Расширенный поиск
17 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
искусство исламского мира
 
как ни крути живем по большей части в среде Западной цивилизации. пора бы уже приобщиться и к Восточной))
приглашаю всех любителей и знатоков, тащите все, что вас восхищает, все что подходит по теме. будем смотреть, слушать, разбирать))
от архитектуры до кино, без ограничений.
 
начну с архитектуры. мечеть Омейядов в Дамаске построенная на месте Храма Ионанна Крестителя, который был разобран и возведена мечеть, материал использовали при строительстве. строили в течении 705—715 гг., художники и архитекторы были приглашены из стран арабского Востока, а так же, Рима, Константинополя и пр..






 
мечеть Ибн-Тулуна в Каире, построенная в 876-879 гг., одна из немногих сохранившая свой первоначальный облик.
строгая, сдержанная красота..








Изменено: janet - 24.01.2016 23:14:26
 
Соборная мечеть г. Кордовы, заложенная в 785 г., уже сложившийся к тому времени стиль колонных мечетей, колон в этой постройте было более тысячи.. интересный факт, что свозились они со всей Испании, с разрушенных римских построек)
в исламе запрет на изображение людей и животных, потому на помощь в украшении храмов пришел орнамент, который делает камень ажурным, невесомым)








 
дворец Альгамбра в г. Гранада (XIVв.)
в период завоевания маврами Испании, была построена крепость, красота которой, по уже сложившейся восточной традиции, была внутри. т.е. снаружи мощные стены, с дозорными и оборонительными башнями, смотровыми площадками, по всему периметру комплекса, а за стенами: площади, дворцы и жилые дома, дворики, фонтаны, бани, мечеть, магазины и все, что необходимо для жизни. сооружение было возведено из глины и алебастра..(как оно стоит до сих пор?))
одной из особенностью дворца является художественная резьба по штукатурке, тонкие изящные колонны, ажурные легкие арки...













 
разбавим архитектуру музыкой..
вычитала, что мусульманскую музыку условно делят на два жанра, это "исламская литургия" и "исламская классическая музыка".
первая это азан, чтение Корана, зикр, исполняемый суфиями. но не смотря на то, что эти обряды обладают ярковыраженной музыкальной направленностью, в культуре ислама, к музыке их не относят.

к "исламской классике" относится индивидуальное творчество.

На начальном этапе развития музыкального искусства мусульмане считали музыкантов носителями «внеземного» дара, который исходил от «джинна» (покровителя) или от «иблиса» (дьявола). Но со временем здравый смысл возобладал над подобными суевериями, и мусульмане научились реалистично оценивать профессионализм и талант музыкального мастера, уповающего на Аллаха. (с) сайт Islam-today
 










Подземные мечети Мангистау. Мечеть Бекет Ата
 
Цитата
Гъость [в_шкафу] пишет:
Подземные мечети Мангистау. Мечеть Бекет Ата
Интересно, эти мечети достались от каких-то монахов или еще кого-то или изначально строились как мечети?
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
хорошая тема :alamat: .


«Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани» — негосударственная общественная некоммерческая организация, осуществляющая оригинальные проекты в области развития гуманитарных наук, культуры и искусства.
Фонд Марджани был основан в 2007 году. В течение вот уже восьми лет президент Фонда Рустам Раисович Сулейманов воплощает в жизнь идею возрождения и популяризации культурных традиций российских мусульман.
Сотрудничая с российскими и зарубежными образовательными и исследовательскими центрами, научными и культурными учреждениями, Фонд Марджани ведет работу, направленную на сохранение историко-культурного наследия народов Евразии. Фонд Марджани реализует проекты в нескольких направлениях: научном, издательском, музейно-выставочном и культурно-просветительском. В 2007 году Фондом учрежден также Издательский дом Марджани.
Шигабутдин Марджани (16 января 1818–18 апреля 1889) — татарский богослов, шейх суфийского братства накшбандийа, философ, историк, просветитель, педагог, автор более тридцати научных трудов. Как мыслитель общемусульманского масштаба, он обращался к социальным проблемам, вопросам обновления духовной жизни мусульман в современном обществе. Считая просвещение мощным орудием прогресса, он разработал свою методику преподавания на основе передовых идей мировой науки и культуры. Ш. Марджани собрал сохранившиеся устные свидетельства о прошлом народов Казанского и всего Волго-Уральского края, как этнограф и востоковед создал теорию их исторического развития и был признан не только мусульманской общественностью, но также российской и европейской наукой.
Фонд Марджани организует и поддерживает научные исследования в различных областях гуманитарного знания. В сфере интересов Фонда — история Ближнего Востока и Центральной Евразии, культура и искусство ислама, традиционная и современная общественная жизнь, социально-политическое развитие всего мусульманского мира.
----------

Добавлю от себя, что несколько лет назад посчастливилось побывать на выставке "99 имен Всевышнего", организованной ГМИИ Пушкина и Фондом Марджани. Познакомилась там с форумчанами)) Для выставки были отобраны 99 лучших шедевров фонда, особенно запомнился Коран, страницы которого расписаны золотоми узорами, персидские ковры с золотыми нитями, керамическая посуда 9(!) века.


Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. «Девяносто девять имен Всевышнего»
 
Азан успокаивающий душу
Религиозность – это не только нахождение в мечети, но и хорошие взаимоотношения с людьми и благой нрав. Вот на эти качества должна обратить внимание молодежь при выборе второй половинки.
 
 
Любопытная темка... Я даже знаю, почему ты её открыла)))
Жанн, я тогда в Девичнике в твоей теме, которую потом закрыли, всё больше ваш с Оксаной спор читала, конкретно в том, что касалось искусства, так и не высказалась, хотя всё собиралась... ничего, если я тут напишу, что думаю по этому поводу? Порассуждаю вслух)))

Я бы не сказала, что ислам отрицает искусство, не была бы столь категорична. И не думаю, что всё созданное было создано в тех 72 "неправильных" течениях. Ислам нисколько не отрицает искусство, но, как мне кажется, он его настолько регламентирует, загоняет в такие узкие, тесные рамки, что волей-неволей ограничивает, сдерживает его развитие... как-то так.
Если говорить о современности, то, например, в Иране после исламской революции в театральных постановках приветствовались лишь мистерии на тему религии или той же революции. Светское искусство стало развиваться там лишь в последние годы и десятилетия. Я уже про СА не говорю, там сплошные запреты...
Музыка?.. То, что приводила ты в той теме, музыкой в привычном понимании этого слова не назовёшь, это в основном просто песнопения. Я раньше когда-то искала инфу на эту тему, просто из любопытства, вправду ли она под запретом(не касательно себя, разумеется - я ИГМ никогда не страдала)))), и так и не нашла строго определённого мнения на этот счёт, они везде разнились. Но в целом большая часть мнений была против, ну или допускала при ряде каких-то условий - только строго определённую, не вызывающую таких-то и таких-то чувств, а вызывающую такие-то и такие-то, призывающую к тому-то и тому-то... в общем, опять ограничения, рекомендации, регламентация... короче, тысяча запретов и условий - а они, как мне кажется, всегда сдерживают и тормозят...
Помню, был у меня однокурсник - на гитаре играл, пел(песни Муцураева, правда, по большей части)))) А с тех пор, как религией всерьёз увлёкся, забросил. И учёбу забросил, на рисунок и живопись не ходил - дескать, вера не позволяет ему портреты писать... дурдом...

Что касается архитектуры... тут нельзя сказать, что "ислам не дорос". Европоцентризм, как ни крути, сыграл свою роль - нам гораздо известней европейские замки, дворцы и соборы, чем восточные дворцы и мечети, но ведь они были и есть, просто нам не особо известны, поэтому так сразу, навскидку, много и не вспомнишь...
Хотя мне, например, шедевры европейского зодчества куда как интересней, но это всё очень субъективно, конечно, полностью дело вкуса.
Если говорить о жилых домах простого люда, то сразу глазу представляются ряды однотипных жмущихся друг к другу лачуг. Но ведь были и дворцы халифов, султанов, шахов... дома знатных и богатых граждан... были медресе, какие-то административные здания...
Что касается мечетей, то утверждение, что самые красивые из них были построены в византийском стиле, тоже весьма спорно. Красота - вообще очень субъективное понятие. Да, исламская архитектура и вправду испытала на себе влияние Византии. Мне, к слову, тоже нравятся больше мечети в византийском стиле - такие, как Голубая мечеть(Султанахмет) в Стамбуле, или мечеть Мухаммеда Али в Каире, в конце концов, Московская соборная или даже наша, недостроенная ещё мечеть на окраине Черкесска, это всё византийский стиль. Я уж про Айя Софию не говорю - это с самого начала был христианский собор, который просто переделали в мечеть. Но говорю же, это всё субъективно. Мне лично, может, нравятся потому, что Византия - всё же больше Европа, чем Азия, а европейское искусство мне в любом случае ближе... более того, мне и в России православные храмы как-то больше по душе именно византийские. Ты, кстати, сама как-то в какой-то теме выкладывала фото какого-то собора в Питере, построенного в этом стиле.
С другой стороны, выстроенная в таком же стиле мечеть Мухаммеда Али(Алебастровая мечеть) в Каире, насколько мне известно, воспринимается жителями не слишком одобрительно, её считают чужеродной и неуместной в историческом облике Каира...
Ну и, например, то, что ты уже выложила в этой теме, тоже для кого-то по-своему красиво... Хотя мне, например, больше всего тут Кордова нравится... но повторяю, дело вкуса))) Вообще, арабское владычество серьёзно повлияло в дальнейшем на испанское искусство, поспособствовав формированию стиля "мудехар".
Когда речь заходит о шедеврах восточной архитектуры, лично мне на ум первыми приходят дворец Альгамбра в Гранаде и мавзолей Тадж-Махал в Агре. Но вот что я подумала... Нам широко известны имена европейских и русских архитекторов, но почему-то лично я, например, восточных архитекторов, мусульман, припомнить не могу - а ведь они, разумеется, были, не могли не быть, так неужели история не донесла до нас их имена?..
Или ислам запрещал указывать зодчим свои имена?..
Короче, у меня пока вопросов больше, чем ответов...
Поискала и ничего конкретного не нашла - только абстрактно: "мусульманские архитекторы"... "исламские зодчие"... Кроме Ходжи Синана(главного архитектора Османской империи), больше никого не встретила. Впрочем, если копнуть поглубже, может, что и можно найти... специалисты-то наверняка знают)))
Насчёт запрета на изображение живых существ... помню, как один наш преподаватель говорил, что на самом деле НЕТ такого запрета в Коране, НЕТ! Что это искажённое, извращённое толкование, что изначально речь шла о запрете на неумелое, "кривое" изображение - то есть подразумевалось: "Не можешь изображать правильно - лучше не изображай вообще". Возможно, что так оно и было... кто теперь разберёт...
С другой стороны, не будь этого запрета, разве достигла бы в мусульманском мире орнаменталистика таких высот?..

В общем, теперь приведу примеры собственно по теме)))



Арабески в Альгамбре
Элемент исламского искусства, которыми украшали стены мечетей и мусульманских домов. Арабески - это повторяющиеся геометрические элементы, напоминающие растения, какие-либо геометрические формы и иногда животных (особенно птиц). Этот выбор основан на исламском видении мира. Для мусульман такие формы взятые вместе создают элемент бесконечности, который уходит далеко за пределы видимого мира. Для многих в исламском мире они фактически символизируют бесконечность. Более того, исламский арабский художник раскрывает определенную духовность не используя иконографию христианского искусства. Арабески использовались в мечетях и всех мусульманских зданиях вместо изображения человека и животных, что было запрещено Кораном.




Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле(Голубая мечеть)




Вид на Альгамбру в Гранаде со смотровой площадки Св. Николаса в Альбайсине




Мечеть Мухаммеда Али, или Алебастровая мечеть, Каир. Название «алебастровая» мечеть получила благодаря тому, что ее стены облицованы желтым алебастром (мрамором). Мечеть построена Мухаммедом Али Пашой между 1830 и 1848 годами в честь его старшего сына Тусун Паши, который умер в 1816 году.




Бадшахи Масджид, в переводе «королевская мечеть», была построена в 1674 году Аурангзебом, Лахор.




Тадж-Махал в Агре, построенный Шах-Джаханом(мавзолей для его жены Мумтаз Махал), жемчужина могольской исламской архитектуры в Индии. Это здание самое узнаваемое во всем мире.


Ну и немножко экзотики)))



Великая мечеть Сианя, Китай
Первая китайская мечеть появилась в седьмом веке в период правления династии Танг в Сиане. Великая мечеть Сианя не имеет многих характерных для традиционных мечетей элементов. Она построена по традициям китайской архитектуры. Некоторые китайские мечети в западной части Китая были больше похожи на минареты и соборы, в то время как восточные китайские мечети выглядели как пагоды.
Важной особенностью китайской архитектуры является акцент на симметрию, которая подчеркивает величие. Это используется при строительстве любых зданий: от дворцов до мечетей.




Великая мечеть Дженне, Мали – великолепный пример судано-сахелийской архитектуры
Данную архитектуру характеризуют постройки из сырцового кирпича или из камней на глиняном растворе. Отличительными чертами этого стиля являются пилястры, расчленяющие фасады зданий, башни и минареты конические, или в форме усеченной пирамиды, главное визуальное отличие - торчащие наружу балки перекрытий. Снаружи такое строение весьма схоже с куличиком из песка, утыканным по наружным плоскостям спичками.
Бруски пальмого дерева, торчащие из здания, позволяют уменьшить негативный климатический эффект, включая резкие перепады дневной и ночной температур, тропические ливни и сильную влажность. Каждый год в этом районе Мали происходит разлив реки Нигер, в связи с этим Мечеть, построенная на возвышенности, во время наводнений превращается в глиняную крепость. Вход в мечеть разрешен только мусульманам. Внутри здания расположен специальный внутренний двор, где мусульмане могут молиться под открытым небом. Большинство архитекторов считают мечеть в городе Дженне главным творением судано-сахелианского стиля архитектуры.




Мечеть Санкоре, Тимбукту, Мали
Одно из древнейших медресе города находилось при мечети Санкоре, чей приземистый пирамидальный минарет и поныне выделяется на общегородском фоне.


Пока всё)))
Изменено: señorita Zorrita - 26.01.2016 11:28:54
Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
 
Цитата
janet пишет:
первая это азан, чтение Корана, зикр, исполняемый суфиями. но не смотря на то, что эти обряды обладают ярковыраженной музыкальной направленностью, в культуре ислама, к музыке их не относят.

Да, вот, я именно это имела в виду, говоря о "песнопениях")))
Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
 
Альгамбра шикарна)) какие-то необъяснимые чувства вызывает))

Еще нам с Неуловимой очень понравились сельчукские мечети в Эдирне. В них как будто просторней и комфортней, чем в собственно османских. Может дело в наличии одинакового количества огромных куполов, тогда как в последних по типу Ая Софии больше упор на главном. Кстати, убранство дворцов османских султанов тоже очень понравилось: относительно Версалей, Лувров намного лаконичней, скромней)) и везде краники, мраморные краники с водой!
You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
 
Цитата
Гъость [в_шкафу] пишет:
Подземные мечети Мангистау. Мечеть Бекет Ата

Внутреннее убранство вызывает ассоциацию с раннехристианскими святилищами в каменоломнях)))
Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
 
Цитата
señorita Zorrita пишет:
ничего, если я тут напишу, что думаю по этому поводу? Порассуждаю вслух)))
конечно, да) для того тема и открыта))
(я застряла на ней, видимо... с разных сторон пытаюсь взять измором)))

относительно зодчества я с тобой согласна. как ты уже сказала, тут запреты даже в плюс пошли.
а что касается музыки, совсем поверхностные знания у меня, надо разбираться...
есть еще масса других направлений, но о них позже.
 
Цитата
janet пишет:
есть еще масса других направлений, но о них позже.
интригу сохраняешь?))
обозначь направления, мы тоже подготовимся)))
You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
 
ФЭС





Карауинская мечеть

Фес — Марокко.
Фес — религиозный и культурный центр Марокко, его первая столица. Некогда здесь находилось римское поселение Волюбилис, у руин которого на нравом берегу пересыхающей реки (арабы называют такие реки вади) поселились берберы. А в 789 г. Идрис I взял мотыгу и очертил границы будущего города. Город назвали Мадинат аль-Фас («фас» в переводе с арабского «мотыга»).
И вскоре Фес начал играть роль священного города, ибо стал местопребыванием шорфа —привилегированных потомков пророка, которые впоследствии внесли немалый вклад в историю государства. Время правления Идрисидов (789—926 гг.) ознаменовалось распространением мусульманской культуры среди недавно обращённого в ислам берберского населения внутренних областей страны.



Древний керамический фонтан Неджарин на аллее Медины





Лавки с кустарными изделиями на базаре в Фесе.


Медресе ас-Сахридж.





Среди памятников Феса обращают на себя внимание старинные медресе Бу-Инания, Аттарин, Шерратин и др.



Ворота Баб-Бу-Джелуд.






Сумка из кожи. Ручная работа.





Янтарное ожерелье. Фес





http://mirxenia.com/%D1%84%D0%B5%D1%81/
Изменено: Фантомас - 25.01.2016 20:00:55
 













Аль-Азхар – превосходная мечеть
Немало есть знаменитых мусульманских городов, где можно получить исламское знание, но Каир благодаря Аль-Азхару держит первенство среди них.
Сегодня, как и сто, и двести, и триста, и пятьсот лет назад, жаждущие знаний мусульмане всех стран стремятся попасть на учебу в Аль-Азхар. Эти жаждущие знаний юноши первым делом учат Коран наизусть, ибо таково условие приема в эту школу школ ислама, университет его университетов.


Мечеть Аль-Азхар стала местом передачи знания вскоре после того, как с ее минарета впервые прозвучал призыв на молитву. По свидетельству арабского путешественника и географа второй половины X века Аль-Мукаудаш, во дворе мечети к вечеру собирались 100—120 кружков — то есть люди садились в кружок и записывали лекции учителя. Поначалу это были исмаилитские проповедники, пропагандирующие новое течение в исламе. Со временем Аль-Азхар стал местом притяжения самых знаменитых богословов, и люди приходили в мечеть не столько для молитвы, сколько за знанием, ибо для молитв в Каире были другие превосходные мечети — исмаилитские халифы династии Фатимидов, утвердившейся в Египте в 60-х годах X века, строили с размахом.
У потерявших власть Аббасидов столицей был город Фустат. Фатимиды же создали себе другую столицу и назвали ее, как и подобало победителям, Аль-Кахира — «победоносная» (название это мы произносим сегодня «Каир»). Это был город избранных, куда никому не дозволялось въезжать на коне или на верблюде. А жители бывшей столицы — Фустата — допускались в Аль-Кахиру лишь по особому разрешению.
Мечеть Аль-Азхар была заложена в 970 году, одновременно с городскими стенами. И через два года она уже поражала всех своим великолепием. Это был первый вклад Фатимидов в создание архитектурного ансамбля своей столицы. В 980 году при мечети было создано медресе, которое и переросло впоследствии в университет, отметивший недавно свое тысячелетие.


Комплекс мечети расширялся и украшался из века в век. Один раз, в 1302 году, ее почти полностью разрушило страшное землетрясение, но она возродилась в еще более прекрасном облике.
Сегодня комплекс Аль-Азхар, занимающий площадь свыше одного квадратного километра, предстает соединением весьма разнородных сооружений, в котором запечатлены вкусы правителей Египта всех веков истекшего тысячелетия. Строилась мечеть по традиционному плану: к окруженному аркадой двору примыкал грандиозный колонный зал. Новшеством явился широкий поперечный проход с куполом перед михрабом, перпендикулярно к которому идут нефы. В 1009 году третий фатимидский правитель Аль-Хаким, подновляя мечеть, заменил дворцовую колоннаду пилонами. В XII веке были возведены дополнительные аркады вокруг двора. Халиф Каит-бей в XV веке перестроил вход, возвел минарет справа от входа и обширный двор для омовений с северовосточной стороны. Аль-Гури поставил в 1514 году еще один минарет, а внутреннее пространство мечети было увеличено на четыре нефа. Но самое большое расширение мечети произошло в середине XVIII века, когда за михрабом был построен еще один более высокий молитвенный зал, сооружен величественный входной портал, построена школа чтецов Корана и возведен минарет на южном углу.


До наших дней сохранилось немало орнаментов, резьба и росписи X века, которыми украсили Аль-Азхар первые Фатимиды. Вся плоскость стены вокруг входной арки заполнена классическим арабским растительным орнаментом.
Стуковой (резьба по алебастру) декор фатимидского времени частично заменен при ремонте мечети в 1893 году, но еще сохранился в главном нефе, на некоторых панно юго-восточной стены, на арке и полукуполе старого михраба. Арки двора очень красивы. Прекрасны их резные стуковые узоры. На стенах двора — ажурный фриз, над которым возвышаются зубцы, расположенные в шесть рядов. Резной «стук» X века занимает всю поверхность юго-восточной стены и стен осевого прохода над арками. Орнамент с растительным узором сплошь заполняет поверхность в некоторых панно — исключительного изящества стилизованное изображение пальмы, священного дерева арабов.


Специалисты назвали бы художественный стиль Аль-Азхара эклектикой, но это редкое соединение разнообразных стилей создает особый, неповторимый облик, поражающий красотой и великолепием. Не зря само слово «Аль-Азхар» переводится еще и как «светозарная» — свет многих эпох отразился в ней, ибо лучшие, искуснейшие мастера, жившие в те эпохи, оставили в ней след своей души.
В тревожные, трагические времена мечеть служила священным убежищем, где люди собирались, спасаясь от бедствий. Она была пристанищем гонимых и странников. Здесь паломники подолгу ожидали, когда караван отправится в Аравию, находя и кров, и пищу. Суфии устраивали под ее сводами свои зикры.


В стенах Аль-Азхара работали выдающиеся ученые Арабского Востока: физик Ибн-ал-Хайсама (ум. ок. 1039 г.), врач ал-Багдади (ум. в 1231 г.), правовед и историк Ибн-Халдун (ум. в 1406 г.), знаменитый реформатор ислама Мухаммед Абдо (ум. в 1905 г.)…
Было время, когда по определенным дням там проходили суды и судебные разбирательства. Суд Аль-Азхара славился справедливостью.
В разные периоды Аль-Азхар играл большую роль в политической жизни Египта. Султаны прибегали к его авторитету для укрепления своей власти и позиций в борьбе с врагами. В годы национально-освободительной борьбы против французской оккупации отсюда звучало призывное слово, поднимающее мусульман против чужеземцев. Но главным его предназначением, смыслом деятельности Аль-Азхара было всегда распространение знаний. В 1961 году был принят закон «О развитии Аль-Азхара», согласно которому к трем традиционным факультетам — теологии, правоведения и арабской филологии — добавлялись шесть, светского характера.
И богословов, и далеких от религиозных исследований ученых влечет в Аль-Азхар его богатейшее собрание арабских рукописей (их 20 тысяч томов) и редких печатных изданий, которых 60 тысяч. Все это — ценнейшие источники для изучения истории и культуры Арабского Востока.


http://waking-up.org/religii-mira/al-azhar-prevoshodnaya-mechet/
 
Цитата
Мерсéдес пишет:
сельчукские мечети
а я твою задачку разгадываю))

подобно этой?

мечеть Аладдина в Коньи.



Цитата
Мерсéдес пишет:
обозначь направления

ничего секретного, книжная миниатюра, прикладное искусство, кино.
Изменено: janet - 25.01.2016 20:12:36
 
Мавританская архитектура: соборная мечеть в Париже



Мавританская архитектура представлена в Париже соборной или пятничной мечетью Парижа. При этом мечеть в Париже не является копией классических образцов мавританской архитектуры. Именно этим объясняется наличие разных названий архитектурного стиля этой мечети: неомавританский, испано-морисский, мудехар.
Мечеть в Париже была построена в 1922 – 1926 гг. в память о мусульманских солдатах французской армии, погибших в Первой мировой войне. Мечеть находится в пятом округе Парижа на земле, подаренной парижским муниципалитетом. Минарет парижской мечети вздымается на высоту 33 метра.


Архитекторы парижской мечети (Робер Фоурне, Морис Мантуа, Шарль Эубе) создали конструкцию, основываясь на планах, разработанных Морисом Транша де Люнель, начальником «Бозарт Сервис» в Марокко. Железобетонная мечеть украшена мозаикой, резьбой по дереву и кованым железом, привезенным из Марокко. Капитальный ремонт мечети был произведен в 1992 году.
Архитектурные особенности соборной мечети в Париже: вариант мавританской архитектуры. В архитектуре парижской мечети присутствуют те элементы, которые характерны для архитектуры Северной Африки в эпоху правления династии Фатимидов (909 – 1171), Альморавидов (сер. 11 в. – 1146), Альмохадов (1121/1122 – 1269), Зайянидов (1235/1236 – 1551) и, конечно же, для мавританской архитектуры Испании в эпоху Гранадского эмирата и Кордовского халифата.
Художественный образ мечети в Париже. В художественном образе соборной мечети Парижа доминируют характерные для мавританской архитектуры архитектурные и декоративные особенности – подковобразные арки, мозаичные панно с геометрическим орнаментом, умелое сочетание искусства воды и природы во внутреннем дворике.
Парижская мечеть: влияние сельджукской, османской, иранской архитектуры. В архитектуре мечети можно проследить и другие элементы. К влиянию сельджукской и османской архитектуры относятся восьмигранный купол, беломраморные колонны. Кубическая форма минарета мечети в Париже характерна для ранней арабской архитектуры, в частности, для мечетей Марокко, мечетей Алжира – Джами аль-Кабир 1096 г., Джами аль-Джедид 1660 г. Оформление входа в соборную мечеть Парижа в виде портала, применение в отделке мечети сталактитов восходят к традициям исламской архитектуры Ирана.



http://artislam.org.ua/iskusstvo-islama/mavritanskaya-arxitektura-sobornaya-mechet-v-parizhe.html
 
janet,
Благодарен за такую тему! Стал забывать, что являюсь искусствоведом, а в этом хаосе невежеств сам становлюсь изгоем, наверняка.. И в мире замков, обладатель ключей - король!)
 
Цитата
Фантомас пишет:
искусствоведом
профессия или хобби?)
 

Цитата
janet пишет:
Цитата
Фантомас пишет:
искусствоведом
профессия или хобби?)
Дипломированный специалист, правда в прошлом. [скупая слеза] Но это как на велосипеде, раз научился, не забыть, главное что бы ни чем не поспорили спицы!
 
Фантомас,ничесебе)) а как ты выбрал эту профессию?)
 
janet,
Увы, это томная история..Но скажу лишь одно, не жалею! Мое мировоззрение, изменилось, а восприятие обострилось ! Хотя мог стать физиком-ядерщиком!)
 
 
Пока с зарбузаном спорила, проникалась всё большим интересом и симпатиями к Ирану... хотя и раньше в противоборстве между ним и СА была на его стороне)))
Да и блог Резы Саджади, посла ИРИ в России(теперь уже бывшего), и раньше то и дело почитывала.
Теперь появился повод снова туда заглянуть)))
И вообще, древняя и многообразная персидская культура мне почему-то всегда была интересней, чем традиционно ассоциируемая с исламом арабская)))

Из блога Саджади:
Пользуясь случаем, хочу ответить на вопрос, который читатели регулярно задают мне после подобных постов: "Разве в Иране не запрещено изображение живых существ?"
Хочу подчеркнуть, что говорю сейчас именно про Иран, где преобладает Ислам шиитского толка, так как в арабских странах все сложнее. Ведь в Иране людей и животных изображали задолго до прихода Ислама (о чем нам говорят многочисленные барельефы Персеполя и другие исторические памятники). Мани, пророк времен Сасанидов, был известен еще и как художник – отец-основатель персидской живописи и иллюстрации (возможно, вы слышали о его известной иллюстрированной книге «Аржанг»).

В первое время после принятия Ислама иранцы, действительно, не рисовали людей и животных. Но художественное искусство не умерло, а приобрело новые формы – появился "тасхиб", особый способ украшения и золочения страниц Корана. К IX в. персидские правители уже позволяли себе украшать дворцы роскошными фресками с различными сценами из жизни. Так, сохранились изображения в персидском дворце Аббасидов в Багдаде: танцующие женщины в легких одеждах и с кубками вина в руках. Конечно же, простым смертным такие вольные рисунки были недоступны.

Однако изображение человеческого тела постепенно начало проникать в научные круги, там, где оно было совершенно необходимо: так, оно появляется в трудах Авиценны. Да и книги, подобные вышеупомянутому труду Казвини, невозможно представить без изображений животных, людей, ангелов и демонов. Еще один пример: иллюстрации в древних рукописях «Калилы и Димны». Запрет ослабевал – и искусство живописи вновь достигло расцвета во времена Сефевидов, о чем говорит множество фресок во дворцах Исфахана.

Сегодня живопись и скульптура, посвященные любым предметам, в Иране совершенно нормальны и одобряемы.

http://sajjadi.livejournal.com/

Вообще, очень интересный блог, рекомендую)))
Изменено: señorita Zorrita - 25.01.2016 22:17:09
Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
 
фантазии на тему архитектуры.

исламская архитектура создает ощущение больших пространств, лаконичных форм, она не стремится вверх, как готические храмы, и вместе с тем, имеет невесомую конструкцию сводов и арок… орнамент геометрически правильных, непрерывно повторяющихся форм, ощущение бесконечности и вечности..
античные статуи имели правильные обезличенные черты, а исламское искусство в целом обезличено, и возможно это еще больше расширяет его границы. в храмах нет «лика», ничто не ограничивает воображение, нет центра, он где-то там.. за пределами храма...
 



Современная исламская архитектура.
 
Цитата
señorita Zorrita пишет:
Внутреннее убранство вызывает ассоциацию с раннехристианскими святилищами в каменоломнях)))
Не разбираюсь))
 
Цитата
Сэстренка пишет:
Интересно, эти мечети достались от каких-то монахов или еще кого-то или изначально строились как мечети?
По легенде Бекет Ата их сам строил. Он был отшельником суфием
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный