Какие шутки запрещены и порицаемы
Как было уже упомянуто, шутки в своей основе дозволены, однако, у дозволенных шуток есть свои условия и границы, поскольку в противном случае шутки зачастую становятся причиной множества бедствий и грехов, как вражда, ненависть и даже впадение в неверие.
О недопустимости шутить над религией Аллаха
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«И не считайте знамения Аллаха шуткой»
(аль-Бакъара 2: 231).
Всевышний Аллах также сказал:
«Обитатели Огня воззовут к обитателям Рая: “Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах”. Они скажут: “Аллах запретил это для неверных, которые обратили свою религию в потеху и игру и обольстились мирской жизнью”»
(аль-А‘раф 7: 50-51).
Всевышний Аллах также сказал:
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”»
(ат-Тауба 9: 65-66).
Насмешки и издевательства по отношению к Аллаху, Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и Корану абсолютно противоречат иману и выводят из религии допустившего это, поскольку основой религии является вера в Аллаха, Его книги и Его посланников и проявление уважения к этому является обязательным. Также известно, что насмешки и шутки в отношении Аллаха, Его посланников и Его Писаний гораздо хуже, чем чистое неверие, поскольку это представляет собой неверие плюс неуважение и издевательство.
См. “аль-Къаулю-ссадид” 120.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. ‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. После этого ‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ему только читал аят:
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”»
(ат-Тауба 9: 65-66).
Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”
.
Ибн Аби Хатим 10046, ат-Табари 16928. Достоверность подтвердили шейх Мукъбиль и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Этот человек, произнося свои слова, имел в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, но вместе с тем, он имел в виду именно обладающих знанием. Шейх Салих аль-Фаузан сказал:
“В этом хадисе указывается на необходимость проявления почтения к ученым и недозволенность насмехаться и издеваться над ними. Этот лицемер сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”, он подразумевал под этими словами ученых, а ученые – это наследники пророков, и они являются примером для всей уммы. И когда человек ругает ученых, он тем самым расшатывает Исламскую общину, принижает достоинства ученых и вызывает сомнения относительно них”
.
См. “И’анатуль-мустафид би шарх китаб ат-таухид” 2/191.
Имам Ибн аль-Къайим сказал:
“Итог таков, что шутки, забавы и т.п. в отношении Всевышнего Аллаха непозволительны, и сказанное при этом в шутку подобно сказанному всерьез!”
См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/125.
То же самое касается шуток и издевательств в отношении законоположений Ислама, будь то борода, хиджаб и т.п., ибо все это запрещено строжайшим образом! Къады Ибн аль-‘Араби сказал:
“Нельзя использовать шутки в постановлениях религии, поскольку это является невежеством! Аллах сказал, описывая историю с коровой
:
«Вот Муса сказал своему народу: “Аллах приказывает вам зарезать корову”. Они сказали: “Неужели ты насмехаешься над нами?” Он сказал: “Прибегаю к Аллаху от того, чтобы оказаться одним из невежд”»
(аль-Бакъара 2: 67)
.
Смысл слов пророка Мусы в том, что он не шутит в вопросах религии, поскольку это из деяний невежд!”
См. “Файдуль-Къадир” 3/13.
О недопустимости шутить с вопросами брака и развода
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В трех вещах серьезность и шутка равнозначны: никах, развод, и возвращение разведенной»
.
Абу Дауд 2194, ат-Тирмизи 1184, Ибн Маджах 2039. Достоверность хадиса подтвердили Имам Ибн аль-Джаруд, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “Тухфатуль-мухтадж” 2/398, “Умдату-ттафсир” 1/285, “Тахридж Мишкат аль-масабих” 3/310, “Ируауль-гъалиль” 1826.
От Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто в шутку дал развод или освободил раба, то будет так, как он сказал»
.
ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6530.
Имам аль-Хаттаби в “Ма’алиму-Ссунан” сказал:
“Слова любого, кто пошутил вещами, упомянутыми в хадисе, вступают в силу. И его отговорки в расчет не берутся”.
Шейх Ибн аль-Къайим писал:
“Если совершеннолетний шутит относительно развода, брака или возвращения разведенной жены, то вступает в силу то, что он сказал в шуточной форме. Это указывает на то, что слова шутки в данном вопросе принимаются в расчет, не смотря на то, что слова спящего, забывающего, умалишенного и принужденного не принимаются в расчет”
.
См. “Задуль-ма’ад” 5/204.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил:
“Развод в шутку и всерьез имеют одинаковую силу, однако разница между ними в том, что дающий развод всерьез подразумевает как слова, так и положение, тогда как тот, кто шутит, подразумевает слова, но не дело!”
См. «Шархуль-мумти’» 10/461.
Более того, имамы передавали единогласное мнение о том, что развод в шутку является действительным! Имам Ибн аль-Мунзир сказал:
“Единогласны ученые в том, что развод всерьез и в шутку одинаковы в положении”
.
См. «аль-Иджма’» 24.
Исключением являются те, кто не знал об этом положении, поскольку незнание, является оправданием в Исламе.
См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 211, “Раф’уль-харадж фи-шшари’а” 237.
Как же много мусульман в наши дни позволяют себе шутить с вопросами брака и развода, и ведь среди них есть такие, кто по три и более раза давал развод своей жене в шутку, не придавая этому должного внимания, и возможно уже совершает с ней прелюбодеяние.
О Аллах, убереги нас от зла наших языков!
О ложных шутках
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставил спор, даже если он был прав; и я гарантирую дом посреди Рая тому, кто оставил ложь даже в шутку. И я гарантирую дом в верхних пределах Рая тому, у кого наилучший нрав»
.
Абу Дауд 4800, аль-Байхакъи 10/249. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует раб Аллаха по настоящему до тех пор, пока не откажется он ото лжи в шутках»
.
[0:23:22]Ахмад 3/352, 364, ат-Табарани в «аль-Аусат» 5103. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 2939.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Ложь не позволительна ни всерьез, ни в шутку! Читайте если хотите слова Аллаха:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»
(ат-Тауба 9: 119)
”.
Ибн Аби Шейба 6/124, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1497. Иснад достоверный.
Об использовании лжи, чтобы рассмешить людей
Исходя из предыдущей главы, нам стало ясно, что шутить при помощи лжи является порицаемым делом. Однако, если кто-то шутит ложно, желая тем самым насмешить людей, как например рассказчик анекдотов и т.п., то это намного хуже. Такой человек входит в число тех, о ком посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!»
Абу Дауд 4990, ат-Тирмизи 2315. Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби, ас-Сан’ани и аль-Альбани.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь»
.
Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 4163.
Шейх Ибн Баз сказал:
“Веселиться с помощью слов или рассказов, которые являются правдивыми, нет в этом проблем, особенно если не делать это часто. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, но при этом не говорил ничего, кроме правды. Что же касается шуток с помощью лжи, то это не дозволено, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!»”
См. “Маджму’у фатауа уа макъалят” 6/391.
Высмеивание мусульман
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, те несправедливые»
(аль-Худжурат 49: 11).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Однажды я сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Достаточно тебе и того, что Сафийя (его жена) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!»”
Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Воистину, высмеивание и издевательство над мусульманами является запретным, даже если это делается в шуточной форме! Подобной является одной из причин, которая влечет вражду, ненависть и раскол среди мусульман, что противоречит необходимости согласия и единству мусульман на правильных убеждениях. Именно поэтому Халид ибн Сафуан говорил:
“Было сказано: «У всякой вещи есть свое начало, а началом вражды является шутка»”
.
Абу ‘Убайд в “аль-Амсаль” 85.
Шутки, связанные с гъиба
От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть»
.
аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992.
Сообщается, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав:
“Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!”
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им:
«Вы совершили гъиба за него»
. Они сказали:
“О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!”
На это он ответил:
«Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!»
аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128.
И как же часто мусульмане совершают гъиба за спиной друг друга лишь ради шутки и забавы!
Излишество в шутках и смехе
Излишество и неумеренность в шутках, как и во всех прочих делах, порицаема. Постоянство и неумеренность в шутках никак не красят праведного мусульманина. Постоянное подшучивание достойно порицания и по той причине, что это подразумевает праздное времяпровождение, заставляет людей излишне много смеяться, а иногда приводит к ненависти, обидам или утрате уважения друг к другу. Еще хуже, когда сарказм носит адресный характер и задевает честь мусульман. О таких ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“К шутнику относятся с пренебрежением”
.
Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 395.
Имам ан-Науауи сказал:
“Ученые говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек излишествует в этом и делает это постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Аллаха и зачастую сопровождаются причинением обиды, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”
.
См. “аль-Азкар” 343.
Также многочисленные шутки – причина многочисленного смеха, а много смеха является порицаемым. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце»
.
аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 253, Ибн Маджах 4193. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Что же касается немногочисленного смеха, то нет в нем ничего порицаемого, поскольку смеялся пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и праведные имамы. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он рассмеялся и спросил: «Знаете ли вы, почему я смеюсь?» Мы сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «В День воскрешения раб спросит своего Господа: «О Господь мой, разве Ты не обещал мне защитить меня от несправедливости?» Господь скажет:
«Да». Раб скажет: «Но только я один могу свидетельствовать о себе». Господь скажет: «Сегодня достаточно того, что ты сам будешь свидетельствовать против себя вместе с благородными писцами». После этого человек будет лишен дара речи, а каждой из частей его тела скажут: «Говори». И каждая из них расскажет о его делах, а потом ему вернут дар речи, и он воскликнет: «Чтоб вы пропали, ведь я хотел защитить вас!»
”
Муслим 4/261.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осадил жителей Таифа, он не смог его покорить и сказал: «Поистине, если захочет Аллах Всевышний, мы вернемся в Медину». Сподвижники стали говорить: «Неужели мы уйдем, так и не взяв его?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Так идите в бой!», и они бросились в бой. Когда же многие были ранены, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вновь сказал: «Поистине, завтра мы возвращаемся!» Это обрадовало мусульман, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся”
.
Муслим 3/184.
Пугать в шутку
‘Абдур-Рахман ибн Абу Лейля рассказывал:
“Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Почему вы смеетесь?»Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: «Запрещено мусульманину, пугать мусульманина!»
Абу Дауд 4351, ат-Тирмизи 3/431. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Брать в шутку чужое
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть никто из вас не берет даже палку своего брата ни в шутку, ни всерьез! А тот, кто взял палку своего брата, пусть вернет ее ему»
.
Ахмад 4/221, ат-Тирмизи 2160. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани.
Имам аз-Заркаши сказал:
“То, что делают люди, когда берут принадлежащее другим в качестве шутки, является запретным! Это запрещено даже в шутку хоть человек и желает это вернуть, и приравнивается это к совершенному всерьез, потому что это пугает его брата-мусульманина, который считает, что потерял свои вещи”
.
См. “Тухфатуль-мухтадж” 10/287.
Шутить с помощью оружия
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть никто из вас не направляет железо (оружие) на своего брата, ибо, поистине, ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата острие оружия, пока он не отведет его, даже если этот человек будет его братом по отцу и матери!»
аль-Бухари 7072, Муслим 2617.
Имам ан-Науауи сказал:
“В этом хадисе указание на величие неприкосновенности мусульманина и указание на строгий запрет пугать его… И неважно будет это сделано в шутку или всерьез”
.
См. “Шарх Сахих Муслим” 8/448.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в комментарии этого хадиса и предыдущего, сказал:
“Причина запрета брать чужие вещи в том, что подобное пугает мусульманина. Также и наведение на него оружия пугает его. Если человек делает это с намерением навредить, то заслуживает величайший грех! Если же делает это шутя, то его грех меньше”
.
См. «‘Аридатуль-ахуази» 9/16.
О том, что у шуток должно быть подходящее время и место
У каждой шутки должно быть свое время и место, и примеры в поступках и словах саляфов тому, что у шуток должно быть подходящее время уже приводились:
Бакр ибн Абдуллах сказал:
“Сподвижники посланника Аллаха бывало бросались друг в друга арбузными шкурками, но когда речь заходила о серьезных вещах, они были мужчинами!”
аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 266. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Однажды один человек спросил у Суфьяна ибн ‘Уяйны:
“Порицаются ли шутки?”
Он ответил:
“Нет, это Сунна, однако, когда это делается хорошо и используется подходящее для этого время”
.
См. “Файдуль-Къадир” 3/13.
Имам аль-Мунауи сказал:
“Шутки – вещь нужная и желательная, однако в определенных местах! Не каждое место подходит для шуток, как и не каждое место подходит для того, чтобы быть серьезным”
.
См. “Файдуль-Къадир” 3/18.
Из числа мест, когда шутки не уместны и неприемлемы: когда муаззин призывает на общую молитву, произнося слова икъамы, на похоронах и посещении кладбищ, при вспоминании о смерти, при чтении Корана, во время встречи с врагами на поле боя, и т.п.
Шутить следует не с каждым
Не с каждым следует шутить и подшучивать. Например, не следует шутить с незнакомыми людьми, которые могут понять неправильно шутку, или с учеными, или с теми, кто не понимает шуток и т.п. В качестве примера тому, что не с каждым человеком следует шутить можно привести слова Са’ида ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах), который сказал своему сыну:
“О сынок, не подшучивай над благородным, ибо он может возненавидеть тебя за это, и не подшучивай над низким, ибо он станет тебе дерзить”
.
Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 398.
Имам Ибн Хиббан сказал:
“Если человек будет шутить с тем, кто не из его окружения (положения), то он начнет презирать его и грубить ему, даже если шутка была правдивой. Каждая вещь должна быть на своем месте, и не следует шутить, кроме как с теми, с кем положено”
.
См. “Раудатуль-‘укъаля” 80.
Халяф ибн Салим рассказывал:
“Однажды мы были в собрании Язида ибн Харуна и он стал шутить. В это время закашлял Ахмад бин Ханбаль. Он спросил: «Кто кашляет?» Ему сказали: «Ахмад бин Ханбаль». Тогда он хлопнул себя полбу и сказал: «Разве вы не могли мне сообщить о том, что Ахмад тут, чтобы я не шутил?!»”
Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/169.
Язид ибн Харун – это был известный имам своего времени. Имам аз-Захаби в «ас-Сияр» в описании его биографии сказал:
“Он любил пошутить, однако не делал этого в присутствии имама Ахмада из-за почтения к нему”.
Имам Ахмад говорил:
“Не следует ученому вести себя по-простому перед простолюдом. А когда он желает сделать что-то обычное, то пусть скроет это от них”.
См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 2/217.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал:
“Некоторые саляфы говорили: «Мы часто шутили и смеялись, но когда мы стали теми, за кем следовали и кому подражали, то перестали делать это (прилюдно)»”
.
См. “Сайд аль-хатыр” 183.
А в качестве примера того, что не следует шутить с теми, кто не понимает шуток, можно привести историю, которую передал Ибн Хаууайз аль-Миндад:
“Однажды один человек пришел к ‘Убайдуллаху ибн аль-Хасану, который был судьей в Куфе. ‘Убайдуллах стал с ним шутить, на что тот сказал ему: «Не проявляй невежество, о судья!» ‘Убайдуллах спросил ему: «С чего ты взял, что шутка – это невежество?!» Тот прочитал аят:
«Вот Муса сказал своему народу: “Аллах приказывает вам зарезать корову”. Они сказали: “Неужели ты насмехаешься над нами?” Он сказал: “Прибегаю к Аллаху от того, чтобы оказаться одним из невежд”»
(аль-Бакъара 2: 67).
Тогда ‘Убайдулах отвернулся от этого человека, поскольку посчитал его невеждой, который не может отличить шутку от насмешек”
.
См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/181.