Расширенный поиск
20 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёбге таш атма.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Баланы адам этген анады.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
Страницы: 1
Запретность Расточительства (Исрафа) в Исламе, исраф - одна из важных проблем в нашем современном обществе
 
Ассаламу алейкум уважаемые братья и сёстры!
Давно уже задумал подобные тему, но никак не получалось открыть. В последнее время из-за занятости другими делами мне не удаётся подготовить необходимый материал для первого поста, более или раскрывающий тему топика. Я вижу как много у нас расточительства вокруг будь то каких-нибудь вещей, будь то времени, излишество в словах и т.п. Поэтому сейчас открываю тему и по мере возможности, думаю, общими усилиями сможем найти ответы на вопросы - что относится к расточительству в исламе, что говорится о расточительства в исламских источников, каких образом избежать расточительства....
 
У меня тоже будет несколько вопросов по этой теме)
Религиозность – это не только нахождение в мечети, но и хорошие взаимоотношения с людьми и благой нрав. Вот на эти качества должна обратить внимание молодежь при выборе второй половинки.
 
Расточительство и экономия


Экономия (иктисад) – быть умеренным, не переступать, избегать чрезмерной траты, также и неразумной недотраты, придерживаться срединного пути. Противоположность понятию экономия – расточительность (исраф), что в русском языке буквально означает признак превращения чего-то в пыль. Это неоправданная трата, неумеренность в тратах, потребление сверх того, что на самом деле требуется, тратить блага Всевышнего впустую.
Путь к величию и причина униженности
Ислам призывает быть умеренным, придерживаться золотой середины в вовпросах касающихся трат на пропитания, одежду, материальные блага и другие материальные потребности; запретил всческое расточительство, связанное с транжирством, одержимостью блеском и шиком, стремлением к люксу.
Прежде всего экономия это благодарность Всевышнему; ведь человек придерживающийся принципа экономии (муктасид) полон чувства признательности тому, кто является истинным Источником всех благ, он отчетливее и яснее понимает и видит Его за всеми благами. Осознание, понимание, знание, признание истинного источника пропитания, Всевышнего, позволяет человеку еще более глубоко ощутить вкус тех благ, которыми он наделен, больше их ценит, опасается пустой их растраты, внимателен и бережен с ними и аккуратен в пользовании ими. Таким образом, он многосторонне выигрывает. Во-первых он умерен и берет ровно столько сколько нужно, оставаясь здоровым. Во-вторых, будучи благодарным тому, что есть, избавляет себя от надобности заискивания и погони за тем, что тебе на самом деле не нужно, сохраняя свое достоинство. В-третьих, переполняется благодарностью Всевышнему, тем самым только создавая причины, чтобы блага стало больше.
Что же касается расточительности, то это в первую очередь неблагодарность Тому, Кто обеспечил тебя благами, это неудовлетворенность, это и предвестник таких духовных болезней как заискивание и хирс (неуемное желание). Ибо тот кто не доволен участью и не довольствуется тем, что заработал своим потом и кровью (мусриф), постоянно желает еще и еще, забывая благодарить, более того, переходя на жалобы, когда чего –то не получает; его дозволенное пропитание халяль уже кажется ему слишком малым, чтобы им довольствоваться, поэтому он просто перестает задумываться где халяль, а где харам, теряя голову в погоне за приобретением. Он даже готов растратить свои честь и достоинство на этом пути. В этом свете экономия представляет собой путь умножения своих благ и жизни с достоинством, расточительность же предстает причиной исчезновения бараката и мешает человек сохранять свои честь и достоинство.
 
Родство с шайтаном
Человек, вооруженный принципом экономии – это счастливый человек, который может рассчитывать на милость и довольство Всевышнего, а расточителя ждет незавидная дружба с Иблисом. Обратите внимание на аяты из суры «Исра» ниже, они как раз говорит нам об этом.
«Удели должное внимание родным (помоги тем из них, кто нуждается в твоей помощи), а также нищим и путникам, но не расточай безрассудно [не трать предоставляемые тебе блага бессмысленно, не по назначению, безмерно, неразумно, например, превращая других в зависящих от тебя тунеядцев и бездельников].» (17:26)
«Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями Сатаны. Он же [проклятый Богом навечно] оказался абсолютнто неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (17:27)
Священный Куран запрещает расточительство и транжирство, и называет их свойствами шайтана. Расточительство это не о том, что я трачу много или мало, речь идет не количестве, это о том, на что ты тратишь; то есть расточительство это тратить не на то, что надо. Допустим, на пути Всевышнего можно потратить все, что у тебя есть, и это не будет называться расточительстом, но зато будет называться расточительством несколько копеек на то, в чем нет блага.
Расточительный человек повторяет поведение шайтана, точная его копия в своем масштабе. Они не увидели и не замечали тех благ, которыми обладали, а значит и не ценили, вместо благодарности они только и делали что проявляли недовольство и жалобы, оставались недовольны и неуемно просили большего, злоупотребили благами и милостями Всевышнего, тем самым преступили границы дозволенного.
 
Срединный путь или золотая середина
Ислам в этом, как и во всех сферах жизни, показал нам путь, срединный путь, золотую середину. Поистине Ислам — это религия золотой середины. Ислам указал нам, что следует ценить те блага, которыми мы обладаем и благодарить Всевышнего за них, объяснив при этом, что благодарность есть во многом правильное и разумное использование тех благ, за которые ты благодарен. Поэтому верующим надлежит быть, с одной стороны, далеким от расточительства, с другой стороны далеким от скупости и жадности; избегать расточительности, но стремиться к жертве ради Всевышнего; использовать все блага, которыми наделяет нас Всевышний для достижения довольства Всевышнего. Именно к этому призывает Священный Куран:
«Пусть же твои руки не будут прикованы к шее (о человек не будь скупым), но и не раздавай все, что имеешь. (В первом случае ты перед Богом и людьми) удостоишься порицания и упрека, (а во втором случае вскоре) начнешь жалеть о соверешенном (тем самым потеряв всю пользу от совершенного поступка)» (Исра, 17:29)
«(Это те), кто, если тратят (свои средства и возможности, время и силы) на благодеяния, то не расточительны и не скупы, они находят золотую середину между первым и вторым (умеренны и постоянны в благом, где нужно – щедры).» (Фуркан, 25:67)
Конечно, понятие расточительности нельзя ограничивать только областью материальных благ. Расточительность это неразумное использование любых благ, неразумное значит не в соотсветствии с целью, расточительно. Таким образом, расточительность может быть не только в пользовании пропитанием, одеждой и т.п., но также например во вопросе времени, здоровья и т.д.
Неиспользуемая вода, которая вытекает из крана, когда я моюсь или беру омовение, свет в комнате, в которой никого нет, трата времени на пустое, причинение вреда здоровью, косвенное или явное, все это расточительность.
Примечателен аят из суры «Араф»:
“О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей. [Вся Земля – это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.]
Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте продукты питания в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем “золотой середины”]. Воистину, Всевышний не любит расточительных. [Нелюбовь Творца может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя обычно сами в этом повинны]”. (7:31)
 
Болезнь растраты и секрет экономии
Унижение, моральное попрошайничество неизбежно для тех кто сегодня далек от экономии. Если обратить внимание, то расточительность пронизывает все слои общества, и приобрела масштабы настоящего бедствия. Ведь сегодня вещи относящиеся к разряду люксовых часто воспринимаются как предметы необходимости. Культура жизни сделала сегодня невозможной жизнь жизнь в строгих рамках халяль. Особенно это заметно в больших городах, где порой человеку со средним честным заработком просто не прожить. Список вещей «первой» необходимости увеличивается с каждым днем, и те, кто далек от экономии, далеки от понимания ценности чести и достоинства, порой «вынуждены» идти на недозволенное, переступать границы ради удовлетворения потребностей своих детей.
К сожалению реклама делает свое дело. Негативное воздействие рекламы особенно заметно на тех, кто ограничен в доходах, когда они начинают подумывать о воровстве, любого вида, взятках, спекуляциях, обманах и прочего. Нигде, как в финансах нет столько заморочек. Стремление к высокому классу заставляет жертвовать многими моральными принципами, в том числе и религиозными.
Например, Посланник Всевышнего (салаллаху алейхи ве саллям) сказал «Тот, кто экономит не испытает трудностей в вопросе пропитания своей семьи». Быть умеренным, расходовать оптимально, находится подальше от фантазий и стремления к люксу, брать в пример жизни Пророка (с.а.с.) и Его сподвижников, приучив к этому и свою семью, непременно даст свой ценный результат в виде бараката Всевышнего, избавит человека от нужды, сохранит честь и достоинство.
 
Мы и экономия
Для тех, кто помимо простого проживания озадачен вопросом донесения Истины до других людей, вопрос расточительности и экономии приобретает еще больший смысл. Я и нас с вами причисляю к этой категории людей. Рассказать об Исламе это в первую очередь личный пример, это доверие и внимание со стороны тех, к кому мы обращаемся. Сложно быть небрежным в своих расходах, жить в шелках и при этом рассчитывать на доверие и внимание со стороны людей, это только отталкивает. Если нам не доверяют, то наставничество (иршад), призыв словами (таблиг) теряют свой смысл.
Стремление к мирским удовольствиям, полному ощущению вкуса жизни, комфорту несовместимы с наставничеством и призывом словами. Стремление донести до людей истину, познакомить и приблизить к правильному пониманию вещей, приблизить к Богу. Это ответственность на каждом из нас, ощущаем мы ее или нет. И лучше бы нам ее ощущать и что-то делать, потому что отвечать за это придется основательно.
Никто не оценит, если мы, как верующие, будет менять формат одежды, формат мысли, будем похожи на кого-то, но только не на самих себя. Если мы хотим привлечь внимание людей к нашим ценностям, то это возможно только если мы будем оставаться самим собой, во всем.
Основа основ в этих вопросах звучит примерно так, оставить мирское на уровне сердца, а не на уровне своих действий. В этом смысле верующий может работать и зарабатывать также как и человек далекий от Бога, и стать богатым как Карун, может, но вся разница в том, что все это не занимает в его серце места и он готов пожертвовать всем ради Всевышнего. Тут ничего не скажешь, такие люди есть, хоть их и мало. Жить и получать удовольствие от жизни в рамках дозволенного это право верующего, верующий в праве использовать эти блага как для себя, так и оставить их своим потомкам, все зависит от глубины веры, наверное, и стремлению помогать.
Опять-таки, есть смысл вернуться к примеру нашего Пророка (с.а.с.) и Его сподвижников. После определенного периода они уже имели возможность жить ни в чем себя не ограничивая, при этом стиль жизни не менялся. Скромность и аскетизм (зухд), убежденность в предстоящем спросе за каждое использованное благо – это позволяло им сохранять равновесие между мирским и вечным. Кроме мыслей о распространении Ислама и пользы людям в их головах места другим мыслям просто не было. Они не занимались накопительством.
Однажды во время своего правления Абу Бакр после того как выпил стакан холодной воды, предложенной ему, расплакался, причем слезы еще долго не высыхали на его лице. Это привлекло внимание других и на вопрос, что же так заставило плакать Халифа он ответил: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.), делая движение рукой, как будто от чего-то отмахиваясь, произнес «Иди прочь, оставь меня!». О Посланник, я ничего не вижу, сказал Абу Бакр. Посланник (с.а.с.) ответил: «Ко мне подошло все мирское со всеми своими красотами, и хотело заставить принять меня его. И я сказал ему «Иди прочь, оставь меня», на что оно ответило «Клянусь Аллахом, ты может и спасен от меня, но те, кто после тебя, не смогут от меня избавиться, и они сами будут за мной бежать». После чего Абу Бакр добавил, «Я вдруг задумался, а не заставило ли меня мирское принять его вот этим стаканом воды, не отдалило ли меня от вечности…»
 
Спрос за блага
Максимально просто жили именно они: Пророк (с.а.с.) и сподвижники и были довольны тем как они живут.
И снова случай из жизни Пророка (с.а.с.). Однажды в гости Пророка (с.а.с.) и кого-то из сподвижников позвал в гости Абу Аййуб Аль-Ансари. Их встретила супруга сподвижника, который в это время бегал за свежей веткой хурмы. Пророк (с.а.с.) спросил зачем он срезал ветку, ведь мог просто собрать хурму отдельно. На что хозяин ответил «Вы оказали честь моему дому, поэтому я хотел угостить вас не только обычной сухой хурмой, но и свежей с ветки». Хозяин после этого побежал во двор и зарезал козленка, половину пожарил, вторую половину сварил. Пророк (с.а.с.) взял со стола кусочек и попросил хозяина передать его своей дочери Фатиме, поскольку она никогда в жизни не пробовала подобного. После того, как все насытились, Посланник Всевышнего (с.а.с.) сказал: «Прохладная тень, хлеб, мясо, сухая хурма и хурма свежая, холодная вода… Клянусь Аллахом, и за это мы будем отвечать пред Всевышним. Потом прочитал аят из Курана из суры «Текасюр»: «И клянусь и утверждаю, что вас непременно спросят о роскошной жизни и благоденствии, которыми вы наслаждались в земной жизни!» (102:8). Далее добавил, что перед тем как воспользоваться подобными благами говорите «Бисмиллах» («С именем Бога»), в конце когда насытитесь – «Альхамдулиллях» («Слава Богу»).
И снова случай из жизни Посланника (с.а.с.). Приближалось время вечернего разговения-ифтара и сподвижники принесли Пророку (с.а.с.) стакан воды, в этот раз они добивили туда немного меда. Как только Посланник (с.а.с.) почувствовал вкус меда, он поставил стакан и спросил что это. «О, Посланник Аллаха, мы думали что вам понравится, поэтому добавили меда». На что Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил:
«Послушайте! Я не запрещаю пить это, но знайте кто будет скромен ради Аллаха, Аллах возвысит его, кто будет высокомерен, того Аллах унизит. Кто будет умерен и экономен, Аллах обогатит его, кто будет расточительствовать, Аллах подвергнет его нужде и кто будет много поминать Аллаха, тем Он будет доволен.»
Короче говоря, экономия делает людей довольными тем что имеют, как сказано в хадисе «Довольство самое большое богатство» и в другом хадисе «Живущий в довольстве возвышен, жадный унижен». Экономия это путь к милости Аллаха, расточительность же — причина недовольства, алчности, лицемерия. Принцип экономии должен быть основой жизни мусульман.
 
Скопировал статью с интернета. Не поленитесь, прочитайте. Я сам лучшего конечно не смог бы, поэтому в дальнейшем будем обсуждать, если возникнут вопросы по этой статье. А также по этой теме продолжим, иншааЛлах...

Цитата
бездушный кролик пишет:
У меня тоже будет несколько вопросов по этой теме)
аламат)) давайте свои вопросы))
 
Замечательная тема. Аллах разы болсун, Абдуллах.
Есть одна вещь, о которой мы часто забыааем, говоря об экономии и расточительстве.это время. Время- самое главное богатство и самый дорогой подарок, который мы так небрежно используем. Расточительно проводим время в глупых и порой ненужных занятиях, когда могли б провести с пользой ( поминание Аллаха, поклонение Ему,приобретение знание и ,наконец, просто побольше общаться со своей семьей,братьями и друзьями.
Изменено: Azamat - 05.11.2015 14:27:34
 
 
Цитата
Abdullah пишет:
Ведь сегодня вещи относящиеся к разряду люксовых часто воспринимаются как предметы необходимости.

Зачастую так и есть на самом деле, простой пример, только автомобили премиальных марок обеспечивают безопасность для водителя и пассажиров.
 
Abdullah, Ассяляму уаалейкум
мне интересно на счет воды, считается ли расточительностью чрезмерное употребление не только как питье, а так же как во всем чем связано, мойка, стирка и прочее, если можно по подробнее желательно с хадисами! Джазака Ллаху хайран аджмайин.
 
Цитата
Azamat пишет:
Замечательная тема. Аллах разы болсун, Абдуллах.
Есть одна вещь, о которой мы часто забыааем, говоря об экономии и расточительстве.это время. Время- самое главное богатство и самый дорогой подарок, который мы так небрежно используем. Расточительно проводим время в глупых и порой ненужных занятиях, когда могли б провести с пользой ( поминание Аллаха, поклонение Ему,приобретение знание и ,наконец, просто побольше общаться со своей семьей,братьями и друзьями.
Аджмагъин (барыбыздан да Аллах болсун). Да, время тоже очень важно. У меня в последнее время его не хватает, поэтому не смог зайти и ответить на вопросы.

Цитата
ЙУЖНЫ_ШПИЙЁНЪ пишет:
Abdullah , Ассяляму уаалейкум
мне интересно на счет воды, считается ли расточительностьючрезмерное употребление не только как питье, а так же как во всем чем связано, мойка, стирка и прочее, если можно по подробнее желательно с хадисами!Джазака Ллаху хайран аджмайин.

уа алейкум салам уа рахматуЛлах.

Сейчас в интернете столько всего появилось, поэтому вместо того, чтобы самому заново собирать информацию, переводить, добавлять что-то и т.п., скопирую оттуда.

На эту тему есть достоверный хадис, в котором рассказывается, что некий сподвижник совершает омовение и при этом тратит воды сверх меры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидев это, делает сподвижнику замечание. Когда сподвижник недоумевает, мол, разве в таком достойном деле как совершение омовения может идти речь о чрезмерности, на что пророк (мир ему и благословение) отвечает: «Даже если будешь стоять на берегу реки, все равно нужно быть экономным».

Ответ пророка (мир ему и благословение) очень важен. Казалось бы, вода в реке и так куда-то там утекает, и вроде в данной ситуации не столь существенно, сколько мы воды потратим во время омовения. Так в чем же суть последней фразы хадиса? Другими словами, суть не в том, сколько у нас имеется тех или иных ресурсов, в любом случае они должны быть использованы умеренно, экономно, уместно, по назначению. Ведь истинным хозяином всех благ и ресурсов является Аллах, а раз так, то только Он решает что, куда, и как можно использовать. Соответственно, стоя даже на берегу реки, мы не должны забывать, что даже чрезмерное обилие ресурсов не дает нам права использовать их сверх меры.

И кое что добавлю к этому, как известно совершая омовение сунной является омывание лица, рук и ног по три раза. Омовение больше трёх раз нежелательно, следует не идти не поводы наущений, как бывает у некоторых братьев, которые считает что недостаточно обмыли какую-то часть тела и много раз повторяют. А про мойку, стирку и т.п., таких чётких границ привести трудно. Есть что-то уже стало чистым, лишний раз мыть или стирать нельзя. Нужно ко всему относиться с умом и учитывать не только тебе удобно и приятно, но и окружающих тебя людей, природу и т.п. Нужно думать о том, чтобы множество времени и денег не уходило не мойку и стирку и т.п., со всякими шампунями, порошками и множеством других различных сопутствующих средств. Тем более у нас не так хорошо организованы канализации и вся эта химия течёт зачастую прямо на улицы (в сёлах например)... Поэтому, стараясь себя показать сверх чистым не заботиться об окружающем мире не будет конечно же правильным. Всё это немного будет меняться в зависимости от мат. средств, канализаций и некоторых других параметров, т.е. не абсолютно одинаково для всех, но стоит задуматься всем и исходить из своих возможностей и др. параметров. Не только из-за своих привычек, капризов и т.п. Надеюсь, не вдаваясь в тонкости я смог донести свою мысль. Эта тема очень важна и очень актуальна у нас.
 
Цитата
Patek Philippe пишет:
Зачастую так и есть на самом деле, простой пример, только автомобили премиальных марок обеспечивают безопасность для водителя и пассажиров.
под люксовым имелось по-моему что-то другое, такое, без чего могут обойтись люди среднего достатка и ниже. А пример с автомобилем, это уже у кого сколько возможностей, если возможности позволяют, покупайте самые премиальные марки автомобилей и всего другого, но всё своё время и внимание сосредотачивать на этом неправильно. Ведь мы в этот мир не пришли, чтобы гоняться за приобретением всех этих вещей... Нужно искать смысл жизни в другом.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный