Что из изображений является дозволенным?
Учёные считаю, что дозволенно фотографироваться, если в этом есть необходимость, как, например, на паспорт.
Также дозволенны детские игрушки в виде кукол и т. п. если есть в них польза.
Ар-Рубайи' бинт Му’аууиз (да будет доволен ею АЛЛАh) рассказывала:
“Утром в день ‘Ашура пророк ('алейhи ссаляту уа ссалям) отправил человека, чтобы он возвестил в селениях ансаров:
«Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца»”.
Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлёкся), пока не наступало время разговения”.
аль-Бухари 1960.
Также и у ‘Аиши в детстве были игрушки, среди которых была лошадка с крыльями, и сама она говорила:
“Я играла в куклы у посланника АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям)”.
аль-Бухари 6130, Муслим 2440.
Однако не следует покупать детям игрушки в виде всяких уродов и монстров!
Дозволено также рисовать природу.
Сообщается, что как-то раз к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им АЛЛАh) пришёл один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками, делая изображения. Ибн ‘Аббас ему сказал:
“Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника АЛЛАhа ('алейhи ссаляту уа ссалям). Я слышал, как он ('алейhи ссаляту уа ссалям) сказал:
«Того, кто создаст какое-либо изображение, АЛЛАh станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!»”
Услышав его слова, этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн ‘Аббас сказал:
“Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то, в чём нет души”.
аль-Бухари 2225.
А шейх Аль-Альбани рахимаhуЛлаh в книге "Адабуз-Зифаф" (Этикет брака) писал:
"Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений (создание изображения руками и фотографический способ - мое пояснение) являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два хадиса.
Первый хадис:
‘Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней.
Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Муслим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234), согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66).
Согласно другой версии хадиса, ‘Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал:
«Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть».
Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65).
Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором говорится о том, что ‘Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани».
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился къадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».
Второй хадис:
Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала:
«Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля АЛЛАhа. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса:
«А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не за-кончился пост»).
Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.
__________Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шейхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. АЛЛАh лучше знает."
Аш-Шафи'и "Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."