Расширенный поиск
21 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Джырына кёре эжиую.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Ата – баланы уясы.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тилчиден кери бол.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
Страницы: 1
Этимология этнонимов Ас и Алан
 
Факты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса происхождения и распространения этнонимов ас и алан, как и все другие реальные факты, никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не оставляют. Как не старались иранисты, но за 100-150 лет, никаких объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия, по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских языков они не смогли представить.

Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево-балкарцев ассон (ас) у осетин, и названия одного рода алан у курдов. Известно, что тюрки приняли участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то количество аланов приняло участие в формировании одного рода курдов: это предположение тем более верно, что в курдском языке полно тюркских заимствований. В тоже время этнонимы ас и алан существовали и сейчас имеются у многих тюркских народов. Карачаевцы и балкарцы, единый этноним – аланы. Название карачаево-балкарцев в устах соседей на Кавказе: мингрелы называют – алани, горно-грузинские народы – овс (Марр Н.Я., Шанидзе А.Г.), осетины называют – ассон (ас). Алтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское племя - ас; узбекское племя ас; киргизское племя ас; чагатайское племя ас; ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас; башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен приведен этноним ас. Казахское племя Элан; туркменское племя Алан. К этому списку также можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г. Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас – горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас - Черный ас, старое название микро-тюркского народа Южной Сибири. Чыстанг-ас - Таёжные асы, этническая группа в составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании «хягас»).

В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. «Бадаи ат-таварих» киргизы называются асами, этноним «киргиз» этимологизирует, как состоящий из двух слов: кырк ас (сорок асов) и связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус. Данная этимология этнонима кыргыз, с учётом закона сингармонизма тюркской фонетики - совершенна верна.

В рунических памятниках асы зафиксированы как тюркские племена и представлены как ветвь тюрков-тюргешей (Бартольд В.В., 1968, 204) и киргизов в долине реки Чу (Бартольд В.В., 1963, 492). Основа ас по всей вероятности, имеется в составе тюркских этнонимов буртас и барлас.
Этноним азер происходит от ас-эр - асский мужина, асский человек (компонент – ар, эр, ир, характерен для многих тюркских этнонимов: хаз-ар, болг-ар, сув-ар, тат-ар, миш-ар, канг-ар, сав-ир и др.).

Болгары по-другому назывались асами (жену Андрея Боголюбского, болгарку, называли «княжна ясская»). Рядом с болгарами-асами жили племена су-ас (речные асы). Древние соседи татар - марийцы и сейчас называют их этнонимом су-ас, а современных чувашей – суасламари.

Таким образом, этноним ас с различными фонетическими вариантами широко применялся для обозначения тюркских племён. В древности этноним ас, как название тюркских народов использовался и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу «богов», в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия (Мифы народов мира, 1980, 120).

Одним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов является тот факт, что с предводителем асов - Одином скандинавы связывали появление у них рунических письмен, подобных более древним руническим письменам тюрков (ареал распространения тюркской руники охватывает огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока).

Являются карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в XIV веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат - Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии?). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в XIV веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с войсками Тамерлана.

Часто, где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в своё жилище, и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас ийис, адам иис!» - «Асский запах, человеческий запах!».

Также хотелось бы отметить, что исходя из различных данных (письменных, археологических, этногеографических), представляется надёжным один вывод, что средневековые этнонимы – аланы, асы, болгары – названия одного и того же народа, в разных письменных источниках. Аланы – те же болгары. Так, древнее тюркоязычное население Восточной Европы - в Крыму, на Северном Кавказе и Поволжье, народы известные, как аланы, болгары, хазары, волжские булгары, осознавая своё этническое родство, иногда использовали один общий этнотермин – Барсилия или Барс эль – Страна барсов, Народ барса.

Наиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По распространённой фонетической закономерности - фонемы з/с переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз – скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас).

Этноним «ас» сохранился в названиях родов и подразделений многих тюркских народов. С учётом наибольшей известности данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из всех общих этнонимов в среде тюркских народов этот является самым распространённым, как по широте ареала, так и по количеству тюркских народов, сохранивших данный этноним, можно констатировать то, что этноним «ас» – древнейший и общий этноним всех тюркских народов. К этому тюркскому этнониму восходит и название части света – Азия/Асия.

Что касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то правильное направление для её определения представил татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт-Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге «Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)».

При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет-форуме "Аланла" всех возможных вариантов толкования данного этнонима, талантливый исследователь из Карачаево-Черкесии - Альберт Катчиев, базируясь на данных словарного фонда различных тюркских языков (на которых слово ас значит «низ», «низина»), поддержал верность версии Р.Х. Бариева, что подтверждается важным аргументом: действительно, территорией формирования пратюркской - древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой географической территории сообщает следующее: «Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно-Европейской… равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане. Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно-Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе».

Таким образом, древнейший этноним тюркских народов ас-киши (ас) значит «люди с низовий». В этом этнониме отразилась особенность территории, где сформировались древние тюрки.

Также, при всех стараниях «сторонников ираноязычия» алан, осталась нерешённой проблемой - этимология этнонима алан не только с иранских, но также и со всех индоевропейских языков. На основе тюркских языков, при наличии многих альтернативных вариантов, наиболее логичной представляется этимология этнонима «алан» на основе тюркского корня «ала» – пёстрый, пегий (иногда выражающее и понятие светлого). С прибавлением аффикса -ан, как, например, в слове колан (разноцветный) или с прибавлением слова "ан", "анг" (живое, зверь), как, например в слове аслан (лев). И, таким образом объяснение этнонима «алан» связано с тем, что оно является табуированным именованием барса. В древности названия тотемных животных зачастую скрывались и менялись на другое название, отражающее какой-либо признак животного. К примеру, снежного барса в соответствии с его характерной светло-пятнистой мастью можно называть «ала ан», буквально - «пегий зверь». К примеру, на казахском языке барсёнок называется "алан". (Б. Герольд «Гармония духа», 2003.). Слово "алан" по структуре и словообразованию находится в одном ряду с такими тюркскими зоонимами с компонентом -ан, -анг - зверь, как аслан – лев, къаплан – тигр, джилан – змея и т.п. С учётом того, что Алания называлась и Барсилией (Страной барсов), данная этимология представляется наиболее верной.
Изменено: Баксанец - 11.07.2014 00:15:43
 
Баксанец,
Салам алейкум, очень знакомый текст, ...
Изменено: Barriss - 08.07.2014 00:06:08
 
Цитата
Barriss пишет:
Баксанец,
Салам алейкум, очень знакомый текст, ...

Уалейкум салам! Это я составил с разных источников (Мизиев, Закиев, Салпагаров), в т.ч. и своё в большинстве. Публиковал на некоторых сайтах. :)
Изменено: Баксанец - 11.07.2014 00:10:26
 
Баксанец,
тему не хотелось бы флудить, тема должна быть актуальной...
Вопросов будет больше чем ответов...
привести примеров можно еще больше, даже из скандинавских сказок о стране Асов (т.е. Асгард-город богов, находится где то в горах Кавказа). но научную основу оно может не иметь, по этому хотелось бы точную формулировку и расстановку этнонимов Ас и Алан , что увы и к сожалению информацию, которую мы владеем, повторяется и ни кто не может дать одну устойчивую версию...
но я за то, что бы это обсуждалось ....)
Изменено: Barriss - 08.07.2014 10:52:41
 
Цитата
Barriss пишет:
ему не хотелось бы флудить, тема должна быть актуальной...
Вопросов будет больше чем ответов...
привести примеров можно еще больше, даже из скандинавских сказок о стране Асов (т.е. Асгард-город богов, находится где то в горах Кавказа). но научную основу оно может не иметь, по этому хотелось бы точную формулировку и расстановку этнонимов Ас и Алан , что увы и к сожалению информацию, которую мы владеем, повторяется и ни кто не может дать одну устойчивую версию...
но я за то, что бы это обсуждалось ....)

Проблема не в недостаточности фактов. Даже то, что здесь приведено вполне достаточно для демонстрации несостоятельности официальной европейской (по сути европроцентристской) историографии. Проблема в тенденциозности тех исследователей, которые обуреваемые поисками основ своих государств и многих достижений человечества столкнулись с тем, что их государства основывается не на носителях их языков, а на другом этносе, который пришёл из степей Евразии. Вот этого они и не хотят признавать, отсюда и весь этот шабаш с "кочевыми индоевропейцами в степях Евразии" и "с ни откуда взявшимися" по всей Евразии в средневековье тюрками, и остальной соответствующий псевдоисторический цирк.
Изменено: Баксанец - 11.07.2014 00:24:53
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный