Расширенный поиск
19 Декабря  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Хатерли къул болур.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
Страницы: 1
Басият Абаевич Шаханов, Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо ти
 







Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо тихой сытой карьеры чиновника, он принял Ислам, сменил имя на Басият Абаевич и посвятил жизнь тому, что сегодня называют правозащитной и общественной деятельностью, которую переоценить трудно.

статья о нём по ссылке: http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/basijat_shakhanov/28-1-0-1777

Составленное им Возражение абрамовской комиссии по ссылке: http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/vozrazhenija_abramovskoj_komissii/28-1-0-1797

Составленное Басиятом Шахановым возражение абрамовской комиссии имело колоссальное значение, т.к. эта комиссия своими выводами пыталась обосновать, что в Балкарии не было частной собственности на землю и забрать все балкарские земли в казну.

И думаю, необходимо сказать огромное спасибо Тамаре Шамшудиновне Биттировой, которая вернула из небытия имя этого человека.
Изменено: Jashau-Ulu - 25.03.2015 07:49:30
 
По поводу одного удивительного проекта

В № 358 «С.-Петербургских Ведомостей» за минувший год была помещена статья некоего г. Карцова: «Причины разбоев на Кавказе». Оставив в стороне критику г. Карцовым статьи г. Шошина по тому же вопросу, напечатанной в № 320 «С.-Петербургских Ведомостей», остановимся на том способе прекращения разбоев, который рекомендуется самим г. Карцовым.

Г. Карцов предлагает не более не менее как переселить всех туземцев Северного Кавказа, - куда бы вы думали, читатель? - в Туркестан, «в обширные среднеазиатские пустыни»! Вот уж подлинно благодарю, – не ожидал! До сих пор мы слышали немало всякого рода проектов борьбы с этим злом: были тут и хорошие, и дурные, и постепенные, и энергичные, но из всех их, проект г. Карцова является, без сомнения, самым... удивительным!

Подумал ли г. Карцов, как будет себя чувствовать Кавказский туземец, выросший среди родных гор, где каждый клочок земли, каждый камень связан с памятью его предков, будучи выброшенным, по собственному признанию г. Карцова, в пустыню? знает ли г. Карцов, как привязан туземец к своей родине? Известно ли автору этого остроумного проекта, что десятина земли в горах ценится в 2-3 тысячи рублей и, что горцы все-таки предпочитают свои жалкие клочки десяткам десятин удобной земли, которые они могли бы получить, выселившись всего за 30-40 верст от родных аулов на плоскость? А г. Карцов предлагает им переселиться в среднеазиатские пустыни!

Забавные соображения высказываются далее г. Карцовым. Упомянув вскользь о каких-то «различных пособиях (?) и агрономических улучшениях (?) со стороны правительства», в случае подобного переселения, автор говорит, что «туземцам, ПРИ ПОСЕЛЕНИИ ИХ СПЛОШЬ, могла быть предоставлена свобода самоуправления, согласная с их бытом, без слишком близкого соприкосновения с русской полицией». Что хочет сказать г. Карцов этой туманной фразой о «свободе самоуправления, согласной с бытом»? Не значит ли это, иными словами, «взять вас всех гуртом, зарыть в пески, и живите вы там, как знаете! Хотите резаться - режьтесь, желаете воровать - воруйте! Лишь бы нас, русских, не трогали!».

Словом, по логике г. Карцова выходит, что зарежет чеченец русского - это разбой, а зарежет чеченец чеченца - это «самоуправление, согласное с бытом».

Поистине удивительная мера борьбы с разбоем.

Не менее забавен и еще один аргумент, которым г. Карцов пытается поддержать досужий плод своей фантазии. По его мнению, переселение это должно состояться тем легче, что, «по словам историков, из Средней же Азии и вышли Кавказские горцы!». Это уже настолько наивно, что и возражений не требуется.

Но что всего оригинальнее в этой сплошь, впрочем, оригинальной статье, так это то, что автор проекта выселения горцев в пустыню причисляет себя к числу «истинных друзей» этих последних! «Об этом» (т. е. о переселении) «туземцам следовало бы серьезно подумать и послушать совета своих истинных друзей, вместо тех софистов, которые льстят их чувствам и незаметно увлекают их в бездну». «Истинный друг» намекает здесь на г. Шошина: с точки зрения г. Карцова, г. Шошин действительно сильно провинился! Сей злонамеренный муж мало того что решился проводить на столбцах «столичной газеты» «ложный взгляд», будто с разбоями следует бороться путем школы, но еще пытается всех их коварным образом «увлечь в бездну»... просвещения и улучшенного материального благосостояния!!! Поистине ужасный человек! Спасибо вам, г. Карцов, что предостерегли нас от этого «софиста», а то мы могли бы, по простоте душевной, попасть к нему в когти!

Не могу обойти молчанием и еще одно великолепное место в статье г. Карцова. Высказав взгляд, что каждый, даже «служащий на русской службе» туземец «по обычаям страны» не откажется держать у себя притон для разбойников, г. Карцов пишет: «Разбои также встречают сочувствие среди интеллигенции городов (!). Прежде всего адвокаты, которые являются защитниками ex officio - они, конечно, влияют на суды, затем представители вольных профессий (?!), и в результате ложный взгляд, проводником которого явился г. Шошин даже в столичной газете!».
Здесь все одинаково хороши: и интеллигенция, сочувствующая разбоям, и адвокаты, влияющие на суды и тем делающие занятие разбоем вполне безнаказанным, и затем... затем «пред-ставители вольных профессий» (!!!). Что это за зверь такой, эти «представители вольных профессий» - одному Аллаху, да разве еще г. Карцову, известно! Уж не журналистов ли имеет в виду великолепный прожектер? Или, быть может, отставных трагиков и вообще лиц, подававших некогда блестящие надежды, но попавших волею судьбы в бедственное положение и тем поставленных в необходимость избрать «вольные профессии»?! Очевидно, СТОЛИЧНЫЙ сотрудник СТОЛИЧНОЙ газеты и этих представителей вольных профессий не прочь причислить к провинциальной интеллигенции. Что ж! De qustibus non disputant uni est!

Статья напечатана в газете «Казбек» в 1899 году в № 390 от 3 января, подписана «Шаханов-Джанхотов».
 
http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/po_povodu_odnogo_udivitelnogo_proekta/28-1-0-1779
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный