"АКЪТАМАКЪ"

"АКЪТАМАКЪ"

Кергелен 21.06.2012 01:04:19
Сообщений: 856

6 0

"АКЪТАМАКЪ"

ЛИТЕРАТУРНО- ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ

(виртуальное)


" Назму деген накъырда тюлдю,
Джюрекге эшик ачады"

Джырчы Сымайыл.

Хош келигиз ,багъалы джазыучу джаш тёлю!:гоккачыкъ:

Форумда назму, хапар джаза билгенле, тилейбиз, былайда салыгъыз джазгъаныгъызны.

Джазыучуларыбыз, поэтлерибиз сизге болушурукъдула,окъуучула сюйюб окъурукъбуз,сизни бла ушакъ эте ,тил-тин байлыгъыбызны ёсдюрлюкбиз.
Изменено: Кергелен - 05.10.2012 19:25:11

Ответы

Автор 22.12.2016 21:06:27
Видимо мои вопросы никому не интересны ) пойду искать ответы в интернете )
Изменено: Автор - 28.12.2016 19:14:10
Sabr 24.12.2016 05:59:10
Сообщений: 7254
"Расскажу о своем народе" Конкурсха ийилген чыгъармаланы сала барайым - башха халкъланы джазыучулары не джазгъанларын да кёре барайыкъ.

Арслан ХАСАВОВ. О КУМЫКАХ (На конкурс «Расскажу о своём народе»)

Когда главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко позвонил мне с предложением написать эссе о кумыках, я задумался. Справочной информацией переполнены словари и энциклопедии. При этом, желающим узнать что-то об истории, численности, местах расселения любого народа необязательно лезть и в них. Всё это доступно, что называется, в два клика в сети Интернет. Что я могу добавить к этому?
«Рассказывать о своём народе сложно – всегда рискуешь что-то упустить, либо преувеличить», – пишет в своей знаменитой книге «Полынь половецкого поля» фолк-историк и, пожалуй, самый известный российский кумык Мурад Аджи. Опасность, кроме того, кроется ещё и в том, что говорить о своём народе (особенно если он малый, а ты готовишь не историческое исследование) принято максимально возвышенно и экспрессивно. Недостаток патетики в данном случае может быть воспринят сородичами как невежество, отход от корней или даже предательство.
Выход один – вслед за уже упомянутым Аджи – рассказать максимально личную историю – об ещё одном кумыке, плохом ли, хорошем ли – о самом себе.




Едва сняв верхнюю одежду, я прохожу в родительскую спальню. Открываю стеклянные створки книжного шкафа и не без труда нахожу книгу, которую искал. Попутно вытягиваю и один из ящиков стола – там в хаотичном порядке разложены фотоальбомы – «привет» из доцифровой эпохи. Выкладываю несколько из них на успевшую подёрнуться снежной плёнкой пыли горизонталь стола и, усевшись в кресло, открываю один из них.


* * *

Наш род ведёт своё начало из селения Брагуны, расположенного на полуострове между мощной Сунжой и буйным Тереком, в Гудермесском районе Чечни. Именно отсюда отец, будучи тогда моложе меня, сперва отправился в армию, а затем и в спецшколу МВД СССР в Киеве, чтобы в конце концов осесть в столице ныне одной из самых закрытых стран мира – Туркменистана. Все эти годы он обрастал семьёй – женился на девушке из Гудермеса, давшей жизнь моей старшей сестре, а потом и мне.
Пытаюсь вспомнить, когда конкретно я узнал, что я кумык и не нахожу яркого, единственного точного воспоминания. Родители, хотя мы и жили за тысячи километров от Кавказа, создали в нашей семье особую атмосферу – мы общались на родном языке, регулярно, даже в годы войны, ездили навещать родственников. По сути, кровные узы никогда не обрывались – я с самого детства знал своих дядь и тёть, двоюродных и троюродных братьев и сестёр, а географические границы никогда не вырастали на пути к осознанию своей национальной идентичности. Прекрасно помню, что в моём ашхабадском детстве моя «кумыкскость» воспринималась как особый дар небес, приключение, альтернативная реальность. Когда одноклассники разъезжались в близлежавшие сёла и аулы, меня ждал целый мир – далёкий и по-своему завершённый.
Благодаря такому подходу моих родителей, я хорошо помню уже ушедшую от нас бабушку – Мамов, созваниваюсь и с маминой мамой. Традиция этих поездок не оборвалась с годами и теперь, пусть не так часто, но уже я сам регулярно наведываюсь в родное село. Застал, к слову, я и отцовский дом, позднее разрушенный разливом Терека. Одноэтажное деревянное строение, окрашенное в синий – с рядами мелких подслеповатых окон.
«В этой комнате заезжий стоматолог вырывал мне зуб», – как-то рассказывал мне папа, указывая на небольшое помещение слева от входа.
Была во дворе и глиняная печь, в ней Мамов пекла хлеб и, тяжело опираясь на палку, подходя к столу под навесом, ломала его, ещё дымящийся, морщинистыми руками. Перед самой смертью, говорят, вспоминала меня, распоряжалась купить мне на базаре тарашку, и, без слёз не вспомнишь, уже незрячая, рассказывала, где именно нужно искать лучшую.
Что может значить нация сегодня?! Играет ли она в эпоху глобализации и всеобщей универсализации хоть какую-нибудь роль?! Вымирают языки и народы, их человеческие осколки, смешавшись или ассимилировавшись, создают нечто новое – часто с неясными или даже эфемерными контурами.
Религия, и это важно дополнительно проговорить, также призывает уважать, но не зацикливаться на национальной принадлежности, являющейся вторичной относительно религиозного братства.
По моим наблюдениям, отношение к собственной нации меняется в человеке с годами. В молодости, живущей другими заботами, естественное и вроде как необязательное, с годами поиск и изучение корней становится едва ли не навязчивой идеей. Углубление имеющихся связей, исследовательская и в меру сил и возможностей просветительская деятельность становятся устойчивой платформой и фундаментом, на котором позднее размещаются, и в контекст которых вводятся, все взлёты и падения прошлого.
Я ярко помню открытие моим отцом творчества Мурада Аджи. Имевшийся у него и до того интерес, скорее интуитивное ощущение необходимости поддержания связи со своим народом и землёй, вдруг получили своё чёткое, как ему показалось, обоснование. Он стал штудировать одну книгу указанного автора за другой, читал что-то вслух, желая разделить с близкими радость первого открытия. Появившиеся в нашем ещё ашхабадском доме затёртые томики старинных словарей и мемуаров свидетелей Кавказской войны, сменились книгами с часто эмоциональными и безапелляционными суждениями нашего современника.
Позднее в нашем доме появились и гораздо более серьёзные с точки зрения соответствия принципам исторической науки работы Камиля Алиева – подлинного подвижника в части изучения нашего народа.
Я вижусь с сотнями, если не тысячами, людей и со всеми так или иначе нахожу общий язык. Среди тех, с кем меня сводит судьба, нередко бывают и кумыки, и, странно в этом признаваться, я всегда испытываю по отношению к ним особое душевное тепло. Что-то непонятное или пока ещё неосознанное словно бы просыпается во мне. По каким-то пока неведомым мне причинам я начинаю испытывать ответственность пусть даже за малознакомого человека. При этом, как видно, я далёк от идеализации кого бы то ни было.
* * *
Я листаю книгу. В ней не только текст, но и иллюстрации археологических находок, фотографии гор и равнин, портреты великих предшественников в национальных одеждах. Снова возвращаюсь к фотоальбому. За каждым снимком всплывает своя собственная история.
За широким окном, выходящим на один из московских проспектов, постепенно темнеет. В какой-то момент в комнату с шумом врывается Амир – мой племянник, и тут же энергично повиснув на мне, предлагает выпить чаю.
Он тоже уже знает, что он кумык и даже сносно говорит на родном языке. Пригодится ли ему это знание и как он его использует в будущем – вопрос пока открытый.
Арслан Хасавов родился в 1988 году. Окончил историческое отделение Института стран Азии и Африки МГУ и магистратуру Высшей школы экономики. Автор повести «Смысл», сборника эссе «Отвоёвывать пространство», других книг.
Sabr 26.12.2016 16:55:01
Сообщений: 7254
“Къарачай”
2016 дж. октябрны 27
Кёлге келгенни ачыкъ айтайыкъ
АНА ТИЛИБИЗ – МИЛЛЕТ
БАЙЛЫГЪЫБЫЗ

Миллетни эм уллу байлыгъы аны тили болгъаны ол хакъды. Кёб ёмюрледен бери халкъны озгъан джашау джолу, ич дуниясы джангы келген тёлюлеге тилни кючю бла берилгенлей тургъанды.


Къарачай-малкъар (алан) халкъыбызны эртдеден келген тил байлыгъына, артыкъсыз да бек нарт эпосну окъусакъ, тюшюнебиз. Дунияны къалай къуралгъанындан башлаб, адам улугъа анг кирген кюннге дери суратлагъан аллай чыгъарма джер башында бир тилде да айтылгъан, джазылгъан болмаз. Алимле оюм этгеннге кёре, халкъны ауузунда джюрюй келген нарт эпос, VII-чи ёмюрде бир джерге джыйылыб, бир чыгъарма болуб, ма ол халда 1396-чы джылгъа дери джашагъанды. Асхакъ Темир алан къралыбызны чачхандан сора, халкъыбызны сау къалгъан кесеги таугъа ыхтырылыб, джашаулары бек къыйын болуб, тин байлыкъ къайгъылы болалмай, 4-5 ёмюр чакълыны халкъны тини тунчукъгъанча болуб тургъанды. Алай болса да бюгюнлюкде ана тилибизде нарт эпосну окъусакъ, не уа, эпосну кёб джырларын азбар билгенлеге тынгыласакъ, биз ата-бабаларыбызны джашауларын, киногъа къарагъанча, кёрюб, башлайбыз. Аланы джашау джолларын кёре билим алабыз, ашхылыкъгъа юренебиз, бюгюнлюкде да илму джетмеген затланы ана тилибизде эшитебиз. Анга юлгюге нарт эпосдан бир бёлек тизгинни келтирейим:

«Эртде-эртде, эрделеден да бек эртде,
Болгъан болуб, энди боллукъ сейир чекде,
Башчы Тейри аллай бир къысхыч къургъанды,
Дунияланы барын ары тыкъ ургъанды,

Чырт къымылдау болмаз кибик тыкълагъанды,
Эм уллу зат эм гитчеге сыйыннганды.
Тамам къысыб, терк бошлагъанд дунияланы,
Тийре-тийре этиб, атханд аламланы,

Бюртюк-бюртюк этиб чачханд джулдузланы,
Джол белгилеб, буруб ийгенд ол аланы».


Ма бу он тизгинде дунияны къалай къуралгъаны суратланады. Бюгюнлюкде алимлени тиллери бла айтсакъ, ол «Большой взрыв» дегенни кёргюзеди.

Энтда бир сейирлик тизгинлени окъуюм:

«Кюн таякъны садакъларын озар ол,
Кюнню, джылны, чайырныча, созар ол,
Керек болса, тартыб джыяр ызына,
Джокъду ёлче не чек аны ызына.»


Бу тёрт тизгинде уа, нартланы учхан атлары (бюгюнча айтсакъ космос кемеле) кюн таякъны садакъларын (скорость светаны) озуб, башха тюрлю айтсакъ а, бир секундха 300 минг километрден эсе къызыу барыб, сюйселе, заманны соза, сюйселе, аны ызына джыялгъандыла.

Андан ары нарт эпосда, адам улу кюн таякъны садакъларын «скорость светаны» джетерча, озарча ахырсыз кючню (бесконечная энергияны) къайдан табаргъа боллугъун, аны таба билсе, адам улу сагъыш джюрюшге (скорость мыслиге) дери джетерге мадары боллугъун кёргюзеди.

Ма бу затла не бир суратлау, не бир илму китабда да бюгюннге дери джазылмагъандыла.

Бизни халкъыбызны тин байлыгъында ма аллай уллу тамалы болуб, башында айтханымча, къыйын джашау джолубуз бизни унукъдуруб, тин хазнабыз бла кереклисича хайырланырча мадарыбыз болмай къалгъанбыз. Алай болса да къаныбыз бла келген затны тыяр мадар болмай, ана тилибизде айтылгъан, джазылгъан кёб чыгъармалада, тин хазнабыз накъут ташла, къол аяздача, кёрюннгенлей турадыла. Сёз ючюн, «Бийнёгер» деген джырда:

Эки къолун санларына къамчи этди,
Къутас чачын санларына джамчы этди»
, - деген тизгинле;

«Гошаях бийчени кюуюнде»:

- Кел, Къарачач, Къара ташха барайыкъ,
Джылай-джылай Къара ташны узунуна джарайыкъ,
«Мен да джарылама, сен да джарыл,
Къара таш!» – деб джылайыкъ», - деген тизгинле;

«Хасаука» бла «Умар» деген джырлада:
«Къурч санлада бегиген ол темир джан
Терк чыкъмайды быллай тулпар джашладан.
Ётгюр сандан чартлаб чыгъад исси къан,
Тешиб, ётюб кетед къаты ташладан.

Сагъышладан башы тубан тауладан
Шоркъа-шоркъа джыламукъла агъарла,
Артыкълыкъгъа башчы болгъан джаула да,
Мычымайын кереклерин табарла»
, - деген тизгинле, мени сартын, дуния поэзияны эм мийик тапхасына салырчадыла.

Дебо улу Кючюкден бери айлана, XIX-чу - XX-чы ёмюрледе джашагъан сёз усталарыбызны ичинде Багъыр улу Къасботну, Семенланы Джырчы Сымайылны, Къалай улу Аппаны, Акъбайланы Исмаилны (Чокуна афендини), Къаракетланы Иссаны, Ёртенланы Азретни, Орусланы Махаметни дагъыда башхаланы атларын сагъынсакъ, хар бирибизни да кёлюбюз ёхтем болады бир ишексиз.

Семенланы Джырчы Сымайыл Минги Тауну суратлай:

«Сенден сора къайсы тауду
Ариулукъ бла бай болгъан?
Башы къыш болуб, бели джаз болуб,
Этеклеринде джай болгъан?»
- деб джазгъанды. Дунияда не уллу суратчы да, Минги Тауну суратын салама десе, Сымайылны назму сёзлерин суратха бурлукъ болур эди.

Ол тёлюден бери айланнгандан сора, сабийликлери Орта Азияда ётгенлени юслеринден айтсакъ, ана тилибизни сакъларгъа, айнытыргъа Къагъыйланы Назифаны, Аппаланы Билялны, Батчаланы Муссаны, Хубийланы Назирни эмда башхаланы уллу къыйынлары киргени да хакъды. Къагъыйланы Назифаны «Къарча» деген романы къарачай халкъны миллет сезимин уятханды. Батчаланы Мусса адабиятыбызны философиясын, суратлау кючюн саулай кърал дараджагъа чыгъаргъанды.

Озгъан ёмюрню 50-чи джылларында туугъан тил усталарыбыздан Байрамукъланы Фатиманы, Мамчуланы Динаны, Ёзденланы Сапарны, Лайпанланы Билалны эмда башхаланы атларын айтырым келеди. Мамчуланы Дина терен философия лириканы ана тилде алай уста суратлай биледи, ана тилибизни бал татыуун малчы да, профессор да бирча ангыларча. Мамчуланы Динагъа «Алан тилни Сатанайы» дерге тыйыншлы болур деб келеди кёлюме. Лайпанланы Билалгъа уа иннетими, нюзюрюмю ма бу тизгинледе ачыкълайма:

«Ана тилни къорлугъуса,
Сен тамбланы урлугъуса,
Назмучу Билял!»


Уллу Аллахха минг шукур! Тил усталаны сынджырлары юзюлмегенлей, бюгюннге дери джетиб келеди.

Бюгюннгю джаш тёлюде да бардыла тилибизни джакълагъанла, сакълагъанла. Аллах айтса, ала да атларын ишлери бла айтдырырла.

Поэзия хар тилни да эм мийик тапхасы болгъаны ючюн поэтлени юслеринден аслам сёлешдим… Тюзюн айтсакъ, юйде балалары бла ана тилде сёлешген атала, анала, школлада ана тилден окъутхан устазла, тил бла кюрешген алимле, джазыучула - ма аладыла ана тилибизни чеклерин сакълагъан мыртазакъла!

Дунияны башында эм бай тиллени бири ана тилибизге уллу кёллюлюк этсек, туугъан анабызгъа уллу кёллюлюк этгенча боллукъбуз!

Уллу Аллах тюрлю-тюрлю ёсюмлени, джаныуарланы джер джюзюне джаратханча, миллетлени да джаратханды. Хар миллетге Уллу Аллах энчи тил бергенди. Аллах берген тилни, кърал эркинлик да бере тургъанлай сакъламагъан ким эсе да Аллахха къаршчы баргъан инсанды!

Уллу къралыбызны Конституциясы бла, законлары бла уста хайырлана, сау Эресейге ашхылыкъ бла атыбызны айтдырыр кючню Уллу Аллах бизге берсин, деб, тилейме.

Джашасын ана тилибиз! Бютюн айнысын тинибиз! Дайым сакълансын динибиз! Джашнасын туугъан джерибиз!

ЁЗДЕНЛАНЫ Альберт.
shaudan 27.12.2016 00:23:42
Сообщений: 659
Нарт таурухлагъа тышындан алимле да бошдан эс бура болмазла. Интернетден алып салама муну.


"Бизни халкъ аууз чыгъармачылыгъыбыз бек байды. Анда аталарыбызны акъыл сёзлери, аланы бизге насийхатлары да, анда эрттегили халкъыбызны тарыхы, къара кюнлеринде этилген кюуле да, тулпарлагъа махтау да, анда - къызгъанч Кёсеге айып, анда — Хожаны чамлары да, анда - ийнарла. Ол ата–бабаларыбызны ёмюрлени теренинден келген ауазларыды, аланы бизге осуятлары. Сейирге къалдыргъан заты уа кёпдю. Къарачай–малкъар халкъ аууз чыгъармачылыкъда энчи жерни нарт таурухла аладыла, ала кёп алимлени эслерин бурадыла кеслерине. Бошданмы?

«Сатанай ол губуланы ауларын жыйдырып, атлагъа жюклетип, нарт элге келтиртгенди. Ол ауладан нарт аскерге чепкенликле сокъдургъанды. Ол губу аудан этилген чепкенлеге суу ётмегенди. Ала тутумлу, сууукъда — жылы, жылыда — салкъын болгъандыла. Ол чепкенледен садакъ окъ ётмегенди, аланы къылыч кесмегенди. Губу аудан этилген чепкенле кёз къаматхан жылтырауукъ болгъандыла.»

© Нарт Сосурукъ адам ашаучу губуланы къырады.

Бюгюннгю илмугъа кёре губу ау тутумлулугъу бла темирге оздурмайды, женгиллигин эсге алсагъ`а, озгъан да эте болур. Андан эм иги бронежилетле этерге болады."
Изменено: shaudan - 27.12.2016 01:22:19
Sabr 27.12.2016 18:09:55
Сообщений: 7254
"Акътамакъчыланы" барына да къууанч кюндю бюгюн.

Барыбыз да иги билген, Кязим хаджи бла Джырчы Сымайылны ёчлерине да тыйыншлы болгъан Рахайланы Диананы Эресейни джазыучуларыны Союзуна алгъандыла.

Алгъышлайбыз, Къара чачлы. Уллу джетишимлеринг, хорламларынг а алдадыла алкъын. Барыбызны да къууандыра, кёб джаша!.
shaudan 27.12.2016 22:59:53
Сообщений: 659
Цитата
Sabr пишет:
"Акътамакъчыланы" барына да къууанч кюндю бюгюн.

Барыбыз да иги билген, Кязим хаджи бла Джырчы Сымайылны ёчлерине да тыйыншлы болгъан Рахайланы Диананы Эресейни джазыучуларыны Союзуна алгъандыла.

Алгъышлайбыз, Къара чачлы. Уллу джетишимлеринг, хорламларынг а алдадыла алкъын. Барыбызны да къууандыра, кёб джаша!
Да, Дианко) Жашасын, жашнасын таулу халкъ! Сени ёсдюрген ата-анагъа минг берегет.
Къара чачлы 28.12.2016 18:54:20
Сообщений: 1750
Билал , сени менде умутунгу мен толу этерге кюч - къарыу аямам!!! Сени манга ышаныуунг бошуна кетмезине мен сёз береме!

Лаура, сау бол)!)))
Биргелей ))).
Бар ата - ана да сабийлеринден къууансынла!))) ол бизге бек уллу кьууанчды!

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 28.12.2016 18:54:47
Сообщений: 1750
Тилейди жан


Жашау деген терен
Уру кибик алай ...
Анда батып терен
Жаным къалсын къалай ?

Осал инсан алып
Саулай жерни башын,
Жерни эки жарып,
Кетди терек - ташы.

Жаным кьоркьуп бир бек,
Санга - манга кюе,
Этди кёкден тилек,
Кесин жерге тюе !

Жаным къалды къайда ..?
Кетди излей насып...
Айтды :" болмаз файда!",
Кесин кёкге асып...

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Sabr 28.12.2016 20:41:15
Сообщений: 7254
Спасём наш союз!
Литература / Первая полоса / Навстречу съезду




Обращение к писателям России

Обращаемся к вам, коллеги, в связи с нетерпимой ситуацией, сложившейся в нашем профессиональном сообществе и чреватой самоликвидацией Союза писателей России. Никогда ещё авторитет нашего объединения не падал столь низко. В минувшие годы шла деградация некогда славной и могущественной организации, утрачивалось влияние на умы сограждан, сворачивался разумный диалог с властью, таяло влияние на литературно-издательский процесс, распадались взаимно обогащающие связи русской словесности с литературами нашей многонацио­нальной страны, сжималось значение художественного слова в информационном пространстве. Социальный статус литератора сделался ничтожным, а понятие «писатель» вообще исчезло из федерального реестра профессий. Руководители нашего союза предпочитали не замечать колоссальных изменений в информационных, полиграфических, издательских технологиях, «рыночной» специфики книжной торговли, нарастающего давления массовой культуры, вульгаризации и ослабления позиций русского языка.
Символом упадка стал тот факт, что Год литературы прошёл без всякого участия Союза писателей России. А ведь, по сути, СП РФ представляет собой крупнейшую гуманитарно-патриотическую организацию, имеющую отделения во всех субъектах Федерации. Но этот потенциал не востребован.

Образно говоря, «духовная партия Слова», столь необходимая Отечеству в нынешнее сложное время, бездействует. Писатели сегодня похожи на действующую армию, штаб которой впал в комфортную летаргию. Если бы не самоотверженная работа городских, губернских и республиканских организаций, Союз писателей России давно бы исчез с литературной карты.
Всё это стало возможным из-за того, что начиная с середины 1990-х наши съезды и пленумы проводились формально и кулуарно. Прекратились сменяемость руководства и приток свежих молодых сил. При помощи манипуляций с уставом и аппаратных игр количество делегатов с мест свелось к минимуму, да и те представляли собой «группу скандирования и аплодисментов». Главным содержанием таких пленумов и съездов стало не обсуждение путей развития отечественной литературы и участия в этом процессе СП РФ, не выдвижение и поддержка новых имён, а торопливое голосование за статус-кво, устраивающий руководство. И это в то время, когда у писателей нет ни социальной защиты, ни должного медицинского обслуживания, ни возможности получения хоть какой-нибудь материальной поддержки, – всего того, что должно быть гарантировано трудовым законодательством. Творческий стаж перестали учитывать при назначении пенсий, что привело к обнищанию писателей старшего поколения. Сегодня большинство наших коллег лишены возможности издать свои произведения, а если издают малыми тиражами – их книги не попадают в систему распространения. Вот далеко не полный круг проблем, которые не решены и обязательно встанут перед новым руководством нашего союза.
Выход у нас один – сделать предстоящий съезд содержательным, продуктивным, оздоровительным. В нём должны принять участие открыто избранные делегаты из всех региональных организаций. Перед съездом необходимо провести полноценную дискуссию для выработки программы действий по решению наболевших вопросов и продолжить разговор на форуме. Нужно, сохраняя преемственность, обновить выборные органы СП РФ.
Сознавая свою ответственность перед предшественниками, создавшими наш Союз, перед писателями России, мы, нижеподписавшиеся, объявляем о создании Общественного оргкомитета по подготовке предстоящего съезда. Мы приглашаем включиться в его работу всех писателей. Обращаемся к «профильным» изданиям – «Литературной газете», «Литературной России», газете «Культура», к другим федеральным СМИ – с предложением развернуть широкую дискуссию о положении дел в литературе и нашем сообществе.
Мы готовы к диалогу и взаимодействию. Дело за малым – спасти Союз писателей России.

Юрий Бондарев; Владимир Бушин; Сергей Есин; Анатолий Ким; Владимир Костров; Владимир Личутин; Александр Проханов; Анатолий Салуцкий; Константин Скворцов; Александр Шолохов, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ;
Владислав Артёмов, главный редактор журнала «Москва»; Вячеслав Ар-Серги, народный писатель Удмуртии; Магомед Ахмедов, председатель Союза писателей Республики Дагестан; Платон Беседин (Севастополь); Татьяна Брыксина (Волгоград); Владимир Ерёменко; Канта Ибрагимов, председатель Союза писателей Чеченской Республики; Валерий Казаков, рабочий секретарь Союза писателей России; Михаил Кизилов, главный редактор журнала «Смена»; Юрий Козлов, главный редактор журнала «Роман-газета»; Евгений Лукин, директор Дома писателей (СПб); Василий Макеев (Волгоград); Юрий Павлов (Краснодар); Анатолий Парпара; Юрий Поляков, член Общественной палаты РФ; Анатолий Пшеничный; Андрей Ребров, главный редактор журнала «Ладога» (СПб); Свято­слав Рыбас; Николай Санджиев, председатель Калмыцкого регионального отделения Союза писателей России; Лидия Сычёва; Лариса Тараканова; Вадим Терёхин, председатель Калужского областного отделения Союза писателей России; Валерий Тургай (Чувашия); Олег Финько; Михаил Чванов (Башкирия); Евгений Шишкин; Владимир Шемшученко (СПб); Юрий Щербаков, председатель Астраханского регионального отделения Союза писателей России
От писателей Республики Саха (Якутия):

Гаврил Андросов, Зинаида Архипова, Василий Васильев (Харысхал), Виталий Власов, Семён Ермолаев, Иван Иннокентьев, Рустам Каженкин (Арчы Уола), Елизавета Мигалкина, Александра Попова (Долгура), Анатолий Слепцов

Свою поддержку оргкомитету и позицию по данному вопросу желающие могут выразить по электронному адресу: zamshev@yandex.ru.
Sabr 28.12.2016 20:51:35
Сообщений: 7254
Священная земля алтайца – у него под ногами
Спецпроекты ЛГ / Многоязыкая лира России / Мастера
Галкина Валерия





Бронтой Бедюров – поэт, публицист, переводчик. Председатель Союза писателей Алтая.

Бронтой Бедюров: В наше время писать – это подвиг. Писать на языках малых народов – подвиг вдвойне. А быть переводчиком с русского языка на национальные и наоборот – подвиг втройне


Бронтой Янгович, как вы оцениваете литературный процесс Республики Алтай?
– Думаю, что он немногим отличается от тех процессов, которые идут в стране в целом, и схож с ситуацией в других республиках. У нас, как и везде, литература существует в очень осложнённых социально-экономических обстоятельствах. Мы испытываем те же трудности, которые испытывают писатели по всей нашей большой стране, в том числе и в Москве.
Основные трудности такие. Во-первых, мизерное финансирование литературного процесса. Будучи директором маленького государственного издательства, которое занималось выпуском художественной литературы, я старался, пользуясь случаем, выпускать всех наших действующих писателей. Издать удалось немало, но этого, естественно, недостаточно. В Год литературы наш Союз писателей не получил ни копейки – ни для издания книг, ни для персональной поддержки писателей… Это опять же характерно для многих регионов: и для русских областей, и для республик.
Вот, скажем, Тува в 2014 году праздновала столетие единения с Россией. В связи с этим событием им были выделены Федеральным центром немалые деньги, но писателям от этих средств ничего не досталось. Когда я был молодым писателем и впервые приехал в Туву, тогда их Союз писателей ютился в одной комнатушке в особняке издательства. Этот особняк литераторам в своё время подарил мудрый Салчак Тока, руководитель Тувы, который сам был писателем. Я был очень удивлён, когда, приехав к ним недавно, увидел, что Союз писателей по-прежнему имеет в своём распоряжении только это помещение. Это недостойно для Тувы!
Всё зависит от руководства региона, в первую очередь от непосредственного куратора в правительстве и потом уже от отраслевых министров. Например, Министерство культуры Хакасии уделяет повышенное внимание литературному процессу в контексте общего культурного процесса. Прежде у них долгие годы была неблагоприятная ситуация с книгоиздательской деятельностью, но сейчас книгоиздание восстановлено и неплохо функционирует. Главное, чтоб это было заложено в бюджете республики, в бюджете министерства, которое курирует, скажем, Союз писателей и другие творческие организации…
Современная алтайская литература стала такой, какой мы её видим сейчас, в результате тех изменений, которые происходили в нашей стране начиная с 60-х годов XX века. Этот период был периодом расцвета нашей литературы. При этом нужно понимать, что второй алтайской литературы не существует за пределами Республики Алтай: даже если наши этногруппы и живут в соседних странах, у них нет обучения на родном языке и нет своей письменности. Это касается и хакасов, и тувинцев, и других народов: у нас просто нет запасных вариантов. Всё сосредотачивается на конкретных персоналиях – на нас. За эти годы у нас произошла смена – ушло из жизни целое поколение тех писателей, которые создали славу современной алтайской литературы в советские годы. Все они были питомцами Литературного института, представителями московской творческой школы.
На каком языке создаётся литература в республике?
– В том и смысл, что литература у нас создавалась на родном языке, но в последние годы появляются и русско­язычные авторы. Этот процесс носит пока билингвальный характер. Я и сам билингвальный автор – ещё с начала 80-х годов начал писать также и на русском языке: научные, литературоведческие, исторические, публицистические эссе и статьи. А вот стихи творю исключительно на родном языке, ведь чтобы достойно писать на русском, его надо впитать с молоком матери. А вообще национальные литературы невозможно развивать без русского языка. Мы, как и все народы, живём в лоне России, также и все национальные литературы существуют не сами по себе, а в контексте общероссийской литературы, и если сама русская литература страдает – страдают и все остальные литературы. Один единый организм.
Назовите ключевые имена алтайской словесности.
– Всех не перечесть, но вот крупнейшие прозаики и классики последнего времени: Аржан Адаров, Борис Укачин, Дибаш Каинчин и Кюгей Телёсов. Оба последних были исключительно прозаиками. Теперь, когда мы их лишились, у нас появилась новая волна – женская. Надо заметить, в нашей литературе долгое время не было женщин: ещё в 70-е годы я предпринял попытки ввести в литературу девушек. Они состоялись. И вот не так давно появилась очередная генерация. Я даже выпустил несколько лет назад антологию женской прозы. Среди заметных авторов могу назвать Зою Омину, Карлагаш Ельдепову, из старшего поколения – Дьергелей Маскину, Гузель Елемову, Сураю Сартакову, сказочницу Танытпас.
Одна из самых наболевших проблем национальных литератур – проблема перевода. Как с этим обстоит дело у вас?
– Переводческая школа за последнюю четверть века практически разрушена. Желающих переводить нас, региональных поэтов, почти нет: за это не платят. Когда есть возможность, поэты переводят друг друга, но этого мало. А ведь раньше была хорошая новосибирская переводческая школа, но сейчас она оскудела. Надо возрождать и сибирскую переводческую школу. Там есть молодые авторы; они хотят переводить, хотят работать. Но для этого переводчиков надо обеспечивать.
У нас лежат огромные запасы нашей народной литературы – то, что называется фольклором: наш эпос, наши песни. Елена Королёва – молодая переводчица, которая переводила мои стихи и исторические предания, совершила подвиг: сумела перевести стихи моего отца, который работал в песенном жанре. А песенный жанр – самый трудный для перевода алтайской народной поэзии. Раньше у нас не было слова «поэт» – было слово «кожончи», что в переводе означает «певец»: поэты прошлого были, как правило, певцами. Эта устная литература сосуществовала в советское время наряду с литературой письменной. Сегодня настало время, когда устная литература преображается, возвращается обратно.
А как и когда возникла письменность на Алтае?
– Алтайская письменная литература на основе русской письменности возникла в 30–40-х годах XIX века. Это было связано с деятельностью Алтайской православной миссии: письменность была необходима для перевода религиозной литературы на алтайский язык. При миссии существовала большая переводческая школа, в которой работали выдающиеся люди. Я могу назвать двух крупных писателей ХIX века, которых мы считаем основоположниками алтайской литературы: это Михаил Чевалков, сподвижник основателя миссии Макария Глухарёва, и Иван Штыгашев. Уже в те времена алтайская литература создавалась на двух языках. Чевалков, например, не писал на русском языке, но он перекладывал с русского на алтайский. А вот отец Иоанн, выходец из Шорской тайги, вначале ни слова не знал по-русски. Но позже, став студентом Казанской духовной семинарии, летом 1883 года написал в эпистолярном жанре замечательное произведение – «Путешествие алтайца в Киев, Москву и её окрестности». Я восхищался, читая эту книгу!
Отец Иоанн стоит у истоков формирования хакасского и шорского литературных языков. Его вклад в развитие тюркологии ещё не оценён в полной мере. К слову, текущий год был объявлен в Хакасии Годом Ивана Штыгашева и успешно завершается.
Расскажите об алтайском буддизме.
– Алтайская версия буддизма издавна адаптирована к нашей народной традиции и имеет очень глубокие корни: она восходит к древнему уйгурскому периоду, когда ещё не было разделения на школы, и в ней же сокрыты традиции древнего несторианского христианства. Учёные называют его бурханизмом, а кто-то тенгрианством, но я называю пантеизмом. Это научно-экологическое мировоззрение. Для алтайца священная земля находится не в палестинах, как для христиан, и не в Аравийской пустыне или в Гималаях, а вокруг и под ногами, поскольку это его родная Планета-земля (Иер-Алтай).
Вообще у нас сейчас религиозная ситуация индифферентна. Наравне с буддизмом у алтайцев существует и православие, потому что значительная часть населения в своё время была крещёной.
Три обязательных вопроса
Статус писателя сегодня?
– Статус писателя сегодня требует восстановления. То, что писателя нет в реестре профессий – это безобразие. Но писатели были, есть и будут, пока существует наш народ. Потому что народ нуждается в красоте, сохранении, сбережении своего духа, и это может проявляться только через язык, через слово. Однако в этом вопросе должна быть ещё и государственная воля, которой, к сожалению, нет. Мы взываем к государству, а чиновники, должностные лица, которым надлежит этим заниматься, не понимают значения литературы и писателей для народа и страны, особенно на данном этапе развития.
Какой должна быть литературная критика?
– Как жанр литературная критика тоже в кризисном состоянии. Она должна быть боевитой, такой, какой мы её знаем по примеру великой русской литературы XIX века. Она должна помогать разглядеть подлинные произведения искусства. Критик должен быть подсказчиком, наставником для читателя. Хорошая критика – штучный товар, мы все в ней нуждаемся.
Ваш совет начинающим авторам.
В наше время писать – это подвиг. Писать на языках малых народов – подвиг вдвойне. А быть переводчиком с русского языка на национальные и наоборот – подвиг втройне. Даже когда не платят гонорары, если в тебе живая душа, если ты хочешь творить – ты должен творить, несмотря ни на что. Мы должны помнить, что условия существования литературы в советский период были уникальными, не имеющими аналогов в мировой истории. Дай бог, чтобы хоть что-то из того периода нам удалось сохранить и вернуть. А пока мы должны творить и работать.
Sabr 28.12.2016 20:57:54
Сообщений: 7254
(читаю про Ивановскую писательскую организацию, а слышу стон Союза писателей КЧР)

________________________________

Какие же мы безголосые!

С волнением и тревогой читал «Обращение к писателям России». Подписываюсь под каждым его словом. Подобная ситуация наблюдается и в нашей областной организации. Начало каждого нового года у её председателя Юрия Орлова сопряжено с головной болью о том, где найти деньги на оплату по счетам ЖКХ скромных апартаментов, занимаемых местными литераторами с незапамятных времён. Здесь ещё сохраняется не только дух, но и сам стол нашего земляка, автора знаменитого романа «Чапаев» Дмитрия Фурманова, веет присутствием Михаила Дудина, Владимира Жукова и других поэтов-фронтовиков. Что ни говори, а ивановская писательская организация – одна из старейших в стране.

В советские времена отношение к местным литераторам со стороны власти было весьма заботливым. Власть не только ждала от местных мастеров слова новых произведений, но и всячески поощряла это. В области существовала программа издательской деятельности. Литераторы забот не знали о том, где взять деньги на содержание своих скромных апартаментов из трёх комнат, а некоторые ещё и получали зарплату.

Всё изменилось, когда к власти под лозунгом демократии пришли другие люди. И на первый план выдвинули не клич «Культура – наше всё!», а рыночный лозунг «Обогащайся, кто как может!». Тех, кто десятилетия писал саму историю Ивановского края, новоявленные «демократы» попытались выселить из намоленного исторического дома. И лишь вмешательство влиятельных людей из столицы и местной интеллигенции, вставшей на защиту писателей, спасло от выселения. А вот издательскую программу и зарплату четверых штатных сотрудников сохранить так и не удалось. Нет уже и государственной издательской программы, ликвидирована премия имени Фурманова, жалкие копейки выделяются на бальмонтовскую, дудинскую и жуковскую премии. Контора, именуемая «Управление административными зданиями», грозит писателям очередным выселением через суд. За время своего губернаторства П. Коньков ни разу не встретился с писателями. Нелёгким положением нашей писательской организации за все эти годы не озаботился и Союз писателей России.

Впрочем, спросить надо и себя. Именующие себя мастерами слова, «инженерами душ человеческих» нашли ли мы своё гражданское место в смуте 90-х, а затем и 2000-х? Набрались ли смелости писать правду истории, быть её глашатаями и самой совестью? Я не говорю о каких-то художественных произведениях. На это нужно время. Но есть же быстро выстреливаемые формы – стих на первую полосу газеты, злободневная публицистика, фельетон, наконец, призванные будить народ.

Одну за другой перелистываю подшивки ивановских газет за пять последних лет. Но ни в одной нет писательского слова о причудах власти, в чью-то защиту, обращённого к читателю... Я говорю о том слове и духе, которыми пронизано толстовское «Не могу молчать». Толстой не мог молчать, а мы? Власть навязывает обществу мнение: октябрята – это плохо, пионерия – плохо, комсомол – плохо, колхозы – плохо… Что думают по этому поводу ивановские писатели? Но мы молчим. До вороватых ли тут местных чиновников.
Мы не желаем по примеру великого Валентина Распутина вступиться в защиту нашей умирающей деревни. Мы промолчали даже тогда, когда фракция коммунистов в областной думе боролась за право в День Победы пройти по улице с копией священного знамени, а правящая верхушка «Единой России» всячески противилась этому. Мы утратили традиции и перестали «глаголом жечь сердца людей». Мы в большинстве своём стали беззубыми… А слабых, безропотных, как известно, бьют, в лучшем случае не замечают. Мы оставили свой «окоп» на передовой, сбежав в глубокий тыл.

Согласен с Юрием Поляковым, который в своей статье «Кустарь с монитором» справедливо заметил: «Я убеждён, что писатель, не испытывающий зависимости от самочувствия своего народа, страны, не связывающий с ними свою человеческую, а также творческую судьбу, это не писатель в нашем русском понимании слова. Это какой-то иной вид филологической деятельности».
Подписываясь под каждым словом «Обращения», всё же хочу сказать: каждый должен начать с себя. Но и Союз писателей России должен помнить: его опора – на местах. И опору эту надо поддерживать.
Владимир Князев,
журналист, член Союза писателей России
Иваново
Sabr 28.12.2016 21:03:12
Сообщений: 7254
Интересно, подадут ли голос Союзы писателей КЧР и КБР?
Sabr 29.12.2016 03:12:35
Сообщений: 7254
https://www.youtube.com/watch?v=VYPk3rQY3K8

Загрузка плеера


Джангы джыл бла, аланла!
Sabr 31.12.2016 20:17:26
Сообщений: 7254
Акъ сёзню сюйгенле!

Джангы джыл огъур бла келсин. Саулукъ, къууанч, насыб, илхам барыгъызгъа да.
shaudan 01.01.2017 01:00:35
Сообщений: 659
Цитата
Автор пишет:
Видимо мои вопросы никому не интересны ) пойду искать ответы в интернете )
Иш анда болмаз. Кесинг жазмагъан тилде жазылгъанны тинтип кюрешген башхаракъ затды. Кесигизге да ол иги боллукъ болур эди, орусча тынгылы жазгъан адам бла сюзсегиз назмуларыгъызны. Амал болуп, былайда жазгъан адам таматаларыбыздан болушлукъ тапмай кетмегенине кесигиз да шагъатсыз.
Изменено: shaudan - 01.01.2017 01:01:43
Айшат 01.01.2017 04:35:36
Сообщений: 1986
Келген джыл огъурлу болсун! Аллах барыбызгъада саулукъ, насыб берсин! Муратыгъызгъа джетигиз!

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Автор 01.01.2017 15:52:54
Цитата
shaudan пишет:
Цитата
Автор пишет:
Видимо мои вопросы никому не интересны ) пойду искать ответы в интернете )
Иш анда болмаз. Кесинг жазмагъан тилде жазылгъанны тинтип кюрешген башхаракъ затды. Кесигизге да ол иги боллукъ болур эди, орусча тынгылы жазгъан адам бла сюзсегиз назмуларыгъызны. Амал болуп, былайда жазгъан адам таматаларыбыздан болушлукъ тапмай кетмегенине кесигиз да шагъатсыз.
Я начинающий поэт ) Хотел познакомиться с более опытными поэтами. Мои вопросы в посте от 22.12.2016 18:06:27 были о основах этой профессии в принципе. Думаю что основы этой профессии одинаковы для всех языков. В будущем я намереваюсь писать и на родном языке, но пока хоть как то могу писать на русском. Если я научусь писать грамотно на русском, то думаю легко будет применить эти навыки для написания на кб языке. Найти информацию об основах нетрудно в интернете, но хотелось узнать и у своих как обстоят дела в этой сфере. Ведь для меня это не просто хобби, я хочу стать профессиональным поэтом/поэтом песенником. Я ждал несколько дней, но никто мне не ответил, вот я и подумал, раз никто не отвечает, то и вопросы никому не интересны.
Автор 01.01.2017 15:56:24
shaudan, Да и большая просьба ко мне обращаться на "ты" ) Мне только 34 года, думаю я еще не заслужил обращения на "вы" )
Sabr 06.01.2017 20:34:28
Сообщений: 7254
Навстречу съезду
Литература / Литература



Даже в военные времена Союз писателей СССР продолжал свою деятельность. Боевой отряд советских писателей: А.Е. Корнейчук, Е.М. Ярославский, Г.Ф. Александров (философ), верхний ряд – С.П. Щипачёв, К.М. Симонов, М.Р. Слободской, А.А. Фадеев. 1943 год


Начатая «ЛГ» дискуссия о Союзе писателей, обращение к писателям России «Спасём наш союз» и создание общественного Оргкомитета по подготовке Внеочередного съезда СП России вызывают широчайший отклик по всей стране. Горячую поддержку обращению и готовность работать в Оргкомитете высказали члены СП России Юрий Перминов (Омск), Владислав Шаповалов (Белгород), Александр Щербаков (Красноярск), Евгений Гусев (Ярославль), Владимир Калуцкий (Белгородская область), москвичи Сергей Белкин, Анна Козырева, Пётр Алёшкин, Людмила Щипахина, Любовь Рыжкова. Также в адрес редакции поступают мнения писателей о сложившейся в СП России ситуации, сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей два из них: алтайца Ивана Образцова и ивановца Владимира Князева. В следующем номере «ЛГ», который увидит свет 18 января, дискуссию о ситуации в СП России продолжат Светлана Замлелова и Евгений Гусев (Ярославль).
Мы ждём ваших откликов по эл. адресу zamshev@yandex.ru


СП необходимы новые лидеры

Хочу выразить свою позицию по предстоящему съезду СП России в связи с обращением к писателям России «Спасём наш союз». Есть надежда на возможные перемены к лучшему. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что под обращением есть и имя Платона Беседина (моего коллеги по работе на сайте «Свободная пресса»).
Собственно, позиция моя сводится к следующему высказыванию.

Для начала необходимо перестать раздавать премии самим себе. Именно эти междусобойчики (семейно-клановые) и разлагают некогда здоровое тело Союза писателей.
Те, кто даже теоретически не мог получить признание при Распутине и Астафьеве, сейчас пытаются получить свою минуту славы за выслугу лет, но это не только не имеет никакого отношения к развитию и существованию литературного процесса, но и прямо его разлагает внутри нашей отдельно взятой организации.

Ясно, что новому поколению литераторов иметь дело с такими «коллегами» хочется всё меньше и меньше. Если кто-то упрекнёт меня в том, что я так говорю, потому что какую-то премию не получил, то отвечу: да, и я в том числе не получил. Но это полбеды, беда в том, что мне тогда не то чтобы поесть – пожрать (простите за это экспрессивное уточнение) ничего в доме не было, да и дома не было, только съёмное жильё, а на выкуп членского билета тем более ничего дать не мог. И вот теперь старшее поколение так называемых писателей лично для меня в большинстве случаев имеет статус отрицательного примера, примера того, как жить ни в коем случае нельзя и каким «писателем» ни в коем случае нельзя становиться.

Все эти идиотические стремления свалить всю вину на «дурную молодёжь», «плохое правительство» являются не чем иным, как симуляцией собственной «мудрости». Угождать властям или ругать власть одинаково глупо и бесперспективно хотя бы потому, что это позиция неуверенного в своей правоте человека. Необходимо работать над собой, прежде чем учить жизни других, но многим членам Союза писателей совершенно это чуждо. Более того, любой тип высказывания, не согласующегося с собственным мнением такого типа писак, вызывает у них злостный когнитивный диссонанс, который ослепляет ум и демонстрирует абсолютно невежественное и дремучее мракобесие.

Другой тип разлагающих писательскую организацию индивидов – конъюнктурщики. Эти уверены, что если сегодня популярно фэнтези, то надо писать фэнтези, если сегодня популярно ток-шоу «Пусть говорят» и прочие «свадьбы в Малиновке», то будем писать на эти «трагические» темы. Всё это полная чушь и также не имеет отношения к литпроцессу, но унижает статус писателя.
Ну и самая главная тенденция – это приход в организацию бесчисленного количества очеркистов-журналистов. Имея базовый опыт в написании текстов на злобу дня, сложно начать работать на века. Основная масса писаний становится на следующий день макулатурой, так как пропадает актуальность. Эта проблема чётко прослеживается на всех уровнях работы и отношений внутри организации. Премии раздают или себе, или в угоду своим сиюминутным интересам – оттого премиальные вложения в лауреатов никак не могут способствовать качественному развитию литературы и повышению авторитета писательской организации.

Подобные процессы прослеживаются на всех уровнях, а на региональном они ещё и застревают в местечковых мелочных дрязгах.
Никаких интересных экспериментов, никакой светлой ярости сердца нельзя найти в этом унылом перекладывании дипломов, медалек и денег из рук одного «отличника производства» в руки другого «заслуженного деятеля». Маяковский был громогласным дебоширом, Пушкин – скандальным дуэлянтом, Лев Толстой в молодости – картёжником и любителем женщин, Достоевский – каторжником. Все эти великие писатели стали великими героями, потому что приходили после всего к письменному столу с настоящим и живым опытом побед и ошибок. А Горький – этот человек-легенда – он был у истоков Союза писателей не потому, что жаждал славы, а потому, что жаждал слОва.
Разумеется, всё вышесказанное выглядит несколько идеализированно, но таковой веры и ярости давно нет у руководителей Союза писателей России и в столице, и на периферии. Только крики и истеричные вбросы о потере кормушки. Вот потому и нет вожаков, что настоящих буйных мало...

Иван Образцов,
член Союза писателей России, поэт, прозаик, публицист
Алтайский край, Барнаул
Айшат 11.01.2017 01:10:20
Сообщений: 1986
shaudan,Лаура, туугъан кюнюнг бла алгъышлайма! Джарыкъ Адамса, джашаунг арюу,джарыкъ болсун! Аллах иманынгы къаты этсин, саулукъну,насыбны толусу бла берсин! Ыахмунг кёбейсин, аты,миллетинги айттыргъан къыз бол!
Изменено: Айшат - 11.01.2017 01:10:57

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Sabr 11.01.2017 03:41:12
Сообщений: 7254
Цитата
Айшат пишет:
shaudan, Лаура, туугъан кюнюнг бла алгъышлайма! Джарыкъ Адамса, джашаунг арюу,джарыкъ болсун! Аллах иманынгы къаты этсин, саулукъну,насыбны толусу бла берсин! Ыахмунг кёбейсин, аты,миллетинги айттыргъан къыз бол!
Амин. Бек фахмулу назмучу эгешчигибиз, Лаура. Не муратынг бар эсе, Аллах барын берсин. Кёб джаша, алгъышлык бол.
shaudan 11.01.2017 12:51:44
Сообщений: 659
Ас-саляму алейкум, Аиша) биргелей) умутларынг толсунла) назмуларынг басмаландыламы? октябрьден сора чыкъгъан номерлерин табалмайма, жазылыргъа уа кеч этгенме.
shaudan 11.01.2017 12:59:54
Сообщений: 659
Энди быланы окъуп, жукъ эте да айланырыкъ тюйюлме: алайсыз да аламат кёрнеме.)) Сау болугъуз, Билал. Сизге да Аллах, Субханаху уа Таъаля, игисин берсин.)
Сэстренка 11.01.2017 13:30:43
Сообщений: 9927
Цитата
Айшат пишет:
shaudan, Лаура, туугъан кюнюнг бла алгъышлайма! Джарыкъ Адамса, джашаунг арюу,джарыкъ болсун! Аллах иманынгы къаты этсин, саулукъну,насыбны толусу бла берсин! Ыахмунг кёбейсин, аты,миллетинги айттыргъан къыз бол!
Амин Аллах!
Лаура, алгъышлагъа сюйюб къошулама, сюйген адамларымы бирисе)), Аллахны сюйген адамларындан бол!

Я самая классная на форуме))))))))))))))
shaudan 11.01.2017 13:49:07
Сообщений: 659

1 0

Цитата
Сэстренка пишет:
Цитата
Айшат пишет:
shaudan, Лаура, туугъан кюнюнг бла алгъышлайма! Джарыкъ Адамса, джашаунг арюу,джарыкъ болсун! Аллах иманынгы къаты этсин, саулукъну,насыбны толусу бла берсин! Ыахмунг кёбейсин, аты,миллетинги айттыргъан къыз бол!
Амин Аллах!
Лаура, алгъышлагъа сюйюб къошулама, сюйген адамларымы бирисе)), Аллахны сюйген адамларындан бол!

уй... учдум) сау болугъуз) сиз сюйгенлеге, сизни сюйгенлеге да Аллах насып берсин)
Айшат 11.01.2017 13:51:08
Сообщений: 1986
Минги Тау февральны аягъында басмаларыкъды, Ольмезов Мурадин алай джазгъанды.
Ол бир журналдан хапарым джокъду,менге киши айтмагъанды))
Изменено: Айшат - 11.01.2017 13:52:41

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Автор 11.01.2017 20:43:55
shaudan, Присоединяюсь к поздравлениям! :гоккачыкъ: Желаю чтобы ваши мечты стали вашей реальностью! )
shaudan 11.01.2017 21:26:26
Сообщений: 659
Цитата
Автор пишет:
shaudan , Присоединяюсь к поздравлениям! Желаю чтобы ваши мечты стали вашей реальностью! )
Сау болугъуз. Выпускноюбузда биреу:"Пусть ваши мечты завидуют вашим возможностям",- деген эди. Сизде да алай болсун.
Sabr 19.01.2017 01:25:44
Сообщений: 7254
Къайсын Къулийни джашы Эльдар ауушханын эшитдим.

Ол фахмулу кинорежиссер эди, киносценарийлери бла, прозасы бла да кючлю къаламы болгъанын танытхан эди. Культурабыздан энтда бир онглу адамыбыз кетди. Терс айтдым - джашаудан кетди, культурабызда уа къалды. Эльдарны адамлары бла бирге, барыбыз да къыйналабыз,
ол дуниясы джарыкъ болсун.

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ЭЛЬДАР КУЛИЕВ
14 января в возрасте 65 лет скончался известный кинорежиссер, сценарист, прозаик Эльдар Кулиев.


Сын Кайсына Кулиева и его жены Маки Дахкильговой, Эльдар родился 31 декабря 1951 года в городе Фрунзе.
Вернувшись после реабилитации вместе родителями в Кабардино-Балкарию в 1957 году, пошел учиться в среднюю школу №2 города Нальчика. В 1968 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа в Москве, где учился в мастерской Александра Згуриди.
В 1973 году окончил институт. Дипломный фильм «Прощальный взгляд» был снят на киностудии имени Горького. По сценарию Эльдара Кулиева в 1987 году на киностудии имени Довженко был снят трёхсерийный телефильм «Раненые камни». Авторское название фильма «Аскер – человек с ружьем».
Эльдар Кулиев зарекомендовал себя как талантливый прозаик. Повесть «Прощальный взгляд» получила признание в литературной и читательской среде. В сборнике молодых прозаиков «Здравствуй, незнакомый!» опубликованы его рассказы.
Похоронные мероприятия пройдут 18 января в мемориальном Доме-музее К. Ш. Кулиева (город Чегем, улица К. Кулиева, 21).
© РИА "Кабардино-Балкария", 2017
Sabr 19.01.2017 01:50:26
Сообщений: 7254
Эльдар Кулиев

ОБ ОТЦЕ

Темна дорога. Высока гора.
Вдали — окно и крыши
черепица.
В том домике живет моя
сестра.
Мой путь далек.
Моей сестре не спится...
Темна дорога
Высока гора.
Выходят звезды в свой
дозор привычный.
Не одинок я. Ждет меня
сестра
в том домике под крышей
черепичной.

Все осталось. И многотерпеливая дорога, и тихая гора.и домик, печально глядящий на нее глазами окон, и пока еще я сам, сидящий под той самой черепичной крышей. Все осталось. Только нет здесь уже сестры отца Мариам, которая ушла в невозвратное быстрыми и тихими шагами горянки. А Он, словно ужаснувшись тому, что сестра больше не ждет Его, не печалится о Нем здесь, в этом растерявшемся ауле, поспешно, слишком поспешно — с болью, с надрывом, с мукой — бросился вслед за ней в бездну.

Ничто не исчезает без следа...
А в душу самовольно, подло вползает: все зря, все напрасно, все бессмысленно - страдания, радости, борьба, неволя, дикое счастье свободы и в результате - сама жизнь. Все слова, все ложь, все бессмыслица - побрякушки, извлеченные на свет прекраснодушными бездельниками?

Да нет же, нет! Никогда! Ни за что! Он был, метался еще до своего земного рождения, прорвался в мир и громко оповестил о себе, ушел и все же остался, как обожаемые им скалы и Людвиг ван Бетховен, как реки, ручьи родимой земли и Федерико Гарсиа Лорка, как бесконечное, бесстрастное небо над Чегемом и Лев Толстой, как подсолнухи у дороги и Винсент ван Гог. Так оно и есть — так должно быть.

Ах, мой Чегем!

А иначе и впрямь на радость мировому злодейству, всегда таящемуся рядом, где-то здесь, недалеко, за углом, все зря, все ни к чему, все мимо души и ума. А тогда чего же ждать-то — не думая, без оглядки, вниз головой в пропасть — и вдребезги неотвратимо.
Не статья, не воспоминания, не эссе, это — «плач по тебе, тебе».

Я не пораню твоей души, не воспользуюсь ее беззащитностью, только поднесу к ней ладони и погреюсь в тихом тепле, как у родного очага, и согреюсь — того и довольно.

Люди, дайте отдохнуть
печали...

Но я не об этом. Я о том, как маленький, не видевший родины предков мальчик скачет, держась за руку отца, по грязному, жуткому, неповторимому и прекрасному азиатскому базару — татарская орда после Куликова поля,— а знакомый (или незнакомый?) продавец (торговец? купец? лабазник?) дынями кричит им: «Мод даю! Мод даю!» И это неповторимое «мод» вместо «мед» было сокрушительней изощренных неоновых зазываний. А отец смеется и радуется, и покупает этот «мод». И это было счастье. Только мы не знали об этом. Ни он, ни я — ни испытавший ужасы, ни, быть может, стоящий перед ними.

Я о том, как в те незапамятные времена мальчик спрашивает отца:
— Папа, а где живет снег?
— На небе, сынок.
— А где живет небо?

И отец молчит, не знает, что ответить, и мучается, и смеется над своей беспомощностью перед таким простым и недвусмысленным вопросом (что-то всегда должно находиться где-то), ведь он не знает, где живет небо. Не знал, но всю жизнь напролет рвался, пробивался к этому самому небу для того, чтобы все-таки понять, «где живет небо». Узнал ли он это хотя бы в самом конце, хотя бы в свой последний мучительный миг? Кто знает, кто знает?

Нет для него ни неба и
ни скал.

Я о том, как два брата в той же далекой азиатской стороне сидят за печальным столом и молчат, думая грустную думу. Каждый по-своему, но об одном — о том, что больше всего терзает, о том, что затмило солнце над головой. И один брат, обыденно бросив: «Прощай!», открывает дверь и уходит в ночь, в ночь реальную, настоящую, в поздний час, но оказалось намного страшнее и безвыходнее, потому что он ушел в ночь неизвестности, в никуда, в безвозвратность. Так ушел брат отца Муса. Отец с мукой вспоминал об этом. Ему было больно. И непонятно. Вспоминал опять и опять. Видно, его навсегда поразил этот добровольный уход человека во тьму, живого человека в необъятную бездну мироздания, потому что сам он всегда искал солнца и своих людей.

Как дым, одичавший на
месте былого жилья,
как пепел пожара —
печаль по тебе тяжела!..

«Сотри случайные черты, и ты увидишь — жизнь прекрасна!»— сказано Александром Блоком. Да, наверное, так оно и есть. Или нам только хочется, чтобы так оно и было. А поэту, видимо, без веры в это и не жить — или: он не поэт. Но именно им, настоящим поэтам, великим поэтам, и достаются чаще всего муки. Им всегда, во все времена была уготована участь Иова, любимца бога. Но они, подобно библейскому страдальцу, не уставали повторять: «Я верую!» И жестоко расплачивались за свою веру в непоколебимость в ней. Но иногда все же вырывался вздох печали.

О, черный камень,
черный камень,
черный...

Я знал одного прекрасного художника, талантливого мученика, который обладает такой притчей: «Два ангела пребывают на свете — Черный и Белый. Черный сидит у человека прямо на плече и шепчет: «Жизнь омерзительна, все люди негодяи, будь негодяем и ты — иначе не проживешь. Или повесься». А Белый ангел кротко стоит в стороне и молчит и не говорит ничего, а только тихо улыбается. Так вот, если человек смахнет с плеча Черного ангела и обернется и увидит улыбку Белого, то все поймет и все простит, и простит, и будет счастлив». И я верю в это. А отца, видно, часто терзал Черный ангел, как, впрочем, и всякого истинного художника.

Знаю, знаю, потом
повторится не раз
шум дождя, шорох листьев и запах коры —
все без нас, как без тех
кто ушел раньше нас.
Но спокойна гора. Помолчим
у горы.

Но он гнал Черного в шею. И я гоню его прочь, я не хочу его слушать и вижу замечательную улыбку отца - улыбку жемчужных зубов.
В сказочной стране Югославии, на берегу лазурной Адриатики, поздно вечеров в Цыганском ресторане сидели два поэта - живой Семен Кирсанов и живой Кайсын Кулиев. Поэты, они приехали на фестиваль поэтов и вот в этот вечер пристроились в гости к цыганам. А цыгане, как все цыгане во всех ресторанах мира, пели, плясали. Но только, в отличие от всех прочих цыган нашего времени, у этих, по обычаю их предков, был свой ручной медведь, над которым они всячески измывались: он и плясал, и кланялся, и лапу протягивал за подаянием, только петь не умел. Медведи не умеют петь, даже у цыган. И, как вы думаете, разве может выдержать сердце настоящего кавказца такое издевательство над животным? И сердце Кайсына Кулиева не выдержало, потому что это было сердце не только кавказца — это было еще и сердце поэта. И вот, к восхищению Кирсанова и всей остальной публики, Кайсын Кулиев на все имевшиеся у него деньги выкупил медведя. Отец повел его куда-то по улицам спящего города, и медведь безропотно трусил за ним, как домашняя болонка. Так они ходили почти до самого утра. По пути им встретилась группа советских туристов. Кто-то из них узнал поэта и с удивлением спросил: «Кайсын, куда вы ведете медведя?» — «На волю» — ответил отец. Но ему, конечно, не суждено было вырваться на волю. Югославия — страна цивилизованная и в гостиницы там медведей не пускают: у них паспортов нет. Так что пришлось отцу утром отпустить с миром бедного медведя, и тот вернулся к цыганам, ведь они тоже знали, что медведей в гостиницы не пускают, и потому всю ночь следили за этой забавной и печальной парой — поэтом и медведем.

...И сердце пронести
Открытым на ладони.

Мы все в детстве, только в детстве, пытаемся нести на ладони сердце - вот оно, берите, не жалко, оно для вас, но его ранят, небрежно роняют в грязь, и, взрослея, мы прячем его за пазуху — навсегда, подальше от чужих рук и глаз. А он нес его открытым — что уколы, порезы, раны — до конца, только так. И (почти невероятное!) сумел материализовать это. Когда в праздничном застолье кто-либо вызывал нежность в его душе — прекрасная женщина или мудрый старец, все равно, он протягивал раскрытую, выгнутую ладонь, ладонь князя Андрея Болконского , кто скажет, что мальчиком он сполна потрудился на земле и ставил на нее бокал вина. И казалось, что это действительно его сердце в бокале искрится и играет в солнечных лучах. Больше так не делал никто, никогда.

Ах, отец...
...страданья — потом и
несчастья — потом,
пока — только музыки
первоначальность!

Он, Вагнер, страдал. Он метался и кружился в ярости. А мы, отец, моя жена Оля и я, сидели во дворе в любимых Им креслах-качалках и слушали его страдания. В доме спал мой совсем еще маленький сын Ильяс, проигрыватель стоял во времянке, и, кроме несчастного Вагнера, все вокруг затихло и успокоилось. Был вечер. Я и теперь не понимаю, как, зачем, почему — Вагнер? Раньше были Бетховен, Шопен, Моцарт; может быть, это предчувствие неминуемого конца? Не знаю. Но тогда было счастье — может быть, последнее вместе с отцом — такое же, как тогда, когда мы покупали «мод» в далекие годы в далеком краю. И так же, как мы не знали когда-то, что это счастье, — все узнается потом, издалека,— мы не знали, что несчастье уже близко, совсем рядом, дышит нам в лицо, что оно уже на улицах Нальчика, огни которого видны были из Чегемского двора, и даже обрело свое обличье. Видно об этом подавал нам сигналы бушующий Вагнер, но мы не поняли его. Не поняли...

Нет ответа. Года как черная вода.
Зимний двор. Белый сад.
Лишь деревья скрипят...

Нет ответа... И чаще всего на самые нужные, самые кровные вопросы человек и не находит его.

Мои сыновья и моя родня,
Я умоляю вас,
Лицом к родимой горе меня
Положите в мой смертный час.

Как жутко уходить в тот страшный путь одинокому. Я страдаю от твоей боли, когда думаю о том, как ты всматривался в то неведомое, что предстояло тебе, а из тьмы проступал мрачный образ, заслоняя пространство.
Прощай, прощай, мой отец! Нет, не прощай! До свидания! Мы еще не раз будем говорить с тобой.

Долго.

Всегда!

Эльдар Кулиев, 1987 г.
Читают тему (гостей: 2)

Форум  Мобильный | Стационарный