Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Неуловимая 10.09.2014 00:18:06
Сообщений: 2567

4 0

Дорогие друзья, многие из Вас наверняка слышали о том, что осенью этого года состоится самое крупное, без преувеличений, научное мероприятие в истории нашего народа. Вот об этом мы хотели бы в этой теме вам подробно рассказать.

С 23-29 ноября 2014 года в Российской академии наук в рамках Форум «Историко-культурное наследие народов Евразии» состоится Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».

Организаторы:

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Карачаево-Балкарский научный центр гуманитарных исследований


Записи онлайн-трансляций открытия и закрытия конференции приведены ниже.

Открытие конференции (часть 1)


Открытие конференции (часть 2)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 1)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 2)
Изменено: Неуловимая - 06.12.2014 03:09:24

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы

Ответы

Bolat1 11.12.2014 16:02:31
Сообщений: 750
Цитата
zarbuzan пишет:
1. половцы остались после монгольского завоевания, но как бы уже и не половцы то.
2. обитатели в вершинах Кубани избежали погрома
Цитата

....................................................................................

3. Мы же не знаем, какие и откуда берутся материалы для исследований
4. Как то это не научно, непохожего на нас человека записать в родню. .
1)Угу),типа часть не есть бывшее целое).Но это именно живая часть бывшего целого.Капли воды всё равно вода
2) Население всегда уводится,зная что враг идёт.Была система оповещения.И даже если большой процент погиб,всё равно были те,кто остался.Коли часть алан была на юге,то северные братья к ним и уходили,так же как при войне с Грузией южные уходили к северным
3)Наука днк уже прошла становление,результаты можно перепроверить в разных независимых друг от друга лабораториях,как и результаты древних останков людей.В начале,средине года ожидаются несколько результатов по палеоднк.Мы их ждём.Возможно,что ранние аланы,как и поздние выдадут R и G.Это нормально,ибо нет одногруппных народов.
4)ДНК это математика,нравится родич или нет,но у вас общие корни,вы родня
Bolat1 11.12.2014 16:07:06
Сообщений: 750
Цитата
ARDA пишет:
Цитата
вертлявый Осетин Болат.То есть ты одному Карачаевцу веришь другому нет.
Ок,как ,,вертлявый,,невертлявому..Читать могёшь?)Перечти.А приведёшь информацию,поговорим о Карче.
ARDA 11.12.2014 16:11:13
Сообщений: 164
Цитата
Bolat1 пишет:
Цитата
ARDA пишет:
Цитата
вертлявый Осетин Болат.То есть ты одному Карачаевцу веришь другому нет.
Ок,как ,,вертлявый,,невертлявому..Читать могёшь?)Перечти.А приведёшь информацию,поговорим о Карче.
)) ещё погворим
ALANULAN 11.12.2014 16:14:30
Сообщений: 856
zarbuzan,
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЧЕЧЕНЦАМИ И ОСЕТИНАМИ ??? ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ЧАСТО СРАВНИВАЕТЕ ИХ??
САМОЁ СОХРАНЁННОЕ ЧТО ЕСТЬ У ОСЕТИН ОТ АЛАН - ЭТО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ,ИМЕНА РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ФАМИЛИЙ,НАЗВАНИЯ ТОПОНИМЫ ИТД.
Цитата
пишет:
а незначительные остатки аланского народа укрылись в горах, смешались там с местными племенами,
))))))) АЛАНЫ И ТОГДА И СЕЙЧАС НЕ СМЕШИВАЮТСЯ ,И НЕ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ ПОХОЖИМИ НА СОСЕДЕЙ, А ЖИВУТ И ЗДРАВСТВУЮТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ЗАСЕЛИВ ПОЧТИ ВСЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ АЛАНИЮ!
Изменено: ALANULAN - 11.12.2014 16:15:24

с УВАЖЕНИЕм !
saffas 11.12.2014 17:05:42
У меня дилетантский вопрос: если осетины - это потомки алан, то откуда у осетин язычники, ведь аланы были христиане?
zarbuzan 11.12.2014 17:26:06
Сообщений: 1414
Цитата
Bolat1 пишет:
1)Угу),типа часть не есть бывшее целое).Но это именно живая часть бывшего целого.Капли воды всё равно вода
Свои поползновения в историю я начал с половцев, по книгам Плетневой, Кудряшова, Федорова-Давыдова, и т. д. Там перечислялись факторы, приведшие половцев к новому статусу, "татар", но все их наверное, нет смысла искать и приводить. Там перепуталось все, в особенности расположение тех или иных тюркских кочевий, племен, названий. Вот что пишет С. Плетнева.
"Монголы с первых же десятилетий своего пребывания в половецкой степи начали активно ассимилироваться в местной среде. К середине XIV в. этот процесс был фактически завершен, что прекрасно знали во всех связанных с Золотой Ордой государствах. Самый процесс и результаты его прекрасно — четко, лаконично и выразительно — отражены в сочинении арабского автора ал-Омари: «В древности это государство (имеется в виду Золотая Орда. — С. П.) было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто от одного (с ними) рода, оттого что монголы (и татары) поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их (кыпчаков)» (Тизенгаузен, I, с. 235).

Так на старой этнической основе «замешивался» новый этнос, получивший, как это всегда бывает, новое этническое имя. Мы видели на примере половцев, что даже переселившиеся, т. е. полностью (или в значительной части) откочевавшие на новые места кочевники, втягивая в себя оставшееся в степях население, становились новым этническим образованием, получившим новые или видоизмененные названия, [186]

Изображение всадника со стягом на пьедестале одной из каменных статуй.
Херсонский музей

В ситуации же с монголами кипчаков-половцев было во много раз больше пришельцев, которые были просто «поглощены» завоеванным населением. Интересно, что в Европе наименование этого немного монголизированного половецкого (кипчакского) населения стало новым: во всех русских, латиноязычных, восточных источниках их именуют «татары». О происхождении этого наименования сохранился рассказ Рубрука, пользовавшегося информацией, собранной им по пути в Каракорум по всем становищам евразийских степей: «Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: „Вот идут Татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые Моалы (монголы. — С. П.) ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое ...» (Рубрук, с. 116). Однако этого не случилось. Побежденное, полууничтоженное Чингисханом племя татар, остатки воинов которого посылались к тому же во все самые тяжелые экспедиции, дало имя новому этносу. В нем не только самих татар, но и монголов, как мы говорили, было совсем немного. Тем не менее именно так, как будто всегда случайно, но вполне по сути закономерно, повторяясь в сотнях примеров, получали имена целые народы как в древности, так и в эпоху средневековья. Этническое имя народа «татары», как мы знаем, дожило до наших дней.
В заключение следует сказать, что монголы, принесшие в степи собственное социальное устройство, вынуждены были, однако, разделить восточноевропейские степи на улусы, в значительной степени учитывая этнополитическое разделение половцев, наметившееся, как мы видели, еще в XII в. Сразу после завоевания отчетливо [187] выделились улусы Бату (Поволжье) и Берке (Северный Кавказ) , соответствующие поволжским половцам — саксинам и предкавказскому объединению. Затем выделился в Приднестровье улус Ногая (западное половецкое объединение — команы). Землями приднепровцев овладел хан Токта, а донские степи составили улус Дешт-и-Кипчак. Так в старых, привычных границах, прикрытые новым именем, возглавленные чужими феодалами, начали новую страницу своей истории кипчакские, половецкие и команские орды. Жизнь продолжалась."[188]

Источник
Изменено: zarbuzan - 11.12.2014 17:39:21
zarbuzan 11.12.2014 17:33:24
Сообщений: 1414
Цитата
ALANULAN пишет:
zarbuzan ,
Ч ТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЧЕЧЕНЦАМИ И ОСЕТИНАМИ ??? ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ЧАСТО СРАВНИВАЕТЕ ИХ??
САМОЁ СОХРАНЁННОЕ ЧТО ЕСТЬ У ОСЕТИН ОТ АЛАН - ЭТО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ,ИМЕНА РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ФАМИЛИЙ,НАЗВАНИЯ ТОПОНИМЫ ИТД.
Цитата
пишет:
а незначительные остатки аланского народа укрылись в горах, смешались там с местными племенами,
))))))) АЛАНЫ И ТОГДА И СЕЙЧАС НЕ СМЕШИВАЮТСЯ ,И НЕ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ ПОХОЖИМИ НА СОСЕДЕЙ, А ЖИВУТ И ЗДРАВСТВУЮТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ЗАСЕЛИВ ПОЧТИ ВСЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ АЛАНИЮ!
Я понятие не имею, что общего между ними, поскольку с чеченцами имел весьма поверхностное знакомство, а с осетинами не общался вообще. Я их не сравниваю, я всего лишь привел одну цитату.

Цитата

АЛАНЫ И ТОГДА И СЕЙЧАС НЕ СМЕШИВАЮТСЯ ,И НЕ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ ПОХОЖИМИ НА СОСЕДЕЙ, А ЖИВУТ И ЗДРАВСТВУЮТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ЗАСЕЛИВ ПОЧТИ ВСЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ АЛАНИЮ!
Да будет так!
ARDA 11.12.2014 17:42:46
Сообщений: 164
Цитата
saffas пишет:
У меня дилетантский вопрос: если осетины - это потомки алан, то откуда у осетин язычники, ведь аланы были христиане?
Ни одна из мировых религий не смогла твердо укрепиться в Северной Осетии, что в наши дни косвенно способствовало торможению процессов возгорания межрелигиозной розни

Народы, проживающие в Республике Северная Осетия-Алания, исповедуют разные религии: христианство, ислам, язычество. При этом верования основной части населения республики отличает своеобразный религиозный синкретизм, который проявляется в мощном пласте пережитков язычества, в соблюдении многих языческих обрядов людьми, номинально соотносящими свою религиозность с основными монотеистическими традициями - христианством и исламом. У осетин, пожалуй, единственных из народов Северного Кавказа, язычество сохранилось до наших дней - и более того, не только не проявляет тенденции к вымиранию, но, напротив, лишь укрепляет свои позиции.

Под влиянием России христианство, как религия, впервые в истории Осетии получило сравнительно широкое распространение и последующее внедрение в народной среде.
Всю историю становления религиозной ситуации в Северной Осетии можно разделить на три периода: языческий, православный, мусульманский. При этом главное отличие этой схемы от подобных у других народов Кавказа состоит в том, что в каждом последующем периоде на религиозные верования осетин начинает оказывать влияние новый фактор, вынесенный в название периода, который вступает с предшествовавшими религиозными традициями в сложные отношения взаимодействия и взаимовлияния, ни в коей мере не отменяя и не вытесняя их.
В отличие от других языческих традиций народов Северного Кавказа, осетинское язычество несет в себе глубинные общеиндоевропейские языческие мотивы, роднящие эту религиозную систему с индуизмом, древнегреческими или древнеславянскими верованиями.
Пантеон осетинских божеств довольно сложен. Возглавлял его бог богов - Хуыцаеутты Хуыцау. В пантеон входили покровитель мужчин, воинов и путников - Уастыр-джи, хлебных злаков и урожая - Уацилла, диких животных и охоты - Л:фсати, волков - Тутыр, мелкого рогатого скота - Фаелвагра, надочажной цепи - Сафа, кузнечного дела - Куырдалаегон, водного царства - Донбеттыр, покровитель искусства - Ацаемагз и ряд других богов.
Христианизация Северной Осетии осуществлялась разновременно со стороны Грузии и России. Процесс христианизации со стороны Грузии падает на два основных этапа - XI-XII века и XVII век. При этом оба этапа связаны с усилением Грузии и стремлением грузинских правителей распространить на окрестные народы идеологическую систему, способную в дальнейшем облегчить проникновение грузинского влияния в регион.
Согласно наиболее распространенной точке зрения, христианство проникло в горную Осетию со стороны Алании вследствие продвижения и оседания здесь алан под ударами монголо-татар. Последний этап активной христианизации Осетии происходит на протяжении XVIII-XIX веков и идет со стороны России.
В Двалетии сохранился целый ряд каменных построек грузинского церковного зодчества, соотносимых с ранними попытками Грузии распространить здесь христианство - Зругский Хозита-Майрам и Тлийский храмы XI века, храм Хцау Аргуан близ селения Регах, датируемый исследователями ХI-ХIII веками, и культовая постройка Нары Дзуар в селении Нар. Ослабление этой волны христианизации связано с резким падением мощи Грузии в результате татаро-монгольского завоевания. А ростки христианства, посеянные тогда, быстро зачахли.
Влияние Аланской метрополии, центр которой находился в ущелье реки Большой Зеленчук на месте нынешнего Нижне-Архызского городища, по-видимому, было весьма слабым в горах Осетии. По крайней мере, мы не можем отметить хотя бы одну сколь-нибудь значимую христианскую постройку в этом районе, относящуюся к периоду расцвета Аланской метрополии.
Вторая волна христианизации Осетии Грузией падает на XVII век. В определенной мере она была активна и результативна, если иметь в виду сам процесс проникновения новой религии на территорию Осетии, что проявилось в попытках приспособить старые языческие святилища к нуждам христианского богослужения. Однако этот процесс не достигает своего окончательного результата - должной христианизации горцев-осетин, которая проявилась бы в устойчивом христианском самосознании, вытеснении христианскими мотивами и сюжетами языческих. Христианство в этот период достаточно активно проникает, но не закрепляется среди горцев.
К середине XVIII века Россия стала активно проникать на Кавказ, поэтому царская администрация придавала особое значение христианизации горцев, вовлечению их в орбиту своего постоянного политического влияния, при этом признавалось, что проповедь нового учения могла бы быть благотворной, лишь при условии выселения горцев на плоскость. А выход на плоскость из горных теснин был заветным чаянием осетин.
Под влиянием России христианство, как религия, впервые в истории Осетии получило сравнительно широкое распространение и последующее внедрение в народной среде. Определенная результативность христианизации горцев в этот период была обусловлена последовательной и настойчивой пропагандой религии в связи с поэтапным выходом осетин с гор на плоскость - и именно по воле России, что не могло не наложить, прежде всего, и отпечаток обязательственного принятия христианства от державы, дающей горцам (пусть и в своих корыстных интересах) землю и, фактически, жизнь.
Внедрение христианства среди осетин осуществлялось силами «Осетинской духовной комиссии», созданной осенью 1744 года Сенатом. Распространение православия осуществлялось через комплекс мер, в числе которых, например, были поощрение новокрещенцев. А с учреждением в 1860 году «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» распространение христианской идеологии в крае стало еще более активным.
Несмотря на определенные успехи в деле христианизации осетин, этот процесс, в целом, имел затяжной характер. Язычество, укоренившееся в народном самовосприятии, не желало уходить. Христианизация никогда не была полным и крутым разрывом с «языческим» прошлым. Она была процессом адаптации новых понятий и имен к старому содержанию. Старые боги получали новые, христианские наименования, но их природа и связанные с ними культовые празднества и обряды долго еще оставались прежними и явственно просвечивали сквозь христианскую оболочку.

Особенностью мусульманского богослужения в Северной Осетии состоит в том, что Коран и молитвы читаются на арабском языке, а проповеди на русском.
Основным центром по распространению ислама в Осетии, особенно в ее горной зоне, являлась плоскостная феодальная Кабарда, которая сама окончательно исламизировалась лишь к началу XVIII века. Ислам, распространившийся в Кабарде, начинает активно проникать в горы Осетии. Активными проводниками этой религии выступали верхушечные слои осетинского общества.
Имеются сведения, что принятие ислама приграничными с Кабардой аулами было призвано служить прекращению набегов со стороны кабардинских князей, которые оправдывали их необходимостью борьбы против «неверных».
Как бы то ни было, ко второй половине XIX века в Северной Осетии ислам довольно основательно укрепился - и не только за счет исламизации части осетин. Вследствие того, что Владикавказ стал крупным центром, стоящим на пути из Закавказья в Россию, его население значительно расширилось за счет приезжих из других районов и областей Империи, а также и из-за ее пределов. На рубеже ХIХ-ХХ веков мусульманская община города была представлена татарами, кумыками, частью осетин-мусульман, ингушами, исповедовавшими суннитский ислам, и персами-шиитами.
Несмотря на кажущуюся монолитность суннитов, дрязги и интриги были свойственны мусульманской общине Владикавказа еще в начале XX века. Мусульмане-шииты во Владикавказе тоже делились на две группы, находившиеся друг с другом в напряженных отношениях: «русско-подданые персы» и «персидско-подданые». Именно существование шиитской общины в городе обусловило празднование местными мусульманами, в том числе суннитами, праздника Нав-руз, имеющего древнеиранские корни. Революция привела к фактическому исчезновению шиитской общины во Владикавказе.
Говоря же о взаимоотношении представителей различных конфессий друг с другом в дореволюционной Осетии, хотелось бы привести слова одного из авторов того периода, который писал: «Религиозного антагонизма в Осетии никогда не было, начиная с самых отдаленных времен и по сей день. Северная Осетия делится почти поровну на христиан и магометан. Здесь и сейчас заурядное явление - нераздельно живущая семья из нескольких душ наполовину христиане, наполовину магометане: так, отец и один сын магометане, остальные два сына христиане; один брат священник, другой брат магометанин (хаджи) и так далее».
В советские годы в Северной Осетии ислам был в значительной мере ослаблен. Большинство мечетей было закрыто, а Владикавказскую мечеть пытались по решению горсовета разрушить в 1934 году, и лишь активное вмешательство командира 25-й татарской роты 84-го кавалерийского полка Я. И.Беткенева, который отдал приказ своим подчиненным встать на защиту мечети, спас ее. Властям пришлось уступить и дать ей статус памятника архитектуры.
В результате, по данным социологических исследований, в середине 80-х годов XX века лишь 3,1% населения республики соблюдали мусульманский похоронный обряд. С началом 90-х годов XX века в Северной Осетии, как и в других республиках Северного Кавказа, началось возрождение ислама. Однако в Северной Осетии процесс не принял бурных форм.
В 1990 году в селении Чикола было создано Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия-Алания. Долгое время ДУМ не могло приобрести достаточного авторитета и влияния на осетин. Немаловажную роль в этом сыграл раскол в ДУМ в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года. О малом авторитете ДУМ говорит и тот факт, что в республике по сей день продолжают действовать ряд мусульманских организаций, не подчиняющих управлению.
В настоящее время мусульманские общины существуют в селениях Карца, Чермен, Дачное, Заманкул, Зилгу, Бес-лан, Эльхотово, Моздок, Чикола, Кизляр, Карджан, Хаз-нидон, Лескен, однако мечети есть не во всех этих селениях.
Особенностью мусульманского богослужения в Северной Осетии состоит в том, что Коран и молитвы читаются на арабском языке, а проповеди на русском. Все сельские муллы - самоучки и избираются односельчанами. В РСО-А нет ни медресе, ни исламского института, ни даже курсов арабского языка. Большинство мусульман в Осетии - ханафиты, поэтому учебные заведения шафиитского мазхаба в Дагестане и Ингушетии являются неприемлемыми для осетин.




Ещё добавлю большое количество тюркизмов у осетин это от Алан.
Sabr 11.12.2014 21:10:53
Сообщений: 7254
http://www.smikbr.ru/2014/zaman/11/29.pdf
Шабат кюн, 2014 жыл, ноябрны29
Интернет-версия: zaman.smikbr.ru

"ЗАМАН" газет кесини бешинчи чапырагъын толусу бла Конференцияны ишине атагъанды.
Сахадин 11.12.2014 22:14:33
Сообщений: 5401
ПОТОМКИ ГОРДЫХ КОЧЕВНИКОВ

Под таким названием «Забайкальский рабочий» (официоз Читинской области) 7 мая 1989 года опубликовал большую статью Н. Хакимова, как отклик на выступление доцента Читинского пединститута В. Иванова «Исчезнувший народ» ( в той же газете 16 августа 1988 г.) по истории гуннской державы. Поскольку это исследование имеет отношение и к предкам нынешних карачаево-балкарцев, а в Кабардино-Балкарии эта тема, мягко говоря, не интересна историкам во власти, редакция «Вестника…» сочла возможным ознакомить своих читателей хотя бы с частью текста этого обширного труда:
ПУТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА
…Более двухсот лет понадобилось гуннам для своего возрождения: в 4-м веке на стыке степных просторов Европы и Азии сложился новый мощный союз степных кочевников, в котором гунны играли главенствующую роль.
Известия, получаемые европейцами о невесть откуда появившемся народе, обрастали самыми невероятными домыслами и слухами. Но и они убеждают нас в том, что европейские гунны остались по-прежнему коневодами, в основном сохранившими степной образ жизни кочевников-скотоводов, не растерявшими боевую отвагу, которой славились ранее в Азии их предки хунны.

В подтверждение приведу несколько выдержек из европейской хроники 4-го века. «…Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду… День и ночь проводят они на коне, занимаясь куплей и продажей, едят и пьют, и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны… Они заслуживают того, чтобы признать их отличными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами…»

Наибольшего могущества гуннский союз достиг в 5-м веке при грозном вожде Аттиле. В 447 году подвластные ему племена опустошили Восточную, а в 451-м вторглись и в Западную Римскую империю. На территории нынешней Франции, на Каталаунских полях, произошло крупнейшее в истории человечества кавалерийское сражение между войсками римского полководца Аэция и гуннами под предводительством Аттилы; с обеих сторон участвовало более миллиона человек. Поле жестокой битвы так и не выявило победителя, от 160 до 300 тысяч воинов сложили здесь свои головы.
После загадочной смерти Аттилы гуннский союз распался, а между племенами начались бесконечные столкновения.


ХОРОША СТРАНА БОЛГАРИЯ


В 7-м веке из кочевавших в Причерноморье гуннских племён усилились болгары, которые при хане Кубрате создали своё племенное объединение Великая Болгария. Но после смерти Кубрата его сыновья под давлением хазар разделили свой народ на три части и повели его в разные стороны в поисках более спокойной жизни.
Хан Батбай отвёл подданных в отроги Северного Кавказа, и их потомки – карачаево-балкарцы проживают там до сих пор.
Хан Котраг (а с ним ещё одно гуннское племя – сувары) устремился вверх по течению Волги и в среднем её течении впоследствии возникло государство Волжская Булгария. От волжских булгар и сувар ведут своё начало современные тюрки Поволжья – казанские татары и чуваши.

…В один из летних дней 679-го года десятки тысяч всадников подошли к северному берегу полноводного Дуная. Блестели на солнце доспехи и оружие, над густыми колоннами развевались на ветру знамёна из конских хвостов. Это болгарский хан Аспарух, младший сын Кубрата, вёл доверивших ему свои судьбы соплеменников в неизвестность, надеясь на счастливый исход. Там, за Дунаем, где жили под гнётом византийского императора славяне, стояли ромейские войска. Где-то далеко позади, в степном мареве, появлялись и исчезали хазарские разъезды, готовые в любое время «вцепиться» в обозы с детьми и стариками.

Надо было решаться. Взмах руки, и в следующее мгновение, впоследствии названное историческим, конь Аспаруха первым вошёл в тёмную стремнину. И вот уже маленькие сильные лошадки стали выносить своих всадников на песчаный берег.
Спустя некоторое время болгарская конница сошлась в беспощадном сражении с пятидесятитысячным ромейским войском и наголову разгромила его. Византийский император Константин Погонат вынужден был смириться с потерей своих дунайских владений и признать появление на их территории нового независимого государства.

И хотя через несколько веков в преобладающем по численности славянском населении страны кочевники болгары (или протоболгары, как называют их болгарские историки) были ассимилированы, именно они явились создателями болгарского государства, которое совсем недавно отметило 1300-летие своего возникновения, именно их имя получила образовавшаяся в стране нация.



Протоболгары сыграли значительную роль и в развитии болгарской культуры. Не надо думать, что они имели культуру, ограниченную седлом и арканом. Совсем не случайно первая славянская письменность появилась в Болгарии: и до перехода Дуная болгары владели рунической письменностью, которую принесли из глубин Азии. Семь букв из древней болгарской письменности входят в современные славянские алфавиты, в том числе четыре – в русский.

Двенадцатилетний животный календарь протоболгар на тысячи лет древнее календарей Китая, Индии, Египта и его летосчисление началось за 4768 лет до новой эры. Причём он был настолько совершенен, что в одной из комиссий ООН и ЮНЕСКО, где разрабатывается проект всемирного календаря, древний болгарский календарь взят за основу.
Некоторое время болгары на Дунае жили так, как их предки гунны – делали такие же юрты, так же разводили скот и так же конница являлась главной военной силой…
Эти и другие черты военной организации и хозяйственного быта сближают болгар как с европейскими, так и с центральноазиатскими гуннами….


БОЛГАРИЯ… НА ВОЛГЕ


Теперь вернёмся к тем болгарам (в научной литературе принято говорить и писать «булгары») и суварам, которые в междуречье Волги и Камы образовали Волжскую Булгарию. В начальный период существования культура этого государства была почти зеркальным отражением культуры дунайских болгар – ведь это были говорящие на одном языке две ветви одного народа. Например, персидский географ Ибн-Руст сообщает о волжских булгарах: «Воюют на конях, носят кольчуги и имеют полное вооружение. Подать своему царю они платят лошадьми, царь берёт себе по верховой лошади и от того, кто женится».

В 10-м веке Волжская Булгария стала одним из ведущих центров мировой торговли. Сюда по караванным путям поступали шёлк из Китая, слоновая кость из Индии, меха и лён из Руси. И всё это вновь растекалось по всему тогдашнему миру. Да и булгарские ремесленники изготовляли свою продукцию, например юфтевую кожу «булгари», которая ценилась торговыми партнёрами как первоклассный товар.

Будучи миролюбивыми людьми, булгары старались поддерживать хорошие отношения со своими соседями, в том числе и с Русью: в 985 году между Булгарией и киевским князем Владимиром был заключён договор о мире, который определил на целые столетия в общем-то ровные и стабильные отношения. В русских летописях 11-12 веков не однажды отмечалось, что во время жестоких голодовок из-за неурожаев, случавшихся на русской земле, выживать населению помогало зерно, поступавшее с тучных нив булгарских земледельцев.

При монголо-татарском нашествии булгары полтора десятка лет мужественно сражались с иноземными поработителями, нанесли им несколько поражений, но силы были слишком неравны. Булгария пала, а её население было включено в состав Золотой Орды.
В середине 15-го века произошло возрождение булгарского государства в виде Казанского ханства, которое просуществовало около столетия и в 1552 году было присоединено к Русскому государству войсками Ивана Грозного.

В последующем в российской науке и народном обиходе постепенно произошло историческое недоразумение: так как при Золотой Орде всё её население от имени верхушечной прослойки завоевателей называлось «татары», то затем это название стало переноситься и на булгар. Сами булгары такое название не принимали вплоть до середины прошлого века и именовали себя булгарлы или казанлы…

Итак, более 18 веков назад в результате исторического катаклизма распалась могущественная держава воинственных гуннов. Сохраняя свободу, гордые кочевники направили своих боевых коней в степные долины Ангары и Волги, Лены и Дуная. Они внесли свою «кровь» и культуру во множество других племён, и вся полоса тюркских народов нашей страны возникла как раз на пути этого великого переселения…

ARDA 12.12.2014 21:45:11
Сообщений: 164
Салам Болат.Ты где???
Карачай Карачай 17.12.2014 09:06:49
Сообщений: 1230
"Илму джолунда. Москвада конференция" (къарачай-малкъар тилде Джанкёзланы Мединаны репортажы)

Изменено: Карачай Карачай - 17.12.2014 09:09:49

АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3).
Botash_A 18.12.2014 05:43:42
Сообщений: 275
Можно я тоже скажу ? ))

Когда идёт речь о том, кто первым пришёл на Кавказ, наверное имеет смысл обсудить и традиционные системы жизнеобеспечения горцев СК. Чем жили, что ели, пили пр. А ели в основном барашек. Так вот карачаевскую породу овец разводили и кушали все соседи карачаево-балкарцев. Карачаево-Балкарцы же ничьих барашек никогда не разводили. И по числу голов скотины на одного человека Карачай всегда лидировал на всём СК.
Из этого простые выводы. Карачаево-балкарцы будучи аборигенами на СК сумели путём народной селекции вывести уникальную по своим качествам породу овец, приспособленную для местных условий СК. Народы же пришедшие на СК позже КБ, просто перенимали уже готовую, районированную породу овец.


http://osetins.info/2007/10/15/skotovodstvo-u-osetin.html

Скотоводство у Осетин Б. А. Калоев. Осетины.


Многие авторы отмечают достоинства осетинской овцы. Она отли­чается выносливостью, неприхотливостью, славится вкусным мясом и мягкой шерстью темного или, реже, серого цвета. Кроме осетинской во многих районах Осетии издавна распространена карачаевская порода овец. Однако, по словам осетин и по мнению некоторых исследователей, эта порода не отличается существенно от осетинской овцы и составляет, по-видимому, ее разновидность. В начале XX в. и особенно после револю­ции (до коллективизации) значительное распространение в Центральной и Южной Осетии получила тушинская порода овец, отличающаяся высо­ким качеством мяса и белой грубой шерстью.

После переселения на равнину и установления более широких свя­зей с соседними народами у осетин появились новые породы скота: стали разводить буйволов, красностепную породу коров и карачаев­ских волов. Буйволиц на равнине держали специально для молока, хотя в Юго-Осетии нередко использовали их наряду с буйволами в качестве тягловой силы. Молоко буйволиц ценилось за высокую жир­ность и отличные вкусовые качества. Значительное распространение получила порода карачаевских волов, выделявшихся огромным ростом и силой. Уход за крупным рогатым скотом входил в обязанность жен­щин, однако пастьбой и кормлением скота всегда занимались муж­чины.
Sabr 18.12.2014 08:04:04
Сообщений: 7254
Карачай Карачай, сау бол, къуру да видеобериулени къалай таба эсенг да, эм алгъа салыучанса.

Репортаж иги этилгенди, алай а, сёлешгенле кеслерин айтмасала, кимни ким болгъанын репортаж этген айта барыргъа керек эди. Аллай кемликле мындан ары болмасала, артыкъ да иги болур деб кёлюме келеди.
Сахадин 18.12.2014 18:12:05
Сообщений: 5401
Цитата
Botash_A пишет:
Когда идёт речь о том, кто первым пришёл на Кавказ, наверное имеет смысл обсудить и традиционные системы жизнеобеспечения горцев СК.Чем жили, что ели, пили пр.

В последнее время Карачаевске появилось много молодых ученых, занимающихся исследованием истории, культуры и традиций карачаево-балкарского народа. Мадина Хаджиева в одной из своих статей рассматривает традиционные напитки аланов (карачаевцев и балкарцев).
Автохтонный европеоидный кавказский этнос - аланы (карачаево-балкарцы) сохраняют и в современное время древние этнические пищевые навыки в приготовлении традиционных напитков. Составной частью традиционной системы питания аланов (карачаево-балкарцев) являются зерновые, а также плодово-ягодные напитки: боза (буза), сыра (пиво), гумул (квас), чагъыр (плодово-ягодное вино), бал суу (медовая вода), а так же различные чаи.

Г-Ю. Клапрот писал: “У них мало опьяняющих напитков, кроме пива и бузы. Пиво и бузу они изготавляют на зиму. В обыденные дни, кроме больших торжеств, пьют очень редко”, в основном употребляют слабоалкогольные, тонизирующие напитки.
Одним из древних напитков является – “боза”, относящийся к хлебным напиткам. В карачаево-балкарском нартском эпосе описывается почетная чаша, которая называется Агуна. В чашу Агуна помещалось сто литров бузы, которую выпил Рачикау. Боза готовили на основе солода ячменя – “арпа”, овса – “зынтхы”, позже пшеницы – “будай” добавив немного закваски – “салат”. Другим еще более древним, чем боза, слабоалкогольным напитком карачаевцев был “сыра” разновидность темного пива, для его приготовления использовался очищенный ячмень и хмель.
Карачаевцы и балкарцы изготавливали специальные медные котлы для варки пива, по нашим полевым данным сваны в больших количествах закупали медные изделия в Карачае и Балкарии. Вкус карачаевского сыра – пива, был необычайно мягким и душистым, и по нашим полевым данным напоминал вкус темного баварского пива. Ранее в каждой семье готовили также и плодово-ягодное вино – чагыр, приятный, тонизирующий алкогольный напиток, его изготавливали методом брожения из ягод и плодов.

После принятия карачаево-балкарским народом ислама, запрещены были все спиртные напитки: сыра, боза, чагыр. Популярным безалкогольным напитком был квас – “гумул”, который пользовался большим успехом у всех слоев общества, изготавливали его из овса, меда, малины, смородины, черемухи, барбариса, клюквы.
Для производства кваса употребляли следующие травы: сансабил – имбирь, раугъаш – ревень, кийик от – душица и т.д. Среди химических компонентов кваса - молочная и уксусная кислоты, сахар, алкоголь, минеральные элементы. Он прекрасно утоляет жажду и обладает тонизирующим эффектом.
Из ячменной, а позднее из овсяной муки готовили различные виды киселя – бегене. По нашим полевым данным, в селениях исторического Карачая, и в Балкарии, варили кисели и компоты, из ягод барбариса, брусники, бузины, вишни, ежевики, земляники, калины, рябины, кизила, черники, девясила, первоцвета, облепихи, клубники и даже картофеля.
Прохладительные напитки – джулепы, готовили из сока яблок, малины, сливы, вишни, с обязательным добавлением мяты. Морсы готовили из плодово-ягодных сиропов, соков из свежих ягод и плодов.
Из безалкогольных напитков, народам Карачая и Балкарии, были известны и разнообразные чаи. Как правило, чай заваривали из многих трав: зверобоя, мяты, душицы, тмина, сушенных и свежих листьев малины, шиповника, рододендрона, чабреца, калины, рябины и др. Многие из этих отваров считались целебными при различных заболеваниях.

Хаджиева М.Х.
Botash_A 18.12.2014 21:07:41
Сообщений: 275
Цитата
Сахадин пишет:
Карачаевцы и балкарцы изготавливали специальные медные котлы для варки пива, по нашим полевым данным сваны в больших количествах закупали медные изделия в Карачае и Балкарии.
Вот за эти медные котлы, производимые в Карачае я уже слышал несколько раз.
Интересно, насколько было развито горнорудное дело в Карачае и Балкарии? Где это можно почитать?
Сахадин 18.12.2014 22:59:41
Сообщений: 5401
Цитата
Botash_A пишет:
Интересно, насколько было развито горнорудное дело в Карачае и Балкарии? Где это можно почитать?

На территории Карачаево-Черкесии северокавказские курганы открыты у г. Усть-Джегута, селения Дружба, аула Адыге-Хабль и др. местах. В основе хозяйства северокавказцев было скотоводство. Широко культивировался как мелкий, так и крупный рогатый скот. Особое приоритетное место принадлежало лошади. Животноводство носило отгонный характер. Скот в летнее время выгоняли на высокогорные луга, а на зиму перегоняли на равнину. Так оформлялось, характерное для Кавказа, так называемое яйлажное (отгонное) скотоводство. Земледелие в хозяйстве северокавказцев в целом играло подсобную роль. Использовались в основном мягкие почвы речных долин и равнинные участки, которые легко было обрабатывать каменной или медно-бронзовой мотыгой. Для уборки хлебных злаков применялись деревянные или костяные серпы с лезвиями из кремневых пластинок, реже ? бронзовые серпы. У племен северокавказской культуры получили дальнейшее развитие металлургия, металлообработка и керамическое производство. Северокавказцы отливали бронзовые орудия труда, оружие и украшения. Широко использовалась проковка предметов, после их отливки. Главным металлургическим центром всего Северного Кавказа являлись верховья Кубани и Большого Зеленчука.

На горных отгонных пастбищах строились летние становища коши, иногда с мощными каменными укреплениями. Так, в районе поселка Узун-Кол в Приэльбрусье были найдены строения из камня с очагом, с загоном для скота, защищенные рвом и башней из крупных подтесанных глыб камня.С первых веков своей истории аланы были и хорошими мастерами-ремесленниками. Массовое производство железных орудий опиралось на местную рудную базу. На исторической территории Алании выявлено немало средневековых следов выработок и плавки железной руды. Сыродутные печи найдены на Нижнеархызском городище. Следы гончарного ремесла и обжиговые печи обнаружены у ст. Исправной и др. местах. Шапух Багратуни писал: ?Эта страна полна всяческих благ, есть в ней много золота, великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камней?.

http://www.dombayinfo.ru/karachay/about_karachay2

http://rudocs.exdat.com/docs/index-125870.html
--------------------------------------------------------------------------------------------
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И ТОРГОВЛЯ

Как и перечисленные виды деятельности, домашние промыслы и торговля играли важную роль в системе экономики Карачая и Балкарии. Поскольку это были высокогорные области, здесь издавна получило широкое развитие горнорудное дело. Предки балкарцев и карачаевцев, а затем и они сами научились добывать и обрабатывать горные руды. Обо всем этом красноречиво говорят многие археологические находки медных, бронзовых, железных, свинцовых, серебряных, золотых изделий. Этот факт подтверждают и многочисленные места древних выработок меди, железа, свинца и серебра у сел. Карт-Джурт, Верхний Чегем, Верхняя Балкария, Верхний Баксан и др. Следы металлических орудий: рубанка, пилы, скребков и др. — на деревянных изделиях служат таким же аргументом для определения высокого развития металлообработки.

Их горы обеспечивают им селитру и серу, — писал Клапрот, — и им не приходится для их добывания, подобно черкесам, выщелачивать подстилку овечьих стойл и загородок. Их порох мелкий и отличается особенной силой.

Всевозможные украшения: серьги, кольца, перстни, диадемы, уникальные навершия для женских шапочек — все это говорит о высоком уровне ювелирного мастерства балкарцев и карачаевцев.

Многочисленные башенные сооружения, склепы и мавзолеи свидетельствуют о высоком уровне камнерезного и строительного мастерства. Есть прямая возможность предполагать, что строительное дело в Балкарии и Карачае выделилось в отдельную отрасль ремесла.

Нет сомнения в том, что в такую же отрасль ремесла выделилось изготовление войлока — киизов, войлочных изделий, бурок, башлыков, головных уборов и т. п. По словам академика И. Гильденштадта, балкарцы все необходимое выменивали на шерсть, толстое сукно домашнего производства, войлоки, лисьи и куньи меха и т. д.

Торговля у балкарцев и карачаевцев в XIV-XVIII вв. была в основном меновая, не за деньги, — писал Э. Кемпфер. Де ла Мотрэ писал, что деньги настолько мало известны или так редки в этой стране, что торговля совершается путем обмена. О том, что деньги еще не были в ходу, говорят и археологические находки. Например, в XVIII веке монеты в Балкарии еще служили украшением и подвешивались вместе с бусами на шею девушек из богатых семей.

Балкарцы и карачаевцы вывозили в XIX веке на еженедельные рынки в Они и Рачу многие товары домашнего производства: войлочные ковры, сукна, башлыки, сыры, молочные и мясные продукты. О широких масштабах торговли свидетельствуют находки турецких монет у сел. Ташлы-тала, арабских монет у сел. Верхняя Балкария, Верхний Чегем, Быллым и др.

Множество находок изделий из драгоценных камней и др. говорят также о широком размахе торговой деятельности. По территории Каравая проходил, например, Великий шелковый путь из Хорезма в Византию, что также способствовало торговле. Активную торговую деятельность развернули в Карачае и генуэзские купцы.

По подсчетам авторов XIX века, балкарцы и карачаевцы получали огромные средства за свои сукна, выбрасываемые на рынки Кавказа и других районов. Так, например, в Чегемском обществе в год производилось 114500 аршин, в Баксанском — 108500, Балкарском — 100000, Холамском — 41000 ар. сукна, т. е. на каждый двор приходилось в среднем по 170 аршин сукна. Авторы утверждают, что если продавать это сукно даже по 50 коп., то общая счмма получаемой балкарцами прибыли будет более 195000 рублей. Если к этой сумме, полученной только за торговлю сукнами, добавить прибыль от других товаров, тогда общая сумма будет значительно большей. Сюда надо добавить стоимость бурок, башлыков, мясомолочной продукции и пр. Например, из трех карачаевских аулов в 1878 г. было вывезено 16075 бурок и 3470 полстей сукна.

Выведенная карачаевцами порода овец — карачаевская, прославлена высоким качеством мяса и шерсти. Эта порола овец неоднократно награждалась золотыми медалями и грамотами XIX века в Лондоне, Москве, ярмарках Новгорода и Варшавы и т. д.

Такова была в общих чертах экономическая база Балкарии и Карачая.

http://www.09reg.ru/karachay/history/istoriya_karachaevo_balkarskogo_naroda_s_drevneyshih_vremen/glava-9/

---------------------------------------------

ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Балкарцы и карачаевцы с древнейших времен занимались и занимаются горным, отгонным или яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища - жайлыкь. От этого термина и происходит широко распространенное понятие яйлажное скотоводство.

Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодство. Огромное количество скота в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам все жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ - она же шла на общекавказские рынки, где на него выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.

Высокоразвитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углем, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике.

Тем не менее каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведенных ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями древних карачаево-балкарцев-земледельцев.

Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.

http://www.balkaria.info/library/m/miziev/ikbn/gl1.htm

Надеемся, что имеется более подробная информация.
Сэстренка 19.12.2014 01:56:22
Сообщений: 9931
Цитата
Bolat1 пишет:
Цитата
ARDA пишет:
Цитата
вертлявый Осетин Болат.То есть ты одному Карачаевцу веришь другому нет.
Ок,как ,,вертлявый,,невертлявому..Читать могёшь?)Перечти.А приведёшь информацию,поговорим о Карче.
Перейдите в "Болталку" или переведите тон своего разговора в тон, соответствующий обсуждению международной НАУЧНОЙ конференции.
Изменено: Сэстренка - 19.12.2014 01:59:00

Я самая классная на форуме))))))))))))))
Botash_A 19.12.2014 02:04:03
Сообщений: 275
Сахадин,

Саубол за статьи ! Прочитал с удовольствием.
Сахадин 20.12.2014 14:20:00
Сообщений: 5401
Botash_A, Ахшы умутларынга жет!

*
ТЮРКИ - история и культура суперэтноса TÜRK TARİHİ
http://www.youtube.com/watch?v=eLXz7Yu4Gbg
Sabr 20.12.2014 19:34:48
Сообщений: 7254
Сахадин, сау бол бу атыф (ссылка) ючюн, неда къайнакъ (источник) ючюн.
Эльба-Нальчик 22.12.2014 20:00:04
Сообщений: 301
Один из участников конференции из Казахстана - Жарас Ермекбаев, прислал местную газету, в которой напечатали статью о научной конференции проведенной Эльбрусоидом.

Изменено: Эльба-Нальчик - 22.12.2014 21:58:41
Sabr 22.12.2014 23:02:14
Сообщений: 7254
МОСКОВСКИЙ КУРУЛТАЙ

На просторах Евразии проживает более пятидесяти народов , говорящих на тюркских языках . Их общая численность превышает 150 млн . человек . С 22 по 28 ноября в Москве проходил международный научный форум , посвященный двум небольшим тюркским народам Северного Кавказа . Конференция « Этногенез , история и культура карачаево - балкарского народа » состоялась в главном здании Российской академии наук ( РАН ).

В работе крупнейшего за последние годы тюркологического форума участвовало более 300 ученых из 16 стран дальнего и ближнего зарубежья. Главным организатором этого мероприятия стал Институт этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. По замыслу его директора, академика РАН Валерия Тишкова конференция стала первым из серии крупных мероприятий в рамках форума «Историко-культурное наследие народов Евразии».
На пленарных заседаниях и 11 круглых столах были заслушаны десятки интересных докладов, многие из которых выходили за рамки заявленной тематики. Докладчики поднимали различные проблемы тюркских народов и их вклад в мировую культуру. Форум носил междисциплинарный характер. Наряду с историками, этнографами, археологами и представителями других гуманитарных дисциплин в научных дискуссиях участвовали этногенетики.

Группа известных ученых из Казахстана активно участвовала в научных дискуссиях московской конференции. Среди них антрополог Оразак Исмагулов, археолог Зейнолла Самашев, литературовед Кайырбек Кеменгер, востоковеды Гульбахрам и Эльвира Молотовы, фольклорист Куанышбек Кенжалин. Интерес отечественных ученых к балкарцам и карачаевцам нельзя назвать случайным. На территории нашей страны проживает значительное число балкарцев и карачаевцев. Кроме того, казахи очень близки к ним по культуре и языку. Казахстанские диаспоры балкарцев и карачаевцев возникли в середине 1940-х годов прошлого века, в результате преступной депортации этих народов коммунистическим режимом. Несколько докладов казахстанских ученых было посвящено депортации балкарцев и карачаевцев и современному состоянию их диаспор в Казахстане и Кыргызстане. По этой теме выступили Ж. Ермекбай, Б. Жангуттин, Г.Ксенжик, М.Шаймерденова и А. Кудайбергенова.

Активное участие большой группы турецких исследователей в работе московской конференции также было вполне ожидаемо. Турция стала второй родиной для многих выходцев с Кавказа, в том числе значительной части карачаево-балкарского народа. Это связано с явлением «мухаджирства», вынужденным массовым переселением кавказцев в Турцию в XIX веке, ставшим следствием Кавказской войны 1829-1864 годов.

Одной из наиболее колоритных фигур на московской конференции стал известный норвежский писатель Эрлинг Киттельсен. На одном из круглых столов он поделился своими мыслями о глубокой связи карачаево-Балкарского эпоса о нартах с древними скандинавскими сказаниями.

Для ряда зарубежных ученых культурное наследие народов, живших в древности на территории Казахстана, стало объектом серьезных исследований. Ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии АН Азербайджана Заур Гасанов приоткрыл завесу над одной из загадок Иссыкского кургана. Ему удалось прочитать руническую надпись на серебряной чаше, найденной в некрополе «золотого человека». «Четырех сторон света племена Сынглы воспевают. Три сотни оплакивающих клятву пьют», - такова версия расшифровки надписи бакинцем. Заур Гасанов прочел загадочный текст на
основе фонетики орхоно-енисейских и древних ближневосточных надписей, которые имеют тюркское происхождение.

На открытии форума с приветственной речью выступил поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, успешно сочетающий дар поэтического предвидения с серьезными научными изысканиями: «Очень важно, что эти два народа, разделенные Эльбрусом и сталинскими политиками мысленно объединяются в академии наук, вливаются в общую семью тюркских народов. Политическую жизнь карачаевцев и балкарцев я каким-то образом знаю. Потому что я казахстанец, и в детстве и юности встречался с карачаевцами и балкарцами, с чеченцами и ингушами, с крымскими татарами, турками-месхетинцами, калмыками, - всеми, кого Сталин испытывал Казахстаном. И поэтому в Верховном совете 1989 года и на Съезде народных депутатов я выступил с предложением создать закон по реабилитации репрессированных народов». О. Сулейменов высказал сомнение в общепринятой дате возникновения тюркского этноса: «Ограниченная тюркская тюркология уже утвердила дату возникновения тюркского народа - 5 век нашей эры. Всего 1,5 тысячелетия назад. Тогда вроде бы и письменность возникла, и этнос возник. С середины 60-х годов, когда я увлекся тюркологией, находил слова тюрков в шумерском, древнеегипетском языках, и думал, - как же они могли туда попасть? Ведь в 3-м и 4-м тысячелетиях до н.э. тюрков вообще не было. За все эти годы я нашел в древних ископаемых языках, на всем следовании тюрков от Средиземного моря на восток тысячу и одно слово. Это была большая письменная культура, ныне, к сожалению, забытая».

Посыл поэта нашел подтверждение в итоговой резолюции московской конференции «Этногенез, история и культура карачаево-балкарского народа». Выводы форума о назревшем пересмотре временных рамок ранней тюркской истории прокомментировал Заур Гасанов: «С точки зрения участников конференции в составе скифской империи были племена, говорившие на разных языках, в том числе тюркских. Решение конференции является коллективной научной поддержкой мнения о том, что правившие огромной скифской империей «царские скифы» были тюркским этносом. Они создали свое государство на Кавказе 2700 лет тому назад. Таким образом, древнетюркская история начинается со скифов и других родственных им народов, таких, как киммерийцы, саки, сарматы, аланы».

Участники московского форума решили проводить конференции по проблемам карачаево-балкарского народа не менее одного раза в два года. Одним из кандидатов на место проведения следующей конференции названа Астана. Это является свидетельством международного признания весомого вклада казахстанских ученых в тюркологию.

Вадим КРАВЦОВ,
газета "Деловой Казахстан", №44 (445), 19 декабря 2014
Изменено: Sabr - 22.12.2014 23:24:26
KALAYSA Pictures 23.12.2014 01:17:30
Сообщений: 3036
А.А.Клёсов: Коллизия популяционной генетики и ДНК-генеалогии (часть 1)


Опубликовано 22.12.2014

Рождение ДНК-генеалогии в 2008 году и последующее развитие событий с неизбежностью показывало, что коллизия с популяционной генетикой, или попгенетикой, как я буду далее называть для краткости, неизбежна. На самом деле не с «попгенетикой», конечно, а с ее руководителями и исполнителями. Популяционная генетика человека уже давно, собственно, с 1990-х годов, фактически превратилась в псевдонауку, особенно, в отношении ее расчетного аппарата и соответствующих экскурсов в историю в виде «интерпретаций».



Скрытый текст

...
KALAYSA Pictures 23.12.2014 01:23:05
Сообщений: 3036
Труд: Ученые предложили издавать журнал «Кавказ и Крым. История, язык и культура»





С таким предложением выступили ученые на прошедшей недавно в Академии наук РФ конференции «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа»

Скрытый текст

...
Sabr 29.12.2014 00:48:07
Сообщений: 7254
Кто-нибудь из специалистов - доступно, крестьянским языком - может объяснить, что за спор между Клесовым и Балановскими и чем так возмущены обе стороны и кто из них наш карачаево-балкарский вопрос происхождения приблизил к истине?
Jashau-Ulu 29.12.2014 20:08:55
Сообщений: 318
Sabr,
я не специалист, но на сколько понимаю основной вопрос для истории в формуле определения скорости изменения маркеров. Обе стороны используют разные формулы. А в чем непосредственно причина их взаимной ненависти, не знаю. Все остальное по сути - шелуха, эмоции, истерики. И наш вопрос не приблизили ни те ни другие.
Bolat1 30.12.2014 11:36:46
Сообщений: 750
,,основной вопрос для истории в формуле определения скорости изменения маркеров,, ---- Это вторично.ДНК как Наука в процессе становления,та ,,грызня,,что мы наблюдаем,на мой взгляд,пойдёт лишь на пользу.Работать будут качественее,плюс коридор для лжи у генетиков гораздо сузится
http://pereformat.ru/klyosov/
http://alanla.forum24.ru/?1-0-0-00000353-000-150-0
Изменено: Bolat1 - 30.12.2014 11:37:46
Sabr 07.01.2015 04:50:35
Сообщений: 7254
Конференциягъа келгенлени ичинде бютеу дуниягъа белгили адамла да бар эдиле. Аланы окъуучула бла танышдыра барыргъа керек болур. Олжас Сулейменовдан башлайыкъ.

Bilal LAYPAN
ДЖЕР ДЖЮЗЮ, АДАМГЪА БАШ УР! ЗЕМЛЯ, ПОКЛОНИСЬ ЧЕЛОВЕКУ!

Дунияда эм онглугъа саналгъан он назмучуну джаш тёлюге аманатлары Парижде китаб болуб чыкъгъандыла. Ол оноуландан бири Олжас Сулейменовду. Батыда (Западда) алай аты айтылгъан адамны бизде джаш тёлю биле да болмаз. СССР чачылгъанлы союз республикала энчи къралла болгъандыла. Къазахстан да болгъанды энчи даулет-кърал. Къайнайла ала - эркин эгемен (суверенный) къралла, кеслерини онглу джазыучуларын бирер джерге келечи этиб олтурталла, алай демек - джазыучуларыны сыйларын кёрелле, ышаналла, ала келечи-дипломат ишлени кимден да иги бардырлыкъларына базалла. Сёз ючюн, Олжас Казахстанны ЮНЕСКОда келечисиди. Ол аламатды, ашхыды, алай а соруу: ыйыкъда эки кере чыкъгъан къарачай газетни бир бетин Олжасха бергенден магъана бармыды, алайсыз да бу джергили материалланы къалай сыйындырыргъа билмей къыйынлаша тургъанлай? Андан эсе, биз Къарачай бла байламлы адамланы, хапарланы басмаласакъ иги тюлмюдю? Не игилик этгенди Сулейменов Къарачайгъа? Ма энди адамны кёлюне келирге боллукъ бу къуджур соруулагъа джууаб да эте, Олжасны юсюнден талай сёз айтайыкъ.

1989 джыл июнь айда СССР-ни Баш Советини биринчи сессиясында Олжас Сулейменов сёзню кёнделен салыб тохтайды: «Биз ишибизни репрессиягъа тюшген халкълагъа реабилитация этиуню джолун-джоругъун джарашдырыудан башларгъа керекбиз. Аллай реабилитацион закон алынмай, кърал сюргюннге тюшген халкъладан сталинизмни мурдарлыгъы ючюн кечмеклик тилемей, алгъа барыргъа джол джокъду. Орус, гюрджю, къазах халкъла да къыйынлыкъ чегер ючюн къалмагъандыла. Алай а, миллет белги бла башдан аякъ джуртларындан сюрюлген халкъла эки къат къыйынлыкъ чекгендиле. Биз ол затны къралны атындан, закон халда ачыкъ айтыргъа керекбиз...».

Бюгюн барыбыз да билген «Репрессиягъа тюшген халкълагъа реабилитация этиуню хакъындан» законну джарашдырыу ма алай башланнганды. Биз - тутмакъдан-сюргюнден ётген халкъладан бири - Олжасны бу адамлыгъын, эркишилигин унутургъа боллукъбузму?

Алай а, «бёрю атарыкъ бёркюнден» дегенлей, Сулейменовну бютеу дуниягъа белгили этген аны «Слово о полку Игореве» атлы тарих чыгъарманы юсюнден джазгъан тинтиулери-оюмлары болгъандыла. Кърал къоркъуусузлукъну органлары 1975 джыл Олжасны «Аз и Я» китабын Совет Союзну бютеу тюкенлеринден, китабханелеринден сыйырыб, кюйдюрюб кюрешгендиле. Ол оноуну этген а СССР-ни Коммунист партиясыны идеология джанындан башчысы Суслов болгъанды. СССР-ни Илмула Академиясы да Сулейменовну китабын «ууатхан» джыйылыула, сюзюуле бардыргъанды. Къазахстанны башчысы Кунаев Брежнев бла сёлешиб, Олжасны джакъларгъа, сакъларгъа кюрешгенди. Сулейменовну атасын 1937 джыл «халкъны джауу» деб къурутхандыла. Сусловну башчылыгъы бла биягъы къара кючле Олжасха да ол атны атаргъа кюрешгендиле. Кунаев болмаса, Олжасха къаллай къыйынлыкъла чекдирлик болур эдиле. Бир поэт ючюн Суслов бла арасын аман этерге бизде тамадаладан киши базарыкъмы эди экен?

Кунаев халкъын, джуртун джакълагъан адам болгъанды. 1962-чи джыл Хрущёв къыбыла Къазахстанны иги кесек джерин мамукъ ёсдюрюучю хоншу республикагъа берирге излегенди. Кунаев бирден эки болмагъанды. Ишинден чыгъаргъан эдиле аны ючюн. Къуру бу эки заты огъуна аны онглу адам болгъанын кёргюзтмеймиди? Бизни тамадалада туугъан джерлерин чачдырмаз ючюн, башха субъектлеге къошдурмаз ючюн, халкъларын-джуртларын къоруулар-сакълар ючюн Кунаевча кюрешген (кюреширик) бармыды экен?

Къазах халкъы бек уллу къыйынлыкъ кёрген халкъладанды. 1926 джыл адам санау къагъытлада былай джазылады: «Къазахлыла - СССР-ни эм кёб санлы тюрк тилли халкъыдыла: 6 миллион 200 минг адам». 1939 джыл къазах халкъны саны саны къуру 2 миллионду. Аллай бир адамы къырылгъан къазах халкъыны Олжасча назмучусу, алими, Кунаевча да башчысы болгъаны насыб эди...

Сусловгъа да, академиклеге да Олжасны китабы не къыйынлыкъ салгъан болур эди?
Олжас «Слово о полку Игореве»-ни тинтиб, дуния бла бир тюрк сёз табханды. Бу тарих чыгъармада академикле окъуялмай къалгъан джерлени, не да ала терс окъугъан джерлени ачыкълагъанды. Славянла бла тюрк къауумланы арасында бурун кючлю байламлылыкъ болгъанын, тил, культура джаны бла ала бир-бирин байындыра хоншу джашагъанларын кёргюзтгенди. Алай а, олсагъатда орус илму «бизге культура келген эсе, Европадан келгенди, къарангы Азия, тюркле - къазауат, чабыуул этгенден башха джукъ билмеген джахилле - бизни культурабызгъа не юлюш къошаллыгъелле, бюгюн-бюгече да аланы адам эталмай, цивилизациягъа къошалмай кюрешебиз, сора уа?» деб, бу кёзден къарагъанды тюрк-муслиман миллетлеге. Ма быллай тутхучсуз, джалгъан «илму» оюмгъа къаршчы тургъанды Олжас Сулейменов, СССР-ни тюрк халкъларына эс табдыргъанды, тарихибизге кёзюбюзню ачханды, кёлюбюзню кёлтюргенди. «Тюркбюз» дерге къоркъуб, буюгъуб тургъанла, Олжасны китабын окъуб, «Биз халкъбыз, адамбыз», «тюркбюз биз» деб, ёхтемленнгендиле. «Тауланы энгишге этмегенлей, тюзлени ёрге кёлтюргенди» Олжас. Бютеу тюрк дунияны ёрге кёлтюргенди ол. Сусловчу идеологиягъа, ол идеологияны къулу-къарауашы болгъан СССР-ни илмула Академиясына да къаршчы тургъанды Олжас - джангыз кеси. Назмуларындача, илмуда да джангы сёзню, керти сёзню айталгъанды. Керти Сёзню айтыр ючюн а фахму да, билим да, бет да, ёт да керекдиле. Тюрк дунияны , тюрк эсни, тюрк тарихни уятханы ючюн биз - тюрк дунияны бир бурхусу - Олжасха сау бол дерге керекбизми?

Алай а, Олжас къуру къыйынлыкъ кёрген халкъланы, не да тюрк къауумланы ёкюлю тюлдю. Олжас «Невада-Семипалатинск» атлы организацияны къураб, бютеу дунияда атом сауутну сынагъан полигонланы джабдырыргъа излейди. Къазахстанда полигонну джабдыргъанды. Сулейменов бютеу дунияны атом джаханимден-къоркъуудан къутхарыр джанындан кюрешеди. Ол джаны бла кёб иш да этгенди. Биз джашагъан Джерни, дунияны ёлюмден къоруулаб кюрешген Олжас махтаугъа тыйыншлы тюлмюдю?

1960-1980 джыллада Олжас - башларына эркин болур ючюн кюрешген колонияланы тарихлерин тинтиб кюрешгенди. Алай а, аланы муратлары къуру азатлыкъ бла бошалса, ол колонияла аякъ юсюне туралмай къыйынлашадыла. Эркинлик-эгеменлик керекди, алай а халкъланы, къралланы арасында байламлылыкъ юзюлмезге керекди. Метрополия бла да, хоншула бла да иш джюрютюрге тыйыншлыды.
Кесини оюмун Олжас формула халда айтханды: «От веков колониальной зависимости через период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости». Эшта, баш эркинлиги ючюн кюрешген хар бир халкъ, сагъыш этерча бир акъылман фикирди бу.

Олжас Сулейменовну арт кёзюуде джазгъан китабы «Язык письма» да, бютеудуния илмуда джангы сёздю. Адам улу бары да бир джерде джаратылыб, алайдан тёрт джанына чачылгъаны - ол белгили затды. Дин тилде айтсакъ, барыбыз да Адам бла Хауадан джаратылгъанбыз. Алай а, ол биринчи талай джюз адам къаллай тилде сёлешгендиле - ма аны юсюнденди китаб. Биринчи тамгъаладан-иероглифледен Сёзге, джазма тилге адам улу къалай кёчгенин кёргюзтюр ючюн, Олжас къаллай бир китаб окъугъанын, къаллай тинтиуле бардыргъанын айтыб чыкъгъан да къыйынды. Ахыры быллай оюмгъа келгенди: «Алгъа Белги, ызы бла Сёз. Ол белгиле Аллахны белгилеридиле, ол сёзле да Аны атлары». Бу китабны окъугъан адам ангыларыкъды, Олжас Сёзню таша магъанасын ачханы алимле атомну ачханча бир зат болгъанын. Алай а, атомну ачхан-чачхан - дуниягъа къоркъуу сала эсе, Олжасны биринчи Сёзню, тилни ачханы - адам улу бир болгъанын, бир ата бла анадан джаратылгъанын кёргюзтеди, адам улуну биригиуге чакъырады.

Алгъаракълада Олжас «Тюрки в доистории» деген къол джазмасын «Ас-Алан» журналда басмаланырын тыйыншлыгъа санаб, манга берген эди. Анда да тюрк къайдан чыкъгъанын, дуниягъа къалай джайылгъанын тинтеди. Сулейменов тюрк къауумла ючюн къанын-джанын аямай ишлейди. Олжасны этген ишине къарасам, 726 джыл Бильга-Тоньюкук джазгъан тизгинле эсиме келедиле:

Тунь удумадым - кече джукъламадым,
Куньдуз олтурмадым - кюндюз олтурмадым,
Кара теримди тёктим - къара терими тёкдюм,
Къзъл канъмдъ юггуртдтим - къызыл къанымы сюрдюм
Тюрк будун учун - Тюрк халкъ ючюн.

Сулейменовча адамы болгъан халкъ насыблыды. Алай а, Олжас къуру кесини халкъыны тюл, бютеу адам улуну къайгъысын кёрюрге болуму, билими, фахмусу джетген адамды. Адам улуну керти тарихин тюз окъугъан бла къалмай, адам улуну джазыуун иги джанына джазаргъа къолундан келген насыблы къауумданды Олжас.

Дагъыда бир чертерге излегеним: бютедуния проблемаладан баш кёлтюралмай тургъанлыкъгъа, Олжас къалам тутханлагъа айырыб эс бёлгенлей турады. Тюрк джазыучулада аллай къайгъырыуну мен джангыз Къайсын Къулиевде эмда Чингиз Айтматовда кёргенме. Кесими юсюмде сынагъан затымы айтама.

Къазах къаламдашыбызгъа, Тюрк къарнашыбызгъа джораланнган сёзюмю Анга аталгъан назмум бла бошаргъа сюеме.

АДАМНЫ ДЖОЛУ, ДЖАЗЫУУ ДА - СЁЗДЕ
Олжас Сулейменовгъа

Къыркъ джылда кимге келгенди Къуран,
Кимге - «Аз и Я».
Суу эски ызына къайытады:
Джангырады Евразия.

Ит иесин танымагъан сагъатда,
Адамгъа Тейрисин танытхан да бар.
Мен - Тейри адамы - къарайма ауалгъа:
Белгиден-Сёзден башланады Адам.

Кёкге къарай, джулдузлагъа узала,
Адам аякъ юсюне сюелгенди,
Кюн таякъча, элибча тюзелгенди -
Къара таныгъан кюнюнден башланады Адам.

Эниклей табигъатны
Тилленнгенди адам улу.
Тауушдан-белгиден-тамгъадан кёче Сёзге
Тюрленнгенди адам улу...

...Адам сёзню, Сёз да адамны -
Бир-бирин джаратханла ала.
Мурулдагъандан, кёз бла, бармакъ бла сёлешгенден къутулуб,
Адам джазыуун джаза тебрегенди кеси.

Мен да кюндюз Кюнню ызындан бардым,
Кече уа - Айны.
Тамгъаларында Адурхайны,
Будиянны, Наурузну эмда Трамны
Кёреме джулдузну, Айны.
Китаб ачханча ачама Къарачайны:
Къара - джети къат магъанасы Аны.

Кёкден башланады джол,
Кёкге да къайтарады ол.
Кёкдеди биз джашагъан Джер.

Не бек кюрешсек да биз,
Кёкден айырылыргъа джокъду мадар.
Джер ауруулагъа да Кёкдеди дарман,
Джер соруулагъа да Кёкдеди джууаб.

Джер джолу адамны башланады Белгиден-Сёзден.
Ол кетгенча кёрюнсе да кёзден эм кёлден,
Бир кераматлы чыгъад да ичибизден,
Ачады бизге джангыдан аны:
Сёзде джашыныбды джолу Адамны,

Сёзде джазылыбды джазыуу Адамны.
Изменено: Sabr - 07.01.2015 04:52:39
Sabr 25.01.2015 00:00:44
Сообщений: 7254
Оказывается, тюркские племена (карачаево-балкарцы) ассимилировали аланские племена

Об осетинской мифологеме истории.Отзыв на книгу:"Осетия и осетины"
http://galgai.com/forum/showthread.php?t=959


К XVIII веку осетины жили лишь в четырех горных ущельях Северного Кавказа: в Дигорском, Куртатском, Тагаурском и Алагирском. Можно со всей убедительностью утверждать, что до появления монголов предков осетин в этих ущельях не было. В ущельях поселилась их часть, спасшаяся от монголов; это было в XIII в. и, как пишет Вахушти Багратиони, загнанные из степей в горы осетины принесли с собой и свои топонимы. Чуть раньше появились аланы в Дигорском ущелье (X-XI вв.) и на территории ныне населенной балкарами и карачаевцами. Пришедшие тюркские племена (балкары и карачаевцы) ассимилировали аланские племена. Вот это и есть правда, а не утверждение, что монголы не смогли завоевать "Горную Аланию". До монголов осетины были "степняками", в горах они не жили и заслуга монголов, что эти степняки превратились в горцев.
Изменено: Sabr - 25.01.2015 00:01:07
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный