Расширенный поиск
19 Декабря  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16 След.
К истокам этнонима "черкес"..
 
С вашего позволения, тему про название г. Черкесска закрою, потому что никаких возражений по поводу ввыда не оказалось... а тема переросла в другое русло, т.е. к обсуждению этнонима "черкес"..
И так, откуда же появился этноним "черкес" и кого называли в древности этим именем..?

На форум по разным причинам люди заходят, есть компетентные люди, а есть и любители.. Как и темы про любовь-марковь и бирлик-тирлик, такие темы касающие истории тоже обсуждаемы.. По этому прошу всех быть сдержаннее и доброжелательнее друг к другу, как никак "на корову никто не играет"))) (переведенный карачаевский юмор)
 
Ваше внимание еще на один момент: прошу не путать ученого Назира Будаева с другим, более известным серди наших земляков сирийцем по происхождению, Мухаммадом Будайем.
 
Берсей
# Дата: 30 Янв 2007 17:34 - IP: 212.45.5.198 Ответить Цитата Правка Стереть

Поэтому, этноним черкес является одинаково близким как к адыгам, так и к карачаевцам, ногайцам и казакам.

Почему же так хочется примазаться к черкесам? Наверное потому как исторических данных про них больше наверное, куда ни пойди в музеи оружие черкесское, князья черкесские, участники некоторых событий - опять же черкесы. Те кто остался не упомянут теперь пытаются пригрызться.
Тут кто то рисанулся показать мне извлечения из работ Н.Будая - я такую литературу не читаю. Если человек в своей книге пытается доказать отсутствие того чего и так не было - (Вырезано Ванхельсингом. Ты наверно не медик, чтобы такие диагнозы ставить, поэтому предлагаю посдержанней высказывать своё мнение).


Айнар
Эльбрусоид # Дата: 30 Янв 2007 20:32 - IP: 91.149.97.94 Ответить Цитата Правка Стереть

Берсей
Очень похоже что ты страдаешь древним традиционным (Вырезано Ванхельсингом. Прошу вести диалог не переходя на личности). Разве здесь процитированы слова Назира Будаева? Прочитай внимательно, видишь:Карамзин, Ефрон, Брокгауз и т. д. А если ты этого не понимаешь, то лучше тебе сдаться добровольно в дурдом, а не вонять на форумах. С/у


Qarcha
Рай под тенью... # Дата: 30 Янв 2007 21:29 - IP: 212.48.39.154 Ответить Цитата Правка Стереть

Вот приколисты... один прикольнее другого... реальнее надо на вещи смотреть... или всё это от безделья... и дури...


Xоббит
Эльбрусоид # Дата: 30 Янв 2007 22:38 - IP: 213.232.95.151 Ответить Цитата Правка Стереть

реальнее надо на вещи смотреть... или всё это от безделья... и дури...
Qarcha - ты прав! Особенно мне "нравится" позиция админов (модеров), которые не прикрывают это безобразие. Тему давно надо закрыть, потому как она из области фантастики! Ан нет - какое-то садистское наслаждение что ли они получают, созерцая пустопорожнюю болтовню на тему переименования Черкесска!


Наблюдатель
# Дата: 30 Янв 2007 23:03 - IP: 85.141.166.161 Ответить Цитата Правка Стереть

Xоббит
Я прошёлся и особого беспокойства для закрытия не увидел. И модераторы вроде следят. А так пусть болтают, на то и форум, чтобы болтать. Прочитав в этой теме твои посты я сделал для себя кое какие выводы. Твой сарказм настораживает. А на счёт закрытия темы, я знаю парочку сайтов, где такие обсуждения ведутся, что там не только темы закрывать, но и сайты уже закрывать надо. Ничего личного, просто говорю то, что видно стороннему наблюдателю.
 
Ну на первый взгляд бросается элементарная состовляющая этимологии Черкес. Это Жер+кес. Т.е. режущий землю, Отрезающий землю. Однако если придать этому смысловую нагрузку путем рассуждений то по жер+кес возможно надо понимать Землепашец. К примеру как в древней Спарте были Илоты. Другую этимологи этого слова я не вижу. Можно конечно остановиться на варианте как захватывающий землю однако на мой взгляд первый вариант куда ближе к истине. Впрочем возможно этимология этого слова совершенно выглядит иначе чем жер+кес.
 
Прошу прощения, сейчас склею сюда часть небольшой книги. Думаю многим интересно будет прочитать его:

Эйлани (1361-1451) сообщает: "Вторгнувшись в эти земли, они (монголы - Р.Б.) покорили жившие в них тюркские народы и племена Кипчакские, Аланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением". Автор асские племена не относит к аланским, к тюркским же народам причисляет булгар и башкир. А то, что племена черкесские и русские поставлены рядом говорит о том, что под "черкесами" Эйлани имеет в виду не современных черкесов, а черкас, т.е. потомков черных клобуков, берендеев, торков. Арабо-персидские географы и историки очень хорошо знали булгар и башкир еще со времен Ибн-Фадлана (X в.), поэтому было бы удивительным, если бы они не знали и не отметили в своих сочинениях завоевание монголами булгарских и башкирских земель, но разные авторы подчас по разному называют эти земли, что в то время было понятно каждому, а для нас их смысл уже потерян, но логическую реконструкцию наименования тех или иных народов с современной точки зрения все же возможно произвести.


Приведем два сообщения из сочинения Эломари (ал-Омари) (1-я половина XIV в.): 1)"В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много. Там много меду белого цвета (липовый мед - Р.Б.), приятного на вкус, лишенного остроты. ...Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам". 2)"У султана этого государства (Узбека - Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданые его, хотя у них и есть (свои) цари". Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы - это черкасы, тюркские предки запорожских и донских казаков; русские и ясы - под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских. То, что ал-Омари маджар поместил между русскими и ясами (булгарами), может свидетельствовать следующее: маджары не кто иные, как буртасы, которые занимали земли к югу и западу от Жигулей. Автор говорит так же о кипчаках, которые в это время составляли основную и самую многочисленную часть монгольского войска.



У Рашид-ад-дина читаем: "(Менгу-каан) привел в покорность и подданство племена..., кипчаков,... и черкесов; предводителя кипчаков Бачмана, предводителя племен асов...". Эннувейри (1279-1333) извещает: "Душихан (Джучи - Р.Б.), сын Чингисхана... Он завоевал еще, после смерти отца своего, страны Северные, присвоил себе господство над ними, погубил находившиеся там племена Тюркские да роды Кипчакские и другие роды, как-то: Аллан, Асов, Валахов, Черкесов, Русских и других обитателей Северных стран". Приведем еще одно свидетельство. Элькалькашанди (умер в 1419) пишет о землях, входящих в состав Золотой Орды, "т.е о Хорезме, Дешт-Кипчак, землях Хазарских, Крымских, Азакских (Азовских), Черкесских, Булгарских, Валахских, Асских и Русских". Анализ приведенных сообщений приводит нас к мысли, что если указанные здесь названия мы привяжем к современным, то можем ошибиться. Сгруппируем эти названия. Хазарские, Крымские, Азовские земли - это Нижняя Волга - Приазовье - Крым. Черкесские, Булгарские, Валахские: черкасы нижних Дона и Днепра, Дунайская Болгария и Румыния. Асские и Русские земли: донские и волжские булгары и русские.



Подтверждение, что асы (ясы) - это булгары, мы находим и в сообщении Ибн-Батута (1304-1377), который посетил город Сарай при хане Узбеке. "Город Сарай, -пишет он, - (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами...В нем 13 мечетей для соборной службы;...В нем (живут) разные народы, как-то Монголы - это (настоящие) жители страны и владыки (ея); некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их". Необходимо отметить, что Ибн-Батута не упоминает татар, ибо татарами, на Западе и в Руси называли монголов, а затем и все тюркское население Золотой Орды. Для него в этом не было необходимости, потому что он каждый народ называет своим именем по отдельности. Черкесы здесь не "горные черкесы", т.е. жители горного Кавказа, а черкасы, как сами себя и окружающие народы называли потомков донских и черноморских булгар-ясов (на Руси - берендеи и черные клобуки), смешанные со своими близкими родственниками гузами и печенегами. Асы - это булгары. Их также называли еще саксинами. Было бы удивительным, если бы издавна проживая на Нижней и Средней Волге, булгары не жили на своей исконной земле, на которой был основан Сарай-Берке, тем более, что этот город был основан на месте их разрушенного монголами города Саксина.



Рассмотрим с интересующей нас точки зрения повествование Рашид-ад-дина. "Когда же, - пишет он, - пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингиз-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они замирили и сделали покорными себе все государства населенной части мира, (состоящей) из Северного Китая и Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и урусов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, - короче говоря, все то, что простирается от востока на запад и с севера на юг". В этом отрывке бросается в глаза попарное перечисление стран и народов по близости их расположения. Под словами "стран асов и урусов" необходимо иметь в виду все земли проживания булгар - волжских и донских, а также все русские княжества без исключения. Черкесы и Кипчаки: черкесы - это черкасы, тюркский народ, проживавший на землях, где в настоящее время расположены города Черкассы и Новочеркасск по соседству с кипчаками-половцами. Келары и башкиры: келары - это маджары или буртасы, которые обитали на Волге ниже камских булгар; земли кочевых башкир простирались к юго-западу от Урала и доходили до Волги, т.е. до буртас, которые обитали в основном на правом берегу Волги. Арабо-персидские авторы иногда именем келар называли вместе булгар и буртас. "Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи, - пишет Рашид-ад-дин, - двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкас, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев,...". К названию "Келар" В.Г.Тизенгаузен дает варианты "Булгар", "Пулар" из других списков "Летописей" Рашид-ад-дина.



Келарами переводчики Рашид-ад-дина иногда называют мадьяров, т.е. венгров. Но мадьярами, точнее маджарами, средневековые авторы называли и буртас. Приведем следующий отрывок из "Летописей" Рашид-ад-дина: "После него (Чингиз-хана) Угедей-каан, совместно со своим братом Тулуй-ханом, захватил полностью страну Хитай. Совместно с племянниками по брату они захватили области келаров, башкиров, булар, Дешт-и Кинчак, урусов (русских), черкесов и асов (осетин) до крайнего севера, а с южной стороны, до пределов Хабеша (Абиссинии)". Как мы уже выяснили выше, асы это не осетины, а булгары; черкесы - черкасы, потомки булгар-ясов (асов) и тюркские предки запорожских и донских казаков. Что касается "келаров", то переводчик в примечании дает следующее разъяснение: "келар; Сокр.Сказ., &270 - кэрэл. В венгерском языке...(произносится как "кираль") значит "король". В биографии Субутая, помещенной в Юань-ши,...говорится, что он напал на... це-лянь (кэрэл) - владыку...ма-чжа-р (маджар), т.е. мадьяр. Можно предположить, что монгольские летописцы, а в след за ними и Рашид-ад-Дин, ошибочно приняли слово "кираль" за название страны". Но это не совсем так. Монгольские летописцы и Рашид-ад-Дин не ошиблись. Келарами они называли как венгров (мадьяр), так и буртасов (маджар), поэтому данное слово (келар) имеет какое-то другое происхождение. В данном отрывке под словом "келар" речь идет о маджарах (буртасах). Все три народа - келары, башкиры, булгары - располагались по соседству, так же, как черкесы и асы, т.е. тюрки-черкасы и асы-булгары жили на Дону не только по соседству, но и на одних и тех же землях.



Надо отдать должное ученому-мыслителю С.А.Плетневой, которая глубоко проникла в "тайну" асов (ясов). "Это, - пишет она, - дает некоторые основания считать, что под "асами" восточные авторы имели в виду отнюдь не кавказский народ, тем более что при перечислении их часто помещают вместе с Русью и Волжской Болгарией, а не с аланами. Видимо, эти асы - те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там - на "нейтральных" русско-половецких территориях, никогда, естественно, не принимая никакого участия во враждебных действиях против русских княжеств и потому ни разу после начала XII в. и не упомянутые летописью. Однако этнически и территориально это была вполне реальная общность, которую надо было брать силой, о чем были хорошо осведомлены завоеватели. Если эта гипотеза верна, то тогда естественна и связь бурчевича Бачмана с асским (ясским) князем , который жил не более чем на 200 км от кочевий приднепровского "эмира"". Историческая наука в состоянии превратить данную гипотезу в объективную истину, но традиции в науке так же сильны, как и в жизни. Многие ученые, противореча имеющимся сведениям, упорно продолжают отождествлять асов (ясов) с аланами (осетинами), черкасов - с черкесами-адыге Кавказа, не желая вопреки историческим и географическим фактам, видеть в них ясов-булгар, которые ассимилировали остатки гузов, печенегов , а еще раньше хазар.



Попытки доказать одноэтничность алан и асов разнообразны. "В начале XIII в., - пишет А.В.Гадло, - Алания уже представляла собой двуединое государство, и в этом отношении исключительный интерес вызывает китайская карта 1331 г., основанная на монгольских свидетельствах эпохи завоевания Восточной Европы, где наряду с названиями Булга
 
Почему же так хочется примазаться к черкесам? Наверное потому как исторических данных про них больше наверное, куда ни пойди в музеи оружие черкесское, князья черкесские, участники некоторых событий - опять же черкесы. - Совершенно верно. Во многих источниках упоминаются Черкесы. Однако понятие Черкес с какого времени стало собирательным названием всех выходцев с Северного кавказа. Что касается утверждения Черсес= Адыг то хотелось бы поинтересоваться с чего это взяли? Скажите мне где сейчас живут этнические Черкесы? Правильно все скажут: как где? В карачаево-Черкесии. Однако, те черкесы что живут в Карачаево-Черкесии это в большинстве своем беглые кабардинцы. Можно вспомнить о том что живет за рубежом целая Черкесская диаспора. А кто сказал что они Черкесы? Они сами? Или же их назвали так те куда они переселились, т.е турки, сирийцы и т.д.?
 
Берсей
Наверное потому как исторических данных про них больше наверное, куда ни пойди в музеи оружие черкесское, князья черкесские, участники некоторых событий - опять же черкесы.
я рад всему этому и зря ты думаешь о "примазаться"..
у меня очень близкие друзья черкесы есть, с которыми я, еще совсем недавно, жил в одной комнате в общежии в университете.. я с ними много раз общался на эти темы.. у нас очень теплые братские отношения..
обсуждаем историю
 
Albert А у меня встречный вопрос: Когда впервые Аланов начали отождествлять с осетинами? По моим даным в прошлом веке. Ну я могу ошибасться по не знанию. Потому и спрашиваю.
 
Ну на первый взгляд бросается элементарная состовляющая этимологии Черкес. Это Жер+кес. Т.е. режущий землю, Отрезающий землю. Однако если придать этому смысловую нагрузку путем рассуждений то по жер+кес возможно надо понимать Землепашец.

А я читал , что чер+кес......чер=косо, поперёк. ...кес=резать. Имелось в виду что то типа головорез. И вовремя Кавказской войны чуть ли не всех Кавказцев называли так.
 
Мертвая голова

Когда впервые Аланов начали отождествлять с осетинами?
на сколько я знаю, Миллер ввел эту теорию в 19 веке, т.е. в конце 19-го.. Болгар тюркоязычными определил, а алан и скифов ираноязычными, соответственно карачаево-балкарцев, как потомки болгар, а осетин -алан..
 
 
Головорез

А я читал , что чер+кес......чер=косо, поперёк. ...кес=резать. Имелось в виду что то типа головорез. И вовремя Кавказской войны чуть ли не всех Кавказцев называли так.
я тоже слышал эту теорию..
 
А я читал , что чер+кес......чер=косо, поперёк. ...кес=резать. Имелось в виду что то типа головорез - Возможно и так. Но для меня предпочтительна, рассуждая, именно версия землепашца.

Albert Т.е. как я понимаю на основе высказывания Миллера заключили что осетин=алан? Тогда вопрос: Как и когда ираноязычное племя попало на кавказ? У меня вот такая мысль. Я ее впринципе высказывал уже. На мой взгляд Аланы сыграли свою роль в этногенезе только Дигорцев. Если посмотреть на имена Дигорцев лет так 200-300 назад то нетрудно обратить внимание на их (имен) тюркскую принадлежность. Впрочем подобная картина (с именами) наблюдается и у сванов. Я это все говорю к тому что на мой взгляд ираноязычная принадлежность осетин спорна. Аланы (или как в русских источниках Ясы - обратите внимание что сами осетины Ясами называли балкарцев) являются, как гласит наука, ираноязычным племенем сарматского происхождения. Или скифам. И те и другие жили на Юге России у северного черноморского побережья. Опять вопрос: Как и когда они оказались там (если придерживаться ираноязычной версии)? И назовите еще племена ираноязычного происхождения жившие или живущие на Северном Кавказе или в районе Дуная.
 
Мертвая голова
Я тоже интересовался этим вопросом. Похоже что первым об ираноязычии алан заговорил Ян Потоцкий
 
заметим, что этот этноним звучал и как "черкас", это слово можно представить как черук-ас - воинственный ас
 
Айнар
заметим, что этот этноним звучал и как "черкас", это слово можно представить как черук-ас - воинственный ас
или как "черек-ас".. такую версию тоже слышал..
 
А вот еще интересный момент: Миссионер Иоанн Галлифонтский писал в ?Книге познания земли? (1404 г.) о Северном Причерноморье, что ?в этой стране много христиан, а именно латинян или католиков, греков, много армян, зикхов, готов, татов, валахов, русов, черкесов, леков, яссов, аланов , аваров, кумыков, и почти все они говорят на татарском языке?
 
Мертвая голова

как я понимаю на основе высказывания Миллера заключили что осетин=алан?
наверное, были еще...
Как и когда ираноязычное племя попало на кавказ?
моя версия: осетины потомки иранцев, которые были заселены в кавказских ущельях для защити перевалов от северных набежчиков..
На мой взгляд Аланы сыграли свою роль в этногенезе только Дигорцев. Если посмотреть на имена Дигорцев лет так 200-300 назад то нетрудно обратить внимание на их (имен) тюркскую принадлежность. Впрочем подобная картина (с именами) наблюдается и у сванов.
согласен с этим, я думаю что в средние века аланы и болгары жили по обе стороны кавказского хребта, соответственно в горных районах Абхазии и Сванетии тоже..
ираноязычным племенем сарматского происхождения. Или скифам.
интересно, что сохранавшимися потомками многочиселнных скафиов и сармат, а также киммерийцев и др племен предкавказья считаются одни осетины ))
 
Впервые названием "черкесы" письменные источники стали обозначать адыгов в 30-х годах XIII в. Монголы зафиксировали этот этноним в форме "серкесут". Позже, в XIV-XV вв., черкесами стали называть адыгов восточные, европейские и кавказские источники. Появление термина связывают с политическими событиями XIII в., а именно с разгромом татаро-монголами алан, оттеснением их в горы и расселением в Предкавказье тюркоязычных народов. Хорошо знакомый с Северо-Западным Кавказом генуэзец Д. Интериано сообщает, что "зихи", называаемые так на языке простонародном (итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - "адыга". Они живут (на пространстве) от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Боспору Киммерийскому, ныне называемому Восперо. Архиепископ Иоанн де Галонифонтибус, посетивший Кавказ в конце XIV-начале XV в. сообщает: "Страна, называемая Зикией или Черкесией, расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Они не имеют царя, и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав".

Массовое продвижение адыгов на восток до р. Сунжи имело место в XV в. после бесповоротного заката могущества Золотой Орды. Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами.

P.S. Все претензии - к авторам!
 
Xоббит

от реки Таны до Азии
в 10-13 вв адыги от Реки Туна (Дунай) до Азии никак не могли жить..
как свидетельствуют твои слова:Массовое продвижение адыгов на восток до р. Сунжи имело место в XV в. после бесповоротного заката могущества Золотой Орды.
в этих местах могли жить только тюркоязычные черкесы..

вот мнение другого автора:
"...Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам". 2)"У султана этого государства (Узбека - Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданые его, хотя у них и есть (свои) цари". Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы - это черкасы, тюркские предки запорожских и донских казаков; русские и ясы - под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских."
 
в 10-13 вв адыги от Реки Туна (Дунай) до Азии никак не могли жить..
Это не довод, по крайней мере -)) Ну и почему не могли? А если я скажу, что могли жить? Такая полемика называется чем угодно, но никак не диспутом!
Доводы, господа! Доводы!

И кто автор (источник) приведенной вами выдержки?
 
Xоббит

И кто автор (источник) приведенной вами выдержки?
щас постораюсь найти;)
 
Xоббит

автор Бориев Р.Х., а книга называется "Волжские булгары: история и культура"
 
а вот еще с той же книги:
Особая речь о черкасах - потомках ясов-булгар и тюркских предках запорожских и донских казаков. Черкасы приняли православие и ославянились, но еще в XVII в. они отличали себя от украинцев и русских. Приведем из множества свидетельств лишь два. В 1654 г. гетманский посланник на слова Крымского хана: "Как ... ваш гетман и все вы черкасы забыли мою дружбу и совет?" - отвечает: "Какая ... твоя царева дружба и совет? Приходил ... ты к нам, черкасам, на помощь против польского короля, и ты ... только лишь польскими и ...черкасскими полонянниками корыстовался, наимал себе полону с своими ратными людьми и забогател ... черкасам никакие помочи не учинил". Здесь интересно не само содержание беседы, а обращение хана к казацкому полковнику: "вы, черкасы", и ответ последнего: "нам, черкасам", т.е. казакам. Или вот еще обращение крымского хана: "А ныне... те запорожцы, черкасы".
 
после этого, считаю, не стоит удивляться тому, что в 2 российских словарях пишется:
1. Никонов В. А. Словарь русских фамилий: ?черкас - так в XV-XVIII вв. называли казаков Поднепровья.?

2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Черкасы, в старину великоросс, обитатели Малороссии, в частности казаки, совершившие в 1612-14 поход на сев. Россию.
 
можно здесь.
 
 
Старочерка́сская (Старочерка́сск, до 1805 года ? Черка́сск) ? станица в Аксайском районе Ростовской области.

Административный центр Старочеркасского сельского поселения.

Известна как столица донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова.

Весной разливы Дона регулярно затопляли город, поэтому в 1804 году было принято решение об основании новой столицы Области Войска Донского, и в 1805 году столица была перенесена в Новочеркасск.


По сообщению В. Н. Татищева в его ?Истории Российской с самых древнейших времён?, была основана под названием ?град Черкасский? черкасами, во главе с князем Вишневецким, при царе Иване Грозном около 1560 года[1].

С XVII века ? столица донского казачества, затем Войска Донского. С 1618 года казаки получали государственное жалование. В 1637 году отсюда начался азовский поход, известный также как ?Азовское сидение?, когда, взяв турецкую крепость Азов, казаки обороняли её четыре года (1637?1641). В 1644 году сюда была перенесена столица Донского войска. В Черкасске в 1667 году началось восстание Степана Разина, бывшего уроженцем Черкасска, а в 1708 году тут был убит Кондратий Булавин, что означало конец восстания, известного под его именем. В 1744 году Черкасск практически полностью выгорел и позже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была перенесена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском, а к концу XIX века потерял статус города.

Станица Старочеркасская относилась к Черкасскому округу Области войска Донского и на 1918 год включала следующие хутора:

Алитуб,
Андропов,
Арпачин,
Больше-Безводный,
Больше-Таловый,
Будников,
Булочкин,
Верхне-Подпольный,
Верхние Хорули,
Воровско-Балкский,
Вуколов,
 
Мой русский друг, сам из Карача, 2 года назад гостил у родственников в Ростове и Азове. Приехал и рассказал интересный хапар. В Азове на базаре от местных русских он то и дело слышал... "карачаевские" слова Например рыбу они называют чабак. Но не всю, а какие-то виды. Ещё пару тройку слов называл, никак не могу вспомнить.
Интерестно
Так какие племена там проживали? Черкасы? Половцы? Клобуки?
 
AliveAgain
Один ростовский казак, торговец антиквариатом в Пятигорске, уверял, что в их казацких деревнях их старики до сих пор говорят на карачаево-балкарском языке..
надо бы проверить..
 
Черка́сы ? согласно Карамзину, название торков и берендеев. Обычно использовалось в правовых актах как экзоним преимущественно украинских козаков до того как термин стал вытесняться в XVII веке другим термином ? "малороссийские казаки
 
Касоги, или косоги ? племя, проживавшее на Северном Кавказе и на Кубани ок. X?XIV вв. н. э. Как союзники аланов, воевали против Древней Руси.

Къазокъ (Касог)- переводится, как Каз- гусь, лебедь; ок- род.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный