Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Неуловимая 10.09.2014 00:18:06
Сообщений: 2567

4 0

Дорогие друзья, многие из Вас наверняка слышали о том, что осенью этого года состоится самое крупное, без преувеличений, научное мероприятие в истории нашего народа. Вот об этом мы хотели бы в этой теме вам подробно рассказать.

С 23-29 ноября 2014 года в Российской академии наук в рамках Форум «Историко-культурное наследие народов Евразии» состоится Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».

Организаторы:

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Карачаево-Балкарский научный центр гуманитарных исследований


Записи онлайн-трансляций открытия и закрытия конференции приведены ниже.

Открытие конференции (часть 1)


Открытие конференции (часть 2)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 1)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 2)
Изменено: Неуловимая - 06.12.2014 03:09:24

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы

Ответы

Странник 05.03.2015 14:53:23
,,,,,,
Изменено: Странник - 05.04.2015 09:43:32
Bolat1 05.03.2015 15:25:28
Сообщений: 750
Цитата
Alihan пишет:
Я не понимаю
Это точно),посему и Вам предлагаю ответить на 8 вопросов
Bolat1 05.03.2015 15:28:40
Сообщений: 750
Цитата
Странник пишет:
Цитата
1) а именно Первую Мировую
2)и не надо, пропихивать 12 вопросов, каждому, как 12 заповедей)))
1)До этого тож без лошадей были?))Уж читайте наконец документы
2)Это просто вопросы.И чем долее некто упорствует,тем выше видимо их значение)..мой ответ будет сразу,Вы же знаете я врать как кеме неумею
Странник 05.03.2015 15:50:32
'''''''
Изменено: Странник - 05.04.2015 09:41:34
Клоунбий 05.03.2015 15:54:13
Сообщений: 299
Цитата
Странник пишет:
да и после этого, БЕЗлошадей))
Неправда. Они недавно пересели на карачаевских лошадей. :попкорн:

http://kavpolit.com/articles/loshad_drug_osetinskogo_politsejskogo-607/

A good anvil does not fear the hammer.
кеме2 05.03.2015 15:58:25
Сообщений: 382
Отрезаем от Осетии Малгобекский район, это кабардинская земля. Отрезаем Пригородный район и правобережный берег Владикавказа. Эти земли товарищ Сталин подарил осетинам только в 1943 году, предварительно выселив ингушей. Отрезаем и равнинную часть Осетии. Они эти места заселили в благодарность за то что кинули дюгеров, вынудили покинуть Кавказ. Они ушли в Турцию. Это произошло в 1774 году. Под подстрекательством капитана российских войск Штедера обездоленная часть Дигорского общества (хехесы- маздакиты) избавилась от своих господ - дюгеров.
Что остается? Остается только Алагирское ущелье- клочок земли , примерно размером как охотничье угодье графа Троекурова.
Аланы. И это пропихивают нам как аланов. Тут про каких таких аланов- осетин может идти речь? Тем более серьезно обсуждаться эта тема.
Алагирское ущелье было заселено ФАРСАГЛАГАМИ! Это выходцы из закавказия - смесь персидских гарнизонников и грузин. Это (фарсаглаги) - люди без земли ,без фамилии, без гражданства- это гастарбайтеры, искатели лучшей доли. Они поселялись на землях уазданов. Это как правило аланы и хазары. Фарсагдаги со временем размножились и вытеснили коренных жителей , которые и так были истреблены чумой с родных мест с помошью российских войск.

Осетинская песня про отношение фарсаглагов и дюгерорв...


Что за чудо погожим днем
В Алагирском ущелье гром.
Гром грохочет ,не унимается
Уой,в ущелье гремит не гром,
а джигит-Мисирби за чужим добром
к Алагирским горам пробирается

Белый весь с головы до ног
Восседает Илльяс-пророк
Не гроза гремит-он ругается
Не Ильяс-пророк,не гроза,
А хромой Кубатиев Бекмирза
Среди всадников возвышается

С волчьим сердцем в груди
Мисирби летит впереди.
На грабеж спешит,ухмыляется
Мой Хуцау,мой Аллагъ!Дай силы нам,нас ждут бои!
А после будем каятся......
(Записана Цеовым И. от М.Караева в сел.Лескен,1933г. ОРФ СОНИИ,ф.20,п.70,стр.20)

Бадилаты зæронд зарæг (иронау)

Уæй, æмæ Бадилатæ куы 'рбамбырд вæййынц,
Куы 'рбамбырд вæййынц рæсугъд цъæх фæзмæ,
Сæ бæхтæ дæр хæрзарæзтæй
Сæ фарсмæ уым куы лæууынц.
Хъарадзауты Мысырби дын
Куы бадзуры йæ кæстæртæм:
– Фæцæуæм та, цæй, мæ хуртæ,
Тых кæнынмæ Уæлладжырмæ!
Æртæрæм дзы стыр дзугтæ,
Нæ хистæртæн скад кæнæм,
Уæд афтæмæй куы рацæуынц
Лæгæвзæрстæй Бадилатæ,
Уæлладжырмæ куы бацæуынц,
Сæ нард бæхтыл куы рахъазынц;
Уæлладжыры рæгъæуттæ дын
Сæ разæй уæд куы раскъæрынц,
Заргæ, заргæ куы рацæуынц,
Сæ хъал бæхтыл куы рахъазынц.
Бадилатæ куы 'рхæццæ сты
Уæлладжыры Бызыбынмæ.
Бызыхъæуæй, дын, комырдæм
Уæд Бутатæй иу нæуæг чындз
Дон хæссынмæ куы 'рцæйцыди.
Бадилаты куы ауыдта.
Фæстæмæ дын куы фездæхти,
Куы сызгъордта сæ хæдзармæ,
Æвзонг лæппу-сабимæ дын
Куы бадзырдта уый сабыргай:
– Ысдзур, мæ хур, нæ дадамæ,
Куы рацæуынц тыхгæнджытæ.
Уæд бадзуры сæ зæронд лæг
Сæ уайсадæг нæуæг чындзмæ:
– Уайсадыны сæр нал хъæуы,
Нæ фæсивæд уыгæрдæнтæм
Хоскæрдынмæ фæцыдысты...
Тыхгæнджыты фæхъахъхъæ, чындз,
Кæд фыййæуттæ сæ рæгъæуттæ,
Мыййаг, мæ хур, æрбаскъæрынц.
Зæрондмæ дын сæ нæуæг чындз
Уæд уайсадын куы фæуагъта:
– Ыстыр дзугты сæ хъал бæхтыл
Куы фескъæрынц тыхгæнджытæ,
Нæ хъоммæ дæр фæлæбурдтой
Фæтæрынц сæ сæ дзугтимæ.
Зæронд лæг дын уæд дураууон
куы рабадтис æд хъыримаг,
Гæрæхтæ дын куы райдыдта
Тыхгæнджыты – Бадилаты.
Фыццаг æхстæн куы рахауди
Йæ хъал бæхæй сæ раздзæуæг
Хъарадзауты хъал Мысырби.
Бадилатæ уынгæг кæмтты
Куы лыгъдысты æмхæццæйæ,
Куы ныууагътой стыр дзугтæ
Бызыбыны, уынгæг комы.

Радзырдта йæ Дулаты Ахболат, 1936 аз, 12 сентябрь, Куырттат, Хидыхъус. Ныффыста йæ Плиты Харитон.
ЦИГСИИ-йы архив, фольклор № 25, папкæ 71, ф. 10–11.[/font]
Другую группу осетин с более архаическим языком привели в Дигорию тюрки- огузы, дюгеры , то бишь. Это маздакиты. Они наиболее заражены тюркизмами, так как проживали в Хазарии , в городе Маджаре. Сейчас носят этноним своих господ, называются дигорцы, хотя истинных дигорцев (дюгеров) там кот наплакал.

http://kavfoto.ipb.su/index.php?
zarbuzan 05.03.2015 16:09:24
Сообщений: 1414
Цитата
Клоунбий пишет:
Цитата
Странник пишет:
да и после этого, БЕЗлошадей))
Неправда. Они недавно пересели на карачаевских лошадей.

http://kavpolit.com/articles/loshad_drug_osetinskogo_politsejskogo-607/
Ну не так уж и недавно они начали общаться с карачаевской лошадью...))))) Интересный рассказ нашел про эвакуацию карачаевского конзавода через Осетию. По пути было потеряно немалое число.

"Но вернемся к лошадям. Несмотря на все трудности, еле
втискиваясь в узкие улицы сел и станиц, разрушая при этом ветхие
заборы домов, огромная масса лошадей, подгоняемая охранниками,
продолжала свое движение. При таком положении случалось, что на
радость хозяевам дома лошади оказывались в их дворе и извлечь их
оттуда становилось непростой, а нередко и опасной для охраны
задачей. Некоторые хозяева оказывали сопротивление, стараясь
удержать у себя такой неожиданный «подарок». Охранникам приходилось
hg последних сил противостоять агрессивным попыткам грабежа, иногда
и с помощью оружия, или привлекая местную милицию. С трудом им
удавалось пока кое-как сохранять табун от массового грабежа местным
населением. Но воспрепятствовать падежу уставших и голодных
животных, в особенности молодняка, было не в их силах.
Наконец, одолев плоскостную часть маршрута, табун достиг
предгорья Кавказского хребта и расположился на отдых перед входом в
узкое Фиагдонское ущелье у села Дзуарикау Северной Осетии.
Несчастные животные и сопровождающие их вконец измученные люди
впервые почувствовали себя свободно в тиши гор, среди буйной
растительности, рядом с прекрасной горной рекой.
Но было понятно, что это передышка временная, а впереди их
ждут еще более тяжелые испытания."


Инал КАЗБЕКОВ. ЛОШАДИ И МАЛЬЧИК. http://www.darial-online.ru/2012_3/kazbekov.shtml
Изменено: zarbuzan - 05.03.2015 16:10:41
zarbuzan 05.03.2015 16:17:56
Сообщений: 1414
Цитата
Bolat1 пишет:
Касаемо терминологии скотоводства уже всё это писано переписано.
А собственно по коневодству, без амуниции, в пределах скольки слов? Ну, там саврасая, чалая, иноходь, лошадь идет рысью, и т. д. Раз этот вопрос поднимается не раз. Я начал выискивать лошадиные слова в карачаевском, когда кое кто начал считать в нашем языке "ослиные слова". Кони возобладали намного.
Изменено: zarbuzan - 05.03.2015 16:24:50
Botash_A 05.03.2015 16:46:48
Сообщений: 275
В статье Калоева "Скотоводство у осетин" говорится о том что осетины разводят овец и волов карачаевской породы. Это в принципе не новость, карачаевские породы домашних животных известны на весь Кавказ и далеко за его пределами. ( Карачай ежегодно продавал на экспорт более 10 000 лошадей и более полумиллиона овец.)
Только вот зачем этот господин пытается сделать карачаевскую овцу "разновидностью" некой осетинской овцы, не имея на то никаких оснований, меня честно говоря обескураживает. На мой взгляд это недостойный поступок.

http://osetins.com/2007/10/15/skotovodstvo-u-osetin.html


.................
Многие авторы отмечают достоинства осетинской овцы. Она отли­чается выносливостью, неприхотливостью, славится вкусным мясом и мягкой шерстью темного или, реже, серого цвета. Кроме осетинской во многих районах Осетии издавна распространена карачаевская порода овец. Однако, по словам осетин и по мнению некоторых исследователей, эта порода не отличается существенно от осетинской овцы и составляет, по-видимому, ее разновидность. В начале XX в. и особенно после револю­ции (до коллективизации) значительное распространение в Центральной и Южной Осетии получила тушинская порода овец, отличающаяся высо­ким качеством мяса и белой грубой шерстью......................

После переселения на равнину и установления более широких свя­зей с соседними народами у осетин появились новые породы скота: стали разводить буйволов, красностепную породу коров и карачаев­ских волов. Буйволиц на равнине держали специально для молока, хотя в Юго-Осетии нередко использовали их наряду с буйволами в качестве тягловой силы. Молоко буйволиц ценилось за высокую жир­ность и отличные вкусовые качества. Значительное распространение получила порода карачаевских волов, выделявшихся огромным ростом и силой. Уход за крупным рогатым скотом входил в обязанность жен­щин, однако пастьбой и кормлением скота всегда занимались муж­чины.

Б. А. Калоев. Осетины.




Alihan 05.03.2015 16:51:18
Сообщений: 99
Цитата
Bolat1 пишет:
Цитата
Alihan пишет:
Я не понимаю
Это точно),посему и Вам предлагаю ответить на 8 вопросов
Давай попробуем.

1)КОГДА исчезло упоминание Басиани? Когда вместо грузинского "басиани" стали использовать кабардинское "балкар"
2)Почему оно исчезло? Потому что, в русском языке вместо грузинского "басиани" стали использовать кабардинское "балкар" (да и исчезло ли оно, тоже вопрос)
3)Почему название Осетия,Дигория,Туалия остались а Басиани нет? потому что Басианами мы называем не историческую область, балкарский род потомков Басиата.
4)Известно ли Вам самоназвание АСов?) нам известно самоназвание "алан", сохранившееся в языке в форме обращения. А вам? :)
5)Где они в Армянской Географии на Кавказе? Трудно сказать.
6) Обязан ли язык знать все иноназвания? странный вопрос, некоторые иноназвания известны народам, некоторые нет.
7) реальное упоминание сочетания карачагети-оси или малкари-алани в грузинских источниках? не в курсе
8)Пример из прошлого,что ДО ,,Таулу,,,у КБ бытовало обращение ,,Аланмыса,,)) странно требование) приведи пример из прошлого, что до ирон у осетин бытовало обращение Аллон дае? Аллон-биллон дае? :)


А теперь, ответь, ты реально считаешь, что басиани имеют какое-то отношение к ираноязычным осетинам?
zarbuzan 05.03.2015 17:07:04
Сообщений: 1414
Цитата
Botash_A пишет:
Только вот зачем этот господин пытается сделать карачаевскую овцу "разновидностью" некой осетинской овцы, не имея на то никаких оснований, меня честно говоря обескураживает.
Есть и другое мнение.
"КАРАЧАЕВСКИЕ ОВЦЫ, группа грубошёрстных пород мясо-шёрстно-молочного направления. Объединяет местных жирнодлиннохвостых овец (осетинских, кабардинских, черкесских), издавна разводимых в р-нах Сев. Кавказа. Ж-ные невысокие, длинные, с небольшой узкой головой, горбатым носом, полувисячими ушами и большими спиралевидными рогами. Хвост дл. 40—44 см, у основания широкий, округлый или лирообразный, с концом, изогнутым в виде буквы S. При нагуле в хвосте накапливается 4— 5 кг жира. Ж-ные в осн. чёрные , встречаются рыжие, серые, белые; на затылке у большинства овец белое пятно, конец хвоста белый. Бараны весят 60—70, до 90 кг, матки — 45—50, до 70 кг. Убойный выход после нагула 50—55%. Шерсть косичного строения, состоит из пуха (до 67%), ости (ок. 20%) и переходного волоса. Настриг шерсти (за две стрижки) с баранов 3—3,5, с маток 2,3—2,5 кг. Молочность маток 15—20 кг товарного молока. На 1 янв. 1985 в колхозах, совхозах и др. гос. с.-х. предприятиях имелось 70 тыс. голов К. о. Разводят в горных р-нах Северо-Осетинской АССР, Кабардино-Балкарской АССР и Карачаево-Черкесской авт. обл."
http://edudic.ru/she/1427
zarbuzan 05.03.2015 17:13:35
Сообщений: 1414

1 0

КАРАЧАЕВСКАЯ ПОРОДА ОВЕЦ


http://www.agroxxi.ru/wiki-animal/ovcy/grubosherstnye-porody-ovec/mjaso-sherstno-molochnye-grubosherstnye-ovcy/karachaevskaja-poroda-ovec.html
"Эта порода выведена более двухсот лет в Карачаево-Черкесии, интересно, что ученые отмечают независимое происхождение породы и отсутствие генетических связей с современными породами. Таким образом, порода была создана народной селекцией путем улучшения местной овцы в условиях круглогодичного пастбищного содержания."
Изменено: zarbuzan - 05.03.2015 17:14:14
Клоунбий 05.03.2015 18:43:46
Сообщений: 299
Цитата
Botash_A пишет:
Кроме осетинской во многих районах Осетии издавна распространена карачаевская порода овец. Однако, по словам осетин и по мнению некоторых исследователей, эта порода не отличается существенно от осетинской овцы и составляет, по-видимому, ее разновидность.
Через 50 лет читаем внука Калоева:

"...кроме осетинского айрана во многих районах Осетии распространен карачаевский айран который по всей видимости является разновидностью осетинского..." :lol:


Цитата
zarbuzan пишет:
Ну не так уж и недавно они начали общаться с карачаевской лошадью...))))


Познакомились - одно а научились сидеть на ней и ездить - совершенно другое :неа: :гыы:

A good anvil does not fear the hammer.
Клоунбий 05.03.2015 19:09:12
Сообщений: 299
Цитата
Botash_A пишет:
Только вот зачем этот господин пытается сделать карачаевскую овцу "разновидностью" некой осетинской овцы, не имея на то никаких оснований, меня честно говоря обескураживает.
Все местечковые авторы (и наши в том числе) мягко говоря всегда приукрашивают в своих произведениях и на мой взгляд это совершенно естественно хоть и антинаучно. Однако приукрашивание приукрашиванию рознь.

Вот например ингушский историк Зязиков пишет что ингуши использовали карачаевских и кабардинских лошадей для улучшения своих. [IMG]
http://www.elbrusoid.org/library/sosedi/389357/

И в этом плане он куда более профессиональнее подходит к вопросу в отличие от его осетинского коллеги который просто тупо взял и переделал карачаевскую овцу в осетинскую)))

И если с ингушским автором карачаи согласятся и в итоге его книга через 50-80 не будет вызывать особых споров (важно именно наше согласие т.к. ссылаются на нас в книге) то осетинский всегда будет восприниматься в штыки и не получит признания у соседей. :попкорн:

A good anvil does not fear the hammer.
Bolat1 05.03.2015 21:19:57
Сообщений: 750
Цитата
Странник пишет:
Цитата
да и после этого, БЕЗлошадей))
Так и приводим ссылки,показываем материалы,доказываем что лошадей вовек невидели)))..мне печально другое.Врать то ЗАЧЕМ?Учиться,учиться,учится (дедушка Ленин)


Осетинский конный дивизион — воинское подразделение в составе русской императорской армии.
По введении общей воинской повинности на Кавказе 1 августа 1887 года, из осетин, новобранцев Терской области, был образован особый эскадрон в составе 1-го Сунженско-Владикавказского конного полка Терского казачьего войска. В 1888 году был сформирован второй эскадрон.
26 октября 1891 года оба эскадрона выделены из полка и соединены в отдельный дивизион, названный Осетинским конным дивизионом.
Приказом по военному ведомству № 274 причислен к Кавказской кавалерийской дивизии. 8 февраля 1892 года приказом № 36 по Кавказскому военному округу окончательно выделен из 1-го Сунженско-Владикавказского конного полка.
Командиры на время 1й мировой

http://antologifo.narod.ru/pages/list/histore/istOsKp.htm
http://www.fca.narod.ru/forum-kavkaza-osetini-v-beloy-armii.html

В прежние годы в русской армии уже существовалОсетинский конный дивизион, в течение Первой мировой войны развернутый в полк. Осенью 1917 года к нему добавился 2-й Осетинский конный полк. В 1916 году была сформирована Осетинская пешая бригада (четыре батальона). После развала русской армии, в начале 1918 года, эти части были расформированы, и в Белом движении началось их новое создание.

Осетинский конный дивизион отряда полковника Шкуро был сформирован в районе Кисловодска, когда Шкуро начал там поднимать восстание. С 15 октября 1918 года этот дивизион официально был включен в состав Добровольческой армии, которая начала занимать Терскую область. После очищения области от большевиков Осетинский дивизион был развернут в четырехполковую конную дивизию.

http://osradio.ru/istoija/26301-osetinskijj-konnyjj-polk.html
С началом Первой мировой войны в июле 1914 г. Осетинский конный дивизион, в составе своей дивизии сразу же отбыл на фронт, и уже в первых числах августа осетины перешли австрийскую границу.



http://oldvladikavkaz.livejournal.com/57878.html

Здесь смотрим и ФОТО и внимательно читаем скан.Туземная дивизия формировалась тогда,когда УЖЕ был осетинский конный дивизион
Bolat1 05.03.2015 21:24:53
Сообщений: 750
Цитата
кеме2 пишет:
Отрезаем от Осетии Малгобекский район
Вот такие мерзопакостники оболванивают и кодируют.Уж выучи наизусть,что Моздокский район это СО,а Малгобекский Ингушская Республика.Ждём ссылку стихи,хотя когда совести нет,то о чём я))
Bolat1 05.03.2015 21:30:02
Сообщений: 750
Цитата
zarbuzan пишет:
Цитата
А собственно по коневодству, без амуниции, в пределах скольки слов?
Вам надо САМОМУ найти соответствующую литературу и статьи.Про такие мелочи как посвящение коня мне уже и сообщать неловко)
Месси 05.03.2015 21:45:25
Сообщений: 357
Цитата
Alihan пишет:
1) КОГДА исчезло упоминание Басиани? Когда вместо грузинского "басиани" стали использовать кабардинское "балкар"
"балкар" - это не по кабардински. И балкарцев, и карачаевцев, и осетинов, кабардинцы называли и называют "къущхьэ".
Изменено: Месси - 06.03.2015 00:15:47
Месси 05.03.2015 21:52:29
Сообщений: 357
Цитата
кеме2 пишет:
Отрезаем от Осетии Малгобекский район, это кабардинская земля
Видимо, имелся в виду Моздокский район. Там и сейчас живет какое-то количество кабардинцев-христиан. А так, и Малгобекский район РИ был когда-то кабардинским. Но все это в прошлом. Как и очень многое другое :(
Изменено: Месси - 06.03.2015 00:21:29
Bolat1 05.03.2015 22:05:50
Сообщений: 750
Цитата
Alihan пишет:
Цитата
1) Когда вместо грузинского "басиани" стали использовать кабардинское "балкар"
2)Потому что, в русском языке вместо грузинского "басиани" .... (да и исчезло ли оно, тоже вопрос)
3)Потому что Басианами мы называем не историческую область
4) нам известно самоназвание "алан", сохранившееся в языке в форме обращения.
5)Где они в Армянской Географии на Кавказе? Трудно сказать.
6) странный вопрос, некоторые иноназвания известны народам, некоторые нет.
7) реальное упоминание сочетания карачагети-оси или малкари-алани в грузинских источниках? не в курсе
8) странно требование) приведи пример из прошлого, что до ирон у осетин бытовало обращение Аллон дае? Аллон-биллон дае?


9)А теперь, ответь, ты реально считаешь, что басиани имеют какое-то отношение к ираноязычным осетинам?

Спасибо,Уважаемый Alihan,что ответили и не стали тянуть,уважаю
1)Ответ неверный, Басиани граничили с грузинами и для термина МАЛКАРИ им кабардинцы были ненужны,они были на равнине
2)Исчезло))..Русский язык тут непричём,ибо это грузинское слово,а соседи грузин не через русских с ними общались
3)Как это не историческая область?)Открываем Вахушти и читаем,это именно УЩЕЛЬЕ и местные Овсы весьма знатны.Имеретинские цари знали их как Басьян(Малкари).Как видим ущелье наместе,сами Басиаты (Малкары)тож .НО ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛО ,,осетинское Басиан,,а иные осетинские Дигори,Двалети остались?
4)Значит АСы всё ж не Таулу самоназванием)) Про самоназвание ,,алан,,уже выяснили,что этого нет,так как самоназвания у вас ..таулу,, и ,,карачайлыла,,
5)Их там нет,а вот Аш(с)тигор
6)В том и дело,что я мог за всю жизнь неуслышать в 20 веке,что некто меня называет Тегей)),а вот один ваш соплеменик уверяет меня что я обязан в языке днём и ночью повторять слово ,,алан,,)))
7)Нет такого,но на незнании народа построена аланмаланская теория нэоисториков
8)Оно не странное,а весьма точное,ибо этого НЕТ и Небыло.А обращение наши Аллонов незнают,ибо самоназванием алан было слово ,,АС,,,вот от него возможно и идёт ,,ОС,,.Ир и Дигор лишь племена алан Кавказа

9)Отвечаю.На время бытования у грузин этого слова в Балкарском ущелье, процесс тюркизации был незавершен,Вахушти писал именно об осетинах и Осетии,для Него Басиани лишь одно конкретное ущелье Осетии вцелом.Нет свидетельств о карачагети-оси в отличие от басиани-оси,ибо карачагети более позднее явление на СК,в то время когда ОСИ(ИРы)давно на юге хребта как звучит речь этих пришельцев с севера знают и в Имеретии(Западная Грузия)по ГНЁТУ ОСЕТИН--,,Особа,,.
Alihan 05.03.2015 22:45:40
Сообщений: 99
Bolat1,
Вы сами замечаете, сколько у вас противоречий? :)

Во-первых, только слепой может не заметить связи между Басианами и Басиатом. К тому же "самые знатные из овсов" по сей день считаются самыми знатными из балкарцев. Совпадение? Не думаю :)

Говорить о Басиате и его потомках, как об ирах вообще не приходится. Ибо во первых, ДНК потомков Басиата (а сегодня уже с уверенностью можно говорить, что все они одного происхождения) вообще никак не может быть осетинским.

Во вторых, родичи Басиата в Дигории по осетинским же источникам были "несомненно татарского происхождения".

Далее. Если Басиани - не название рода, а название ущелья, то почему оно исчезло? Сменилось, по вашей логике население, но не само ущелье))

Если вы настаиваете на том, что со сменой население менялось и название, то почему тогда у осетин Ассия как была так и осталась?

Остальное, по части древних текстов мне так интересно, ибо много спекуляций вокруг них. Как аштикор превращается в Аш-Дигор, а потом в Ас-Дигор :) опять же недостаточно сведений подтверждающих, что само названием было "ас", а "алан" лишь иноназванием. В любом случае ни то, ни другое не используется осетинами как самоназвание.

Месси, я это прекрасно знаю. Мы сами себя называем "малкъар", но в русском языке очевидно оно из каб. "бэлхъэр". Видимо "къущхэ" русские не смогли произнести.

Между русскими и осетинами тоже нет никаких грузин, но тем не менее в русском языке осталось грузинское наименование осетин.
Странник 05.03.2015 23:13:45
'''
Изменено: Странник - 05.04.2015 09:38:10
Bolat1 05.03.2015 23:34:50
Сообщений: 750
Цитата
Alihan пишет:
1)только слепой может не заметить связи между Басианами и Басиатом. К тому же "самые знатные из овсов" по сей день считаются самыми знатными из балкарцев. Совпадение? Не думаю :)

2)Говорить о Басиате и его потомках, как об ирах вообще не приходится.
Цитата
3). Если Басиани - не название рода, а название ущелья, то почему оно исчезло? Сменилось, по вашей логике население, но не само ущелье))

4)Если вы настаиваете на том, что со сменой население менялось и название, то почему тогда у осетин Ассия как была так и осталась?

5) опять же недостаточно сведений подтверждающих, что само названием было "ас"
Цитата
6)Между русскими и осетинами тоже нет никаких грузин, но тем не менее в русском языке осталось грузинское наименование осетин.
1)В том и дело,что Вы не видите ОТКУДА идёт тема)..Читаем внимательно!
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Wachushti/otryv1.phtml?id=6111
Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули , Валагири, Пайкоми, Дигори и Басиани

Границы современной Овсетии суть: Трусо, Хеви, Казбек, Ахоти и линия по Тереку до горы Черкезисмта-Хетадзе (***), с южной стороны — Кавказские горы до Бруцсабзели, Зекари и горы, идущей по [66] границам Рачи, Дигории и Басиани
Овсы отличаются друг от друга знатностью своего происхождения и разделяются на фамилии, которые суть: Сидамоны, Чахилисдзе, Тагауры, Куртаулы, Баделидзе, Черкесидзе, Басиани.


О Басиане
. По западной стороне от Дигории находится большое ущелье — Басиани, по которому
[78]
протекает речка, истекающая из межгорья рачинского и басианского. Ущелье это простирается от Кавказа до Черкезис-мта.



РАЗГОВОР ИДЁТ ОБ ОВСАХ,знатность балкарцев никто не принижает))понятно же,что остальные перечисленные Овсы вовсе НЕ ТЮРКИ.

2)Само собой,но население говорило там на дигорском

3)Вот и впоймайте разницу.Везде всё сохранилось(фамилии-ущелья),а исчезло лишь у вас))..с осетинством и пропало,ибо Овсы они иные

4)В том и дело,что У ОСЕТИН было,но сошло как и у грузин на нет,для грузин и сейчас понятно кто такие ОСИ

5)Пять источников

6)Ранее ЯС,как и асетинцы




Bolat1 05.03.2015 23:50:01
Сообщений: 750
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1620-1640/Ist_oss_dok_mat/141-160/155.htm

....
Ущелья, оставшиеся за царями овсов, называются так: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигори и Басиани; и именами этими названы они (ущелья) или по именам селений или главным образом вступившими сюда овсами


...Но в Тагаури, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигории и Басиане главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне — христиане, но они несведущи в той и другой вере.... Кроме того, они, как звери, книг и знаний не имеют. Язык у них древне-двальский и ныне говорят на собственно осском, ибо язык черкезов другой. Некоторые главари и спускающиеся в Карталинию и Рачу знают и грузинский (язык), а сносящиеся с Черкесией владеют черкесским и татарским — джагатайским.

Основной язык главарей всех этих овсов--,,собственно овский,,.Да и зачем знать специально татарский джагатайский тому,кому он родной










Bolat1 06.03.2015 00:03:37
Сообщений: 750
http://cyberleninka.ru/article/n/russkie-deloproizvodstvennye-materialy-xvii-veka-o-balkarii-i-balkartsah
Теймураз писал царю Алексею Михайловичу: «Пусть придет войско в Малкари отвести меня в Терки, чтобы я не
погиб от агарян, и не было бы греха перед богом и перед людьми»
Alihan 06.03.2015 00:10:02
Сообщений: 99
Bolat1,
Опять не убедительно. В тексте, по крайней мере в том отрывке, который вы привели ни слова не сказано о том, что овсы ираноязычны. Лично я считаю, что грузинам вообще по барабану было на каком именно языке говорили те или иные овсы.

Далее ваша цитата:
"Овсы отличаются друг от друга знатностью своего происхождения и разделяются на фамилии, которые суть: Сидамоны, Чахилисдзе, Тагауры, Куртаулы, Баделидзе, Черкесидзе, Басиани".

Сами же осетины пишут, что Баделидзе и Черкесидзе - татарского происхождения. Уверен, вы сами читали об этом. Т.е. из семи овсских фамилий три западные - "татарские". :)

Не думаю, что Асси сошло на нет. В словарях ассон, ассиаг - балкарцы. Другое дело, кто-то может свести на нет имя "ассы", либо просто присвоить)

Абсолютно не имеет значения называли вас русские ясами или нет. Слово "осетины" в русском языке из грузинского, это и так понятно.

Кстати, про те же карачайцы-асетины, чегемы-асетины и т.д. в русских документах 19 века забыли
Bolat1 06.03.2015 01:28:20
Сообщений: 750
Цитата
Alihan пишет:
1)ни слова не сказано о том, что овсы ираноязычны.
Цитата
2)грузинам вообще по барабану было на каком именно языке говорили те или иные овсы.

3)Сами же осетины пишут, что Баделидзе и Черкесидзе - татарского происхождения. Уверен, вы сами читали об этом. Т.е. из семи овсских фамилий три западные - "татарские". :)

4)Не думаю, что Асси сошло на нет. В словарях ассон, ассиаг - балкарцы

5)Слово "осетины" в русском языке из грузинского, это и так понятно.

6)Кстати, про те же карачайцы-асетины, чегемы-асетины и т.д. в русских документах 19 века забыли я прекрасно знаю но это русские
1)Ок.Моя логика такая.Из перечисленых ОВСОВ (к коим отнесли Басиан) автор говорит о языке ,,собственно овский,,.Не овский суть двальский(старый),грузинский,черкесский(кабардо-черкезети),татарский джагатайский..даже описаны ингуши со своим не овсетским языком.)))Вы понимаете что выбора нет?Это осетины и осетинский язык
2)Если бы было так,то Вахушти бы вообще неписал об языках

3)Какие и где?Вы в курсе этих преданий,покажите мне это.В Маджаре могли быть и аланы-овсы.Происхождение знати вовсе неотменяет,что язык населения мог быть иным.А для рядовых басиан ,малкарцев он был точно дигорским
4)Редко кто скажет сейчас АСы,тем более,что это распространялось часто именно лишь на одно ущелье
5)Вот именно,но что то оставили грузины упоминать вас как басиан,но неоставили упоминать и овсов,кои сами помнят что они и двалы и дигоры и куртаулы и тагауры..одни вы забыли своё басианство(асство)с прекращением осетинства.
6)я прекрасно знаю но это русские и поздние источники,сами грузины с ,,Особой,,никаких малкари несвязывают.Для них в Раче Осетины--,,овсни-двални-багатарни,,(алагирские по-сути дела)
Bolat1 06.03.2015 01:36:11
Сообщений: 750
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1620-1640/Ist_oss_dok_mat/1-20/1.htm

[В 1691 году Арчил потерял имеретинский престол и] пошел в Двалетию, оттуда с небольшим войском направился в Москву; но Шамхал уговорил черкесского владетеля Килчико, в
[70]
угоду персидскому шаху, чтобы он схватил Арчила и привел к шаху... Пришедшего в Черкесию Арчила Килчико с большим уважением пригласил к себе в гости... [При отправлении от него Килчико и его единомышленники напали на Арчила с целью его захвата. Бодрость Арчила и его свиты спасли их от пленения. Они нашли приют у жены Килчико]. Жена Килчико в ту же ночь царя отправила в Басиани, а войско Арчила в Дигорию. Узнав об этом, пришел Шамхал, чтобы взять царя, на Килчико ничего не мог сделать для выдачи царя, так как басианские матери (женщины) сняли головные уборы и сказали своим мужьям: ”Или вы накройтесь этими головными уборами, или дайте нам ваши шапки, но Арчила не выдадим Килчико”; в ту же ночь отпустили Арчила со своими людьми, а также дигорцы отпустили всех арестованных и все прибыли в Картли... (стр. 214 — 215).
Bolat1 06.03.2015 11:52:29
Сообщений: 750
Слово АЛАН помимо топонима
Аланбоз к аланам отношения неимеющего,встречается в именах задолго до нынешних
В начале 19-го века в Трусовском ущелье у фамилии Каллаговых известна девушка по имени Алана.Нарцы так вообще имели такую фамилию

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1860-1880/Ist_jugo_oset_III/241-260/250.htm
Ида Аланишвили (Ида Аланов,Аланты).Хватало и Сарматов,таких как
Сармат Козаева середины 18 века из Нара
про то,что Аллон есть в эпосе там где у Вас ,АС,я уже говорил.
Тема ФИО весьма любопытна
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Chech_otn/41-60/59.htm
Двор дворового окоченина Лепшихи Адыгина. С Сунчалеем-мурзою в городе
Двор дворового окоченина Сосланка Асебеева. По скаске жены ево на пашне
Двор задворново окоченина Нагайка Кичеева. По скаске жены ево на пашне.
Изменено: Bolat1 - 06.03.2015 12:10:02
Alihan 06.03.2015 12:00:20
Сообщений: 99
Bolat1, например:
Цитата
Заразившись кабардинцами, баделиат захотел быть князем, задумал занять первенствующее положение среди осетин, принести на осетинскую почву кабардинский дух. В этих видах они даже начали приписывать себе осетинское происхождение, тогда как они происхождения татарскаго, на что указывают исторические данные о них, а также их внешность. (газета "Казбек", 1901 №986)

Цитата
Фамилии царгасата (селение Стур-Дигор) - Карабугаевы, Таймазовы, Кантемировы. О последних существует объемное предание, согласно которому их предки являются ногайцами (Б.А. Калоев, Осетинские истоико-этнографические этюды. 1999. С.236.)

Цитата
У Царгаса было три сына: Карабуг, Таймаз и Кантемир, от них произошли три ныне еще живущие в Дигории фамилии Карабугаевых, Таймазовых и Кантемировых. Названия эти татарские и физиономии тех Кантемировых, которых я видел, напоминают татарское их происхождение.
"из фамилий этого рода (царгасат) по физиономии, одни отличаются весьма чисто сохранившимся ногайским типом, другия, напротив, напоминают склад физиономии грузин, так что этот род, без всякого сомнения, образовался из сочетания двух различных этнических элементов. Саргосаты женятся большею частью на балкарках, Бадилаты же - на кабардинках, чем объясняется отчасти отличие этих двух родов в физиономическом отношении». В заключении браков царгасат несомненно играло роль географическое расположение Стур-Дигории и ее близость к балкарским обществам. (Пфаф В.Б. Народное право осетин // ССКГ. 1871. Т. 1.)
То, что сейчас осетины не хотят называть балкарцев "асами", не отменяет того, что в языке "асы" - балкарцы :) У нас не то, что редко, а вообще не услышите слова "тегей", которым мы называли недигорских осетин. Еще лет через 10, думаю, и вместо "дюгерли" будут говорить "осетинли". Но это не означает, что слова "тегей" сошло на нет в связи с тем, что "тегеи" сменили язык :)
И потом,многие выходцы из Ассии говорят, что пришли из Чегемского ущелья, что как бы уже не относится к Черекскому ущелью. И Кайсын у вас "асский поэт"), и карачаевцы Крымшамхаловы в легенде о Гошаях-бийче у вас жили в асском селении.


Может я ошибаюсь, но кажется вы слишком серьезно относитесь к этому "осетинству". Опять же, на мой взгляд, для грузин все соседи с севера - осетины. У сванов, к примеру, осетинами в первую очередь были мы. О том, кто у мегрелов "аланы" напоминать не буду :)
В русских источниках 19 века, карачаево-балкарцам постоянно приписывают осетинство. В разный период времени кто-то избавлялся от "осетинства", а кто-то наоборот "приобретал".

"Осетины называют себя: одни Дигорцами, другие - Иронами, третьи, южные - Туальцами. Общаго имени у них не выработалось. Совершенно ошибочно говорит В. Миллер, думать, что Ир есть такое общее имя; Дигорец отличает себя от Ирона и называет его по русски Осетином; Ирон же никогда не назовет Дигорца осетином". (Ковалевский, 1866.)
Читают тему (гостей: 3)

Форум  Мобильный | Стационарный