... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ

... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ

veresk 29.12.2014 08:57:17
Сообщений: 2371

3 0

... И УГОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ КАПИТЕЛИ



Когда мы вернемся — земля наша вскрикнет!
Лили Буджурова


Жил я в те с ностальгией вспоминаемые времена в двухкомнатной коммунальной квартире, занимая меньшую комнату. В другой половине уже десятый год обитала соседка моя Лариса Васильевна с мужем Гришей, двенадцатилетней к тому времени девочкой и маленьким хорошим мальчиком.
Впрочем, мальчика тут же испортила школа, как только его туда повели. Он стал шаловлив, часто опустошал карманы моей одежды в прихожей, за что бывал не раз бит, предательски выданный сестрёнкой-ябедой. Я, оберегая добрососедские отношения, делал вид, что ничего не знаю, да и сам баловал маленького разбойника мелочью.
Помнится, встретила меня будущая соседка, рослая, по-деревенски породистая баба, испуганной, по-крестьянски же простодушной откровенностью: «Господи, нерусский какой-то!» Но испуг и обречённость её быстро прошли, как только выпытала ещё на пороге, что у меня не только детей и не только жены, но и холодильника-то нет — лишнее место на кухне — и посуды никакой. Я этих премудростей коммунального бытия особо не знал, но она вмиг смекнула, что сосед я выгодный, простила тут же мою нерусскость, и вскоре вовсе полюбила, как она говорила на свой рязанский лад, пожалела, как младшего братика.
Медлительная с ленцой и не совсем чистоплотная в быту, соседка установила было очередь на уборку мест общего пользования, но не готовая убираться так же прилежно, как и я, сама же и сорвала график дежурства, прикнопенный ею к дверям ванной.
Днём я работал, вечером учился, на кухне появлялся лишь чайник поставить и тут же забрать. Стало быть, делить нам было нечего, а потому и прожили мы душа в душу чуть более двух лет.
Нарушали идиллию лишь многочисленные мои соотечественники из Карачая, полонившие Москву того времени — Мекку дефицитных товаров. «И-и-й, — тянули они в один голос, — как мы: в Москве да не навестим тебя, не проведаем? Что мы потом матери твоей скажем, как оправдаемся, как в глаза ей посмотрим?» Обычно заваливались они вдруг и немалым числом, назывались роднёй, и только и разговоров у них было, как бы меня, неприкаянного, оженить.
Перспектива заполучить соперницу на кухне сильно тревожила соседку. Она переставала здороваться со мной, ходила вся надутая, отчего лицо её — морда блином, как отозвалась о ней одна из моих родственниц, — ещё более округлялось. Но пережив очередное нашествие "мешочников", Лариса Васильевна опять добрела, выставляя просьбой-требованием одно-единственное условие: «Только не женись, пока я не получу квартиру».
Так и жили по неписаному уговору.

Друга моего Джималди она тоже пожалела, но несколько иначе, не как младшего братика, то есть. Уж слишком заметен он был, слишком хорош собой. Высок, резко, рельефно широк в плечах, и в плечахэтих — невероятная мощь настоящего мужчины. На бледном, выразительно очерченном лице —внимательные, с улыбчивым прищуром глаза. Природа, воистину, расщедрилась над ним и, казалось, готова была дать от жизни всё, что возжелает. Портил картину не совсем вяжущийся с его мужественным обликом, но приводящий женщин в умиление, девичий, ну уж слишком девичий, румянец. Два розовеньких пятнышка на щеках чутко стояли на страже, чтобы при малейшем смущении мгновенно залить всё лицо его краской. А стыдлив, совестлив он был чрезвычайно.
Дамы в возрасте считали незазорным оглянуться вслед. Грустнели, провожая мимолётную мечту о счастье, которое не состоится. Молоденькие прелестницы, казалось, переставали дышать при его появлениив компании, но душой компании он не был.
Странно отстранённым, иной раз пугающе мрачным становился он средь оживлённой ни о чёмлёгкой беседы, уходя вдруг глубоко в себя, будто демонстрировал всем, сколь обманчиво может быть кажущееся благодушие человека. Его часто приходилось «будить», и заливался он краской, и озарялся тотчас обезоруживающей улыбкой. Не всегда выручало. «Своеобразный такой … Специфический …» —говорили о нём давно знающие, с той дежурной заминкой, которой обычно подчёркивают нежелание сказать хуже.
Таким он и был без всякого моего картинного преувеличения и вполне годился в герои увлекательного повествования, которого тёртые рассказчики, дабы заинтриговать слушателя, рисуют хоть немного, да отличным от будничного обывателя, всенепременно придают ему одержимость некоей таинственной идеей, которая вот-вот-де и погубит его или возведёт в народные кумиры.
Всё это-то и было в нём в избытке.
Ещё его портило широковатое, пожалуй, лицо — предмет моих насмешек из зависти, как сейчас понимаю, к его тотальному успеху у женщин. «Ну и что, зато похож на Волошина!» — отсмеивался Джималди. Незлобивый и как-то по особому подкупающе доверительный, он был выше моих попыток насмехаться над ним, будто сберегал себя для более тяжких испытаний. Мы ведь потом прозреваем, когда теряем друзей, потом начинаем всё вспоминать, по-другому понимать, терзать себя, восстанавливая хронологию событий.
Познакомились мы, выполняя особо важное комсомольское задание, которое стало растягиваться надолго. Энтузиазм актива, набранного из всех цехов преогромного завода, быстро иссяк: тяжело сталоработать, учиться, активничать в комсомоле, «ещё и впахивать на этой хрени на добровольных началах». Администрация, вынужденная пойти на меры вознаграждения, посулила всем отдельные комнаты, и не в какой-нибудь общаге с коридорной системой, а в нормальной, "как у людей", коммунальной квартире, что и выполнила по-честному к концу быстрых трёх лет. Лафа лимитчику.
Свело нас не столько единое тюркоязычье, но общее увлечение поэзией и литературой, материей довольно тонкой и бездонной, да знает ли об этом молодость. Мы были одногодки, но он — не по годам зрел и основателен во взглядах и увлечениях. Никакими, однако, особыми устремлениями я и не отличался,оставаясь всё ещё в зоне любовной лирики с романтической героикой. Перечитывал который раз того же «Овода», пока Джималди, удивлявший обширным кругом самых неожиданных знакомых, не повёл меня на исправление к некоему Шлаину.
Заметно искривленный горбом, но умевший при этом оставаться изысканно элегантным, Михаил Израилевич Шлаин оказался чудный, светлейший человек, наверное, за своесловие задвинутый на задворки преподавательских рангов. Но народ не обманешь. На лекции его ходили и сидели, боясь чихнуть, не только абитуриенты, студенты и другие лекторы, но и разношерстная публика с улицы, гонимая вахтёршами, с которыми Джималди, конечно же, был в улыбчивой приязни.
Тут надо бы припомнить, кто бы сейчас не стал отрицать, что в те времена мы жили духом давно прошедшей революции, называя её великой. Только Шлаин смел утверждать, что князь Мышкин — это антипод Рахметова, не услышанный, не принятый на тот момент протест Достоевского против бунтов и революций.
Под влиянием Шлаина стала выветриваться из меня легковесная тяга к сюжетной интриге, складывался интерес к духовным исканиям русских авторов. Заново зачитывался и неспешным, в такт неторопливому скрипу степной телеги, слогом Чехова, чувствуя за ним хрупкую душевную тонкость, интеллигентность, воображая по-молодому наиву и себя таковым. Джималди сразу пресёк мои фантазии: «Надо бы быть осторожнее с этим словом, ибо как скажешь его от себя, тут же будешь выглядеть тщедушно претендующим на это звание. Полагать, что ты интеллигент, уже неинтеллигентно». Он так и говорил всегда: бережливо, деликатно и почти книжно.
Сам он больше увлекался историей, что можно было бы понять: учился на историко-архивном. Но как-то избирательно, как-то нацелено узка была направленность его интересов. Джималди с непонятным рвением копался в деталях освободительного движения времён колониальных войн, сложившихся административных отношений на покорённых территориях, методов борьбы, начиная от мер конспирации, сбора средств, до непосредственного вооруженного сопротивления. Меня всё это попросту забавляло: увы,времена революционеров давно прошли, не оставив нам места для подвига, но он, кажется, и не героическое искал, не удовлетворения романтических порывов молодой души.
Не просто познавательный, странно прикладной был его интерес и к деятельности народных лидеров, в том числе и реальных современников литературного Овода. "Бедная Италия! — переживал друг.— Она стала жертвой собственного расцвета и утончённости. Жалкая Европа, Италией и вскормлённая, тешила самолюбие, затаптывая и разграбляя её".
Но лидеры итальянского сопротивления были не его герои. Тот же Гарибальди, живое божество итальянских крестьян, был, по мнению друга, больше авантюрист, торговец, делец, не забывавший между бунтарскими подвигами прикупить себе какой-никакой, но островок. А честный, истинный революционер Мадзини — непроходимый, далёкий от действительности, идеалист и романтик. «Десантник хренов, —ругался Джималди, — мечтал, видите ли, освободить родину, высадившись из Англии на воздушном шаре».
Одно время я даже разочаровался было в друге, решив, что он выдёргивает из неизвестных мне источников интригующие сведеньица, чтобы смаковать их, рисуясь познаниями. То-то он сиживал и сиживал по библиотекам, таскался по архивам. Дружил-шушукался со сведущими тётками. И несли они, расплываясь от его обаяния, много чего, что не дали бы никому.
Приходил и ко мне на лекции по праву, логике, риторике. Умудрялся втереться в доверие к моим лекторам, вёл с ними какие-то свои серьёзные беседы, сопровождая после лекций. Он же вычислил и показал мне комнатёнку рядом с входом в первую поточную аудиторию. Тянулись сюда от всех одиннадцати лекционных проводочки «лапша». Изредка выходил из комнатёнки неприметный дядечка выкурить сигаретку, ни с кем не заговаривал, в лицо никому не смотрел. Я и не знал, что все лекции прослушиваются.
Изменено: veresk - 29.12.2014 13:56:48

Ответы

ШАТ 18.12.2015 21:54:42
Сообщений: 1421
Цитата
Sautulu пишет:
Уважаемый Берекет!Могу ошибаться, но в нашей(карачаево-балкарской ) среде на сегодня не так много художников,которые так проникновенно как Вы могут излагать свои мысли. Смелые и независимые ваши суждения, тут и не скроешь, заставляют читателя думать о прошлом и настоящем.И если, хотя бы одна четвёртая часть нашей молодёжной читательской аудитории, а это ведь будущее нашего народа, будет сторонником,ценителем Вашей философии, то можно будет заявить, что свою долю вечного и богоугодного в народную копилку вы внесли.Я верю, что так и будет.Крепкого здоровья,бодрости духа и долгих лет!Такие люди как Вы очень нужны нашему народу…


:alamat: :серенада:
ШАТ 25.12.2015 16:41:39
Сообщений: 1421
Цитата
Sautulu пишет:
Уважаемый Берекет!Могу ошибаться, но в нашей(карачаево-балкарской ) среде на сегодня не так много художников,которые так проникновенно как Вы могут излагать свои мысли. Смелые и независимые ваши суждения, тут и не скроешь, заставляют читателя думать о прошлом и настоящем.И если, хотя бы одна четвёртая часть нашей молодёжной читательской аудитории, а это ведь будущее нашего народа, будет сторонником,ценителем Вашей философии, то можно будет заявить, что свою долю вечного и богоугодного в народную копилку вы внесли.Я верю, что так и будет.Крепкого здоровья,бодрости духа и долгих лет!Такие люди как Вы очень нужны нашему народу…

Шагъатлыкъ этеме..
ШАТ 29.12.2015 13:39:50
Сообщений: 1421
Мусса, Салам !!!

Мен айтхан къошакъ сёз тюлдю, ийнан.

Миша Селимовични Дервиш и Смерть деген романынданча, джазгъанынгдан, Тейри, поэзия къалай болургъа кереклисин ангыладым.

Сау бол, къарнаш !!!
Берекет 29.12.2015 16:33:29
Сообщений: 150
Салам, Сапар.

Тюзюн айтсам, поэзия къалай болургъа кереклисин, сен тууб билгенсе. Алай болса да, къой алан, былайда халкъны бездириб къояргъа башлагъанбыз, бу эки хапарны бери чыгъара бир бирибизге сый бере. Мунда барды бизсизда бир хахайлы шохубуз, кече кюн былайдан чыкъмай, хар тешикге бушдукъ бола, кеси башына сый даулай.
Сэстренка 29.12.2015 16:51:45
Сообщений: 9927
Цитата
Берекет пишет:
Хотелось поделиться уходящими/ушедшими в прошлое обычаями, традициями, вплоть до воровства лучшей косы у чужой бригады, где позором покрывался не тот, кто "украл", а кто прозевал косу и весь его чалкъы джыйын, которые складывались у нас веками в таком многотрудном, действительно, тяжком труде, как косьба. Эти традиции были призваны облегчить труд, отвлечь от него, всякими розыгрышами, песнями, прибаутками, с непременным участием ряженого "Теке", привнести толику и веселья, и состязательности между косарями. Увы, забегался по делам, разгорячённые мысли поостыли, и не оставит ли это более знающим?
О сенокосе, как и о рыбалке или охоте (фантазирую), наверное, можно говорить вечно)).

Я самая классная на форуме))))))))))))))
Че_ 13.01.2016 07:18:59
Сообщений: 239

1 0

Цитата

Берекет пишет:
Спасибо, Че. Давненько не замечал твой старознакомый ник. Нужно ли понимать твоё "литературная основа у нас разная", что ты пишешь прозу, но в другом жанре и нельзя ли как-нибудь почитать, хотя бы здесь, в этой теме? Я полагал, что ты в поэзии, как и старшая сестра. Сейчас даже не могу вспомнить откуда у меня такие сведения, но творческие семьи, как, например, и брат с сестрой Созаевы, как-то сами собой сразу и вычисляются, и помнятся.


Привет! Отвечаю через год, но лучше поздно, чем никогда! Литературная основа разная, как мне кажется, судя, скорее, по манере излагать мысли, по почерку, по способу рождения смыслов. Я любил многих писателей, но когда брался за перо всегда выходило "подражание Прусту". Я считаю себя абсолютно бесталанным в плане художественного текста, поэтому лет 10 назад решил писать только юридические статьи и книги, ну и чуть-чуть рецензии на фильмы. Последнее время ещё увлекаюсь эпистолярным жанром, благо это читает только один человек. Терпения ей не занимать, поскольку она часто правит чужие тексты 😂

Насчёт сестры она тоже оставила стихосложение и сосредоточилась на критике и статьях об искусстве.

Я рад, что ты пишешь! Жду еще
Берекет 14.01.2016 01:31:08
Сообщений: 150
Сэстрёнка: - О сенокосе, как и о рыбалке или охоте (фантазирую), наверное, можно говорить вечно)).



Да, Сэстрёнка, говорить-то можно сколько угодно, но вот рыбак из меня не получился, как и грибник. Не получился и охотник, хотя здесь суетился и рыпался долго, сполна увлёкшись и оружием, и всем прочим составляющим. Настрелялся больше по тарелкам: из десяти выстрелов семь-восемь всегда брал: почему-то, когда общаюсь с самой классной Училкой па-русскому, всегда тянет похвастать, понравиться.

Помню, раз пошли на волка. Зима. Новогодье, как сейчас. Звонит знакомый егерь Мишка: выручай, кричит. На участок его пришли лоси с молодняком, а за ними, как водится, выставились волки. У нас с другом мотосани, армейские рации, что в ту пору было диковинной редкостью. Из-за них и звонок. Что не поехать, поехали: для нас забава, для Мишки беда, шухер районного масштаба, придали в помощь почти всех местных егерей. Волков нужно было отстрелить или так шугануть (наивное начальство), чтобы отвадить от лося.

Это мы не знаем, что все охотничьи угодья давно разделёны на квадраты. Проехались по ним, пока егеря не вычислили в котором скрываются волки: входные следы имеются, выходные нет. Всё чин по чину, как в кино или в хорошем охотничьем рассказе: егеря достали обмотанные вокруг туловища (чтобы больше пахло человеком) верёвки с красными флажками, связали их и обложили квадрат, оставив лаз. Друг мой попросился в загонщики. На правом, удобном номере поставили меня, как свадебного генерала, в придачу с бывалым егерем. Ещё два номера заняли Мишка и другой егерь. Шум-гам. Подняли зверя, гонют с дальнего конца квадрата. "Слишком резво пошли, уйдут за флажки. Стронул зверя с лёжки и хватит, испереживался в раздраженном шёпоте егерь. Лежим, притаившись за пнями. Долго. Не дышим, считай. Егерь вздёрнулся и замер: Идёт... Один... Вдоль флажков справа. Мишка отдал тебе первый выстрел. Не торопись, дай ему увидеть лаз, чтоб назад не рванул".

Охотник-то я никакой, но учуял, что идёт, и только потом заметил холку, спину в крадучей рысце по снегу и бурелому. "Она..." не выдержал егерь. Раз и стала волчица. Нас ли учуяла, лаз ли приметила? Стрелять далековато. Не дыши-и-и-м. Пошла и опять стала. Сторожко так. Ветер-то на нас, да разве волка этим обманешь, но соблазнилась бедолага примеченным лазом. Пошла, пошла убыстряясь. Вдруг прыжок. Второй. На третьем и взял её влёт. Целил спокойно, с малым упреждением, как в тарелку на излёте. Рухнула недвижима.

Не дышим. Ждём матёрого. Гоньба близится, но чувствую: пусто. Ушёл волчара. "Так и знал, уйдут за флажки! Загонщики!.." зверея встал с номера Мишка. Егерь сунул мне армейскую фляжку: Глотни, охотничек, скинь оторопь!" Но в пренебрежении его слышу зависть к чужому удачному выстрелу.

Минут через десять, когда уже все собрались, слышим: подал голос. Выл, как плакал.

Почувствовал нет подруги!..

Эти, чёртовы егеря, они же все и хорошие рассказчики: иной раз так скажут, с такой интонацией...


Не хожу я больше на охоту, боюсь соблазниться на выстрел.
Берекет 14.01.2016 18:08:38
Сообщений: 150
Че: - Отвечаю через год, но лучше поздно, чем никогда!



Ответ, собственно, и не ожидался особо, Че. Приветствую.

Наш форум хорош не затянутостью во фраки, а простотой и свободой общения-поведения. Тут можно сказать, перекинуться парой толков без всякой неловко зависшей заминки из-за безответности.

Странно ли, Че, но твое письмо заставилопризадуматься о собственном стиле. Никогда не печалился о нём, не пытался ни осмыслить свою идентичность ни выработать его, и не могу сказать о чьём-то влиянии или подражании кому-то. Не из пренебрежения - из элементарной безграмотности о стилях прошлого и настоящего и их взаимовлияниях. Я не знаю писательское искусство изнутри, то есть академически затвердённым, заученным знанием. Потому, наверное и пишу, как пишется, не впихивая себя ни в какие рамки. Но вот что чувствую - стиль это ты сам. Это твоё сокровенное, твоя обнаженная душа, выраженная твоими же словами. Если это так, и если ты умеешь оставаться самим собой, не изменять себе, то и стиль у тебя свой. Тут вопрос каков же мой стиль, рождает другой неответный вопрос: какова же моя душа. А здесь лучше не ковыряться.

Когда пробуя писать сам, всматриваешься в чужие тексты, вгрызешься в хитросплетения чужого словоскладывания и в те самые почерки, манеры, способы рождения смыслов, о которых ты говоришь (к ним ещё вернусь), то есть, когда отбрасывая лишнее, скелетно обнажаешь чужой текст, совсем по другому видишь автора. Тут, говорю это вполне серьёзно, низвергаются самые высокие авторитеты. Так, не интересна и не читается совершенно (а раньше - взахлёб) "Крейцерова соната", последний роман Толстого, считаемый некоторыми критиками лучшим. Причина, наверное, в том, что вычитываются наперёд, вычисляются, обнажаются, "способы рождения смыслов", подготовка, регонсценировка (почему-то захотелось использовать именно это слово) будущих событий, предстоящий ход развития, не столько сюжета, сюжет может без помех оказаться любом, - мысли . То есть, когда всё на поверхности, не всегда интересно в какие одежды одевается "скелет". Не только с этой позиции, но больше элементами непростительных слабостей начинающего автора, не читаются, некоторые рассказы Бунина, написанные в возрасте 65-70 лет. И это несмотря на поэтичную звучность текстов, и это уже после Нобелевской премии. Мне несколько неловко от собственной наглости так сказать, но зрячий да должен увидеть.

Наверное среди форумчан, я самый неначитанный человек, если исходит из собственных впечатлений от темы в форуме "Интересное из прочитанных книг" откуда кое-что черпаю. Давно не читаю, если и читаю, больше "раздеваю" текст, пытаясь понять подходы автора. То есть, я тоже подражаю Прусту, в смысле глубокого ухода в себя, отречения от пишущего мира.

Казалось бы, я лишил себя очарования от писаного текста, но будет ли нескромным сказать, что я просто вышел на новый, иной читательский уровень. Повторюсь, это случается, когда пишешь сам. Иной раз так зачитаешься, так завораживаешься таинством слова, вплетениями слова в мысль, в такие глубинные, небесные дали уходишь, что кажутся никчемными и мелкими собственные писательские потуги и критические осмысления чужих текстов.

Че, мне трудно судить о твоей "бесталанности" в художественном тексте, но твоё (и моё, близкое моё) о "манере излагать мысли, по почерку, по способу рождения смыслов" говорить о том, что ты не остановился на уровне ученических проб пера, был глубоко погружён в недра худ. текста, "раздевал" чужие тексты, вгрызался в хитросплетения словоскладывания. Ты уже входил в эту реку. С чего бы это, с чего ты там барахтался? Неужели из бесталанности? А ведь и Пруст вышел, вырос из "Подражаний..." и столь сильно, что подражали уже ему, говорят даже Набоков был уличён. Не обмани себя, не измени себе, когда придёт новая волна потребности сказать собственное художественное слово. А она может прийти в любом возрасте. Если верить мне, то Бунин и в старости всё ещё упражнялся.

Критические работы и статьи об искусстве сестры и частично твои "юридические статьи и книги, ну и чуть-чуть рецензии на фильмы" это очень серьёзное, ответственное, перед чем я робею, но тоже моё желанное, вожделенное, увы, не давшееся. Это то хорошее в человеке, что на дано мне. Вот как бы этим обогатиться, где что найти, где прочесть? Желаю ей и тебе всяческих успехов.

Вот такие вот не совсем связные мысли ты родил во мне и тоже без ожидания ответа.
Че_ 14.01.2016 19:16:45
Сообщений: 239
Цитата
Берекет пишет:
Если это так, и если ты умеешь оставаться самим собой, не изменять себе, то и стиль у тебя свой. Тут вопрос каков же мой стиль, рождает другой неответный вопрос: какова же моя душа. А здесь лучше не ковыряться.
Это позиция по-настоящему творческого человека. В своих перелетах последнее время пристрастился читать книги на планшете о жизни писателей, художников и т.д. Очень интересные попадаются тексты и разные люди, но одно можно сказать универсально - все большие художники, прежде всего, были самими собой или, как ты пишешь о Прусте и Набокове, первоначально подражали, но постепенно к своему стилю. Быть "самим собой" - это, конечно, не лозунг из глянцевого портала, хотя сейчас этот призыв мимикрировал до степени лозунга.

О стиле я хотел бы сказать отдельно. Недавно в одном из писем я писал, что "красота ищет утверждения. И находит его только в письме, в его нулевой степени,там, где автоматические приемы мастерства, по которым мы узнаем автора, это больше, чем речевые обороты, больше, чем почерк, идеи, прошлое, это, скорее, горизонт и пространство понимания, в котором тело находит свое отражение". Это архисложная задача создать собственный "горизонт понимания" для художника. у тебя есть хороший задел, потому что ты пишешь на одном языке со своими читателями. Твой читатель тебя находит и понимает. Твой читатель - это человек, оказавшийся на распутье нескольких культур. Он словно герой роуд-муви, "небеспечный ездок" возвращается домой.
Цитата
Берекет пишет:
Так, не интересна и не читается совершенно (а раньше - взахлёб) "Крейцерова соната", последний роман Толстого, считаемый некоторыми критиками лучшим.
Это главный и для меня самый важный роман Толстого, которого внутренне я отвергаю за морализм, который вредит художественному тексту. К сожалению, я теперь знаю что-то такое смерть, точнее я знаю, что такое процесс умирание, это намного неприятнее, чем смерть как событие. Толстой совершенно точно описывает ряд экзистенциальных вопросов, которые встают перед человеком. Вся шелуха пропадает и остается главное. Это страшная книга, но она очень важна.

Цитата
С чего бы это, с чего ты там барахтался? Неужели из бесталанности
Да, поскольку все свою энергия я трачу на собственно жизнь вне листа бумаги. Чтобы писать хорошо, нужно знать детали, именно этих деталей мне долгое время не хватало и не хватает. Нельзя писать абстрактно, например, о вкусе того самого "миндального пирожного с липовым чаем" никогда его не попробовав. Для меня это принципиально важно. Все остальное - небрежность и дилетантизм.
Акъ-суу 16.01.2016 12:17:36
Сообщений: 10
Какой теоретик сидит в Берекете, а рядом художник и как то ведь договариваются они, вот что замечательно. Можно сожалеть, что аналитик, усиливающий рефлексии, мешает, терзает художника, но так уж" природа захотела" и оттуда же - как дышит, так и пишет. Это и о стиле Берекета, и о высшем героизме - всегда помнить о душе, оставаться собой.
Не знаю про Че, наверное у него получается энергию тратить на жизнь и это прекрасно, но если есть талант другой, если однажды захлестнула волна, кинула к бумаге, а владыка- случай, или обстоятельства отвернули от нее, то опасаюсь, что и жизнь и бумага, которая все равно возникнет, будут не совсем настоящими. Это, увы из личного опыта.
Такой умница ,Че, и вдруг от "горизонтов и пространств понимания " , к деталям, вкусу липового чая. Все же , чтобы писать хорошо, нужно, наверное знать не детали - как раз дилетанты их знают хорошо,
Берекет говорит не на языке своего читателя, он говорит на своем и его читатель, думается разный.
Но разговор у вас получился интересный и серьезный.
Сэстренка 22.02.2016 14:49:53
Сообщений: 9927
Певица Сусана Джамаладинова, которая выступает под псевдонимом Джамала, представит на «Евровидении-2016» от Украины песню «1944», посвященную депортации крымских татар при Сталине, сообщает сегодня The Guardian.
Трое членов жюри выбрали «1944», которая прошла в финал по итогам голосования. До этого композицию поддержали 380 тыс. зрителей. Исполнительница написала песню после рассказов прабабушки о событиях 1944-го года, когда крымских татар переселяли. Отметим, что сама Сусана Джамаладинова родилась в Киргизии.
«Это год навсегда изменил жизнь одного хрупкой женщины – моей прабабушки. Ее жизнь никогда не была прежней после департации», - сказала Джамаладинова.
http://izvestia.ru/news/604790#ixzz40stwHcA0

Я самая классная на форуме))))))))))))))
Айшат 10.04.2016 21:56:23
Сообщений: 1986
Берекет,туугъан кюнюгюз бла алгъышлайма! Аллах саулукъ берсин! Тутхан ишигизден къуаныгъыз!

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Берекет 11.04.2016 13:05:27
Сообщений: 150
Сау бол Айшат, кюнню джарыгъы сенида джылытханлай турсун.
Айшат, я посматриваю твои переводы и подстрочники стихов Сапара. Подумываю, может не стоит тебе тратиться на подстрочники для чьего-то возможного перевода, может самой полностью переключиться на переводы. Я не раз говорил о сложности перевода Сапара, тебе первые же пробы дались неплохо.
ШАТ 11.04.2016 23:49:42
Сообщений: 1421
Берекет,

Мусса къарнаш, алгъыш эски бола болмаз, кечирек болса да, алгъышлайма туугъан кюнюнг бла !!!

Мен излегенден озуб, кесинг излеген муратларынга джет !!!

Келир бу заманнга да Къууанч бла джетейик !!!

Турна Аууш.
Сапар Ёзден.

:превед:
ШАТ 11.04.2016 23:51:12
Сообщений: 1421
Къалайгъа джазаргъа билмей джазгъанма былайгъа...
Берекет 12.04.2016 14:16:42
Сообщений: 150


Салам, Сапар. Сау бол, алан, саулукълу бол. Разыма алгъышынга. Муратларыма а, сенденми озарыкъдыла - тынчлыкъ, рахатлыкъ халкъыбызгъа.

Мен билиб, мен ангылаб, джунчутхан джерчиклери болсада, ичибизде, кесибизден, керти переводчик Лайпанланы Нюр-Магомет болурму деб турама. Аллах айтыб, Айшат да, аныча, уллу переводчик болуб къалырмы. Ма быллай муратымда барды.

Айшат 12.04.2016 14:47:22
Сообщений: 1986
Берекет,сау болугъуз! Къыйынды кёчюрген, дагъыда Сапарны кесине сора да, терс англагъан джерлерин тюзете, кюрешеме. Алай эте, мен да бир затха юренирик эсем а))

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Берекет 12.04.2016 21:26:10
Сообщений: 150
Эртде, эртде, Айшат, кесиме базыб къолгъа алама Сапарны назмуларыны бирин, кёчюреме деб таукеллениб. Айхай, тёрт бюклениб не кюрешдим эседа, игилик бла аманлыкъ бла да, чыртда бир зат келишдиралмей къалсам боламыд.

Сени барды бир затчыгъынг, иги ойландыраша билесе.

Менге да бир джукъ джибере тур ма бери: bereket.b@yandex.ru Кесибиз этелмейин, башха этелгенни "джыртыргъа" бир ёч болабыз биз. Болурума кёре, мен да бир зат къоша, бир сёз джетдире турурма.
Джарыкъ 12.04.2016 23:41:40
Сообщений: 60
Берекет, присоединяюсь к поздравлениям. Пусть сбудутся все собственные пожелания и пожелания других, которые Вам понравились)).
Берекет 13.04.2016 22:57:53
Сообщений: 150
Спасибо Джарыкъ. А я поздравляю форум с новым приятным ником. Пусть будут светлыми все твои посты.
Джарыкъ 14.04.2016 00:21:38
Сообщений: 60
Цитата
Берекет пишет:
А я поздравляю форум с новым приятным ником. Пусть будут светлыми все твои посты.
Вот, что Вы сейчас сделали?))) Вот, взяли и связали по рукам и ногам)))), теперь я точно не побалуюсь))))))
ШАТ 27.05.2016 12:20:44
Сообщений: 1421
Цитата
veresk пишет:
***

Мы были молоды, только-только начинали по-новому, уже по-взрослому осознавать мир, вовсе не задумываясь о том, что переосмыслением истории, в частности, истории своего народа, занимается каждое вновь пришедшее в этот мир поколение. Мы с чувством первооткрывателей, стыдно ли признаться, все проходили через это, упивались собой в долгих «философских» беседах.
Наше наивное, но, как мы полагали, глубокое осмысление действительности возвышало нас в собственных глазах, придавало ощущение особой исключительности. Впрочем, некая исключительность в нас была. Нас, как выразился однажды Джималди, побратал Сталин: мы были представителями сосланных народов. Мы носили навязанное нам клеймо изменников и предателей, как родимое пятно, которое если и непытаются прикрыть, но и не выпячивают. Мы были носителями знания, не данного нашим беспечным, занянченным сверстникам. Мы мыслили иначе, говорили о другом.
И в поэзии нас тянуло к житейской мудрости с какой-нибудь социальной, историко-политической заковыкой, вроде волошинского: «А в кладке стен кордонного поста Среди булыжников оцепенели Узорная арабская плита И угол византийской капители».
Волошин — ценитель и певец всего крымского, был кумиром Джималди. Он часто отпускал бороду, ходил, перехватив волосы на лбу тесёмочкой. Любил декламировать: «Здесь, в этих складках моря и земли, Людских культур не просыхала плесень — Простор столетий был для жизни тесен, Покамест мы — Россия— не пришли. За полтораста лет — с Екатерины — Мы вытоптали мусульманский рай, Свели леса, размыкали руины, Расхитили и разорили край…»
Не всегда дочитывал, срывался на комментарии:
— Как жалко его, какой не наигранный крик души! Нет в человеке ничего ценнее, чем умение быть объективным. Был ли кто большим патриотом России? А ведь писал и мыслил как есть, не приукрашивая и не замалчивая. А сейчас какую страну нам любить? У нас ведь и не страна теперь, с тех волошинских ещё времён, — система. А система и не помыслит очиститься от собственной скверны сожалением ли, раскаянием. Знал бы Волошин, что его возлюбленная Россия с корнем вырвет отсюда всё мусульманское население.
Я, выросший на старинных карачаево-балкарских песнях о нашествиях крымских татар на наши земли, не особо-то разделял неумеренные переживания друга. Глубоко сидело собственное неприятие всего крымско-татарского. Может, потому и передёргивал его:
— Да что ты пристал к России. Она, как большая добродушная слониха из детских книжек, как ей знать, какую мелкую живность прищемило под её тумбами?
— Ха, это как посмотреть! — горячился друг. — Идёт себе этакая безобидная мать семейства по саванне и саваном всё накрывает. Понятно, что Россия не Македонский в Индии и не Гнусновеликая Поганьбритания там же или в том же Китае. Но как можно было, вот какому здравому уму могло прийти в голову всему миру известную территорию с богатейшей историей, вековечной мудростью лишить её благодати, её коренного населения?..
— Джима, не говори так красиво, — прерывал я, не всегда выдерживая его пышный слог, чем отчасти заразил и меня, — здесь нет твоих прелестных сокурсниц.
Особым пристрастием к прелестницам он и не отличался. У него была другая страсть — возвращение в Крым, куда ни его самого и никого из соотечественников не пускали.
— Хорошо, хорошо, — смеялся Джималди, тут же краснея. — А Земля. Она как живое существо, впитывает и впитывает в себя зло жесточайшего подавления своих и беспощадного истребления чужаков. Копни на каком угодно клочке земли, за который цепляется каждый народ с трепетным почтением…
— Ну, Джима, сделай лицо проще, давай без поэтики, — требовал я, но он, не умеющий уже говорить иначе, продолжал, так же тщательно подбирая слова.
— Копни и увидишь, в крови земля. Добра-то она не ведала от человека. Он, строго говоря, не знал иной жизни, не познал и сейчас. А земля мала, она мала и беспомощно послушна: что посеем, то и рождает безропотно — хлеб за хлеб, кровь за кровь.
Иной раз казалось, Джималди использует меня как слушателя, фиксируя возражения, шлифуя речь. И говорил-то он, обращаясь не ко мне вовсе, а к воображаемой публике. Я невольно втягивался в эту игру, но не умея быть в общении таким же бережливым как он, бил не жалея по самому больному, тоже заигрывая с воображаемой публикой:
— Так-то оно так, но будь и сам объективным. В тебе говорит поверженный, слабый. Отсюда твои нежности ко всему, в том числе и к природе. Замечал ли ты, человек, народ начинает голосить о справедливости, гуманности, добре, как только повержен, слаб и обижен? А пока на коне, мыслит, землю нужно поливать кровью, чтобы взошёл хлеб. Твои предки и не растили его до поры. Днём делили добычу, возводили на награбленное фантастические бахчисараи. А ночью в объятия русских наложниц? Вековечная мудрость, видите ли. А ума хватило понять, что не всегда на коне будете? Что надо бы загодя постелить тамгде упадёте, что нужно бы сеять добро, чтобы добром и обернулось в нужный час? Как не понять было, что хотя бы с соседями нужно бы щетильней? А вот нашлась и на вас тугая плеть, которую вы и взрастили, не оставив ей другого шанса, и скорбите теперь по арабской вязи, разрушивши византийскую капитель?
— Не совсем так, — начал было Джималди, но взыграло в нём татарское-кочевое, — что ж ты не упомянул кавказских наложниц? Скромник!
— Могу тебе упомянуть крымского хана, убитого у нас, за то, что возжелал чужую жену.
— Неужели?
— Из песни слов не выкинешь.
— Да знаю я ваши песни! Слышал. Слушал. Вымучили себе утешительные побасенки. Ты лучше напой другую вашу песню времён выселения. Там у вас есть такие слова: «Маскабадан келген, чуут камандирле». И ещё! Ответь! Почему в песне ни одна строчка не повторяется, а эта — дважды? Подчёркнуто дважды. Почему?
— Вообще-то, в оригинале поётся о красных командирах.
— Ха, но народ-то не обманешь, народ-то поёт чуут командирле. Почему?
— Что ты хочешь сказать?
— А то! Не надо колупаться в архивах, там, где из песни слов не выкинешь. Что делали у вас именно чуут командирле? Заметь, не из фронтов, а из Москвы прибывшие, надо полагать, офицеры высшего состава. Какая-такая стратегическая необходимость была именно в них, чтобы выселить войной пришибленных доходяг? Кого они, по расчётам хитрого в ус Ёски, должны были информировать, что территории освобождаются? Крымского хана? Аморфный ты какой-то, уютненький весь из себя!
— Хочешь анекдот. Пошёл татарин искупаться в речку, пробует ногой воду. Холоднайяа-а!..
— У-у-у, жиды! — опережая меня усмехнулся Джималди затасканному анекдоту. — А если серьёзно, если говорить о тугой плети, перенеси ситуацию на своих. Вы то чем её взрастили? То-то. История не признаёт былых заслуг и не заслуг, когда скоренько решается мнимая выгода сиюсекундных дел. И потом, ведь каждое поколение рассчитывает, что уж в его-то просвещённый век не должно быть человекопоедания времён неолита. Да, люди прозревают, когда падают с коня и баюкают раны. Странно, что ты, не «поверженный», а расслабленный тем, что вас вернули и абы как утёрли слёзы, додумался до этого...
Всесильные римляне, низведшие цену человеческой жизни в ничто, были первыми, кто упражнялся в переселении целых племён. Кто-нибудь считал сколько европейских народов ушло в небытие? А македонские, тамерланы, кромвели? Крысиные вожаки, осквернившие землю. Их презирали и ненавидели только современники, но потомки возвели в мудрых реформаторов, радетелей науки, искусства. Их воспевают, ставят памятники. Если бы не они-де, человечество по-прежнему прозябало в невежестве. Так со временем станут воспевать и доморощенного Ёску...



:emoji122:
ШАТ 18.06.2016 14:50:57
Сообщений: 1421
Джашауну, адам эс санаялмазча, къаллай бир сыфаты барды..

Бу хапар да, анга, шагъатлыкъ этеди....

Сапар Ёзден.
Турна Аууш.
ШАТ 30.07.2016 13:34:42
Сообщений: 1421
Эсенлик !!!!

:alamat:
ШАТ 19.08.2016 11:36:14
Сообщений: 1421
Цитата
Sautulu пишет:
Уважаемый Берекет!Могу ошибаться, но в нашей(карачаево-балкарской ) среде на сегодня не так много художников,которые так проникновенно как Вы могут излагать свои мысли. Смелые и независимые ваши суждения, тут и не скроешь, заставляют читателя думать о прошлом и настоящем.И если, хотя бы одна четвёртая часть нашей молодёжной читательской аудитории, а это ведь будущее нашего народа, будет сторонником,ценителем Вашей философии, то можно будет заявить, что свою долю вечного и богоугодного в народную копилку вы внесли.Я верю, что так и будет.Крепкого здоровья,бодрости духа и долгих лет!Такие люди как Вы очень нужны нашему народу…

Бу сёзлеге джукъ къошама десем, айтылгъанны магъанасы кем боллукъду....
ШАТ 22.09.2016 12:59:27
Сообщений: 1421
Тауукъну къууугъу джокъ..
Джарлыны джууугъу джокъ...

Онгсуз адамгъа , онгсуз халкъгъа да, келишген нарт сёз..

Эсенлик !!!!
ШАТ 23.10.2016 18:35:50
Сообщений: 1421
Аламат проза !!!!!

:emoji106:
Сэстренка 24.10.2016 09:50:54
Сообщений: 9927
Цитата
ШАТ пишет:
Аламат проза !!!!!
Хо, кебюрек джазса, кебюрек окъурукъ эдик, ох деб))

Я самая классная на форуме))))))))))))))
ШАТ 13.11.2016 19:27:30
Сообщений: 1421
Сэстренка,

Джангы, джугъу бар эсе. Тейри, окъурукъ эдик ....
Сэстренка 10.04.2018 12:33:41
Сообщений: 9927
Берекет! Туугъан кюнюнг бла алгъышлайма! Аллах саулукъ, насыб, къаты ийман, къууанч, берекет, узакъ емюр, дкнияны башында не игиликле бар эсе да, ол игиликлени берсин! Аллах муратларынгы толу этсин!


Я самая классная на форуме))))))))))))))
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный