), Ахмад Шакир в «Муснад Ахмад» (10/83) назвали достоверным/сахих


Имам Байхакъи (384-458 х/994-1066 м) после того, как привёл этот хадис сказал:
Цитата

وَهَذَا إِذَا لَمْ يَرْحَمْهُ ، وَبَيَانُهُ فِي حَدِيثِ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ ، إِذَا أَرَادَ تَرْكَهَا وَهُوَ لا يَرَى فِي تَرْكِهَا إِثْمًا وَلا فِي فِعْلِهَا بِرًّا

«Это - если Он (Всевышний) не смилуется над ним. Разъяснение этому - в хадисе Убады ибн ас-Самита (об этом хадисе см. здесь): когда он захочет оставить его [намаз], не видя греха в его оставлении и добра - в совершении.»

Источник: "Шуаб аль-иман", № 2578

Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:34:27
Сообщений: 319
О словах сахабов относительно куфра оставившего намаз


Говорит Ибн Абд-уль-Барр (368-463 х/978-1071 м) в отношении подобных преданий:
Цитата

وعلى نحو ذلك تأولوا قول عمر بن الخطاب : لا حظ في الإسلام لمن ترك الصلاة . قالوا : أراد أنه لا كبير حظ له ، ولا حظا كاملا له في الإسلام ، ومثله قول ابن مسعود وما أشبهه



«И таким же образом они истолковали слова ‘Умара: «Нет удела в Исламе у того, кто оставил молитву», и сказали: «Он имел в виду: нет большого удела, нет полноценного удела у такого человека в Исламе». И подобным образом они объяснили слова и Ибн Мас’уда»

Источник: "Тамхид"

Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:33:34
Сообщений: 319
Сегодня, желая утвержить куфр оставившего намаз, определённые люди из числа "саляфитов" распространяют следующие слова имама аш-Шафи'и...

Сказал имам Музани, ученик имама аш-Шафи'и:
Цитата

" - الجزء الثامن - " باب الحكم في تارك الصلاة متعمدا ( قال الشافعي ) : يقال لمن ترك الصلاة حتى يخرج وقتها بلا عذر : لا يصليها غيرك ، فإن صليت وإلا استتبناك ، فإن تبت وإلا قتلناك كما يكفر فنقول إن آمنت وإلا قتلناك وقد قيل : يستتاب ثلاثا فإن صلى فيها وإلا قتل وذلك حسن - إن شاء الله - ( قال المزني ) : قد قال في المرتد إن لم يتب قتل ولم ينتظر به ثلاثا لقول النبي صلى الله عليه وسلم « : من ترك دينه فاضربوا عنقه » وقد جعل تارك الصلاة بلا عذر كتارك الإيمان فله حكمه في قياس قوله ؛ لأنه عنده مثله ولا ينتظر به ثلاثا . .


«Раздел: Хукм в отношении того кто оставил преднамеренно намаз .
Сказал имам аш-Шафи'и: «Тому, кто оставил намаз без уважительной на то причины, до тех пор, пока не вышло его время, будет сказано: не совершит его за тебя никто: если ты совершишь намаз, то - хорошо, в противном же случае от тебя потребуют покаяния: если ты покаешься (совершишь намаз), то - хорошо, а иначе - мы убьем тебя подобно (тому, как убивают) кафира.. И мы скажем ему: если ты уверуешь, то - хорошо, а иначе - мы тебя убьем.» И было сказано: "от него потребуют покаяния трижды: если он совершит намаз, то - хорошо, а иначе - его убьют и это будет хорошо, инша Аллах". (Сказал аль-Музани): «Поистине, он (аш Шафи'и) сказал это относительно вероотступника: если он не покается - его убьют и не будут ждать, пока он трижды покается. (И это -) из-за слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Того, кто оставит свою религию - ударьте его по шее мечом". И, поистине, приравнял (аш-Шафи'и) оставляющего без уважительной причины намаз c оставившим иман/веру, и хукм его такой же, в аналогии к его словам, так как он (оставивший намаз) подобен ему (оставившему Ислам), и от него не будут требовать трижды покаяться»

Источник: Музани в "Мухтасар"



Между тем...
Сказал имам Абуль-Хасан аль-Мардави (364 - 450 г.х./ 974 - 1058 г.м.), после того, как упомянул выщеприведённую циатату аль-Музани:
Цитата

وهذا كما قال تارك الصلاة على ضربين :
أحدهما : أن يتركها جاحدا لوجوبها .
والضرب الثاني : أن يتركها معتقدا لوجوبها ، فإن تركها جاحدا كان كافرا ، وأجري عليه حكم الردة إجماعا ، وإن تركها معتقدا لوجوبها ، قيل له : لم لا تصلي : فإن قال : أنا مريض ، قيل له : صل كيف أمكنك ، قائما أو قاعدا أو مضطجعا ، فإن الصلاة لا تسقط عمن عقلها ، وإن قال : لست مريضا ولكن نسيتها ، قيل له : صلها في الحال فقد ذكرتها ، وإن قال : لست أصليها كسلا ولا أفعلها توانيا فهذا هو التارك لها غير معذور ، فالواجب أن يستتاب فإن تاب وأجاب إلى فعلها ترك ، فلو قال : أنا أفعلها في منزلي وكل إلى أمانته ، ورد إلى ديانته ، وإن لم يتب وأقام على امتناعه من فعلها فقد اختلف الناس فيه على ثلاثة مذاهب :
أحدها : وهو مذهب الشافعي ومالك أن دمه مباح وقتله واجب ، ولا يكون بذلك كافرا .
والمذهب الثاني : هو مذهب أبي حنيفة والمزني أنه محقون الدم لا يجوز قتله ، لكن يضرب عند صلاة كل فريضة أدبا وتعزيرا .
والمذهب الثالث : وهو مذهب أحمد بن حنبل وإسحاق بن راهويه أنه كان كافرا كالجاحد ، تجري عليهم أحكام الردة


"И это подобно тому, как он сказал: "Оставляющие молитву бывают двух видов:
Первый из них оставляет её на основании отрицания её обязательности.
Второй - оставляет её с подтверждением её обязательности. Так что если он оставил её (молитву) с отрицанием, то станет неверным. И в соответствии с единогласием над ним утверждается хукм вероотступника. А если он оставил её, подтверждая её обязательность, ему говорится: "Почему ты не совершаешь молитву (салят)?" Если он ответит: "Я болею", - то ему скажут: "Молись, как сможешь: стоя, сидя или лёжа, так как молитва (солят) не снимается от того, кто понимает (обязательность)". И если ответит: "Я не болею, но забыл о ней", то скажут ему: "Совершай её сейчас, когда ты уже вспомнил о ней". Если же ответит: "Я не совершаю её из-за лени", то он является оставляющим её (молитву-солят) без уважительной причины. И будет обязательным требовать от него покаяние. И если он покается и подчинится для её совершения, то он отпускается. Если же скажет: "Я её совершаю в своём доме", то тогда это оставляется на его совесть и этим он возвращается в свою религию. А если же он не покается и будет упорствовать на своём отказе от её совершения, то люди (учёные) в этом разошлись на три мнения:
Первое из них - это мнение Шафи'и и Малика, гласящее, что его кровь становится разрешённой и будет обязательным его казнь. И не будет такой при этом неверным.
Второе мнение - это мнение Абу Ханифы и Музани, которые считали их кровь запретной и не дозволено их убийство. Но таковые подвергаются побоям во время каждой обязательной молитвы в воспитательных целях и та'зиру (наказанию, не доходящему до уровня хадда, устанавливаемого правителем или судьёй).
Третье мнение - это мнение Ахмада б. Ханбаля и Исхака ибн Рахавия: таковые будет неверными, подобно отрицающим. И на него распространяются законоположения вероотступничества.





И, наконец, люди, почему-то не принимают во внимание слова самого имама аш-Шафи'и, сказавшего:
Цитата

حُضُورُ الْجُمُعَةِ فَرْضٌ ، فَمَنْ تَرَكَ الْفَرْضَ تَهَاوُنًا كَانَ قَدْ تَعَرَّضَ شَرًّا ، إِلَّا أَنْ يَعْفُوَ اللَّهُ ، كَمَا لَوْ أَنَّ رَجُلًا تَرَكَ صَلَاةً حَتَّى يَمْضِيَ وَقْتَهَا ، كَانَ قَدْ تَعَرَّضَ شَرًّا ، إِلَّا أَنْ يَعْفُوَ اللَّهُ.


«Посещение пятничной молитвы фард, а кто оставил фард по нерадивости, тот приобрел зло, если только Аллах не помилует его! Также как если человек оставит молитву, пока не выйдет ее время, он приобрел зло, если только Аллах не помилует его"

см. "аль-Умм", стр. 269



После всего, люди, следующие своим страстям, говорят о том, что ашариты, мол, исказили мазхаб имама Шафии и приписали ему то, на чём он не был!
И закрывают глаза на слова признанных имамов-шафиитов и упорно стоят на своём.... На обвинении и клевете в адрес людей, в богобоязнености и справедливости которых сошлдась умма Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует!

И если люди не принимают относительно мазхаба аш-Шафии в вопросе осталвения намаза ни слов аль-Ираки, ни ан-Навави, то, может, примут слова того, которого сами не относят к злостным и порочным ашаритам?

Сказал имам Абу Усман ас-Сабуни (373-449 х/983-1057 м):
Цитата

واختلف أهل الحديث في ترك المسلم صلاة الفرض متعمدا، فكفره بذلك أحمد بن حنبل وجماعة من علماء السلف وأخرجوه به من الإسلام، للخبر الصحيح: «بين العبد والشرك ترك الصلاة، فمن ترك الصلاة فقد كفر»، [24] وذهب الشافعي وأصحابه وجماعة من علماء السلف رحمة الله عليهم أجمعين إلى أنه لا يكفر ما دام معتقدا لوجوبها


«Ахлюль-хадис разногласили относительно мусульманина, который сознательно оставил молитву. Посчитали такого неверным Ахмад бин Ханбаль и группа из ученых саляфов, и вывели его из Ислама. А аш-Шафи’и и его сторонники, а также группа ученых из числа саляфов склонились к тому, что такой человек не становится неверным, пока он убежден в обязательности намаза»

“И’тикъад ас-саляф асхаб аль-хадис”
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:30:57
Сообщений: 319
‘Убада ибн Самит рассказывал, что Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал:
Цитата

خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى ، مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ

«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!»

Абу Дауд 425, Ибн Маджа 1401, ан-Насаи в ”аль-Кубра” 314, ад-Дарими 1577, Малик, 270


Мунзири в "Таргиб", 1/197, Ас-Суюти в "Джами' ас-сагир", 3946; Албани в "Сахих Абу Дауд", № 425 и в "Сахих аль-джами'", № 3242; Мукъбиль аль-Вади в "Сахих Муснад", № 3242 назвали достоверным. см. здесь


Говорит Ибн Абд-уль-Барр (368-463 х/978-1071 м) в отношении приведённого Имамом Маликом хадиса:
Цитата

وفيه دليل على أن من لم يصل من المسلمين في مشيئة الله إذا كان موحدا مؤمنا بما جاء به محمد - صلى الله عليه وسلم - مصدقا مقرا وإن لم يعمل ، وهذا يرد قول المعتزلة والخوارج بأسرها ، ألا ترى أن المقر بالإسلام في حين دخوله فيه يكون مسلما قبل الدخول في عمل الصلاة وصوم رمضان بإقراره واعتقاده وعقدة نيته ، فمن جهة النظر لا يجب أن يكون كافرا إلا برفع ما كان به مسلما - وهو الجحود لما كان قد أقر به واعتقده - والله أعلم

«В этом хадисе далиль на то, что тот из мусульман, кто не совершает намаз, находится под волей Аллаха (относительно наказания), если он был единобожником и верующим в то, что принес с собой Мухаммад, салля Ллаху аляйхи ва саллям, подтверждая истинность этого, даже если он не совершал дел! Это опровергает слова му’тазилитов и хауариджей в своей основе! Разве ты не видишь, что человек принимающий Ислам, когда входит в него становится мусульманином прежде, чем начать совершать намаз, соблюдать пост в Рамадан, по причине подтверждения, убеждения и намерения?! По этой причине не становится человек кафиром, кроме как за оставление того, что делает его мусульманином, а это – отрицание того, в чём необходимо быть убеждённым! Аллаху Алям»

Источник: "Тамхид"
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:30:00
Сообщений: 319
Шафиитский факих и мухаддис, хафиз Зайнуддин аль-Ираки (725-806 х/1325-1404 м) в книге «Тарху т-Тасриб фи шархи т-Такриб» сказал:

Цитата
وذهَب جمهورُ أهلِ العلمِ إلى أنه لا يكفُر بتركِ الصلاةِ إذا كان غيرَ جاحدٍ لوجوبِها ، وهو قولُ بقيّةِ الأئمةِ أبي حنيفةَ ومالكٍ والشافعيِّ ، وهي روايةٌ عن أحمدَ بنِ حنبلٍ أيضا

«Утвердили большинство ученых то, что оставивший намаз не впадает в неверие (куфр) если он не является отрицающим его обязательность, и это последние слова имамов Абу Ханифы, Малика и аш-Шафии, и так же, такое мнение передают от Ахмада ибн Ханбаля».

Источник: Зайнуддин аль-Ираки: Тарху т-Тасриб: 2/147
Бейрут: Дар Ихьяр ат-Турасил Араби
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:29:33
Сообщений: 319
Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) из шафиитов:

Цитата
حكم تارك الصلاة و الصحيح و به قال الجمهور لا يكفر

«Достоверное мнение, которое известно от большинства: оставивший молитву [не отрицая ее обязательности] не становится кафиром».

[«Фатава ан-Навави», стр. 119. Даруль Башаир Исламийя]
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:28:03
Сообщений: 319
Сказал алляма Абу Умар Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в книге «Ат Тамхид» о человеке который принимает, что намаз это фарз, но не совершает его из за лени:
Цитата

إلا أنهم اختلفوا في تاركِ الصلاةِ وهو مقِرٌ بها, فكفَّره منهم من ذكَرنا قولَه في بابِ زيْدِ بنِ أَسْلَمَ عن بُسْرِ بْنِ مِحْجَنٍ, وأبى الجمهورُ أن يكفِّروه إلا بالجَحْدِ والإنكارِ الذي هو ضِدُّ التصديقِ والإقرارِ

«Они (ученые) разошлись о человеке, который подтверждает его (обязательность) но не совершает его.

Некоторые такому человеку сделали такфир. Из них можно указать тех, мнение, которых я перечислил в главе «Зайд бин Аслам от Бушр бин Михджан».

Но джумхур/большинство отказались от такфира кроме, как такфир того, кто отвергает и отрицает важность (т.е. не выносили такфир, тому, кто оставил намаз, но вместе с этим верит в его важность). Отвергание и отрицание являются противоположностью подтверждения и признания».

Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 9/251
Даруль Хадисиль Хасанийя: 1387/ 1967
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:27:06
Сообщений: 319

واحتجَّ مَن قال لا يُقتَل بحديثٍ " لا يَحِلُّ دمُ امرئ مسلمٍ إلا بإحدى ثلاثٍ " وليس فيه الصلاة . واحتجَّ الجمهورُ على أنه لا يكفُر بقوله تعالى : { إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء } وبقوله صلى الله عليه وسلم : " من قال لا إله إلا الله دخَل الجنة " " ومن ماتَ وهو يعلَم أن لا إلهَ إلا الله دخَل الجنة " " ولا يَلْقى اللهَ تعالى عبدٌ بهما غيرَ شاكٍّ فيُحْجَبَ عن الجنة " . " حرَّم الله على النارِ من قال لا إلهَ إلا الله " وغيرِ ذلك . ‏
‏واحتجُّوا على قتْله بقوله تعالى : { فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ } وقوله صلى الله عليه وسلم : " أُمِرْتُ أن أقاتلَ الناسَ حتى يقولوا لا إله إلا الله ويُقِيموا الصلاةَ ويُؤتُوا الزكاةَ فإذا فعَلوا ذلك عصَموا منِّي دماءَهم وأموالَهم " وتأوَّلوا قولَه صلى الله عليه وسلم : " بَيْنَ العبدِ وبين الكفرِ تركُ الصلاة ِ" على معنى أنه يستحقُّ بتركِ الصلاةِ عُقُوبةَ الكافرِ وهي القتْلُ , أو أنه محمولٌ على المستحِلِّ , أو على أنه قد ي يَؤُولُ به إلى الكفْرِ , أو أن فعْلَه فعْلُ الكفار . والله أعْلمُ


«А те, кто сказали, что не надо убивать его привели в доказательство хадис:
«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев…» и нет в этом хадисе (упоминания) намаза.


Джумхур привел в доказательство о том, что он не будет кафиром аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (4:116)

Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка - салля Ллаху аляйхи ва саллям: «Кто скажет Ля иляха илля Ллах войдет в Рай», «Кто умрет, зная, что нет божества кроме Аллаха, войдет в Рай», «Если встретит раб всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, то не будет он отстранен от Рая», «Аллах запретил огню того кто сказал Ля иляха илля Ллах» и другие хадисы.

А на счет того, что надо его убить, привели аят Всевышнего: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…». (9:5)

Еще привели слова Пророка - салля Ллаху аляйхи ва саллям: «Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут Ля иляха илля Ллах, пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».

А хадис Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям - «Между человеком и между ширком и куфром оставление намаза» - объяснили следующим образом: Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира и это наказание - смерть. Или хадис надо понимать так, что, кто считает это (оставление намаза) дозволенным, или этим он дойдет до куфра, или его поступок из поступков кяфира. Аллаху ведомо лучше».

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Сахиху Муслим би Шархин Навави: 2/70
Египет: 1347/1929
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:24:07
Сообщений: 319
В Сахихе Муслима приводится хадис:

بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ

«Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза»

Сказал Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в шархе этого хадиса:

Цитата
وأما تاركُ الصلاةِ فإن كان مُنكرًا لوُجُوبها فهو كافرٌ بإجماع المسلمين , خارجٌ مِن ملةِ الإسلامِ إلا أن يكونَ قَرِيبَ عهدٍ بالإسلام , ولم يخالطْ المسلمين مدةً يبلُغه فيها وجوبُ الصلاةِ عليه , وإن كان ترْكه تكاسُلًا مع اعتقادِه وجوبَها كما هو حالُ كثيرٍ من الناسِ فقد اختلفَ العلماءُ فيه , فذهَب مالكٌ والشافعيُّ رحِمهما الله والجماهيرُ مِن السلفِ والخلفِ إلى أنه لا يكفُر بل يفسُق ويُستتاب فإن تابَ وإلا قتلناه حدًا كالزانيِّ المُحصَن , ولكنه يُقتَل بالسيفِ
وذهَب جماعةٌ مِن السلفِ إلى أنه يكفُر وهو مَرويٌّ عن عليِّ بنِ أبي طالبٍ كرَّم اللهُ وجْهَه وهو إحدى الروايتينِ عن أحمدَ بنِ حنبلٍ رحِمه الله . وبه قال عبدُ اللهِ بنُ المباركِ وإسحاقُ بنُ راهويهِ . وهو وجهٌ لبعضِ أصحابِ الشافعي رِضوان الله عليه
وذهَب أبو حنيفةَ وجماعةٌ من أهلِ الكوفةِ والمزنيُّ صاحبُ الشافعيِّ رحِمهما الله أنه لا يكفُر , ولا يُقتَل , بل يعزَّر ويُحبَس حتى يصلِّيَ واحتجَّ مَن قال بكفْرِه بظاهرِ الحديثِ الثاني المذكورِ , وبالقياسِ على كلمةِ التوحيدِ


Шарх: «Оставляющий намаз, если отвергает обязательность намаза, то он кяфир, по единогласию мусульман, вышедший из религии Ислам. Исключение из этого, если он новообращенный в Ислам и не был вместе с мусульманами достаточное время, в котором до него дойдет обязательность намаза на нем.

Но если его оставление намаза от лени и в, то, же время он верит в его важность – как это положение многих людей (в 7 веке хиджры) – то ученые разошлись (во мнении) о нем.

Имам Малик, Имам Шафии – рахимахумаЛлах – и джумхур/множество салафа и халафа сказали, что он не будет кяфиром, а будет фасиком. От него захотят, чтобы он покаялся. Или покается, или мы убьем его в наказание/хадд (т.е. не по причине куфра). Как женатого человека, который сделал зина/прелюбодеяние. Но его надо убить мечом.

Сказали группа из салафа, что он будет кяфиром. Это было передано от Али бин Аби Талиба - каррамаЛлаху ваджхах – и это один из риваятов от Ахмада бин Ханбаля – рахимахуЛлах. В таком же мнение Абдуллах бин Аль Мубарак, Исхак бин Рахавейх и это мнение некоторых сподвижников Шафия - ридвануЛлаху аляйх.

Сказали Абу Ханифа, группа из Куфийцев, Аль Музани сподвижник Шафия – рахимахумаЛлах – что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму до того пока не совершит намаз.

Те, кто во мнении такфира, привели как доказательство внешний смысл второго упомянутого хадиса и кияс/сравнение со словами Тавхида».
Оставление Намаза
Albanetz 13.12.2014 16:20:05
Сообщений: 319
Ассаламу алейкум братья и сестры.




Цитата
Так как эта тема в которой есть разногласия среди ученых и есть те кто выносят такфир за вопрос оставления намаза, решили эту тему выставить в Разделе Акида, тем более разъяснение этого вопроса не будет ограничиваться только шархом Имама Ан Навави к одному хадису, но так же будут приведены мнения других ученых.

Конечно же в такфирах не отстают и разные невежды, слишком ожесточая этот вопрос в сторону такфира, не смотря на то, что большинство ученых высказались, что это не куфр. Они говорят, что есть достоверные хадисы, а те кто не считали это куфром якобы эти хадисы не встречали или не так понимали. Слова невежд не имеют никакого значения и на их утверждения и такфиры уже люди научились не обращать внимания, но есть необходимость узнать этот вопрос в деталях, именно таким образом как это понимали наши праведные предки и какие доводы они приводили в доказательство той или иной позиции.
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:42:12
Сообщений: 319
Довод Ислама (Худжат аль-Ислам), обновитель религии (муджаддид) пятого столетия, имам Абу Хамид аль-Газали аш-Шафии (450-505 х/1111-1058 м) сказал:

Цитата
هُوَ الَّذِي لَا رُتْبَة فَوق رتبته وَجَمِيع الْمَرَاتِب منحطة عَنهُ وَذَلِكَ لِأَن الْعلي مُشْتَقّ من الْعُلُوّ والعلو مَأْخُوذ من الْعُلُوّ الْمُقَابل للسفل وَذَلِكَ إِمَّا فِي دَرَجَات محسوسة كالدرج والمراقي وَجَمِيع الْأَجْسَام الْمَوْضُوعَة بَعْضهَا فَوق بعض وَإِمَّا فِي الرتب المعقولة للموجودات الْمرتبَة نوعا من التَّرْتِيب الْعقلِيّ فَكل مَا لَهُ الْفَوْقِيَّة فِي الْمَكَان فَلهُ الْعُلُوّ المكاني وكل مَا لَهُ الْفَوْقِيَّة فِي الرُّتْبَة فَلهُ الْعُلُوّ فِي الرُّتْبَة والتدريجات الْعَقْلِيَّة مفهومة كالتدريجات الحسية وَمِثَال الدَّرَجَات الْعَقْلِيَّة هُوَ التَّفَاوُت الَّذِي بَين السَّبَب والمسبب وَالْعلَّة والمعلول وَالْفَاعِل والقابل والكامل والناقص فَإِذا قدرت شَيْئا فَهُوَ سَبَب لشَيْء ثَان وَذَلِكَ الثَّانِي سَبَب لثالث وَالثَّالِث لرابع إِلَى عشر دَرَجَات مثلا فالعاشر وَاقع فِي الرُّتْبَة الْأَخِيرَة فَهُوَ الْأَسْفَل الْأَدْنَى وَالْأول وَاقع فِي الدرجَة الأولى من السَّبَبِيَّة فَهُوَ الْأَعْلَى وَيكون الأول فَوق الثَّانِي فوقية بِالْمَعْنَى لَا بِالْمَكَانِ والعلو عبارَة عَن الْفَوْقِيَّة
فَإِذا فهمت معنى التدريج الْعقلِيّ فَاعْلَم أَن الموجودات لَا يُمكن قسمتهَا إِلَى دَرَجَات مُتَفَاوِتَة فِي الْعقل إِلَّا وَيكون الْحق سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى فِي الدرجَة الْعليا من دَرَجَات أقسامها حَتَّى لَا يتَصَوَّر أَن يكون فَوْقه دَرَجَة وَذَلِكَ هُوَ الْعلي الْمُطلق وكل مَا سواهُ فَيكون عليا بِالْإِضَافَة إِلَى مَا دونه وَيكون دنيا أَو سافلا بِالْإِضَافَة إِلَى مَا فَوْقه
وَمِثَال قسْمَة الْعقل أَن الموجودات تَنْقَسِم إِلَى مَا هُوَ سَبَب وَإِلَى مَا هُوَ مسبب وَالسَّبَب فَوق الْمُسَبّب فوقية بالرتبة فالفوقية الْمُطلقَة لَيست إِلَّا لمسبب الْأَسْبَاب وَكَذَلِكَ يَنْقَسِم الْمَوْجُود إِلَى ميت وَحي والحي يَنْقَسِم إِلَى مَا لَيْسَ لَهُ إِلَّا الْإِدْرَاك الْحسي وَهُوَ الْبَهِيمَة وَإِلَى مَا لَهُ مَعَ الْإِدْرَاك الْحسي الْإِدْرَاك الْعقلِيّ وَالَّذِي لَهُ الْإِدْرَاك الْعقلِيّ يَنْقَسِم إِلَى مَا يُعَارضهُ فِي معلوماته الشَّهْوَة وَالْغَضَب وَهُوَ الْإِنْسَان وَإِلَى مَا يسلم إِدْرَاكه عَن مُعَارضَة المكدرات وَالَّذِي يسلم يَنْقَسِم إِلَى مَا يُمكن أَن يبتلى بِهِ وَلَكِن رزق السَّلامَة كالملائكة وَإِلَى مَا يَسْتَحِيل ذَلِك فِي حَقه وَهُوَ الله سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى وَلَيْسَ يخفى عَلَيْك فِي هَذَا التَّقْسِيم والتدريج أَن الْملك فَوق الْإِنْسَان وَالْإِنْسَان فَوق الْبَهِيمَة وَأَن الله عز وَجل فَوق الْكل فَهُوَ الْعلي الْمُطلق فَإِنَّهُ الْحَيّ المحيي الْعَالم الْمُطلق الْخَالِق لعلوم الْعلمَاء المنزه الْمُقَدّس عَن جَمِيع أَنْوَاع النَّقْص فقد وَقع الْمَيِّت فِي الدرجَة السُّفْلى من دَرَجَات الْكَمَال وَلم يَقع فِي الطّرف الآخر إِلَّا الله تَعَالَى فَهَكَذَا يَنْبَغِي أَن تفهم فوقيته وعلوه
فَإِن هَذِه الْأَسَامِي وضعت أَولا بِالْإِضَافَة إِلَى إِدْرَاك الْبَصَر وَهُوَ دَرَجَة الْعَوام ثمَّ لما تنبه الْخَواص لإدراك البصائر ووجدوا بَينهَا وَبَين الْأَبْصَار موازنات استعاروا مِنْهَا الْأَلْفَاظ الْمُطلقَة وفهمها الْخَواص وأدركوها وأنكرها الْعَوام الَّذين لم يُجَاوز إدراكهم عَن الْحَواس الَّتِي هِيَ رُتْبَة الْبَهَائِم فَلم يفهموا عَظمَة إِلَّا بالمساحة وَلَا علوا إِلَّا بِالْمَكَانِ وَلَا فوقية إِلَّا بِهِ فَإِذا فهمت هَذَا فقد فهمت معنى كَونه فَوق الْعَرْش لِأَن الْعَرْش أعظم الْأَجْسَام وَهُوَ فَوق جَمِيع الْأَجْسَام وَالْمَوْجُود المنزه عَن التَّحْدِيد والتقدر بحدود الْأَجْسَام ومقاديرها فَوق الْأَجْسَام كلهَا فِي الرُّتْبَة وَلَكِن خص الْعَرْش بِالذكر لِأَنَّهُ فَوق جَمِيع الْأَجْسَام فَلَمَّا كَانَ فَوْقهَا كَانَ فَوق جَمِيعهَا وَهُوَ كَقَوْل الْقَائِل الْخَلِيفَة فَوق السُّلْطَان تَنْبِيها بِهِ على أَنه إِذا كَانَ فَوْقه كَانَ فَوق جَمِيع النَّاس الَّذين هم دون السُّلْطَان
وَالْعجب من الحشوي الَّذِي لَا يفهم من فَوق إِلَّا الْمَكَان وَمَعَ ذَلِك إِذا سُئِلَ عَن شَخْصَيْنِ من الأكابر وَقيل لَهُ كَيفَ يجلسان فِي الصَّدْر والمحافل فَيَقُول هَذَا يجلس فَوق ذَاك وَهُوَ يعلم أَنه لَيْسَ يجلس إِلَّا بجنبه وَإِنَّمَا يكون جَالِسا فَوْقه لَو جلس على رَأسه أَو مَكَان مَبْنِيّ فَوق رَأسه وَلَو قيل لَهُ كذبت مَا جلس فَوْقه وَلَا تَحْتَهُ وَلكنه جلس بجنبه اشمأزت نَفسه من هَذَا الْإِنْكَار وَقَالَ إِنَّمَا أَعنِي بِهِ فوقية الرُّتْبَة والقرب من الصَّدْر فَإِن الْأَقْرَب إِلَى الصَّدْر الَّذِي هُوَ الْمُنْتَهى فَوق بِالْإِضَافَة إِلَى الْأَبْعَد ثمَّ لَا يفهم من هَذَا أَن كل تَرْتِيب لَهُ طرفان يجوز أَن يُطلق على أحد طَرفَيْهِ اسْم الفوق والعلو وعَلى الطّرف الآخر مَا يُقَابله تَنْبِيه
العَبْد لَا يتَصَوَّر أَن يكون عليا مُطلقًا إِذْ لَا ينَال دَرَجَة إِلَّا وَيكون فِي الْوُجُود مَا هُوَ فَوْقهَا وَهُوَ دَرَجَات الْأَنْبِيَاء وَالْمَلَائِكَة نعم يتَصَوَّر أَن ينَال دَرَجَة لَا يكون فِي جنس الْإِنْس من يفوقه وَهِي دَرَجَة نَبينَا مُحَمَّد صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَلكنه قَاصِر بِالْإِضَافَة إِلَى الْعُلُوّ الْمُطلق من وَجْهَيْن أَحدهمَا أَنه علو بِالْإِضَافَة إِلَى بعض الموجودات وَالْآخر أَنه علو بِالْإِضَافَة إِلَى الْوُجُود لَا بطرِيق الْوُجُوب بل يقارنه إِمْكَان وجود إِنْسَان فَوْقه فالعلي الْمُطلق هُوَ الَّذِي لَهُ الْفَوْقِيَّة لَا بِالْإِضَافَة وبحسب الْوُجُوب لَا بِحَسب الْوُجُود الَّذِي يقارنه إِمْكَان نقيضه


«Аль-Алий – Возвышенный – тот, над уровнем которого не существует никакого другого уровня и абсолютно все ранги стоят ниже Его. Это потому, что «возвышенный» является производным от «возвышенность», а «возвышенность» происходит от возвышения, которое является противоположностью низкого положения: и это либо познаваемое чувствами расположение, как в лестнице или ступенях, где все тела размещаются одно над другим; либо логичный порядок объектов, располагающихся в соответствии с типами путем рациональной систематизации. Все, чему свойственно находиться выше в пространстве, имеет пространственное возвышение, а то, что выше званию, имеет повышение в звании. Кроме того, мысленные классификации понимаются как материальные. Примером духовных классов служат различия между причиной и следствием, поводом и результатом, субъектом и объектом действия, совершенством и не совершенством. Так, если вы определяете объект, он становится причиной для второго объекта, тот – для третьего, а третий – для четвертого, и так до десяти шагов, например, десятый объект имеет место на последнем уровне согласно причинной связи, и это наивысшее положение. Таким образом, первый объект находится выше второго, причем выше не в пространственном значении, и эта высота означает качество возвышенности.

Если вам понятно значение мысленных классификаций, то следует знать, что объекты не могут разделяться на разнообразные уровни в уме без того, чтобы Истина находилась на самом высоком уровне среди этих различных степеней, то есть там, где немыслимо существование чего-то над Ним, поскольку Он высочайший абсолютно. Все остальное является высоким только в сравнении с чем-то ниже этого, что находится в подчинении или низко по сравнению с тем, что над ним.

Пример разумного разделения можно найти в том, что объекты распределены на причины и следствия, потому что причина выше следствия – выше в степени; однако только причина причин находится выше абсолютно. Также все существующее делится на одушевленное и неодушевленное, а одушевленные объекты подразделяются на тех, у кого есть чувственное восприятие [животные], и тех, кто обладает и чувственным, и рациональным восприятием. Имеющие рациональное восприятие, в свою очередь, делятся на тех, в которых страсть и гнев противостоят тому, что они знают [люди], и тех, чье восприятие лишено такого трудного противостояния. Последние разделяются на тех, которые могут подвергнуться страданию, однако им обеспечена безопасность, как ангелам, и того, кто неуязвим. И это – Аллах. Теперь из этой классификации для вас должно быть очевидным, что ангелы находятся над людьми, люди – над животными, а Господь – над всеми, ибо Он есть высочайший абсолютно. Он живущий и дающий жизнь, обладающий абсолютным знанием, создатель знания ученых, превосходящий все виды несовершенства. В действительности все неодушевленное находится на низшей ступени совершенства, в то время как на другом краю может находиться только Всевышний Аллах. И именно таким образом следует понимать Его возвышенность и высоту.

Эти имена в первую очередь утверждаются относительно зрительного восприятия, уровня основных масс. Затем, когда элита постигает рациональное восприятие и находит соответствия между ним и зрением, она заимствует из зрительного восприятия определенные слова. Элита понимает и усваивает их, но они отвергаются большинством народных масс, чье восприятие не идет дальше чувств, что является уровнем животных. Так как они понимают необъятность только в пространственных границах, высоту в измерении пространства и возвышенность в подобных показателях. Так, если вам это понятно, то вы постигли значение Его возвышения на троне. Поскольку трон – это самое возвышенное тело, находящееся над всеми остальными, который является объектом, лишенным ограничения и оценки в рамках границ тел присущих им измерений. По своему уровню он находится выше всех тел. Особое внимание уделено трону, потому что он находится над всеми телами, и когда он над ними, то он над ними всеми сразу. Это подобно утверждению, что халиф выше по положению, чем султан, а это указывает на то, что если он выше султана, то также выше и тех людей, которые по рангу ниже султана.

Интересно, как ответил бы кто-нибудь из хашавитов, кто понимает «выше» только в рамках пространства, если бы его спросили, как два выдающихся человека сидят на почетных местах на собраниях. Он, возможно, ответил бы: «Этот сидит выше другого». Хотя ему известно, что первый сидит сбоку от второго. Потому что он сидел бы выше другого, только если бы он сидел на его голове или в месте, находящемся над его головой. Если бы кто-то сказал этому человеку: «Ты врешь, ведь первый сидит не выше и не ниже второго, а просто рядом», - то он, возможно, отверг бы такое опровержение, ответив: «Я имел в виду, что выше него по званию и близости к самому высокому положению, так как он находится ближе всего к тому положению, которое является пределом, и выше по сравнению с тем, кто далек от этого». Однако он не понимает из этого, что каждое расположение имеет два конца, так что можно применить понятия «выше» и «высокий» к одному концу, а их противоположность к другому.

Немыслимо, чтобы человек был высоким абсолютно, поскольку он не может достичь такого положения, что не нашлось бы в действительности никого, кто бы обладал более высоким положением, например, пророки и ангелы. Конечно, возможно, чтобы человек имел статус, выше которого не было бы среди людей, и это статус нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Однако даже он уступает перед абсолютной высотой, так как он является высочайшим по сравнению с некоторыми из существующих. Но поскольку он высочайший в сравнении с тем, что существует в реальности, а не по необходимости, его существование сопоставимо с возможностью человека над ним. А высочайший в совершенстве обладает качеством возвышенности не через сравнение, а вследствие необходимости, то есть не относительно существующих объектов, которые могут быть соотнесены с ним в качестве возможного контраста».


[Абу Хамид аль-Газали, «Аль-Макасид аль-асна шарх асмаи Лляхи аль-хусна», стр. 50-52]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:40:14
Сообщений: 319
Современный шафиитский ученый, шейх Вахба аз-Зухайли сказал в своем тафсире:

Цитата
وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ العلي: المتعالي عن الأشباه والأنداد وهو فوق خلقه بالقهر


««Он - Возвышенный», возвышенный от того, чтобы иметь подобие и быть кому-то равным, и Он над Своими творениям покорением их».


Далее он сказал:

Цитата
علو القدر والمنزلة، لا علو المكان لأن الله منزّه عن التحيّز في المكان. وفسر بعضهم العلي: بأنه القاهر الغالب للأشياء


«Возвышенность могуществом и степенью, но не возвышенность местом, потому что Аллах абсолютно чист от нахождения в пространстве и месте. Некоторые разъяснили, как: Возвышенный - одолевающий, подеждающий всякую вещь».

[«Тафсир аль-Мунир», 3/14-18]
Изменено: Albanetz - 19.10.2014 19:41:20
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:40:02
Сообщений: 319
Ханбалитский муфассир, имам Абу Хафс Ибн Адиль ад-Димашки аль-Ханбали (ум. 880 х/1475 м) сказал в своем тафсире:

Цитата

والمراد بالعلو علو القدر والمنزلة لا علو المكان لأن الله سبحانه وتعالى منزه عن التحيز والعلي والعالي القاهر الغالب للأشياء تقول العرب: علا فلان فلاناً أي غلبه وقهره؛
وقال تعالى: إِنَّ فِرْعَوْنَ عَلاَ فِي ٱلأَرْضِ


«Под возвышенностью имеется ввиду возвышенность могуществом и степенью, а не возвышенность местом, потому что Всевышний Аллах чист от занимания места. Возвышенный - это принуждающий и одолевающий вещи. Арабы говорят: такой-то одолел такого-то, т.е. победил и принудил его. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Фир`аун превознесся на земле». (сура «аль-Касас», аят 4)».

[Ибн Адиль, «Тафсир аль-Любаб», 3/249]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:39:43
Сообщений: 319
Говорит муфассир Аль-Хазин (678-741 х/1280-1341 м) в своем тафсире:

Цитата
وهو العلي أي الرفيع فوق خلقه الذي ليس فوقه شيء فيما يجب له أن يوصف به من معاني الجلال والكمال فهو العلي بالإطلاق المتعالي عن الأشباه والأنداد والأضداد وقيل العلي بالملك والسلطنة والقهر فلا أعلى منه أحد وقيل معنى العلو في صفة الله تعالى منقول إلى اقتداره وقهره واستحقاق صفات المدح جميعها على كل وجه وقيل معناه أنه يعلو أن يحيط به وصف الواصفين


««Он – Возвышенный» то есть возвышенный над своими творениями, над Которым нет ничего. Из того, что обязуется в отношении Него, чтобы Он описывался смыслами почтенности и совершенства, Он Возвышенный в общем, и Возвышенный от подобных, равных, противоположных. Сказали также: возвышенный правлением, подчинением и нет возвышенного чем Он. Сказали также: смысл возвышенности в качествах Аллаха перенесено к Его силе и подчинению и заслуженность качеств восхваления всех с любой стороны. И сказали: смысл его, что Он возвышен от того, чтобы охватило Его описание описывающих».

[Аль-Хазин, «Тафсир аль-любаб ат-таъвиль фи ма`ани ат-танзиль», 1/188]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:39:12
Сообщений: 319
Муфассир Исмаил Хакки аль-Истанбули аль-Ханафи (ум. 1127 х/1715 м) сказал в своем тафсире:

Цитата
وهو العلى اى المتعالى بذاته عن الاشباه والانداد


««Он - Возвышенный», т.е. возвышенна Его Сущность от того, чтобы иметь подобие и быть кому-то равным».

[«Рухуль Баян», 1/405]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:38:02
Сообщений: 319
Имам Ахмад ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х/1761-1825 м) сказал:

Цитата
وَهُوَ ٱلْعَلِيُّ أي المنزه عن صفات الحوادث


««Он - Возвышенный», то есть абсолютно чист от качеств созданий»

[«Хашият аля тафсир аль-Джалалайн»]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:37:48
Сообщений: 319
Имам Абу Зейд ас-Са`аляби (786-876 х/1384-1471) сказал в своем тафсире:

Цитата
و { ٱلْعَلِىُّ }: يراد به عُلُوُّ القَدْر، والمنزلةِ، لا عُلُوُّ المكانِ؛ لأن اللَّه سبحانه منزَّه عن التَّحَيُّز


««Он - Возвышенный» под этим имеется ввиду возвышенность могуществом и степенью, но не возвышенность местом, потому что Аллах - Пречист Он – абсолютно чист от нахождения в пространстве».

[«Тафсир аль-джавахири хассан фи тафсириль Куръан», 1/502]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:37:28
Сообщений: 319
Имам Хафизуддин ан-Насафи (ум. 710 х/1310 м) сказал в своем тафсире:

Цитата
وَهُوَ ٱلْعَلِىُّ في ملكه وسلطانه


««Он - Возвышенный» властью и правлением»

[«Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль», 1/210]
Тафсир Корана
Albanetz 19.10.2014 19:37:11
Сообщений: 319
Имам Ибн Атийя аль-Андалуси аль-Малики (481-542 х/1088-1148 м) сказал в своем тафсире:

Цитата
العلي: يراد به علو القدر والمنزلة لا علو المكان، لأن الله منزه عن التحيز، وحكى الطبري عن قوم أنهم قالوا: هو العلي عن خلقه بارتفاع مكانه عن أماكن خلقه. وهذا قول جهلة مجسمين، وكان الوجه أن لا يحكى وكذا


««Он – Возвышенный», имеется ввиду возвышенность могуществом и степенью, но не возвышенность местом, потому что Аллах абсолютно чист от нахождения в пространстве. Передает имам ат-Табари от группы людей, которые изрекают следующее: «Он Возвышен над творением возвышенностью Его места над местами творений». Так говорят невежды-муджассима и (посему) имеется (серьезное) основание для того, чтоб не передавать и не рассказывать (подобные слова)».

[«Аль-Мухарра аль-ваджиз ви тафсир аль-Китаб аль-Азиз», 1/342]

Форум  Мобильный | Стационарный