Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, если придет к вам нечестивец с сообщением, то проверяйте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал». Муслим 1/10.
Обратите внимание на эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорит, что может стать лжецом тот, кто даже сам не выдумывает ничего, а просто распространяет непроверенную информацию!!!
Более того, в другой версии этого хадиса говорится: «Достаточно человеку греха, говорить обо всем, что он слышит». Абу Дауд 4992, аль-Хаким 1/112. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2025.
Объясняя причину того, почему передающий непроверенную информацию сам становится лжецом, имам ан-Науауи сказал: “В этих текстах содержится запрещение рассказывать обо всем, что слышит человек. Ведь поистине, человек обычно слышит и правду и ложь, а если он будет рассказывать обо всем, то передаст и ложную весть”. См. “Шарх Сахих Муслим” 1/75.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Худшая опора человека – это слова: “Заявляли”!» Ахмад 5/401, Абу Дауд 4972, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 762. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 866.
Имам аль-Багъауи сказал: “Поистине, это выражение «заявляли» было порицаемо по той причине, что в основном оно используется в сообщениях, которые не имеют цепи передатчиков и которые не достоверны. Это всего лишь вещи, слетающие с языка. И пророк (мир ему и благословение Аллаха), уподобил слова человека «заявляли», которыми он желает достичь цели в разговоре, с опорой (средством передвижения), посредством чего человек добирается до нужного ему места. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел удостоверяться в том, что человек говорит, проявляя осмотрительность в этом, и не передавая, кроме как от надежных людей”. См. “Шарху-Ссунна” 12/362.
Имам Малик сказал: “Знай, что не спасется человек, который рассказывает обо всем, что слышит”. Муслим 1/18.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Остерегайся слепо передавать услышанное, ибо поистине, это запрещено!” См. “аль-И’лям” 1/654.
То же самое обстоит и с распространением непроверенной информации о религии и пророческих хадисов. Более того, это еще строже! Ведь пророк Мухаммад (мир ему и благословение и Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Также немаловажен и вопрос распространения информации, связанной с глобальными и всеобщими делами общины, с вопросами безопасности или опасности, которые Шариат строго запретил обсуждать всем подряд! Всевышний Аллах сказал: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).
Итак, Аллах запрещает нам обсуждать вопросы, связанные с опасностью и безопасностью, велев возвращать эти вопросы к: «обладающим влиянием». А что касается «обладающих влиянием», то это ученые и правители мусульман. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 4/82, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255.
Следует знать, что верующий не торопится, а делает все с мудростью и спокойствием. Ведь со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Бусыри и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса надежные. А имам Ибн аль-Къайим, имам аз-Зуркъани и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/22, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/120, “Мухтасар аль-Макъасыд” 1/97, “Сахих ат-таргъиб” 1572, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Спешка была связана с шайтаном по той причине, что она является лишь легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью раба Аллаха. Спешка препятствует тому, чтобы удостоверяться, быть серьезным и кротким. Она становится причиной того, что та или иная вещь ставится не на свое место, порождает зло и препятствует благу. Она занимает свое место между двух порицаемых качеств, как халатность и преждевременная торопливость”. См. “Китаб ар-рух” 258.