Расширенный поиск
12 Декабря  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чомартны къолу берекет.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Зарда марда джокъ.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Хата – гитчеден.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
Страницы: 1
вопрос про аул Джамагъат, _____
 
Ас салам алейкум джамагъат, хотел поделиться кое какими фактами, всю жизнь я думал про аул Джамагъат в Теберде что он был населен карачаевцами, однако недавно я наткнулся на это
"Мы остановились на месте этого некогда знаменитого аула, населенного абреками из абхазского воинственного племени цебельдинцев, живущих по ту сторону гор и до 1860-х годов упорно сопротивлявшихся русским. Лет 40-50 назад, говорит местное предание, аул посетил мор и унес большую часть жителей. Действительно, за Джемаатом мы увидели на другой день обширное кладбище, огороженное из чувств благочестия карачаевцами. Версты на полторы мы видели кучи камней, остатки бывших саклей. Слава о Джемаатских удальцах далеко распространилась".

© А. Дьячков-Тарасов. В горах большого и малого Карачая.


"В поэме «Хаджи-абрек» воспет дагестанский аул Джемат. На самом же деле под этим названием не существовало аула в Дагестане, а был аул в пределах нынешней Карачаевской автономной области - абазинский аул Джемагат. Развалины его до сих пор показывают карачаевцы в бассейне реки Теберды. В данном случае Лермонтов использовал лишь название абазинского аула, а содержание поэмы построил на ином, не абазинском материале". Л.И. Лавров. Абазины в творчестве Лермонтова.

исходя из этого я понял что ,

Дьячков-Тарасов воотчию видел развалины аула и воочию услышал от местных карачаевцев, что село было абазино-абхазское, причем сами же местные карачаевцы дали конкретное указание на то, что жители села были именно из племени цебельдинцев. Т.е. не просто абазины или абхазы, а именно цебельдинцы.
пока я склоняюсь мнению что этот аул был абазинским, или абхазским, пока неувижу факты об обратном, есть ли у нас такие факты потверждающие что аульчане именно были карачаевцы? или нет?
 
Caucasian, аул на р. Джамагъат был основан несколько раз.

Второе поселение помещается на правом берегу Тебер­
ды при впадении в нее речки Джамагат. Здесь также со­
храняются следы от фундаментов зданий, следы оград
земельных участков, различных по площади и по форме.
Рядом с развалинами находились три могилы, обнесенные
четырехугольными высокими оградами, сложенными из
камня на известковом растворе. Судя по виду развалин
и могил, можно считать это поселение довольно поздним.
Развалины эти пользуются широкой известностью, так как
их связывают с аулом Джамагат, воспетым М. Ю. Лер­
монтовым в стихотворении «Хаджи Абрек». Между кара­
чаевцами и черкесами идут споры о том, кому из них при­
надлежал аул Джамагат. На наш взгляд, этот спор должна
решить археология. В литературе для туристов он припи­
сывается черкесам,52 но археологическими данными это не
подтверждается. Высокие в рост человека каменные огра­
ды вокруг могил не характерны для черкесских погребений.
Нам пришлось одну из таких могил вскрыть близ аула
Карт-Джюрт, у истоков Кубани. В ней оказалось карачаев­
ское погребение. Думаем, что и на развалинах Джамагата
были такие же могилы и что сами развалины являлись
остатком карачаевского аула.

МИНАЕВА Т.М. К ИСТОРИИ АЛАН ВЕРХНЕГО ПРИКУБАНЬЯ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ. 1971 г. стр. 36-37


"Тебердинская есть молодая колония Учкулана, где излишек населения побудил многих переселиться; но ещё гораздо раньше с Баксана па Теберду перешли горские татары, аулы которых, однако, вымерли. Сами карачаевцы называют себя родственниками баксанских татар и следующая элегия также указывает на это родство. Дворянин Ахлав Каркмазов (верно: Ахлау Коркмазов, - Ред.) в Тебердинской рассказал нам эту элегию с большим увлечением, на благозвучном татарском языке, содержание которой нам перевел ученик I-й гимназии Ф.Пр…, совершивший с нами эту прогулку. Вот содержание её: Ухабича (верно: Уха-бийче, - Ред.), из рода. Урусбиев, по смерти своего мужа, переехала со своими сыновьями, Алхазом и Мурзой, и племянником Муссусом (верно: Мусососом, - Ред.), сопровождаемая многочисленным народом, с Баксана на Теберду, где она поселилась. Ухабича пользовалась большим авторитетом. Несколько лете они жили в полном довольствии и счастии. Но вдруг появилась злая «эмина» (т.е. холера), от которой Алхаз и Мурза скончались в один и тот же день.
Встала Ухабича со своего ложа, плакала и жаловалась: «В то время, как я погнала стада па пастбище, на моем дворе выросла такая густая трава, что и змее невозможно было проползти; также скоро умерли мои дети, так что я не знаю даже, кого из них первого постигла смерть. Когда на Баксане узнают эту весть, то там соберется столько народу, сколько собирается на свадьбах, и прольют горюя слезы по погибшим. Не стало уже Алхаза и Мурзы; кто же теперь выезжать станет коней аула Мекерского[i]? Кто станет уводить их из аула Мекерского[ii]? Уже снег падает на гор Муху, а хлеб все еще лежит не смолотый на арбе; быки стоят запряжены, но нет никого, кто бы их выпряг. Один Муссус остался у меня, самый скверный из всего рода Урусбиев. Я построила мост через речку Кича-кол, такой большой и крепкий, чтобы он удер­жался навсегда; плохие балки унесла вода, по лучшие балки остались. А у меня смерть похитила сперва лучших моих сыновей и оставила мне самого плохого. Я не должна плакать и горевать, потому, что алькоран мне запрещает это, но как мне не проливать слез, когда я лишилась своих детей? Люди, пришедшие со мною с Баксана, бежали из аула и живут в горных трущобах; отцы и матери там вымер­ли, одни дети остались, и нет никого, кто бы позаботился о них. Они плачут, как маленькие козлята, родившиеся в лесу, когда мать их покидает. Должно быть, мы страшные грешники, что Бог так жестоко нас наказал. Хлеб стоит созревший на поле, но нет никого, чтобы собирать его; стада, оставшиеся без пастухов, разбрелись. Прежде никто не смел без моего позволения оставить аул, теперь же все они ушли от меня без спроса; 100 дворов вышло со мною из Урусбиевского аула, а теперь только немного их осталось. Лучше всего было бы умереть и мне!» Так горько плакала Ухабича...


[i] Мекерский аул славился своими лошадьми


[ii] Конокрадство считалось особенным геройством
К.Ф. Ган, В верховьях Кубани и Теберды (июль 1892 г.) /
 
В сер. 19 в. был еще аул Карабашевых и Маршания в Теберде, который пробыл там не долго, лет 15, и бsk разогнан после Восстания в Карачае 1855 г.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный