Астрономия и техническое творчество | Изучение частицы - нейтрино и зависимости интенсивности космического излучения от атмосферного давления в Баксанской нейтрийной обсерватории ИЯИ РАН |
Вот что рассказывает после поездки Алим: «Моя работа вызвала огромный интерес среди учеников и экспертов, они задавали много вопросов, особенно мне понравился вопрос, заданный экспертом, по поводу возможности применения мною полученных знаний в дальнейшей научной деятельности. После защиты всех работ, эксперты совещались в течение десяти минут и объявили свое решение. Я стал лауреатом первой степени! Ощущения были незабываемыми.
Нас ожидала не только сложная работа, но и насыщенная развлекательная программа, в которую входили вечер знакомств, дискотека, экскурсия по Москве. Сама конференция, знакомство с педагогами и атмосфера научной работы только утвердило мое желание - стать астрофизиком».
– Алим, ты все время учишься в лицее?
– Нет, с восьмого класса, а до этого мы жили в Кенделене.
– У каждого в детстве рождается мечта, какой она была у тебя?
– Мне нравились гуманитарные науки – любил историю, литературу, а увлекался астрономией. Стать же поначалу хотел археологом. Но со временем интересы поменялись, любимыми стали такие предметы, как физика, математика, информатика, поэтому пошел в физико-математический класс. Теперь вполне определенно хочу стать ученым.
– Зачастую душа лежит к тем предметам, которые преподают любимые или, скажем так, вызывающие особую симпатию учителя…
– Наверное, так оно и есть. У нас в лицее великолепный учитель математики Асият Магомедовна Джаппуева. Она привила почти всем нам любовь к своему предмету. Очень хорошо преподают: физику – Тамара Хажмусовна Омарова, информатику – Данка Богдановна Поврезнюк. Я очень благодарен им за полученные знания.
– А какой все же у тебя самый любимый предмет?
– Физика, но не та, которую изучаю в школе, а квантовая. Ею особенно заинтересовался после посещения Баксанской нейтринной обсерватории. В десятом классе по предложению учителя Раисы Михайловны Сидаковой я начал заниматься научно-исследовательской работой. Сначала выбрал тему «Космический мусор и способы борьбы с ним». Директор лицея Мухамед Абубакирович Лихов, узнав об этом, познакомил меня с сотрудником БНО Дахиром Данияловичем Джаппуевым. После беседы с ним я поменял тему работы, и она стала называться «Изучение частицы нейтрино и зависимость интенсивности космических излучений на атмосферное давление». С этого момента Дахир Даниялович стал моим научным руководителем, и под его началом я проводил в обсерватории исследования для своего научного труда.
– Как проходила конкурсная защита?
– Сначала я занял третье место в заочном туре научной конференции в Обнинске. По оценке экспертов, моей работе не хватало экспериментальной части. В этом году уже с необходимым дополнением мы вновь представили ее конкурсной комиссии. На этот раз мне присудили второе место. Чтобы подтвердить свое участие в исследовании, поехал в Обнинск на очный тур. В секции «Астрономия и техническое творчество» было около двадцати конкурсантов. На защиту работы давалось семь минут, но поскольку она у меня была очень объемной, презентация заняла вдвое больше времени. Мои исследования заинтересовали экспертов и моих оппонентов – было задано много вопросов. В итоге я стал лауреатом первой степени, и, конечно, очень рад этому.
Сама атмосфера конференции, знакомство со специалистами в заинтересовавшей меня области только утвердили желание стать астрофизиком. Я и сейчас бываю в нейтринной обсерватории, каждый раз узнаю для себя что-то новое.
– Видимо, уже определился и с вузом?
– Прежде всего буду стремиться к тому, чтобы как можно больше баллов набрать на ЕГЭ. Собираюсь отправить документы в Объединенный институт ядерных исследований на факультет астрофизики и в МГУ на такой же факультет.
– Расскажи о своих увлечениях.
– Люблю научную литературу, сейчас читаю Стивена Хокинга, известного физика-теоретика и космолога. Осваиваю и внедряю с друзьями в городе новый вид спорта – street-workоut, дословный перевод – «работа на улице». Им можно заниматься везде – на школьных площадках, во дворах, где есть турники, брусья. На них, помимо подтягивания, можно выполнять скоростные обороты, разнообразные фигуры, что позволяет нагружать все группы мышц, развивать силу и ловкость. Уже провели соревнования.
– Практически позади годы учебы в школе. Что бы ты хотел сказать, покидая ее стены?
– Конечно, очень признателен всем учителям, которые, как говорится, вывели меня в люди. Благодарен директору лицея, моим родителям, предоставившим возможность заниматься любимым делом и участвовать в научной конференции.