Расширенный поиск
23 Октября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Тели турса – той бузар.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
Страницы: 1
100 лет со дня рождения Рамазана Геляева (1915-1943), Юбилей первого балкарского профессионального режиссера
 
Хотела написать небольшой текст про нашего первого профессионального драматурга и режиссера, чтобы не только в нашей семье помнили, каким замечательным человеком, подающим надежды режиссером и патриотом своей страны он был.
Но нашла на сайте большую статью о нем Асият Саракуевой, поняла, что добавить нечего. Статья полностью здесь, ниже - отрывки из нее.



В истории Балкарского театра имя Рамазана Кичиевича Геляева стоит особняком. Он - первый балкарский профессиональный драматург и режиссер. Геляев - автор первой национальной героической драмы "Кровавый калым" и ее постановщик.
У автора пьесы была мечта - написать трилогию о жизни своего народа, охватив конец XIX в., послереволюционные изменения и становление Советской власти в Балкарии. Он успел написать только первую часть, где действие разворачивается в 80-е годы XIX столетия.

Рамазан Геляев ушел из жизни в 28 лет - жестокая война не пожалела ни молодых, ни талантливых. Как ценный национальный кадр Геляев имел бронь, был освобожден от военной службы. Но он решил защищать свою землю, свою страну в рядах Красной Армии. Старший лейтенант Геляев Рамазан Кичиевич погиб в 1943 г., защищая село Большая Мартыновка Ростовской области. В его лице молодое балкарское театральное искусство потеряло талантливого драматурга и режиссера. Не более счастливой была судьба и самой пьесы. Она сгорела при бомбежке театра в 1942 г.
Как потом вспоминала жена Рамазана Налбийке, в ту злополучную ночь 1944 г., когда выселяли весь народ в степи Средней Азии и Казахстана, она была у родителей в селе Яникой. Черновики Геляева, наброски новых драм, вся его библиотека остались у них дома в Нальчике. Ей не разрешили взять с собой что-либо из архива мужа.

нижний ряд: Рамазан, его сын Владимир, жена Нальбийке, дочь Рая

Дорога в искусство
Рамазан родился 15-го мая 1915 года в селении Верхняя Балкария Черекского района.
Как впоследствии вспоминал его одноклассник Мухаммат Мамаев, он среди сверстников отличался серьезным отношением к учебе. А в другое время любил играть с мальчишками, часто разыгрывал их.
После окончания начальных классов, пятнадцатилетний Рамазан решил продолжить образование в Ленинском учебном городке (ЛУГ) и выбирает Педтехникум. Там Рамазан из балкарских юношей и девушек организовал театральный и одновременно ходил в хоровой кружок. Рамазан сам переводил пьесы или же писал их для своих "актеров".
В душе у Рамазана теплилась надежда о создании профессионального театра. Еще он свое будущее видел с черноглазой красавицей Байказиевой Налбийке, с участницей хора. После учебы они поженились и Рамазан начал свою трудовую жизнь учителем в родном селе. У них родился мальчик, назвали его Владимиром.
Вскоре в Нальчик из Москвы приехали профессор ГИТИСа, режиссер Малого театра Илья Яковлевич Судаков и его жена, актриса МХАТ Клавдия Николаевна Еланская. Они набирали талантливую молодежь для учебы в Балкарской актерской студии. Руководство республики и института позаботились и о режиссере, который после ее возвращения в Нальчик, мог бы взять на себя художественное руководство театром. Выбор пал на Рамазана Геляева.

Годы учебы
8-го сентября 1935 г. Геляев Рамазан был зачислен на режиссерский факультет ГИТИСа. Курс вел профессор И.Н. Берсенев.
На первом курсе в Балкарской студии учились всего пять девушек. Следующим летом было решено пополнить ее женский состав. Во время каникул Рамазан уговорил свою жену Налбийке поехать с ним в Москву, оставив годовалого мальчика его родителям.
Рамазан жадно впитывал все, что давали ему на уроках, не пропускал ни одной премьеры в столичных театрах. Как потом вспоминали выпускники первой Балкарской студии, параллельно учившиеся с их будущим режиссером, Рамазан после занятии приходил к ним на репетиции, внимательно слушал и наблюдал, как работают прославленные педагоги со студийцами. Смело можем утверждать, что пьесу "Кровавый калым" Геляев начал писать студентом. Исполнитель главной роли Ахмат Кудаев в одном из интервью о нем сказал: "Думаю, наблюдая за нами во время репетиций, он видел способности каждого, и писал своих персонажей на конкретного актера. Особенно мы ценили его, как профессионала. Осознание того, что у Балкарского театра есть свой талантливый режиссер со знанием языка - это было счастьем для каждого из нас».

Рамазан с женой

"Авторский замысел" в газете "Социалистическая Кабардино-Балкария" (от 6 июня 1941г. № 131):
Как было сказано в самом начале статьи, пьеса сгорела во время войны, потому у нас нет возможности говорить о ее художественных достоинствах. В режиссерской экспликации к пьесе сам Рамазан пишет: "Меня, как автора пьесы, глубоко волновала трагическая судьба балкарки в условиях мусульманской феодальной Балкарии. После долгой борьбы, не останавливаясь перед адатом, Жансурат (главная героиня драмы - С.А.) бежит с любимым человеком Муратом и трагически погибает. Для меня не столько была важна фабульная линия - любви двух молодых людей, сколько связь всех личных событий с социальной, исторической почвой... Мне более или менее в финале пьесы удалось осуществить расслоение классов в ауле. Жамауат открыто защищает Мурата и его друга Ахмата и освобождает их от позорного столба, к которому они были привязаны цепями, как нарушители адата и религии..."


"Праздник балкарской культуры"
Под такой шапкой вышла 6-го июня 1941 года третья полоса газеты "Социалистическая Кабардино-Балкария". Она полностью была посвящена драме Геляева и ее премьере в Балкарском театре. Надо отметить, что руководство республики и Всероссийское театральное общество (ВТО) уделили огромное внимание этому событию в культурной жизни народа. Со всего Северного Кавказа на премьеру были приглашены гости. Статьи И. Базоркина, М. Мазаева, Я. Бородовского и других были напечатаны в местных газетах. Среди них особо надо отметить рецензию профессора М.С.Григорьева, который специально был командирован в Нальчик руководством ГИТИСа: «Спектакль обнаруживает хороший вкус тов. Геляева, чувство сценического такта, отсутствие штампа и наигрыша, следовательно - хорошую школу, что особенно делается ясным при сопоставлении работы балкарского театра с работой русского театра, которая подверглась жесточайшей критике на конференции критиков Северного Кавказа. Работа тов. Геляева производит отличное впечатление".
Из вышеизложенного можно сделать вывод: успех драмы "Кровавый калым" был в ее народности и правдивости изображаемых героев и событий. Пьеса воспринималась не только как сценическое произведение, зритель видел в нем жизнь и борьбу своих отцов и дедов. Драматургу и режиссеру Рамазану Геляеву настолько верно удалось передать характеры своих героев в сложных обстоятельствах, а молодым актерам полностью воплотить идею драматурга на сцене, что многие сидящие в зале узнавали этих персонажей. Потому пожилые люди в зале утирали слезы на глазах, а молодые вскакивали с мест, возмущенные действиями своих «врагов".

Рождение профессионального театра - событие в истории любого народа, а рождение национальной драматургии - огромный шаг вперед, без которого театр может оставаться безликим и не столь востребованным своим зрителем. Потому с постановки "Кровавого калыма" в истории Балкарского театра начинался новый этап. Его дальнейшее развитие было прервано Великой Отечественной войной, затем выселением всего народа в Среднюю Азию (1944г.). После его возвращения на Родину, заново возрождалась культура и литература. Балкарские драматурги продолжили линию Геляева и воплотили его идеи.

Сейчас в Нальчике живет дочь Рая Рамазановна, врач акушер - гинеколог высшей категории, заслуженный врач РФ, заслуженный врач КБР, более 50 лет отдавшая любимому делу, есть внуки и правнуки.
Изменено: 3yxpa - 16.05.2015 13:27:17
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный