Уважаемые читатели! Список участников, который был помещен на Форуме «Эльбрусоида», устаревший, не отшлифованный. Не учтены некоторые опечатки, недочеты не только замеченные «Транзитом», но и другими читателями. Все они давно исправлены в новой версии, которая пойдет в печать. Окончательный список, после утверждения его Оргкомитетом, будет помещен на сайте. Поэтому просьба не использовать помещенный список. Но ареал участников практически приведен полностью.
Столь важная для карачаевцев и балкарцев, да и для других народов мира конференция проходит в рамках постоянного форума «Историко-культурное наследие народов Евразии». При этом замечу, что с данной конференции названный форум начинает свою работу на постоянной основе. Само участие на форуме стольких ученых из немалого количества стран мира позволяет заявить карачаево-балкарским ученым на весь мир о том, что сделано за прошедшие со времени проведения 1-го подобного мероприятия, правда, ограниченного рамками СССР и даже Кавказа и Москвы, о том что предстоит сделать. Участники смогут в рамках именно карачаево-балкарской конференции рассказать о наработках по другим тюркским народам, а также донести сведения об оригинальной и древней культуре, быте, религиозных воззрениях, археологии и т.д. карачаевцев и балкарцев. Некоторые участники уже сейчас готовы начать исследовательскую деятельность в турецких, грузинских, армянских и других архивах, провести археологические исследования на территории Карачая и Балкарии, заново провести комплексное исследование карачаево-балкарского языка. И это отрадно. Без такой конференции вряд ли можно было бы заинтересовать стольких людей в последующей исследовательской деятельности.
Полагаю многие, кто решил откликнуться о конференции понимают цели и задачи конференции. Информационные письма были отправлены в большинство научных центров России, а также зарубежных стран. Мною лично было направлено приглашение М. Джуртубаеву, А. Гаджаеву, А. Глашеву и другим коллегам. Три раза звонил я господину М.Ч. Джуртубаеву с просьбой приехать на конференцию и послушать доклады, выступить самому, но, к сожалению, по различным причинам он отказался.
Когда программа версталась, а черновой вариант был отправлен будущим участникам – многие отозвались, написали письма, просили включить такие-то круглые столы, изменить темы, сделать менее громоздким название конференции. От М.Ч. Джуртубаева мы не получили ничего. А теперь, судя по письму, у его автора есть желание подвергнуть в умах читателей сомнение, в основном несведущих в тонкостях тюркологии, скифологии, алановедения и т.д. в содержательной части конференции.
При этом, опуская анализ автора письма содержательной части сессии 1959 года – кто был прав, а кто не прав, хотел бы остановиться на предложениях по программе конференции и небольшой критике самой конференции.
М. Ч. Джуртубаев пишет, что «В период, прошедший со времени проведения научной сессии 1959 г. изучение этнической истории кар.-балк. народа не стояло на месте. Были изданы десятки книг и множество статей, в которых указывались сотни фактов и аргументов, с одной стороны, неопровержимо свидетельствующих о том, что прямыми предками карачаево-балкарского народа являются скифо-аланы, а с другой стороны, начисто опровергающие их иранство. Следовательно, задача задуманной конференции 2014 г. должна заключаться в анализе, осмыслении и обобщении достигнутых результатов, что позволит прийти к верному решению проблемы».
Вне сомнения сделано много, в том числе М.Ч. Джуртубаевым, но это многое в лучшем случае знают не многие специалисты, или оно «пылится» на полках региональных библиотек, а в наши дни и вовсе о трудах современных исследователей знает только небольшая часть «друзей» коллег. Поэтому было бы верным начать выходить из «нор» регионального уровня с тем, чтобы открыть новые горизонты научного диспута о прошлом карачаевцев и балкарцев и прекратить пагубный опыт «самолюбования», публикаций ненаучных, порой бездоказательных штудий.
Для исследователей важно, прежде всего, кроме главной задачи - познания истины – решить иную задачу – признание этой истины другими, а «утвердившееся» мнение, хотя бы подвергнуть сомнению. Если конференция сможет это сделать, то это уже достижение. А утверждать, что «ученые и так мол знали, что эти народы такого-то языка» - это извините, как говорят карачаево-балкарцы «ат башындан айтхан кибикди». При отсутствии комплексного исследования археологии, этнографии, историко-сравнительного анализа языка карачаевцев и балкарцев – говорить о прошлом народа становится затруднительным. Работы Биджиева, Мизиева, Батчаева и других проливают свет только по периоду XIII-XVIII вв. Еще хуже обстоит дело с источниками. На сегодня у нас нет людей, кто бы мог заниматься в турецких, армянских, грузинских и иных архивах с целью выявления источников по карачаевцам и балкарцам. Далее конца XVI в. мы можем только предполагать, основываясь на археологических материалах. На конференцию приедут специалисты по всем указанным направлениям и полагаю, что будут созданы группы по дальнейшему исследованию указанной проблемы.
Поэтому-то и проводят подобного рода конференции, чтобы заявить о своих наработках, утвердить то многое, которое проделано со времени нальчикского мероприятия, наметить планы и решить их. В связи с этим было проведено предварительное совещание в г. Кисловодске, на котором было решено провести международную конференцию с соответствующей темой. Участие в мероприятии в г. Кисловодске, где обсуждали программу принимал и М.Ч. Джуртубаев. И мне не совсем понятно его следующее возражение: «Однако изучение опубликованной Программы конференции вовсе не говорит о стремлении ее авторов выполнить эту важную задачу, хуже того, в ней легко заметить целый ряд настораживающих моментов. Уже ее тема (как указано в названии) вызывает чувство недоумения - «Этногенез, этническая и социально-политическая история, генезис языка и культуры карачаево-балкарского народа». Позвольте, но здесь не одна, а сразу четыре темы, и каждая из них заслуживает обсуждения в рамках отдельной конференции».
Теперь о том, что М.Ч. Джуртубаеву «непонятно и другое. Если одним из устроителей конференции и даже ее спонсором является общественная организация «Эльбрусоид», почему не был создан Оргкомитет, для всестороннего обсуждения вопросов, которые следует внести в Программу? Или «Эльбрусоид» выступает только в качестве заказчика конференции, а что будет обсуждаться на ней, ему все равно?».
Во-первых, Оргкомитет существует и большинство его членов были утверждены на том же совещании в г. Кисловодске. Во-вторых, «Эльбрусоид» приложил много сил, чтобы ученые сами определились с темой конференции, его программой. При этом огромная благодарность многим ученым, прежде всего члену-корреспонденту Российской академии наук Салису Добаевичу Каракотову, оказывающему значительную материальную и практическую помощь в подготовке Конференции, академику РАН В.А. Тишкову, оперативно создавшему рабочую группу совместно с Карачаево-Черкесским государственным университетом им. У.Д. Алиева, Карачаево-Балкарским научным центром гуманитарных исследований, «Эльбрусоидом».
В-третьих, такие вопросы, зная какую роль играет общественная организация «Эльбрусоид», вряд ли корректны.
Автор письма, полагаю, сознательно вводит в заблуждение читателя (если это не так, то прошу меня извинить), ссылаясь на старую версию Программы и критикуя ее. Кроме того, конференция посвящена всему историко-этнографическому, языковому облику народа, а не только его этногенезу. Если господин М.Ч. Джуртубаев проведет три конференции по языку, литуратуре, истории, то полагаю все ученые только поддержут.
И все же. Если М.Ч. Джуртубаев считает, что вопросы этногенеза, языка и культуры карачаево-балкарского народа находятся вне тем докладов, пусть даже общих и их можно рассматривать без обозначения в названии темы Конференции, то в таком случае мы получим «полуисторию» «полуязык» и т.д. Да и можно ли, решая вопросы этногенеза не обратиться к самой научной теории, связанной с этногенезом. Большинству же исследователей такое название не стало нонсенсом в г. Кисловодске и других местах. И это «не в ущерб» конференции, а благо, тем более, что она проходит в рамках Форума «Историко-культурное наследие народов Евразии».
Негативное отношение к академической науке, которая способствовала появлению плеяды карачаево-балкарских ученых, в том числе и самого М.Ч. Джуртубаева как исследователя, да и такого направления в гуманитарной науке как карачаево-балкароведение, нельзя принять, если не сказать большего. Вряд ли У.Б. Алиев, М.А. Хабичев и другие поняли бы подобного рода отношение к РАН как это делает автор письма.
Пусть уважаемый М.Ч. Джуртубаев меня извинит, но полагаю, некоторые нарекания, а тем более высказывания, невозможно принять, поскольку они не совместимы с научным диспутом, с пониманием важности утверждения карачаево-балкароведения в гуманитарной науке. Для подачи предложений у автора письма были и время, и возможность, но, к сожалению, это не сделано, а те предложения, которые приведены в письме вряд ли можно рассматривать в рамках даже «Этногенеза», если не охватить археологию, язык, культуру, генетику и многое другое. Но самое главное становиться невозможным привлечь к его исследованию ученых, пусть даже по другим проблемам других народов, если их не пригласить на столь значимый форум. Прибытие специалистов по якутам, чувашам, телеутам, хакасам, тувинцам и другим тюркским народам – это вдвойне отрадно. Если уж вспомнить Нальчикское мероприятие, то специалистов по карачаевцам и балкарцам, участвовавшим в нем можно было посчитать по пальцам. Но после него интерес к истории, языку, этнографии, археологии, фольклору карачаево-балкарского народа возрос в разы.
С ув. М.Д. Каракетов